Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение



Пост N: 948
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.18 13:11. Заголовок: Алексей Федорович Лосев


http://zavtra.ru/blogs/losev_podvizhnik_vechnosti?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

...Три формы единого процесса познания (получения, хранения, преобразования и трансляции информации): предметно-логическое (объект-объектное), эстетическое (субъект-объектное) и этическое (субъект-субъектное), — а также принципы взаимодействия между ними.

Предметно-логическое познание – самая фундаментальная, самая широкая и относительно "спокойная" область человеческой деятельности: действие равно противодействию, скорость света в вакууме постоянна, при сжигании водорода образуется вода, по одной кости восстанавливается полный скелет животного, а по форме каменных орудий определяется эпоха, в которую они созданы. Оно касается познания человеком объект-объектных отношений, т.е. взаимодействий между объектами, процессами, явлениями, взятыми в отношении друг к другу и к самим себе.

Иное дело – познание эстетическое, при котором некий объект не только представлен в ином объекте (например, бизон – в наскальном рисунке охрой и углем), но и взят в отношении к отражающему субъекту. Такое выделенное субъект-объектное отношение проявляется и в выборе значимых элементов (свойств) отражаемого объекта, и в воплощении этих свойств уже в иных отношениях, чем они даны в действительности. Тем самым искусство кладет начало очеловечиванию мира, уже познанного в предметно-логической деятельности. "Все сущее – вочеловечить!" – слегка измененные стихи Александра Блока явственно выражают суть эстетического познания.

Наконец, этическая форма познания охватывает субъект-субъектные отношения, возникающие в том случае, если объект познания в процессе взаимодействия с ним проявляет свойства, которые могут быть присущи только субъекту. Здесь необходимо отметить, что набор таких свойств и качеств исторически изменчив, а человеческая деятельность в этой сфере приобретает характер поведения (и ритуала).

Отношения, связи и взаимодействия, которые возникают между тремя этими формами познания, равно как и объём освоенной ими действительности, являются специфическими характеристиками любой человеческой общности и составляют понятие "культуры". Продолжая тему "сократовского круга", можно изобразить их в виде трех концентрических кругов, внешний из которых представляет предметно-логическую деятельность, внутренний — этическую, а промежуточный — эстетическую.

Общий объём человеческого знания и, соответственно, граница познанного с непознанным определяются объёмом знания предметно-логического, а эстетика и этика следуют за ним. Но данный факт вовсе не означает, будто развитие этики всегда идет медленнее, чем развитие эстетики, а последней, в свою очередь, всегда медленнее, чем развитие предметно-логического знания. Такое положение верно лишь в принципе, в пределе, но не для каждого конкретного культурно-исторического сообщества. Напротив, даже в "отставании" этики от эстетики заложена возможность их ускоренного развития в определённые исторические периоды, ибо тем самым накапливается материал для такого ускорения.

Все мы помним или хотя бы слышали термин "научно-техническая революция" — период ускоренного развития предметно-логического познания, временные пределы которого от конца 1968-1969 гг. можно при желании "дотянуть" в прошлое чуть ли не до эпохи Возрождения. Вряд ли кто-то будет сомневаться в том, что возникновение христианства (и ислама) было своего рода "этической революцией", то есть периодом ускоренного развития этического познания.

Следовательно, в истории человечества и в истории конкретных человеческих сообществ должны иметь место и "эстетические революции". Лосев, создавший восьмитомную "Историю античной эстетики" и даже однотомную "Эстетику Возрождения", по сути, изучал проблематику "эстетических революций" прошлого. Поскольку современное человечество после "точки катастрофы" 1968-1969 гг., по всем признакам, вступило в переходный период от "эпохи НТР" к эпохе новой "эстетической революции", значение творчества Алексея Фёдоровича (как и творчества Бахтина, и творчества Ильенкова) для России и всего мира в обозримой перспективе будет только расти и становиться всё актуальнее.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет