Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.06 14:11. Заголовок: Ефремов и цензура


Просматривая читательские рецензии "ТА" на Альдебаране, наткнулся на следующее (немного подредактировал):

Увы, и здесь все тот же обрезанный совковыми цензорами вариант книги, что и везде в сети. :-(((

wjaguar, 12.01.2005 00:56


Первое издание необрезанного варианта:

Ефремов И.А.
Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 6. Таис Афинская: Ист.роман.- М.: Современный писатель. 1992.- 496 с.
ISBN 5-265-02740-8

Издавался ли полный вариант после 1992 года, мне неизвестно.

wjaguar, 16.08.2005 12:24

Что тут верно, а что – легенды. И что вообще из творчества ИАЕ попадало по цензуру. И где взять не подцензурные версии. Если они вообще существуют.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 52 , стр: 1 2 All [только новые]







Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.06 15:00. Заголовок: Re:


Попробуйте в Интернет «букиничке» http://matveev.alib.ru/

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.06 19:11. Заголовок: Re:


Об урезании цензорами "Таис Афинской" слышу первый раз. Скорее всего, просто первая публикация - в журнальном варианте - была с неизбежными для журнала сокращениями.
(Я был неправ - см. тему "Таис Афинская" - авторская редакция? - А.К. 11.02.2016)

Издание 1992 года воспроизводилось позже, например - нижегородским изданием 1998 года. Про остальные точно не знаю.

"Лезвие бритвы" и "ЧБ" были исправлены самим автором после первой публикации. Так, в ЧБ Ефремов переписал трагическую развязку в Кин-Нан-Тэ. В первом издании также не было подробного описания памятника звездолётчикам в Прологе.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.06 19:12. Заголовок: Re:


А вот отличия первого издания "Лезвия бритвы" от последующих:

-----------------
ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ

Ставропольское
книжное
издательство
1987

ББК 84Р1-44
Е92

Текст печатается по изданию: И. Ефремов. Лезвие бритвы.М.: Молодая гвардия, 1963.

Оформление художника С.Д. Солдатова

1 КОРНИ ГНЕВА
1. АННА
2. УЗКАЯ ЩЕЛЬ

... Но создать институт, посвящённый психофизиологии, ещё не
догадались, а надо бы несколько таких научных центров.
- Довольно, - шутливо поднял руки вверх Андреев. – Кстати, это
ваша статья здесь? – Геолог поднял со стола научно-популярный журнал.
- Моя, - подтвердил Гирин.
- М-да! Как прав был Ленин, говоря, что фантазия – качество
величайшей ценности! Я бы присуждал степени магистра фантазии, -
геолог потряс книжкой журнала.
- Фантазии тут мало, - пожал плечами Гирин. – Прочитал статью о
динозаврах нашего известного палеонтолога в журнале «Природа». Там
убедительно объяснялось, что эти колоссальные ящеры, величайшие на
Земле животные, были большими не потому, что у них, оказывается, был
развит большой гипофиз – железа внутренней секреции, стимулирующая,
между прочим, и рост. Наоборот, гипофиз был большим, чтобы
стимулировать быстрый рост и приспособление к окружающей среде. Это
мне понравилось. Действительно, если животное велико, то оно должно и
расти быстро, иначе погибнет, живя в условиях, в которых нужна
величина. И тут я сразу подумал о китах. Китёнок растёт «не по дням,
а по часам», прибавляя в весе по сто килограммов за сутки. А если
так, то гипофиз кита должен быть сравнительно большим, и при добыче
китов его надо использовать для получения гормона гипофиза, важнейшей
из всех желез внутренней секреции.
- Неужели для добычи килограмма гормона...
- Нужно четыреста тысяч свиней? Да, это так. Конечно, это
добывается попутно при забое на мясокомбинатах, но всё же найти новый
источник, да ещё богатый, было бы хорошо. Вот я и написал статью, что
нужно из китов, и особенно из молодых, добывать гипофиз.
- И тем самым получился мост от палеонтологии, от давно вымерших
динозавров к современной медицинской промышленности!
- Так и должно быть в каждой науке. Эти мосты есть везде, жаль,
что мы их не всегда видим. Однако уже поздно. Мне всегда интересно с
вами, и я забыл о времени. Ещё чашку испить, и пора шагать. Теперь я
с капиталом и завтра же приступлю к исполнению одного долга.

3. ТУСКЛЫЕ СТЕНЫ

- Тому причин немало! И, конечно, главная в том, что выполнение
скульптуры в таком античном стиле – это нещадный, долгий труд. И глаз
нужен, как у орла! И еще труд найти модель. Вам невдомёк, а я сразу
понял – редкая модель, позировала без трико, чтобы художник мог
увидеть все эти мельчайшие подкожные мускулишки и западинки, которые
вам и кажутся живым телом. А для этого надо натуру высшего класса, с
таким вот живым телом и кожей.
- А разве обычно позируют в трико? Я совсем не так это себе
представлял.
- Вы, разумеется, судите по картинам, где мастерская скульптора
написана как фон для того, чтобы изобразить нагое тело. Был придуман
такой приём художниками в защиту от ханжей. А на деле натурщица
затянута в трико, как балерина. Скульптору даже легче: поверхность,
как говорят, обобщается; впрочем, и скульптура-то современная
построена на обобщениях, зачем ей поверхность? Создать, проявить,
собрать красоту человека – такую, чтоб она была реальной, живой, -
это большой подвиг, тяжело. Проще дать общую форму, в ней
подчеркнуть, выпятить какие-то отдельные черты, отражающие тему, -
ну, гнев, порыв, усилие.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.06 19:13. Заголовок: Re:


4. КОРОЛЕВА УЖЕЙ

... Дверь из комнаты молодых распахнулась. Летчик, кое-как
одетый, с чемоданом в руке, обернулся на пороге, грязно выругавшись.
Его молодая жена, отчаянно рыдая, цеплялась за рукав разъярённого
мужа и, грубо отброшенная, упала на колени. «Проститутка!» – заорал
лётчик и выскочил из общежития, так хлопнув дверью, что зазвенели
стёкла.
Прибежавшие подруги подняли Надю, усадили на постель, прикрыли
одеялом. Из бессвязных всхлипываний удалось понять, что Надя не была
невинной девушкой, но побоялась сказать об этом своему любимому. Она
думала, что как-нибудь скроет то, что было коротким и неудачным
романом её юности. Но лётчик почёл себя оскорблённым в лучших
чувствах, ограбленным и обманутым. Никакие мольбы не тронули
ревнивца, он так и не появился больше. А Надя впала в тяжкое
оцепенение. Бедная девушка сидит целыми днями в углу: подруги взяли
её в свою старую комнату. Если там никого нет, то она не зажигает
света, ничего не ест. Что-то надо сделать, вывести её из этого
состояния.
- Я пробовала и девушки тоже, не удаётся. Может быть, ты придёшь,
поговоришь с ней? Надя твердит одно: жизнь кончена, сама себя
погубила, кому нужна теперь такая?
- Ну уж и лётчик, изувер какой-то! – возмутилась Сима.


... Вот так и тут: он, Гирин, вспоминает не действительность
прошлого, а некий экстракт самого лучшего, красивого и милого сердцу.
Он долго всматривался в висевший над диваном большой портрет
балерины работы Серебряковой. Девушка в пышном костюме романтических
сказок прошлого века, слегка склонив своё обрамлённое чёрными
локонами лицо, смотрела с пристальной и грустной задумчивостью. Гирин
хмурился, что-то соображая, потом шагнул к столу и, слабо улыбаясь,
извлёк из папки рисунок, который прикрепил на место снятой Пьеретты.
Исполненный в сочных, чистых красках, он изображал танцовщицу,
стоявшую на носке левой ноги, высоко поджав согнутую в колене правую.
Обнажённые руки поддерживали длинный терракотовый шарф. Лицо, совсем
круглое и длинноглазое, склонялось к правому плечу. Сходство лица и
фигуры с Симой удивило и обрадовало Гирина. На танцовщице были тёмно-
фиолетовые рейтузы, широкая полуюбочка, ярко-синяя снаружи и жёлтая
изнутри, тугой зелёный корсаж и прозрачные крылышки за спиной.
«Бакст. Труханова в роли Пери», - гласила надпись.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.06 19:14. Заголовок: Re:


5. ДВЕ СТУПЕНИ К ПРЕКРАСТНОМУ


...В нашем веке прошло несколько волн таких лжемодернизаций с
выдумками не хуже, чем сейчас.
- Я понимаю, - сказала Сима.
- Раз по телевизору я смотрел у знакомых чемпионат мира по
фигурному катанию. Выступали две пары, та и другая канадцы, и обе –
самого высшего класса. Они заняли, не помню, какие, но близкие к
первому месту.
- Видели! Знаем их! – воскликнули Сима и Рита.
- Очень симпатичные! – продолжала Рита. – Обе партнёрши похожи
друг на друга, маленькие, чёрные, настоящие француженки. А фигурки,
о, почти как у Симы.
- Ладно, не мешай Ивану Родионовичу.
- Так если помните, мне нечего объяснять. Одна пара исполняла
свой номер под какой-то классический отрывок, и все их отточенные
движения плавно, изящно, с виртуозной лёгкостью переливались и
струились соответственно музыке. Они были великолепны! Но выступила
вторая пара под чёткий ритм танца, с движениями резкими, отрывистыми
и быстрыми. Я не знаток и не могу сказать, чьё спортивное мастерство
было выше. Но я почувствовал, что мне больше нравится чёткий и резкий
ритм.
- Это хорошо, - заявила Рита. – Значит, вам понравиться и Сима.
Мы с ней две противоположности. И она как раз такая вот резкая,
быстрая, вся ритмическая насквозь. Поэтому и выбрала такое адажио.
- Я хотела было симфонические танцы Рахманинова, - сказала Сима,
- в них есть одна часть, нравящаяся мне просто отчаянно. Но помешали
длинные паузы, не набрать нужной суммы движений. Простите, Иван
Родионович, мы говорим, говорим, а вам пора.
- Сами виноваты, разговор интересный, - сказала Рита.
- Очень хотел бы остаться, но ждёт больной. К больному нельзя
опаздывать – такова старая врачебная этика.
- Разве вы практикуете, лечите? – спросила Сима, провожая Гирина
в свою шкофообразную переднюю.

...сидел неподвижный, как изваяние, опасаясь нарушить драгоценное
чувство близости своей спутницы.
Внезапно он понял, насколько психологически верна поэма
«Переулочки». Ступень за ступенью, отрываясь от элементарных чувств,
восходит сознание ко всё более широкому восприятию красоты.
«Отлично», - решил Гирин, - вот и заглавие для реферата лекции,
который хотят опубликовать художники: «Две ступени к прекрасному».


6. ТЕНИ ИЗУВЕРОВ

Сима вся подтянулась и шла, осторожно ступая, будто опасаясь западни.
Они вполголоса приветствовали знакомого Гирина – хранителя
средневековых инкунабулов.


Очень удобно: неурожай – ведьмы устроили; коровы не дают молока –
ведьмы; напала вредная мошкара на виноград – ведьмы, и так во всём. И
вот результат: все допросные листы наполнены признаниями несчастных
женщин в том, что вызывали голод, мор скота, болезни людей.


7. «ЭКС СИБЕРИА СЕМПЕР НОВИ»


- И мне нравится происходящее освобождение от лишней одежды, -
отозвалась пожилая, почтенного вида дама – известный археолог. –
Подумать только, сколько ткани накручивали на себя наши бабушки, да
что бабушки – мамы! Жаль, медленно идёт процесс, ещё много у нас
ханжества, и не научились мы все радоваться красоте тела.

- В заботе-то как мать! А кофточки у всех трёх одинаковы!
Ничего не понимающий Андреев оглядел смутившуюся Евдокию, которая
погрозила брату кулаком и выскочила за дверь.
Заметив на груди Евдокии две аккуратные заплаты, Андреев уразумел
смысл слов Селезнёва. Твёрдые как дерево груди быстро протирали
материю и у тридцатилетней вдовы и у обеих девчонок, одинаково полных
здоровья.

...буркнул Селезнёв, скрывая довольную усмешку.

Конец первой части



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.06 19:15. Заголовок: Re:


2ЧЁРНАЯ КОРОНА

1. БЕРЕГ СКЕЛЕТОВ
2. СОКРОВИЩА АФРИКИ
3. ЧЁРНАЯ КОРОНА
4. ФЛОТ АЛЕКСАНДРА
5. ПЛАЧУЩИЕ ПОЕЗДА

3 ТОРЖЕСТВО
ТИГРА

1. ДАР АЛТАЯ
2. КОЛЬЦО С ХИАСТОЛИТОМ
3. ТВЕРДЫНЯ ТИБЕТА
4. ТОРЖЕСТВО ТИГРА
5. ТРОПА ТЬМЫ
6. САДЫ КАШМИРА
7. ЗВЁЗДНЫЙ ОГОНЬ

- То-то ты жаловалась, что не можешь больше здесь ходить на
пляжах в купальнике под жаркими взглядами индийцев, потому что это
всё равно что идти голой!
- Да, гадкое чувство! Милые индийские спортсменки, каким
мужеством надо обладать им!
- Положим, самые обычные прозрачные сари нисколько не лучше
твоего купальника, - возразила Леа.
- Лучше, и по очень простой причине – они привычны. Всё дело
только в этом, а если женщине надо показать свою фигуру, то сари
сделает это нисколько не хуже, чем даже бикини.

8. АПСАРА ТИЛЛОТТАМА

4 ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ

1. КАМНИ В СТЕПИ

...к сигналам из отделившегося подсознательного. Я предполагаю
вначале применить буфотенин. Возможно, понадобиться повысить
содержание серотонина в мозгу или попробовать курение
южноамериканского растения – семян кохабы. Кроме того, следует
повысить интенсивность мышления. Вот и всё.
- Как же сделать мышление интенсивнее? – спросил Сергей.

Соединённая с разумом, эта сила действовала, как целый десяток
мастодонтов. Глыбы шаг за шагом медленно ползли в степь, становясь
там навеки надёжным убежищем сильных и предметом робкого поклонения
потомков, ослабевших к переменчивой судьбе древних племён.
Движение каменных крепостей в степь что-то напоминало Селезнёву.


По недосмотру ли Сергея или по умыслу кого-то из присутствовавших
на опытах пропал протокол пробы нового препарата с 8-азагуанином, по
предположению Гирина биохимически стимулировавшего памятные узлы
наследственной информации.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.06 19:15. Заголовок: Re:


2. МИНОНОСЕЦ «БЕЗУПРЕЧНЫЙ»

...Знаете что: мне надо пойти взрезаться и потом... может быть,
пойдём ко мне? Я давно хочу показать вам ваш портрет – «Балерину»
Серебряковой.
- Как это «взрезаться»?
- Разрезать палец, - Гирин извлёк из кармана забинтованную правую
руку, - иначе, вскрыть абсцесс.

...и прыжки в воду – восьмое. И не в каком-либо всесоюзном или
европейском масштабе, а по Федерации.
- Словом, вы не можете совершить ничего выдающегося, но зато
делаете хорошо многое.

Гирин принялся хохотать. Сима тоже рассмеялась и спросила:
- Ну что я сказала смешного?
- В искупление вины вот ещё один ваш портрет.
- Сколько же их у вас?
- Всего два. Это Наташа Труханова, изображённая Бакстом в роли
Пери, - ответил Гирин на немой вопрос Симы. – Была такая
последовательница Айседоры Дункан, русская балерина, прославилась в
Париже в десятых годах нашего века. Потом вышла замуж за генерала
Игнатьева, вернулась на родину и умерла в Москве не так давно.
- Что ж, вы, пожалуй, правы! – призналась Сима. – А где вы
достаёте такие вещи?
- Наткнулся случайно. А когда встретил вас, сразу вспомнил
Труханову именно в роли Пери. Тогда и повесил на стенку.
- А эта художница, - Сима повернулась к портрету балерины, - как
вы назвали её?
- Зинаида Серебрякова. Вы видели её картину «За туалетом» в
Третьяковке? Вспомните, девушка в белой рубашке у зеркала.
- А вокруг голубые и серебряные флаконы. Дивная вещь, но что-то я
её давно не видела.
- Неужто убрали?

- И ещё – не любят люди псевдорабочих песенок с мелкими
чувствами, якобы свойственными рабочему классу. И правильно. Почему
человек должен ограничивать свои чувства рамками жизни на
производстве и элементарными стремлениями вне его: снял комбинезон,
пошёл по улочке к девчатам, попел, попил, поехал на футбол? Право,
старая, неграмотная Русь создавала свои чудесные лирические песни,
считая, что она чувствует и мечтает не хуже, а лучше образованных
классов. Кстати, так оно и было в самом деле. Все эти попрыгушки
отталкивают слушателя и раздражают его.

- Наверное, это сделали в период борьбы с русским прошлым, о
которой вы только что вспоминали.
- Но вы уверены, что родителей нет в живых?
- Мне сообщили, что «умерли и не в чём не виновны».
- Скажите, это и было причиной того, что вы так и не были у Риты?
- Вы угадали.

...У нас с ним жизнь сразу как-то не ладилась. А когда выяснилось,
что моё происхождение может повредить ему в заграничных поездках,
Пётр настолько испугался, что смог сказать мне об этом. Я ушла, не
задумываясь, и заодно освободила себя от иллюзий, привитых с детства
книгами о мужской доблести, чести, рыцарстве.
- Психологическая статистика, - вставил Гирин, - ...



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.06 19:15. Заголовок: Re:


3. ЗВЕНЬЯ ЦЕПИ

Гирин поднялся, прошёлся вдоль стены.
- «Теперь слушайте это», - сказал он. – Так начиналось в старину
объяснение боевой обстановки в английском флоте.
Мы привыкли к меняющейся и совершенствующейся технике.

Теряется связь явлений и необходимых действий человека как члена
общества.
Мы попросту отвергли известные возможности индийских факиров из
страха, что они могут быть сочтены сверхъестественными. Тем самым мы
отказались от научного объяснения этих фактов, предоставив их
истолкование верующим в чудеса идеалистам.

...а только в льняной зимой и летом. Женщины и девушки ходили в
хитонах, не сшитых по бокам, почему и прозывались у афинян
«гимномерос» - голобёдрыми. Ходить с обнажёнными боками в не слишком-
то мягкую зиму Греции – это была такая серьёзная закалка, что
спартанки действительно не боялись холода, а их густые волосы вошли в
поговорку.

...в беге на дальние расстояния.
На одном из островов Японии, каком – не помню точно, самураи
издавна развивали особую технику борьбы без оружия. Ребром ладони они
ломают твёрдые доски или позвоночник человека и даже могут снести ему
череп.

4. МИЛОСТЬ БОГОВ
5. СЕРЫЙ КРИСТАЛЛ
6. УПАВШАЯ ЗВЕЗДА
7. МОСТ АШВИНОВ

Другие говорят, что человек «сокрушил вокруг себя куда больше
прекрасного, чем собрал в своих музеях и картинных галереях. Самое же
гнусное, что он пытается подчинить основные законы биологии временным
законам рынка».
Я беру эти слова из двух только что опубликованных американских
книг – «Молчащая весна» и «Наше синтетическое окружение», авторы
которых пытаются дать себе отчёт в дальнейшей судьбе человека в
условиях западной цивилизации. Судьба эта представляется им
печальной.
Всё больше становится у вас людей в тёмных очках, скрывающих
самое прекрасное в человеке – его глаза, боящихся правдивого взгляда,
честно отражающего чувства.

ЭПИЛОГ


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.06 03:19. Заголовок: Re:


У меня есть ЛБ 86-го года, изд-во «Правда» (это, наверное, было одно из самых массовых издний? тираж — 800 000) и какое-то 84-го, кажется. Как-то хотел дать почитать человеку, сперва пожадничал и думал дать издание 84-го года. Я им не пользовался и оформлено оно хуже, в общем, если потеряется — не жалко. Любопытства ради заглянул внутрь и ахнул — эпилог был попросту вырезан наполовину (я так и не понял, в чём там крамола), полистал, нашёл ещё какие-то расхождения и дал таки более новую. А сейчас смотрю — и «правдинское» издание неполное. Ввиду чего возникает вопрос — а какой текст канонический?
И какие исправления сделал сам Ефремов?
Меня вот эпизод о китах заинтриговал. В наши гринписовские времена это место звучит совсем уж по-живодёрски, я даже удивился. При поверхностном прочтении (как я сам первый раз прочитал бегло) возникает впечатление, что Ефремов оправдывает и призывает к забою китов. Он сам исправил или редакторы постарались?
Забой китов, сколько я помню, и 20 лет назад уже осуждался. Во всяком случае, изъятие этого куска выглядит совершенно по-современному политкорректно. Но искажает восприятие.

(Что любопытно, убой свиней никого абсолютно не трогает. Мы очень избирательные гуманисты. Пожалеем кабанчика в лесу иль там по глухарю какому слезу пустим — он редкий, он исчезающий, и спокойно скушаем их более массового родственника. Причём, о чём не любят писать ни сторонники, ни противники мясоедения — скушаем с явно выраженными положительными эмоциями. Дискуссии ведутся в русле «полезно — неполезно», но обычно смазывается тот факт, что «приятно». Мы радуемся, когда кого-то кушаем. Организму даже, может быть, не столько белки и аминокислоты нужны, вернее — не только, сколько эти положительные эмоции. На этом трещат все наши добренькие ценности — человеку убивать необходимо. Проще не заметить, чем признать)

Остальные правки тоже весьма любопытны. Удалена в основном конкретика — названия химических веществ, растений, имена людей (эпизод с картиной Серебряковой). Я где-то читал или слышал такое примерно такое высказывание: наши цензоры удивительно точно чувствовали, кого и где надо урезать, именно самую духовную суть произведений, при этом, как я понял высказывавшегося, даже если формально никакой крамолы не было и никаких особо жёстких высказываний в тексте не имелось. Типа того что, бездари всегда чувствуют талант.
А ведь действительно, лишая конкретики произведение, оно становится голой эфемерной декларацией, не имеющей опоры в реальности, хотя бы косвенной.

Но вот воля редакторов уже сравнительно либеральных времён середины 80-х мне непонятна совершенно. Скажем, эпизод про бойкие псевдорабочие песенки не тронули, слова о запасниках Русского музея есть (в конце 80-х словосочетание «запасники музея» было настолько популярным на волне снятия с полок кинофильмов, отмены цензуры печати и т.п., что я по младости стал думать, что слово «запасник» само по себе было запретно), про борьбу с русским прошлым — есть, но почему-то упонинание Трухановой и Бакста выкинуто напрочь, эпизод с девушкой лётчика присутствует (не сличал целиком ли), но почему-то эпизод с залатанными кофточками сибирских «принцесс» зарезан совершенно, я пока его на сайте не прочитал, так и не мог понять, при чём тут «кофточки у всех одинаковые». В общем, логика какая-то странная совершенно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.06 09:32. Заголовок: Re:


У меня издание 1986 года (Орджоникидзе, издательство «Ир»), и там все процитированные фрагменты на месте.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.06 14:27. Заголовок: Re:


Самое массовое - 1988 года той же "Правды" - 2 000 000.

Про мясо и радость от поедания его - у многих есть, у многих нет. У меня, например, нет. Мясо млекопитающих мне вообще тяжело есть, я и не ем его почти никогда. Птица - да, но стоит подумать о том, откуда что берётся - тоже порой отказываюсь. С рыбой в психологическом смысле проще, но рыбную ловлю как хобби никогда не понимал.

Я думаю, что необходимость убивать - это может быть невротическая реакция человека (компенсация) в условиях цивилизации. Например, у примитивных племён, от которых мы по идее должны были заимствовать соответствующий инстинкт, ситуация иная. У убитого животного выпрашивается прощение, его дух задабривается. Убийство ради убийства там невозможно - это стихийное экологическое сознание. Соответственно, невозможна и радость от процесса убийства. Одно дело - адреналин от противоборства с хитрым или сильным зверем, другое - торжество достигнувшего цели, и третье - удовольствие от процесса убивания.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.06 17:57. Заголовок: Re:


Нет, Сат-ок, причём тут удовольствие от убийства? Я о гастрономической радости. Человек для полноценного питания должен не просто сьесть набор веществ, а он должен вкусно поесть. Часто приводят такую фразу, что, мол, индийские йоги говорят, что энергия пищи заключается в её вкусе. И они, в общем-то, правы. Если рассматривать вкусовые ощущения как эстетические, то красота вкуса сигнализирует нам о том, что такая пища наиболее хороша для нашего организма, если так можно выразится, наиболее функциональна.
Но то же мясо на базаре или в магазине обезличенное и мы лично забоем не занимаемся как правило. Мы его получаем в виде некой бесформенной массы абстрактных килограммов, а в силу, скажем так, культурной специфики в результате совершенно забываем, откуда и как оно берётся. Это отрывает человека от реальности. Витаем в облаках. В легенде о жизни Будды говорится, что он был в крайней степени потрясён и шокирован столкнувшись в проявлениями реальной жизни — смертью, болезнью, старостью. Современных людей нашей цивилизации можно сравнить с ним до этого случая. За последние две тысячи лет было много сказано о любви, о духовности и пр. вещах из этого ряда, но при этом благополучно забываем, что наша жизнь обеими ногами стоит на чьей-то смерти. Я не призываю к вегетарианству и не пытаюсь вывести некую мораль, вроде осуждения убийства животных. Просто пытаюсь отметить тот факт, что мы часто плохо себе представляем цену нашей жизни и на чём она реально основана. Участие в обычном, отнюдь не ритуальном, зарезании курицы сродни некому лишению невинности. Этакое вкушение от древа познания. Городские жители по понятным причинам отчуждены от подобных действ. Может быть, зная, что такое обезглавленная курица (которая ещё и сбежать норовит), немного бы по-другому относились и к человеческой жизни. А про охотника вы очень правильно подметили.
Это, кстати, подводит к мылям, которые у меня последнее время вертятся — различии языческого мировоззрения и мировоззрения людей, воспитанных, вообще говоря, в христианской культуре. Внятно, правда, пока не формулируется ничего. Разве что что-то вроде того, что последняя, с одной стороны, гуманизировала дремучее, частенько полуживотное сознание, которое даже не столько сознание, а сколько подсознание, некий поток реальности, пропущенный через призму ощущений без рефлексии, а с другой — рафинировала до крайности оппозицию добро — зло, лишив человека первобытной цельности, переселив из «это есть» в виртуальное «так должно быть» (соцреализм прямо какой-то получается, ау, товарищ Жданов! всё до вас уже придумали). Кстати говоря, разрыв между кажущимся и действительным ведёт к неврозу, так вроде? Сколько не говори «халва» — слаще не станет.
А по теме — есть какие-то более-менее достоверные объяснения означенных цензурных правок? Или это просто издательства на бумаге экономили?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.06 18:30. Заголовок: Re:


Хорошо сказано. Особенно третий абзац.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 610
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Советский Союз
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.07 15:52. Заголовок: Re:


Коллега Пруль пишет:

 цитата:
У меня издание 1986 года (Орджоникидзе, издательство «Ир»), и там все процитированные фрагменты на месте.

Да, многие немосковские издательства печатали свои книги по первому, 1964 г. изданию.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 530
Зарегистрирован: 19.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.07 00:10. Заголовок: Re:

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 561
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.07 02:08. Заголовок: Re:


Ну отчего же бред? «Все кто не с нами — против нас». По-момему как раз яснее и некуда.
Вот любопытно, что за движение такое?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 531
Зарегистрирован: 19.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.07 12:11. Заголовок: Re:


Алекс, да в том-то и бред, что нет такого движения :) Просто чёрный лейбл из липкой ленты.

Татьяна - руководитель наряду с Ларисой Михайловой ЦНЗиК им. Ефремова и одновременно одна из активных деятелей Макаренковской ассоциации.

Депутат Смолин относится к Татьяне косвенно - он возглавляет в Думе комиссию по образованию, если я не путаю названия. Человек вызывает огромное уважение - он слепой, но чрезвычайно активен, чёток, сдержан и адекватен. К наследию Рерихов оба этих человека относятся, конечно, положительно, но не кладут в основу своей деятельности. Конечно, они контактируют периодически - но уж никак не на тему Рерихов или Ефремова. Их совместное поле деятельности прежде всего - борьба против "реформы" образования, в частности, ЕГЭ. И никакого спиритизьма :)

Вздор написанного г-ном Куликовым в том и состоит, что никакого центра "ефремовцев-оккультистов" во главе с Кораблёвой и Смолиным нет. Это примерно как, допустим, вас и Белякова записать в некую единую "секту" :) Или меня и, скажем, Ирину Горину :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 563
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.07 17:34. Заголовок: Re:


Совсем не удивлюсь, если в следующем издании окажутся и наши имена. Кстати, пойдём все вместе, без делений на Белякова, Дракона и Сат-Ока. :D Тенденция очевидна: всё, что больше двух человек - уже секта. Если уж ментовские диссеры защищаются на предмет, с явным уклоном на определение как "тоталитарной секты" практически любого самостоятельного объединения граждан, несанкционированного государственными органами и не вписывающихся в некие текущие идеологические стандарты. С такой точки зрения вообще любое объединение, обладающее свойствами структурности, может быть записано в "секты". Довольно любопытное явление. Фактически этот государев человек вслух в принципе отрицает гражданское общество.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 94
Зарегистрирован: 26.08.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.07 20:10. Заголовок: Re:


Тем более непонятно, как можно совмещать идеи Ефремова и Блаватской.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 614
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Советский Союз
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.07 20:53. Заголовок: Re:


Что можно сказать: г-н Куликов - лжец.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 533
Зарегистрирован: 19.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.07 22:36. Заголовок: Re:


Коллега Пруль пишет:

 цитата:
Тем более непонятно, как можно совмещать идеи Ефремова и Блаватской.

Блаватская совмещается с Ефремовым косвенно, через Рерихов. Впрямую их связывать нельзя, конечно

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 949
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.09 12:21. Заголовок: A.K. пишет: А вот от..


A.K. пишет:
 цитата:
А вот отличия первого (1963г.) издания "Лезвия бритвы" от последующих:

Добавлю:
"Но ведь высшие формы общества
могут быть созданы лишь воспитанными и дисциплинированными,
высокосознательными людьми - такова неизбежная диалектическая
взаимозависимость, неустанно подчеркивавшаяся Лениным {7b}. - стереотипное.
7b. В издании 1963 г. далее до конца фразы:
"...и четко сформулированная XXII съездом партии.

- Но ведь, кажется, сейчас законы куда более мудрые {3e}.
Так чего же бояться?
3e. В издании 1963 г. далее запятая и до конца фразы:
"...чем при сталинской мании видеть повсюду изменников, уже продавшихся
и готовых продаться!"

Довольно длительное время все это было
под запретом {3a}.
В издании 1963 г.: "В период культа личности всё это было под запретом".


UPD. 1. В издании 1963 года далее так:
"- Довольно, - шутливо поднял руки вверх Андреев. - Кстати, это
ваша статья здесь? - Геолог поднял со стола научно-популярный журнал.
- Моя, - подтвердил Гирин.
- М-да! Как прав был Ленин, говоря, что фантазия - качество
величайшей ценности!"
Почему-то про Ленина выбросили после 63-го. Не укладывается ни в какие наши "теории".

"...не уберегли великого нашего Ленина". Ну, это без промаха:) Во всех изданиях.
Оффтоп: Нет, действительно: кроме идеологического разреза должен быть, так сказать, стрелковый. Писатель может не стрелять по некоторым тарелочкам, но если не наберет минимально допустимого числа очков - не издадут. Как плохого стрелка. А ИАЕ радовался удачно изданному роману: на черном рынке он шел по цене как библия.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3751
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.09 12:46. Заголовок: С первой правкой цел..


С первой правкой целиком согласен — эстетически текст от этого выиграл, чай не тезисы для партконференции. А вот вторые весьма интересны.

Кстати, «стереотипное» — это какого издания стереотип?
У меня ЛБ в правдинском издании 86 года и оно, тут как-то обсуждалось, отличается от точно такого же правдинского годом илидвумя позднее изданного. А в неком издании 84 года так вообще целые абзацы текста выдраны, финал например где-то на полстраницы укорочен, если не больше.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 952
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.09 12:59. Заголовок: Alex Dragon пишет: к..


Alex Dragon пишет:
 цитата:
какого издания стереотип?

Это имхология:)
ОТЛИЧИЯ ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ РОМАНА (М.: Молодая гвардия, 1963),
воспроизведённого в бакинском издании 1984 г. и в ставропольском 1987,
ОТ ПОСЛЕДУЮЩИХ:

Я считаю изд 63 года и его воспроизведенных по гранкам - оттепельное, аутентичное, все остальные - стереотип, из которого в разных местах выдранны разные куски, как по идеологическим, так и по иным (это после 84г.) соображениям. По первой правке у меня иные, чем у тебя, мысли.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10055
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.11 11:34. Заголовок: Однако, всё очень за..


Однако, всё очень запущено. Случайно сегодня зашёл разговор со знакомым, он рассказал, что хочет почитать Ефремова в советском издании, без отсебятины издателя. Я удивился, потому что знал о правках и сокращениях советских времён, но не слышал об обратном — дописывании чего-то в нынешние времена. Оказывается, нагло впихивается реклама каких-то торговых марок. Издания, которое этот знакомый читал, я не видел, а на словах он в качестве примера типичного искажения привёл сцену в «Лезвии бритвы» с нырянием аквалангистов — мол, впихнуты модели аквалангов, какого бренда костюмы — такого типа вставки. Я нечто подобное видел в интернете, но про то что эта фишка и бумажных изданиях, не знал, точнее, краем уха слышал.

Сдаётся, это вполне мог бы быть повод вчинить иск издательству за нарушение авторских прав.

Перечитал «Туманность Андромеды», вариант, что выложен на сайте и в вики. Сегодня любопытства ради глянул в издание «Молодой гвардии» 1958 года. И сильно задумался — какой вообще вариант текстов считать авторским и каноническим?

Сильно не вглядывался, первое попавшееся на глаза. Эпизоды из финала романа:

Электронная копия:

 цитата:
— Пора! — обретший металл голос Эрга Ноора хлестнул по напряженным нервам.



Бумага:

 цитата:
— Пора! — обретший металл голос Эрга Ноора хлестнул, точно удар бича пастуха, и люди заторопились.



Эк

 цитата:
.Эрг Hoop взял Низу за руку и что-то шепнул ей. Девушка вспыхнула, вырвалась и бросилась к звездолету. Эрг Hoop и Низа поднялись одновременно.



Бумага:

 цитата:
Обернувшись, перед тем, как ступить на площадку лифта, Низа встретилась с огромными глазами необычно бледной Чары.

— Можно поцеловать вас, Чара? — громко спросила она.

Не отвечая, Чара Нанди вспрыгнула на помост и, вся дрожа, обняла шею рыжекудрого астронавигатора, затем так же безмолвно соскочила и отбежала в сторону.

Эрг Hoop и Низа поднялись одновременно.



Ну и по мелочи, скажем, нумерация глав в издании 1958 года идёт латинскими цифрами, в электронном тексте — просто русскими словами, некотрые аббревиатуры, например, «МНУ-11» и «ИТУ» идут в кавычках, на сайте — без.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3014
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.11 15:01. Заголовок: :sm10: :sm10: :sm..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 223
Зарегистрирован: 05.02.11
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.11 22:16. Заголовок: По мнению двух украи..


По мнению двух украинских библиографов фантастики Шевелы и Карацупы, Ваш бумажный 1958 г. и есть канонический


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 958
Зарегистрирован: 30.07.10
Откуда: Россия, Красноярск
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.11 09:37. Заголовок: Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
хлестнул, точно удар бича пастуха



Как-то неестественна данная фраза для Ефремова. Думаю, в переиздании он проанализировал текст и убрал такие моменты. Бич пастуха и фантастический роман несовместимы

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3458
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.11 11:33. Заголовок: У меня нижегородское..


У меня нижегородское издание 1997 года, воспроизводящее московское ("Совр.писатель") 1992-го. В книге тот же вариант, что и на сайте. Осталось отследить издание, в котором произошло изменение. Я спрошу у Т.И., м.б., И.А. дорабатывал роман после первого издания.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 959
Зарегистрирован: 30.07.10
Откуда: Россия, Красноярск
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.11 12:19. Заголовок: A.K. пишет: Я спрош..


A.K. пишет:

 цитата:
Я спрошу у Т.И., м.б., И.А. дорабатывал роман после первого издания.



Он же всегда подчеркивал, что в фантастическом романе всё должно быть идеально. Вот, например, из статьи "На пути к роману "Туманность Андромеды":

"Вот почему, кстати, я все время строго слежу за тем, чтобы сохранялась взаимосвязь вещей и явлений, стараюсь не забывать, что одна деталь влечет за собой другую, и важно сохранить эту связь, не разрушить ее. Фантасту особенно противопоказано отрываться от времени и места действия. Только самый бдительный самоконтроль позволяет избегнуть нелепостей.

Вот, к примеру, интересная вещь — “Баллада о звездах” Г. Альтова и В. Журавлевой. Но одна сцена в звездолете нарушает цельное впечатление. Герой бреется, бреется самым патриархальным способом — с помощью мыла и помазка, — и авторы еще всячески “обыгрывают” эту деталь. Чепуха — от начала до конца. Уж если сейчас существует электробритва, то, когда люди отправятся к звездам, будут существовать десятки других, более простых и удобных способов бритья... Это, конечно, мелочь, неудачная деталь чисто бытового характера. Но когда пишешь фантастический роман о далеком будущем, надо все время “пришпоривать” себя, держать под контролем даже мелочи, постоянно подтягивать собственное сознание до уровня людей завтрашнего дня. И, наоборот, когда обращаешься к прошлому (это я знаю по опыту работы над “Ойкуменой”), приходится сдерживаться, проявлять осторожность иного порядка: размышлять над тем, как могли видеть и представлять окружающий мир древние египтяне. Словом, это две, находящиеся в диалектической связи, наибольшие трудности, с которыми сталкиваешься в процессе творчества, но обе они по-своему интересны и увлекательны
".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3021
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.11 13:20. Заголовок: A.K. пишет: Остало..


A.K. пишет:

 цитата:
Осталось отследить издание, в котором произошло изменение.


В случае если удастся изучить этот вопрос... Как Вы думаете, уважаемый А.К., может быть стоит разместить на сайте литературоведческий вариант текста? Где бы в книге имелись фрагменты, дублирующие текст из других изданий с соответствующими комментариями!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 5
Зарегистрирован: 23.05.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.11 20:43. Заголовок: К сожалению, без мяс..


К сожалению, без мясоедения пока невозможно. Мозги не работают. У человека зубы и желудок хищника, а жвачные все время и силы тратят на щипание, жевание и переваривание. Даже по глазам хорошо видна разница в интеллекте - сравните корову и кошку.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 6
Зарегистрирован: 23.05.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.11 20:58. Заголовок: Насчет бритья. В фил..


Насчет бритья. В фильме "Солярис" "гения" Тарковского больше всего поражает советский консервный нож на космической станции. И еще то, что герои пишут по русски, хотя на ракете написано "Solaris"...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10069
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.11 21:08. Заголовок: А лампы накаливания ..


А лампы накаливания на станции и осциллограф годов так 50-х? :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3038
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.11 21:17. Заголовок: По-моему - там не пр..


По-моему - там не просто осциллограф... Кто-то подарил Тарковскому очень старую ЭВМ. Так что, там на полках... это всё она... и она...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.16 13:09. Заголовок: Искажение Ефремовских трудов в современном мире


"Полуправда, а она хуже, чем прямая ложь — та обманет меньшее число людей и не страшна для человека знающего." "Час быка"
Дело в том, что Ефремова стали искажать, в новых изданиях просто выкидывают целые (но главные!) фразы Ивана Антоновича.
К сожалению, даже на noogen.su "Туманность Андромеды" (по крайней мере авторское вступление к ней, дано в сокращении)
В качестве примера, вот пара скриншотов "настоящего" Ефремова, издания 1960г. и "современного". Купюры подчеркнуты красным.
Настоящий Ефремов 1960
http://shot.qip.ru/00PF7x-5iJXXctyC/

Искаженный, 2007

http://shot.qip.ru/00PF7x-5iJXXctyD/

Разумеется, все упоминания о коммунистическом обществе очень-очень неугодны нынешним владыкам Торманса правителям Земли. Вот и искажают, исподволь, перевирают правду. Только получается уже не Ефремов.



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 12800
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.16 13:10. Заголовок: А какое именно издан..


А какое именно издание 2007 года?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 5977
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.16 14:30. Заголовок: К сожалению, Владыка..


К сожалению, Владыкам Торманса 40-50 лет назад тоже многое было неугодно - выкидывали и тогда. Одна история с ТАф чего стоит. Так что в этом плане мало что изменилось.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2
Зарегистрирован: 09.02.16
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.16 15:18. Заголовок: Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
А какое именно издание 2007 года?


Я видел Djvu-скан "Эксмо" 2007 года. Вот такое https://fantlab.ru/edition13673
Но, ручаюсь, купюры эти появились раньше, намного раньше.

Знаю точно, что в 5(7) томнике 1986-88гг.. все на месте, у самого издание "Детской Литературы" 1988г с предисловием Казанцева, там тоже все в порядке. Однако, по сети гуляет электронная версия, уже обрезанная. Мне пока не удалось установить, с какого первоистоника была сделана электронка, известно точно, что создана она в 1998г и уже обрезана.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 131
Зарегистрирован: 26.07.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.16 19:39. Заголовок: Перебрал свои издани..


Перебрал свои издания "Туманности". Действительно, в изданиях после 1990 года, включая ЭКСМО и прошлогодний первый том Русской фантастики (Азбука), эту фразу выбрасывают. Это свинство.

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 52 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет