Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение
администратор




Пост N: 739
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Советский Союз
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.07 15:31. Заголовок: Какое общество у Ефремова


Стас пишет:
 цитата:
Маркс то ли в "Коммунистическом манифесте", то ли в другом тексте, в одном месте резко говорит, что его коммунизм будущего - это не "казарменный коммунизм", не "феодальный социализм", не "мелкобуржуазный социализм", не "прусский социализм", не "государственный социализм", и ещё что-то "не"...Это наверное ранний Маркс.

У Маркса есть малоизвестная работа, впервые изданная только в СССР в конце 20-х гг. При публикации этим "премудрым тетрадям" молодого Маркса дали название "Экономическо-философские рукописи 1844 года".
Раздел, посвящённый коммунизму: http://www.psylib.ukrweb.net/books/marxk01/txt07.htm
В этих рукописях очень много интереснейших рассуждений, в том числе о соотношении коммунизма "грубого" (читай - казарменного), и коммунизма как "положительного упразднения (т.е. преодоления в результате развития. - А.К.) частной собственности". Там же коммунизмом называется лишь процесс перехода от старого общества к новому в результате этого самого преодоления ч.с., а само новое общество не имеет чёткого названия, но чаще всего используется "гуманизм" или "социализм". Как известно, поздний Маркс его называл коммунистическим обществом (а также "царством свободы"), но это расширение терминологии, а не смена взглядов.

"Коммунизм как положительное упразднение частной собственности – этого самоотчуждения человека – и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному. Такой коммунизм, как завершенный натурализм, = гуманизму, а как завершенный гуманизм, = натурализму (а это вообще ноосфера по Вернадскому. - А.К.); он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он – решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение" (рук. 1844 года). Не вижу ни одного противоречия с миром Ефремова.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 46 , стр: 1 2 All [только новые]


администратор




Пост N: 885
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.07.07 20:40. Заголовок: Re:


Э как! Да, это вам не Козлович. Это уже интересно. Правда, насчёт инфантильности Родис с экипажем — енто, скажем так, под вопросом. Слабое место — предположение, что они надеялись на помощь. Я имею ввиду «Тёмное пламя» вообще, а не только события в Кин-Нан-Тэ. Помощи как раз ждать было неоткуда — Земля и один звездолёт послала со скрипом.
Что действительно — психологически герои ЧБ нам в самом деле ближе, чем ТА. Хотя, может это только моё личное мнение.
Идея рассмотрения отражения реальности в произведениях Ефремова мне представляется очень интересной.
Рассуждения по поводу «упадка жизненной энергии» достаточно спорны. Ведь экипаж ТП попал в каком-то смысле в ситуацию гораздо более трудную, чем герои ТА. В ТА обстоятельтсва в общем-то были адекватными героям и окружению, никому из них не приходилось сталкиваться с людьми принципиально иного уровня самосознания, фактически иного эволюционного вида, причём гораздо более примитивного, архаичного. Бет Лон на самом деле очень слабое подобие обычного современного нам гопника, да и думаю, все обитатели Острова Забвения весьма и весьма далеки от знакомого нам «тормансианского» типа.
Кроме того, нужно учитывать, что типаж «старого» героя (50-х и ранее годов), наподобие Дар Ветра или самого Ефремова, во многом был скорее маской в том смысле, что человеку тогда, тем более мужчине, тем более в достаточно жёстком советском обществе (хотя это в той или иной степени характерно было не только для советского общества, скорее общий дух уходящей тогда уже эпохи), во многом сохранившем патриархальные традиционлистские ценности и не ценившем индивидуальность, было попросту неприлично, непозволительно проявлять какие-то реакции, расцениваемые однозначно как слабость, после чего проявивший их тут же приобретал статус опущенного. Зато с каким почти садо-мазохистским восхищением воспевалась мифическая стойкость ко всякого рода лишениям и истязаниям! Вспомним хотя бы каноическую икону подпольщика, попавшего на допрос. В советской мифологии он ни в коем случае не мог поддаться боли, разве что смеяться и плевать в лицо палачам. Вспомним небрежение элементарными бытовыми удобствами, проявлявшемя во всём и практически весь советский период, хотя в разные эпохи и проявлявшееся несколько по разному. Именно элементарными, не предметами роскоши. Про обеспечение, скажем так, психологической гигиены я молчу — тот же Ефремов об этом практически прямо писал.
Недавно как-то у меня с тётей был разговор об одном её знакомом, воевавшем в Афганистане, более-менее успешно социлизировавшемся в последствии, но среди друзей и знакомых приобретшем стойкую репутацию человека «с поехавшей крышей». Я выразил удивление неким парадоксом — вот, дескать, деды войну прошли, всякого навидались, и ничего — вполне себе бодрячки были, поди на Курской дуге было пострашнее всякого Афганистана. А сейчас что не случись — дык с помпой развёртываются пункты психологической помощи, в душевных болячках ковыряются писатели и режиссхёры, хотя по сравнению с той войной все нынешние, даже кровавые инцинденты — пустячки несерьёзные.
На что был ответ: так тогда не принято было об этом говорить, а так, втихую — вон, у родственника одного нашего, после наезда немецкого танка на его окоп, последствия всю жизнь сказывались.
И так, если поковыряться, много чего очень далёкого окажется от героического облика в духе фениморкуперовских индейцев, которые презрительно, с надменной миной на лице, должны были сносить любые пытки (тоже, кстати, характерный образ), зато вспомнятся и сошедшие с ума, и обгаженные спереду и сзаду солдатские портки, и трясущиеся руки, и дикий страх в глазах. Героизм, видать, всё же не в квадратных челюстях.
А сколько народу спилось в первые же послевоенные годы, тихо и незаметно ушли от «сердечных приступов» и тому подобных причин?
То есть, в общем, поколения наших дедов жили под в чём-то гораздо большим психологическим прессом и внешний «аскетизм» — это скорее вынужденное «сохранение лица», чем отражение действительной внутренней жизни.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 864
Зарегистрирован: 19.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.07.07 21:39. Заголовок: Re:


Статья интересная, спасибо. Проведённые параллели подмечены, считаю, точно. Но они - лишь ещё одно измерение в многогранник Ефремова. Я могу высказать немало критических замечаний по поводу отдельных утверждений, но сейчас особо углубляться не хочется. Скажу только две вещи.

Первая, что Ефремов самодостаточный мыслитель и идти по трафарету марксова понимания коммунизма он был совершенно не обязан. Точно также некоторые рериховцы критиковали фигуру Гирина, соотнося её с тем, что написано про учителя в Агни-Йоге.

Вторая - про инфантилизм. Тут тонкий момент. Безусловно, наивность землян периодически даёт о себе знать, сочетаясь с редкими по психологизму мудрыми осознаниями. Но в этом как раз огромный талант писателя и психолога, способного не превратить книгу в боевик с героями-профессионалами без изъяна. Качество обрушенной на землян инфернальной жизни было столь низко, что психика искала выход в мелочах беззаботности (гонок или того самого кокетства).

Я совершенно убеждён, что герои ТА в большей мере оказались бы подвержены депрессиям и метаниям. Мвен и так извёлся из-за Тибетского опыта, и только Чара спасла его от невроза и комплекса неполноценности. Фай, конечно, сделала несколько ошибок, но теоретическая подготовка - это одно, а практика - совсем иное. Кроме того, фиксация её психологической победы над ЧЧ могла в будущем сыграть большую роль - ведь диктатор нешуточно увлёкся ею и сам уже стал впадать в сомнения. На планете с господством Ян их взаимоотношения имели огромное значение.

Про соотношение Великой Отечественной и Чечни с Афганом... Люди изменились. Уровень саморефлексии повысился. Общественное сознание заявило о себе в большей степени. Ещё важный момент: воевала вся страна и все чувствовали так или иначе некое боевое братство, тесно завязанное на определённой символике и идеалах. Помимо этого, это мощная психологическая защита - признание (пусть и чисто формальное) участия в войне великим подвигом, воспеваемым безусловно. Ничего этого в случае конфликтов 80-90-х гг не было и нет. Хорошо, если не всех преступниками называли.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 886
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.07.07 22:10. Заголовок: Re:


Во молодец — в три абзаца чётко всё обозначил. Профессионал.

Сат-Ок пишет:

 цитата:
что психика искала выход в мелочах беззаботности (гонок или того самого кокетства).



Красиво вывел. Я не додумался.

А насчёт «соотношения Великой Отечественной и Чечни с Афганом». Тут не столько в Афгане дело — я как пример привёл, один из многих возможных, сколько в стереотипе маскулинности. Который, кстати, таки да, стал меняться в 60-годы. Так сказать, от Чингачгука до Ди Каприо.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 867
Зарегистрирован: 19.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.07.07 01:43. Заголовок: Re:


Alex Dragon пишет:

 цитата:
Тут не столько в Афгане дело — я как пример привёл, один из многих возможных, сколько в стереотипе маскулинности. Который, кстати, таки да, стал меняться в 60-годы. Так сказать, от Чингачгука до Ди Каприо.

Согласен. Думаю, эти два процесса тесно связаны.

А в целом автору спасибо. Позиция понятна, исходники её тоже, возможность для её расширения остаётся. Невменяемости нет, и это уже приятно. (В сторону) А я, видимо, слишком стараюсь верить в возможность человека выйти из невменяемого состояния... И вампиры этим пользуются :(

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 8
Зарегистрирован: 28.05.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.07 11:52. Заголовок: Re:


Стас ранее был пишет:

 цитата:
Рустем Вахитов Фантастика Ефремова: вымысел и реальность
Решил сюда, в эту тему поставить ссылку на эту статью.


Фрейд жил, Фрейд жив, Фрейд будет жить!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.07 12:42. Заголовок: Re:


Посторонний
...и под плакатом подпись: Фрейд

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 46 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 121
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет