Книга: В.Г. Богораз-Тан - Распространение культуры на Земле
Идея тафономии Ефремова (зависимости залегания останков позвоночных от географического места) очень похожа на идею этногеографии Богораз-Тана (зависимости культуры от географического места)
Многие идеи Богораз-Тана можно найти у Ефремова:
Богораз-Тан:
В борьбе религий после каждого религиозного переворота, старые боги неизменно становятся демонами и вступают с новыми богами в антиномическое сочетание. Вельзевул — Beelzebub — бог- муха — древнее сирийское божество, стал для евреев демоном. Латинская Венера стала для христиан, начиная с VI века, дьяволицей и т.д
Ефремов:
Делосец говорит, что богини и боги древних религий, переходя к новым народам, всегда превращаются в злых демонов. Надо опорочить прежнее, чтобы утвердить новое. Таковы, к сожалению, люди...
Великая Богиня-Мать, или Ана, соединяющая в себе лики Мудрости, Любви и Плодородия, повернулась ныне к людям другой стороной: стала богиней Зла, Разрушения, Смерти. Но память чувства сильнее всего, древние верования постоянно всплывают наверх из-под спуда новых. Образы Аны разделились, стали богинями Эллады: Ур-Ана - Афродита,
Ди-Ана - Артемис, Ат-Ана - Афина. Лунная богиня Артемис, самая древняя из всех, сохранила свой тройной облик и стала Гекатой, богиней злых чар, ночного наваждения, водительницей демонов ночи, а ее брат Аполлон Убийца стал светлым богом солнца и врачевания...
Богораз-Тан: Муравьиное упорство в труде китайского хлебопашца, возделывающего рисовое поле ручною мотыгою и по пояс в воде
Ефремов: Муравьиный лжесоциализм (в предисловии к ЧБ)
***
цитата: |
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B2 Тео́рия культу́рных круго́в (нем. Kulturkreiselehre) — диффузионистское направление, возникшее в рамках немецкой исторической школы в культурологии, антропологии и этнологии/этнографии и представленное рядом концепций, обосновывающих необходимость изучения «культурных кругов» (нем. Kulturkreis), представляющих собой комплексы географически обособленных культурных признаков (элементов), сложившихся в период ранней истории человечества и затем распространившихся в других частях света Богораз-Тан Культурные круги: В области этногеографических явлений ниже будет указано двуцентровое развитие культурных кругов (эллипсов) и два метода взаимных проникновений культуры, которые как бы подобны двум видам электричества, положительному и отрицательному. Положительным электричеством является ассимиляция, отрицательным—война. |
|
- Когда на Земле распространился мистицизм? - спросила Эвиза.
- В синем цикле семнадцатого круга. Историки для тех времен пользуются периодизацией, принятой в хрониках монастыря Бан Тоголо в Каракоруме. Уединившиеся там летописцы беспристрастно регистрировали мировые события ЭРМ, пользуясь двухполосной системой сопоставления противоречивых радиосообщений. Удаленность буддийского монастыря - причина, почему там сохранились летописи, - в те времена множество исторических документов в других странах погибло. В Бан Тоголо уцелела самая полная хронология, и мы пользуемся ее календарем.
- Великое сражение Запада и Востока, или битва Мары, было тоже в семнадцатом круге? - спросила Чеди.
- В год красной, или огненной, курицы семнадцатого круга, - подтвердила Фай Родис, - и продолжалось до года красного тигра.
- Забавная хронология! - сказала Эвиза. - Звучит архаически нелепо.
- Она не так уж нелепа, как кажется на первый взгляд. Каждый круг соответствует средней продолжительности человеческой жизни и потому воспринимается не только разумом, но и чувствами.
- А в Бан Тоголо сохранились летописи более раннего периода? - спросила Эвиза.
- Они уходят далеко в глубь времен, за Эру Смешения Формаций.
- В Темные Века? Тогда они приходятся между пятым и тринадцатым кругами. ЭРМ началась в пятнадцатом, - произвела быстрый расчет Чеди.
- А кончилась в черном цикле семнадцатого круга, - добавила Родис.
- Не пора ли прекратить изыскания, в каком бы круге мы ни находились? - предложила Эвиза. - Мы замучили Фай.
- В год синей лошади пятьдесят первого круга, - рассмеялась Родис. - Пойдемте ко мне. Мы много размышляли в последнее время. И даже забываем потанцевать...`