Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение





Пост N: 217
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.16 17:04. Заголовок: Ливийская пустыня - оазисы.



 цитата:
В это время между лежащими протиснулось гибкое тело ливийца Ахми. Пандион знал, что этот молодой раб, плененный в сражении у Рогов Земли, происходил из знатного рода. Ливиец уверял, что близ гробниц древнейших царей Кемт, у городов Тинис и Абидос, идет на юго-запад дорога в Уахет-Уэр - большой оазис в пустыне. Тропа с хорошими колодцами, обильными водой, не охраняется войсками. Нужно войти в пустыню сразу за белым храмом Зешер-Зешеру и направиться на северо-запад, где в ста двадцати тысячах локтей от реки пересечь дорогу. Ливиец брался провести до тропы и дальше. В оазисе мало воинов, и мятежники сумеют захватить его. Дальше, за переходом через пустыню всего в двадцать пять тысяч локтей, лежит второй большой оазис - Пашт, вытянувшийся полосой по направлению к западу. Еще дальше будет оазис Мут, от которого тропа с колодцами ведет к холмам Мертвой Змеи, а оттуда дорога на юг, в страну черных, неведомую ливийцу.
"На краю Ойкумены"


Как ни странно, но прямой интернет-поиск почти ничего не даёт: исламизация Северной Африки сделала своё дело - все названия новые (арабские), и результатом будут ссылки всё на ту же "Великую дугу".
Но, тем не менее, даже по имеющимся отрывочным и разрозненным данным кое-что можно выяснить.
Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


администратор




Пост N: 12928
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.16 17:39. Заголовок: Неплохо было бы сдел..


Неплохо было бы сделать привязку старых и новых названий.

Кстати, любопытный пункт: Абу Симбел. Вспоминается имя Див Симбел.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 218
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.16 17:46. Заголовок: Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
Неплохо было бы сделать привязку старых и новых названий.


Не совсем понял - где именно сделать?
Я тут, вроде как, именно этим и занимался (по крайней мере - старался)

 цитата:
Кстати, любопытный пункт: Абу Симбел. Вспоминается имя Див Симбел


Да, у Ефремова почти все имена с какими-то историко-географическими корнями.
Но в данном случае, топоним - скорее мимо. В "Великой дуге" это место тоже упоминается:

 цитата:
Сразу после отъезда из города Неб Пандион и его товарищи увидели первую ступень Нила. Быстрое течение сдавленной скалами реки разбивалось на отдельные потоки бушующей побелевшей воды, с ревом катившиеся по уклону, между лабиринтами черных скалистых островков. Многие сотни лет назад десять тысяч рабов под наблюдением искусных инженеров Кемт проложили среди гранита каналы, и по ним даже большие военные суда легко проходили пороги. Для лодок охотничьей экспедиции первая ступень Нила, как и все последующие, не представляла серьезного препятствия. Рабы становились цепочкой по пояс в воде, подталкивая лодки от одного островка к другому. Иногда им приходилось переносить лодки на плечах по удобным береговым выступам, вырезанным половодьем. С каждым днем охотники продвигались все дальше на юг.
Они миновали пещерный храм на левом берегу реки. Внимание Пандиона привлекли четыре гигантские фигуры, до тридцати локтей каждая, стоявшие в нише. Исполинские статуи фараона-завоевателя Сотепенры как бы охраняли вход в храм.


и в примечании указано, что это "Пещерный храм Рамзеса II в Ибсамбуле".
Кстати, вот он:
Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 220
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.16 15:29. Заголовок: Первое уточнение (от..


Первое уточнение (относительно похода Александра).
Здесь в обсуждении выдан следующий тезис:

 цитата:
В Верхний Египет из Ливии можно было пройти через Сиву на юг только по цепочке оазисов: Бахария – Фарафра - Дахла – Харга.
Но в Сиву с побережья попасть нельзя. Оазис отделяет от побережья геродотов ὀφρύη ψάμμης («песчанный гребень») - эскарп, образующий южную границу Кирены. Был ли раньше прямой путь из Сивы до Мемфиса, неизвестно. Но точно можно было пройти через вади Натрун и Бахарию да Фаюма.


который, вроде бы, опровергает моё предположение о том, что Александр к оазису шёл от моря.
Стал уточнять:

 цитата:
Александра охватило желание отправиться к Аммону в Ливию; он хотел вопросить бога — говорили, что предсказания Аммона сбываются в точности, и что именно он предсказал Персею и Гераклу: одному, что Полидект пошлет его против Горгоны, а другому, что он придет к Антею в Ливию и к Бусириду в Египет. Александр стремился подражать и Персею, и Гераклу; вдобавок, происходя из рода обоих, он возводил свое происхождение к Аммону, как возводят мифы происхождение Геракла и Персея к Зевсу. Итак, он отправился к Аммону, рассчитывая, что он в точности узнает о том, что его касается, или по крайней мере сможет сказать, что узнал.
До Паретония он прошел, как рассказывает Аристобул, 1600 стадий вдоль моря по пустыне, но местами отнюдь не безводными, а затем повернул в глубь материка, где находился оракул Аммона. Дорога идет сыпучими песками среди безводной пустыни. Над Александром, однако, и его спутниками пролился обильный дождь, и это приписано было божественному вмешательству. Божественному вмешательству приписали и следующее: южный ветер в этой стране, начав дуть, почти совсем заносит дорогу песком; следы дороги исчезают и, словно в море, нельзя понять, куда идти по этому песку: признаков,. указывающих дорогу, нет: нет ни горы, ни дерева, ни неподвижных холмов, по которым путники определили бы свое направление, как моряки по звездам. Войско Александра блуждало, и проводники сомневались в дороге. Птолемей, сын Лага, рассказывает, что перед войском появились две змеи, наделенные голосом; Александр велел проводникам довериться божеству и следовать за ними, и змеи указали им дорогу к оракулу и обратно. Аристобул же рассказывает, — и чаще всего именно так и рассказывают, — что перед войском летело два ворона и что они именно и служили Александру проводниками. Что божество споспешествовало Александру, это я могу подтвердить, да это правдоподобно и само по себе; в точности же рассказа об этом заставляют усомниться разные его версии.

Область, где находится храм Аммона, представляет собой кругом сплошь песчаную безводную пустыню, среди которой находится небольшое пространство (в самом широком месте оно простирается самое большее на 40 стадий), сплошь засаженное плодовыми деревьями, маслинами и финиковыми пальмами, и единственное в окрестности, где бывает роса. Ключ, бьющий здесь, ничем не похож на ключи, которые бьют в других местах. В полдень вода в нем холодна на вкус, а на осязание кажется совсем ледяной. Когда солнце склоняется к вечеру, она становится теплее, от вечера и до полуночи все теплеет, и в полночь делается совершенно горячей. С полуночи она постепенно охлаждается, на рассвете она уже холодна и в полдень совершенно ледяная. Эти изменения совершаются постепенно и каждый день. Есть там и соль, которую уже в готовом виде выкапывают из земли. Жрецы Аммона привозят ее в Египет. Отправляясь туда, они кладут ее в корзиночки, сплетенные из листьев финиковой пальмы, в подарок царю или кому другому. Зерна у нес крупные (попадались больше чем в три пальца) и чистые, как хрусталь. Египтяне и прочие благочестивые люди пользуются этой солью при жертвоприношениях, считая, что она чище морской. Александр пришел в изумление и восторг от этого места; он вопросил бога и, услышав ответ, который, по его словам, пришелся ему по душе, вернулся в Египет той же самой дорогой, как рассказывает Аристобул. Птолемей, сын Лага, говорит, что он пошел другой — прямо на Мемфис.
Арриан Квинт Эппий Флавий "Поход Александра"


По схеме на побережье находится современный город Мерса-Матрух. Упоминаний, что в древности он назывался бы Паретоний я не нашёл, но приводимые расстояния: 1600*0,178=284,8км от Александрии (по Арриану (вернее - Аристобулу)) и 240км (по трассе по современным данным) совпадают достаточно близко.
Кроме того эти два места связывает Клеопатра: Паретоний упоминается как место бегства её с Антонием после битвы при Акции, а к западу от современного курорта как достопримечательность упоминаются Клеопатровы купальни - бухта со спокойной водой, которые острые скалы закрывают от волн, и где по преданию любила купаться царица. Второе соображение, конечно, менее достоверно и ценно, но - всё же.)))
Скрытый текст


Таким образом, хотя возникает вопрос обратной дороги - верить ли Аристобулу или Птолемею - прибрежный вариант "туда" всё-таки скорее верен. Кстати, современные историки, рисуя карты, с ним тоже соглашаются:
Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 77
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет