Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение
администратор




Пост N: 1950
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 12:04. Заголовок: Ефремовские чтения-фестиваль в Москве (Часть 2)


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
О ПРОВЕДЕНИИ ЕФРЕМОВСКИХ ЧТЕНИЙ-ФЕСТИВАЛЯ В МОСКВЕ

Дорогие друзья и коллеги!

Мы рады сообщить, что 18 апреля 2009 года в Москве Центром ноосферных знаний и культуры имени Ивана Ефремова проводятся Ефремовские чтения-фестиваль, посвященные теории и практике некатастрофического движения человечества в будущее. Как приблизить тот мир, который описал Иван Ефремов? Для прояснения мы предполагаем обсудить проблемы педагогики, футурологии, освоения космоса, взаимодействия культур и другие темы на острие развития цивилизации.

Доклады и дискуссии будут чередоваться музыкальными и танцевальными выступлениями, а в фойе развернётся выставка научно-фантастической живописи.

О программе чтений-фестиваля и конкретном месте проведения мы сообщим дополнительно.

Оргкомитет Ефремовских чтений-фестиваля в Москве
noogen-собака-inbox-тчк-ru

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 102 , стр: 1 2 3 All [только новые]


moderator




Пост N: 936
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.10 16:32. Заголовок: Я поняла это, Fea ! ..


Я поняла это, Fea !
Возможно я не совсем правильно уловила некоторую иронию в Ваших словах о "тех, кто приятен в общении"? Тогда простите. Просто это вопрос непраздный. Люди бывают щепетильны тогда, когда на самом деле им, действительно, необязательно участвовать в более детальном обсуждении проблем и тематики Чтений. А бывает, что человек может и помешать ходу такого обсуждения. Здесь я полностью разделяю позицию Андрея. Продолжение должно быть только для круга по-настоящему заинтересованных в развитии этого движения людей.
Вы пишете: "как работать, так все..." Но ведь работать на самих Чтениях и работать весь год между Чтениями - это совсем неоднородные понятия. Хотя, возможно, здесь нужно довериться естественному течению процесса :)


Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 2930
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Советский Союз, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.10 17:02. Заголовок: Я так понимаю, что в..


Я так понимаю, что все, кто работает (готовит чтения), автоматически подразумеваются участвующими в дальнейшем общении.

Спасибо: 0 
Профиль
moderator




Пост N: 937
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.10 17:04. Заголовок: Значит и вопроса нет..


Значит и вопроса нет :)

Спасибо: 0 
Профиль
moderator




Пост N: 939
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.10 20:56. Заголовок: По следам вдохновивш..


По следам вдохновивших меня Ефремовских Чтений мне захотелось продолжить работу с докладами Панова и Буданова и отметить в них ключевые моменты, которые показались мне наболее важными. Я залезла в их книги, статьи, доклады, стала искать дополнительные материалы - промучалась с оптимизацией отсканированной рецензии Гиндилиса на книгу Панова, которую я хотела рекомендовать к обязательному прочтению.

Отдыхая, я решила посмотреть, что есть на форуме по этому поводу. Зашла в тему по Панову - и попала в "день сурка". Август 2008 года, дискуссия про статьи Панова, ключевые моменты, сожаление Гора, что нет книги, а только оглавление с предисловием автора (которые и я нашла и тоже сожалела). Потом, о чудо - ув. Трак Тор (так давно к нам не заглядывавший) дает ссылку на рецензию Гиндилиса, которуя я тщетно искала в интернете - и тоже рекомендует ее к прочтению.

Затем я слышу спокойный голос Сат-Ока, который подтверждает необходимость прочтения этой статьи. Но когда следом за этим я читаю слова Трак Тора

 цитата:
Сат-Ок, я рад, что вы нарушили обет молчания (по сущностным вопросам) :)


я окончательно убеждаюсь, что попала в ту же точку пространственно-временного континуума, только почти два года назад. Даже "Молчание Вселенной" по имени Сат-Ок там тоже присутствует. Круг или спираль?

Я тем более радуюсь, что снова звучит эта тема (Панов), но тут же понимаю, что второй раз ув. Сат_Ок на нее не среагирует. Какое чудо сейчас должно произойти, чтобы мы снова с интересом и огнем дискутировали на важнейшие темы? Чтобы "милый день милого сурка" стал новой ступенью?

Вот такие размышления по следам Ефремовских Чтений...

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 2931
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Советский Союз, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.10 21:23. Заголовок: Для этого нужно, что..


Для этого нужно, чтобы день сурка стал немножечко днём сюрка.

Спасибо: 0 
Профиль
moderator




Пост N: 941
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.10 22:05. Заголовок: Ох уж эти поэты-рома..


Ох уж эти поэты-романтики... Все бы им из реализма в сюрреализм нырнуть :)

Ударим героческим реализмом по клонированию грызунов!

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 1103
Зарегистрирован: 20.09.08
Откуда: Русский Мир, берег озера
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.05.10 09:53. Заголовок: Алекс, восхищен ваш..


Алекс, восхищен вашим роликом!!!

Единственная претензия – музыка в самом начале какая-то нервная. Понятно, что вы проецируете прилет космического корабля, но я бы вставил что-нибудь в стиле Жан Мишеля Жара или группы "Спейс". Оно и не так суматошно будет и более космически. Под стать картинке.

Спасибо: 0 
Профиль
moderator




Пост N: 997
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.06.10 12:18. Заголовок: Реплика по следам Чтений


У меня есть странное свойство в работе сознания, своеобразный режим - я плохо ориентируюсь в хронологии. В школе у меня именно поэтому нередко бывали двойки по истории. И до сих пор, несмотря на серьезный интерес к истории и биографиям выдающихся представителей мировой Культуры, я могу совершенно не помнить, что в каком году произошло. Сейчас это меня уже не беспокоит, но иногда мне приходится выравнивать следствия такого режима мышления - это происходит тогда, когда меня догоняет и буквально огревает по затылку какое-нибудь вопиющее упущение из области цикличности, выраженной в памятных и юбилейных датах различных событий.

Вчера я прочитала статью<\/u><\/a> сотрудника музея Скрябина Марка Мануйлова. Ну и спешу заполнить непростительные пробелы.

Свой
доклад<\/u><\/a> о параллелях в творчестве Скрябина и Ефремова я читала 10 апреля 2010 года. Говоря о симфонической поэме "Прометей", я просто сказала: она была написана в 1910 году. А надо было прибавить маленький, но элегантный оборот: ровно сто лет тому назад. Скорей всего вся уважаемая аудитория это поняла и без моего уточнения, а вот до меня этот факт дошел только после прочтения статьи. Выглядит, как некомпетентность или даже слабоумие. Надеюсь, что это просто тип мышления.

И еще одно красивое и неслучайное совпадение сроков - Скрябин покинул этот мир 14 апреля 1915 года, то есть на момент чтения доклада - практически ровно 95 лет назад.

Чтобы не выйти за рамки тематики форума, могу сказать, что памятные даты в популяризации культурного наследия любого выдающегося представителя истории - это не просто повод поговорить о любимом имени. Это возможность нелинейно, творчески и целесообразно обращаться к множественным аспектам биографий и всего, что с ними связано, а также это возможность соединить не только общее поле энтузиазма последователей, но и семантическое поле исследователей, что неизбежно должно помочь всем, кто развивает и применяет в жизни идеи впередиидущих.

Ценно то, что здесь, на Ноогене, и в целом, в данном ефремовском сообществе это соблюдается очень аккуратно, уважительно и динамично. Посчитала необходимым это подчеркнуть. Спасибо.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Пост N: 393
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.06.10 14:26. Заголовок: helenrokken пишет: ..


helenrokken пишет:

 цитата:
Это возможность нелинейно, творчески и целесообразно обращаться к множественным аспектам биографий и всего, что с ними связано, а также это возможность соединить не только общее поле энтузиазма последователей, но и семантическое поле исследователей, что неизбежно должно помочь всем, кто развивает и применяет в жизни идеи впередиидущих.



Согласна.

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7790
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.06.10 18:23. Заголовок: На утверждение высок..


На утверждение высоким собранием выносится выступление А. Панова
http://rutube.ru/tracks/3334392.html?v=766125e95388daf7a291170aa6b6cdf3<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7792
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.10 11:50. Заголовок: Что-то не вижу замеч..


Что-то не вижу замечений и комментариев.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2400
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.10 11:53. Заголовок: Хорошо попробую, к в..


Хорошо попробую, к вечерочку...

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2401
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.10 21:54. Заголовок: Ну, что ж... Вот вкр..


Ну, что ж... Вот вкратце обещанная критика. Многоуважаемый Александр Дмитриевич, изложил простую синергетическую идею о постепенном увеличении скорости разнообразных процессов связанных с развитием нашей цивилизации. Можно свести, это... как и показано в записи лекции, к некой гиперболе:

Можно использовать данную гиперболу для предсказания процессов, которые наступят, до точки сингулярности, т.е. до момента, когда математически - события должны начать бесконечно быстро сменять друг - друга.

Боюсь, что данный график для предсказания событий после приближения к моменту сингулярности - не годится. Что же делать?

Искать, «огрехи»! Коррекционные движения. Моменты когда процессы шли «не в ногу» с основной тенденцией. Итак, уточняем структуру графика, если мы такие моменты найдём, он будет выглядеть примерно вот так:

Как же предсказать по этому графику пост сингулярное будущее. А очень просто. По принципу - на определённом уровне скоростей, процессы будущего будут вести себя подобно, но не одинаково(!) уровню скоростей прошлого:


Прошу прощения - варварски кратко. Не хватает времени.

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7793
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.10 22:01. Заголовок: Это критика самого в..


Это критика самого выступления. Меня больше интересовала критика ролика, с технической, так сказать, точки зрения. Может добавить чего надо, убрать или какой-то брак мной незамеченный существенный проскочил.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2402
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.10 22:04. Заголовок: :sm19: А-а... Ой. Н..


А-а... Ой. Надо мной можно посмеяться. А по качеству. Конечно, неудовлетворительно разрешение картинки. Те самые графики, что я критиковал - разглядеть очень сложно.

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7794
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.10 22:12. Заголовок: Ну тут ничего не мог..


Ну тут ничего не могу предложить, кроме того что подождать, пока будет сделана жирная версия в более высоком разрешении. Но её имеет смысл делать, если наше виртуальное собрание утвердит данную версию. Не думаю, что я смогу внести существенные изменения, но, возможно, какие-то коррективы придётся внести.

Но, кстати, во-первых, все презентации есть в оригинальном виде (у Панова так вообще в PDF), во-вторых, все графики Панова уже публиковались в его статьях, нового там ничего нет.

Кстати, вы навели меня на мысль, что можно дать титрами список основных публикаций и краткое сообщение об авторе.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2403
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.10 22:18. Заголовок: :sm112: Почему бы и..


Почему бы и нет. По крайней мере, именно на ту публикацию, по которой читается лекция.

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7795
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.10 22:22. Заголовок: Насколько я понимаю,..


Насколько я понимаю, это обобщение изложенного в разных публикациях.

Народ, нужен список основных публикаций на тему. Два-четыре названия.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 1129
Зарегистрирован: 20.09.08
Откуда: Русский Мир, берег озера
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.10 19:42. Заголовок: Алекс, мне Панов инт..


Алекс, мне Панов интересен, а ваши ролики смотреть ещё интереснее, но просто нету никакого времени. Вчера отработал 18 часов, пришел домой, сил хватило только дойти до душа, а потом доползти до подушки. На включение компьютера, чтобы просмотреть форум, сил уже не осталось.

А разве публикации Панова у нас на сайте не приводятся?

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7798
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.10 21:05. Заголовок: Кое-что приводится, ..


Кое-что приводится, но у него их вообще не одна, я не знаю, как лучше текст составить.

Спасибо: 0 
Профиль
moderator




Пост N: 998
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.10 22:27. Заголовок: Алекс, может тебе пр..


Алекс, может тебе пригодится его домашняя страничка? http://dec1.sinp.msu.ru/~panov/<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7799
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.10 00:16. Заголовок: Видел я её. Короче, ..


Видел я её.
Короче, я издалека так намекаю: составьте кто-нибудь текст бегущей строки.

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 2968
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Советский Союз, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.10 22:30. Заголовок: Он свёл свои идеи в ..


Он свёл свои идеи в книжку, выпущенную недавно издательством URSS (что по-испански означает СССР, кстати ). Поэтому текст может быть такой:
Основные идеи докладчика суммированы в его книге "Универсальная эволюция и проблема поиска внеземного разума (SETI)", издательство "Editorial URSS", 2008.

А поскольку народ при обилии информации лучше на картинку реагирует, нежели на текст, можно и обложку привести в кадре:




Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2405
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.10 23:57. Заголовок: :sm12: Лично я реаг..


Лично я реагирую на волшебное слово DjVu... Вот нашёл в сети...

http://www.chronos.msu.ru/nameindex/panov.html<\/u><\/a>


Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7800
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.10 00:19. Заголовок: Хе! Вот спасибо! Я и..


Хе! Вот спасибо! Я и не думал, что она в сети есть. До сих пор не попадалась.

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7814
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.10 18:34. Заголовок: Если вот так: «Алекс..


Если вот так: «Александр Дмитриевич Панов — кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник НИИ ядерной физики им. Д. В. Скобольцина при МГУ им. М. В. Ломоносова. В основе доклада лежат идеи, изложенные в книге «Универсальная эволюция и проблема поиска внеземного разума (SETI)», издательство «Editorial URSS», 2008»?

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Пост N: 399
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.10 19:11. Заголовок: Ага. ..


Ага.

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 2978
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Советский Союз, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.10 11:05. Заголовок: Да...


Да.

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7836
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.06.10 23:50. Заголовок: Так, вот это, кажетс..

Спасибо: 0 
Профиль
moderator




Пост N: 1047
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.10 08:26. Заголовок: Алекс, а это правиль..


Алекс, а это правильно, что в заставке Чтений нет года?

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7837
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.10 10:53. Заголовок: Как нету? http://i0..


Как нету?

<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
Профиль
moderator




Пост N: 1048
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.10 11:14. Заголовок: Пардон, у меня она з..


Пардон, у меня она закрыта была служебной шкалой :) Вопрос снят! Спасибо.

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7844
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.10 21:18. Заголовок: Вариант для скачиван..

Спасибо: 0 
Профиль



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.10 23:14. Заголовок: Здравствуйте! Хочу ..


Здравствуйте!

Хочу зарегистрироваться...

Спасибо: 0 
moderator




Пост N: 1054
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.10 23:27. Заголовок: Рада, что ты стала с..


Рада, что ты стала самой собой)

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 3008
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Советский Союз, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.10 11:24. Заголовок: Философские параллел..


Философские параллели в творчестве А.Н. Скрябина и И.А. Ефремова.
Доклад Елены Егоровой на Ефремовских Чтениях-фестивале. Москва. 10 апреля 2010г.






Текст доклада

<\/u><\/a>
А. Маранов "Застывшая мелодия"

"Я ловил соответствие звука и цвета..." Арсений Тарковский.

Причиной, побудившей меня к исследованию данного вопроса, послужило то, что в поле моих интересов сошлись два выдающихся представителя мира искусства: Александр Скрябин и Иван Ефремов.

<\/u><\/a>

Даже при беглом знакомстве с этими авторами мы замечаем, что мировоззрение одного из них является полной противоположностью другому. Более глубокое изучение творческого наследия этих мыслителей дает возможность найти по крайней мере одну несомненную общую черту: и Скрябин, и Ефремов безусловно являются творцами собственных реальностей, мифов, с помощью которых они выходили за рамки общепринятых мифов и смогли отобразить в своих произведениях широкий и безграничный мир Космоса.

Точкой пересечения этих двух Вселенных для меня явилась глава из романа И.А. Ефремова "Туманность Андромеды", которая называется "13-я космическая симфония цветовой тональности 4,750 мю". У любого, кто знаком с творчеством Скрябина, сразу после прочтения этой главы проходит ассоциация с симфонической поэмой "Прометей" (или "Поэма огня"), которая была написана в 1910 году, и которую в просторечье называют "световой симфонией", потому что в партитуре этой поэмы Скрябин отводит отдельную строку для светового сопровождения (Luce). И хотя у И.А. Ефремова также световое сопровождение идет параллельно самой симфонии, однажды при очередном прочтении этой главы я поняла, что главное сходство лежит значительно глубже. Но для того, чтобы это обосновать, мне понадобилось найти систему, в которой были бы равноценно представлены обе эти персоналии. Такой системой оказалась философия космизма, в которой Скрябин по праву занимает идеалистический и даже мистический полюс, а Ефремов, естественно, занимает материалистический полюс.

И поскольку в космизме главным является целостное восприятие мироздания, у нас есть возможность проследить возникшие параллели не как случайное совпадение, и не как тривиальную художественную иллюстрацию, а как некое отображение единого процесса через разные мировоззренческие системы. И основным ключом в данном случае будет свето-музыкальное восприятие космических процессов.

Именно поэтому мой доклад носит название "Цвето-музыкальный аспект Вселенной", что, на мой взгляд, является не поэтической метафорой, а вполне научным определением. Это находит свое подтверждение как в древней космогонии - мы можем вспомнить древнеиндийскую превичную вибрацию Nada, флейту Кришны, библейское первичное Слово, суфийский Саут-е-Сармат - абстрактный Звук, - так и в современной теории суперструн, которая, по словам физика Майкла Грина "... создает прекрасную картину звучащей Вселенной, основанной на принципе музыкальной гармонии..."

<\/u><\/a>
А. Сардан "Радиолокация"

Звучащая Вселенная - это значит, что звучат не только объекты, но и процессы. И если они при этом подчиняются законам музыкальной гармонии, то значит композитор, в наше время сверхталантливый, а в будущем, скорее всего, просто талантливый, может не только создать субъективное музыкальное произведение, но и воспринять и перевести на доступный слушателям язык эти процессы жизни Вселенной. Это переводит музыку из субъективных видов искусства в разряд научных инструментов познания мира.

Интересно отметить, что в отношении этого ключа прочтения партитуры Вселенной, в мировоззрениях представленных философов уже имеется серьезная перекличка: Скрябин моделирует музыкальные созвучия по принципу построения любого объекта нашего мира - ядро и расходящиеся от него, дифференцирующиеся частицы. Ефремов словами одного из персонажей рассказывает нам о том, что " живой организм при развитии из материнской клетки надстраивается аккордами из молекул. Первичная парная спираль развертывается в плане, аналогичном развитию музыкальной симфонии". Также можно вспомнить, что Ефремов большое значение придает понятиям мир-антимир, как основе структуры мироздания. У Скрябина представлен и этот аспект, причем информация снова как бы "зашита" в самой музыке: внутри своих аккордов Скрябин показывает структуру обертонов и унтертонов, что является философскими аналогами мира и антимира.

<\/u><\/a>
С. Люшина-Хараламбус

Для того, чтобы нам было удобнее понять, какой процесс нашел отражение в этих двух произведениях, я хочу предложить нам воображаемую модель, где единый луч некоей изначальной энергии, проходя через рубеж - можно сказать, точку сингулярности, которая заключает в себе все потенции будущего мира, дифференцируется или раскладывается на спектр, подобно световому лучу, проходящему через призму. Дальше этот дифференцированный луч проходит свой путь эволюции через взаимодействие собственных частей, и гармонизированный через этот творческий процесс, снова интегрируется в состояние единства.

<\/u><\/a>
С. Люшина-Хараламбус

Человек, который в научной картине мира, представленной космизмом, является важным передаточным звеном, трансформатором, участвующим в этом взаимодействии - воспринимает эту дифференцированную энергию через различные органы чувств, синтезируя ее в своем сознании. Мы можем предположить, что человек является некоей лабораторией по отработке необходимых эволюционных качеств восприятия и взамодействия внутри системы Космос-Человек-Земля. И здесь мне хочется обратить наше внимание на такое явление, как синестезия (межчувственное восприятие, когда при раздражении одного органа чувств возникают ощущения, соответствующие другому органу чувств) и его частное проявление - синопсию (цветной слух). Природа этого явления остается пока неизученной, но нам оно будет интересно, как пример постепенной интеграции различных чувств для более многогранного и стремящегося к единству восприятия мира.

Самым ярким обладателем цветного слуха был, как известно, Скрябин. В основе скрябинской синестезии лежит не желание добавить, разукрасить музыку цветом, а необходимость показать, что музыка - это только малая часть видимого и невидимого спектра великой вселенской симфонии, партитуру которой можно прочесть в музыкальном, световом, ароматическом и других ключах. Он не добавляет световое сопровождение звуков, а слышит, видит, чувствует эти цвета, как продолжение звуков, как некие световые обертоны, расходящиеся и обогащающие звучание музыки. Более того, он не может ограничиться только светом и звуком - он вводит своеобразный танец - пластику форм.

<\/u><\/a>
А. Маранов "Танец весны"

Скрябин не иллюстрирует свои произведения танцем - он показывает эту пластику внутри самой музыки. Для этого ему пришлось (в хорошем смысле этого слова) прозвести настоящую революцию в области гармонии и других музыкально-изобразительных приемов. Его не случайно называют не просто космистом, а первым космонавтом в музыке. Для того, чтобы выйти в Космос, без которого его творчество не моло бы состояться, настолько тесно ему было в земных средствах художественного отображения мира - он преодолевает внутри своей музыкальной канвы земное притяжение, синестетическим аналогом которого в музыке является тональное тяготение, то есть общепринятая классическая гармония. Он убирает все устойчивые гармонические сочетания и добивается тем самым своей знаменитой необыкновенной полетности и светоносности. А синтезом гармонии и мелодии он устраняет дуализм и противопоставление единого и целого, чем окончательно меняет и реформирует музыкальную стилистику, превращая музыку в некую единую ткань или даже огненную, плазменную субстанцию, которой он рисует, ваяет свои космические пейзажи и отображает совершенно сокровенные процессы микро- и макромира.

<\/u><\/a>
С. Люшина-Хараламбус

Необходимо также упомянуть геометрию движений музыкальных форм внутри произведений Скрябина, что находит свои серьезные параллели в описании световой симфонии Ефремовым. Поскольку музыка Скрябина скорей похожа на пластичную субстанцию, ему легко удается вести и сочетать ее в виде различных геометрических фигур: круги и спирали, треугольники, звезды и другие, более сложные фигуры.

<\/u><\/a>
В. Кандинский

В мировоззрении Ефремова синестезия, и как ее наиболее ярко проявленный вариант - синопсия, занимает существенное место. Танец, как наиболее естественный и гармоничный способ выражения внутреннего состояния человека адресует нас к тончайшему восприятию мира через движение и взаимодействие энергий, переданное в пластике тела. Цветовое восприятие поэзии и музыки неоднократно встречается в канве произведений. Но кульминацией отображения данного явления, конечно, остается глава из романа "Туманность Андромеды" - "Космическая симфония".

Несмотря на то, что рассматриваемые нами философы, действительно, являются противоположными представителями космического мировоззрения - в их картинах мира мы находим много общего. Правда, приходится прибегать к инверсии в отображении этих параллелей. Если мы представим себе два айсберга (треугольника) мировоззрений, то вершина айсберга Скрябина будет находиться в материальном мире, а основа - в духовном, а у Ефремова наоборот: фундамент айсберга будет в материальном мире, а вершина - в духовном. (Интересно, что при совмещении этих условных символов мы получим Звезду Давида - сдвоенные триады Бытия и Небытия - которую Скрябин поместил на обложку первого издания партитуры "Прометея").
<\/u><\/a>

Но взгляд на искусство будущего дает нам довольно обширную общую область этих двух реальностей. Оба автора соединили свет и звук и показали возможность при таком сочетании достичь глубоких результатов в проникновении в тайны Космоса.

<\/u><\/a>
А. Маранов "Рапсодия"

Мне хочется, насколько возможно, бегло показать высокую степень совпадения не только внешних пластов этих двух световых симфоний, но и их глубинную связь.

Музыкальная тональность не совпала точно: у Ефремова - фа минор, у Скрябина - фа диез мажор. Но расположены они достаточно близко. И если учитывать, что Ефремов не был музыкантом и вряд ли был знаком с философскими комментариями Скрябина к его произведениям (эти комментарии тогда были под запретом) - погрешность очень небольшая. Тем более, что у Скрябина отсутствует четкое разделение на мажор и минор: в его музыкальной пластике эти грани стираются. А если вспомнить, что устойчивых тональностей у Скрябина также не было, а роль играла, скорей, семантика, смысл, окраска тональности - то интересно абсолютное совпадение синего цвета у обоих авторов. Для тех, кто знает историю исследований творчества и философии Скрябина, такое совпадение представляется на грани чуда.

Из общих характеристик хотелось бы отметить сюжет этих двух симфоний: зарождение мира и эволюция материи и жизни. Лиловато-серый или фиолетовый сумрак Хаоса в начале, некая единая концентрированная изначальная точка-сила, разворачивающаяся всем многообразием взаимодействующих элементов, борьба с энропией, появление ярких синих лучей Разума, постепенное спиральное восхождение и развитие глобальных процесов, устремленных к вершине совершенства - ослепительной вспышке Света - это описание в равной степени подходит к обеим световым симфониям.

<\/u><\/a>
О. Царегородцева "Звездообразование"

Для того, чтобы это услышать в музыке Скрябина, требуется определенный навык. Но, могу вас заверить, что самую главную для нас траекторию движения, а именно спираль, мы с вами обнаружим без всякой тренировки.

<\/u><\/a>
В. Кандинский

В качестве иллюстрации я предложу нам послушать после описания из "Туманности Андромеды" фрагменты начала, середины и окончания поэмы (допуская почти непростительное кощунство по отошению к целостности музыкального произведения!).

"Прометеевский аккорд" - гордость всего музыкального и философского мира - уникальное отображение в музыке Вселенского Изначалия, Спящей Вселенной, сингулярности Бытия. Аккорд, поразивший даже очень критично настроенного к Скрябину Рахманинова, аккорд, который имеет помимо музыкального еще и эзотерический, и научный ключи прочтения.

<\/u><\/a>
<\/u><\/a>
<\/u><\/a>
М. Чюрлёнис. Цикл "Сотворение мира"

У Ефремова мы слышим его в первых строчках: "Где-то в невероятной дали возник низкий, такой густой, что казался ощутимой силой, звук. Он усиливался, сотрясая комнату и сердца слушателей, и вдруг упал, повышаясь в тоне, раздробился и рассыпался на миллионы хрустальных осколков..." А в описании Скрябина: "«Начало «Прометея» мне рисуется исполняемым при погружении в лиловато-сероватый сумрак..."

<\/u><\/a>
С. Люшина-Хараламбус

Музыкальный фрагмент № 1<\/u><\/a>

"... Потрясенный Дар Ветер уловил в синих звуках стремление к усложняющимся ритмам и формам и подумал, что нельзя лучше было отразить первобытную борьбу жизни с энтропией... Прилив грозно ступающих басов усиливался, и ритм их учащался, переходя в отрывистую и зловещую мелодию..."

<\/u><\/a>
С. Люшина-Хараламбус

Музыкальный фрагмент № 2<\/u><\/a>
"...и поплыли в необъятность Вселенной золотистые звонкие голоса жизни, согревая прекрасным теплом угрюмое равнодушие двигавшейся материи. Темная дорога становилась рекой, гигантским потоком синего пламени, в котором все усложнявшимся узором мелькали просверки разноцветных огней..."

<\/u><\/a>
С. Люшина-Хараламбус

Музыкальный фрагмент № 3<\/u><\/a>

Окончание: у Ефремова - "... Тон звуков все повышался, и сама мелодия стала неистово крутящейся, восходящей спиралью, пока не оборвалась на взлете, в ослепительной вспышке огня..." У Скрябина - вслушайтесь в постепенное повышение и круговой характер мелодии, вы четко услышите знаменитую спираль, которую так гениально почувствовали и изобразили оба мыслителя.

<\/u><\/a>
О. Высоцкий

<\/u><\/a>
С. Люшина-Хараламбус

Музыкальный фрагмент № 4<\/u><\/a>

***

Признавал ли Ефремов преобразующую роль искусства на уровне структурного изменения материи, что являлось основным в подходе к синтезу искусств у Скрябина и нашло отражение в легендарной Мистерии, которая, к сожалению, остается за границами нашего доклада - вопрос остается открытым. Но мы ясно видим, что даже урезанное исполнение световой симфонии оказывает серьезное влияние на состояние Дар Ветра. И фразой, которой Ефремов завершает свой рассказ о световой симфонии, я хотела бы закончить свой доклад.

"Симфония кончилась, и Дар Ветер понял, чего недоставало ему все эти долгие месяцы. Необходима работа, более близкая к космосу, к неутомимо разворачивающейся спирали человеческого устремления в будущее..."

<\/u><\/a>
М. Чюрлёнис "Соната звёзд"

___________________________________________________________

Дополнительные материалы:

Хазрат Инайят Хан "Мистицизм звука" (фрагмент)<\/u><\/a>.

"Грани Агни Йоги" о музыке будущего<\/u><\/a>.

О терменвоксе и терпситоне<\/u><\/a>.

Н. Смирнов "О снах и богах" (фрагмент)<\/u><\/a>.

Скрябин "Прометей" (полностью)<\/u><\/a>.

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7945
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.10 14:15. Заголовок: Что в титрах про Буд..


Что в титрах про Буданова писать? Сколько помню, его выступление было запасным и в программе не значилось.
Как представить Земскова?

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 3012
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Советский Союз, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.10 14:50. Заголовок: Примерно так: Влади..


Примерно так:

Владимир Григорьевич Буданов - физик-теоретик и философ, специалист по синергетике, проблемам образования и междисциплинарным проблемам развития науки (Москва).

Андрей Викторович Земсков - поэт и исполнитель песен на свои стихи (Владивосток).

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7946
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.10 15:06. Заголовок: А доклад-то как озаг..


А доклад-то как озаглавить?

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Пост N: 7947
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.10 15:38. Заголовок: Вот что имелось в ви..

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 102 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 55
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет