Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.06 22:43. Заголовок: Теория инферно до Ефремова


Читая одного из видных религиозных философов Серебряного века - Евгения Трубецкого - давно нашёл интересное соответствие с представлениями Ивана Антоновича об инфернальности эволюции. Причём кое-где совпадения даже в образах. Привожу отрывок.

http://npj.ru/rgnoogen/trubetskoj

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 14 [только новые]


администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.06 08:04. Заголовок: Re:


Спасибо огромное!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.06 11:08. Заголовок: Re:


А когда автор говорит об объективности смысла жизни, встают аналогии с Фроммом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.06 13:22. Заголовок: Логика сансары


Объединяю короткиеи давно не обновлявшиеся темы, т.к. их количество данным сервисом ограничено. Ведь приведённый Сат-Оком фрагмент иллюстрирует инфернальность современного мира.
Админ.


“В середине грудной клетки Григория словно одубело то, что до атаки суетливо гоняло кровь, он не чувствовал ничего, кроме звона в ушах и боли в пальцах левой ноги.
Выхолощенная страхом мысль путала в голове тяжёлый, застывающий клубок.
Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор.
Оглянувшись, Григорий запечатлел в памяти кусочек виденного: конь Прохора, прыгнув через распластанного на земле хорунжего, ощерил зубы и упал, подогнув шею. Прохор слетел с него, выбитый из седла толчком. Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые дёсны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака. Григорий не слышал крика, но понял по лицу Прохора, прижатому к земле с перекошенным ртом и вылезшими из орбит телячьими глазами, что крикнул тот нечеловечески-дико. Падали ещё. Казаки падали и кони. Сквозь пелену слёз, надутых ветром, Григорий глядел на серую киповень бежавших из окопа австрийцев.
<…>
Вдоль железной решётки сада, качаясь, обеспамятев, бежал австриец без винтовки, с кепи, зажатым в кулаке. Григорий видел нависший сзади затылок австрийца, мокрую у шеи строчку воротника. Он догнал его. Распалённый безумием, творившимся кругом, занёс шашку. Австриец бежал вдоль решётки, Григорию не с руки было рубить, он, перевесившись с седла, косо держа шашку, опустил её на висок австрийца. Тот без крика прижал к ране ладони и разом повернулся к решётке спиною. Не удержав коня, Григорий проскакал; повернув, ехал рысью. Квадратное, удлинённое страхом лицо австрийца чугунно чернело. Он по швам держал руки, часто шевелил пепельными губами. С виска его упавшая наосклизь шашка стесала кожу; кожа висела над щекой красным лоскутом. На мундир кривым ручьём падала кровь.
Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мёртво глядели залитые смертным ужасом глаза. Австриец медленно сгибал колени, в горле у него гудел булькающий хрип. Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Австриец упал, топыря руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки. Конь прыгнул, всхрапнув, вынес Григория на середину улицы.
<…>
Муть свинцом налила темя. Григорий слез с коня и замотал головой. Мимо него скакали казаки подоспевшей третьей сотни. Пронесли на шинели раненого, на рысях прогнали толпу пленных австрийцев. Они бежали скученным серым стадом, и безрадостно-дико звучал стук их окованных ботинок. Лица их слились в глазах Григория в студенистое, глиняного цвета пятно. Он бросил поводья и, сам не зная для чего, подошёл к зарубленному им австрийскому солдату. Тот лежал там же, у игривой тесьмы решётчатой ограды, вытянув грязную коричневую ладонь, как за подаянием. Григорий глянул ему в лицо. Оно показалось ему маленьким, чуть ли не детским, несмотря на вислые усы и измученный страданием ли, прежним ли безрадостным житьём, - покривлённый суровый рот.
- Эй, ты! – крикнул, проезжая посредине улицы, незнакомый казачий офицер.
Григорий глянул на его белую, покрытую пылью кокарду и, спотыкаясь, пошёл к коню. Путано-тяжек был шаг его, будто нёс за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу. Он взял в руки стремя и долго не мог поднять затяжелевшую ногу” (Книга первая, часть третья, глава V).


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.06 23:42. Заголовок: Re:


М-м, простите, Уважаемый Сат-Ок… Это вы к чему?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.06 01:04. Заголовок: Re:


Я тут немножко провоцирую, конечно.

Алекс высказал мысль о том, что это сансара крутит крутыми революционерами, а не они учитывают её логику. Также предположил, что зарубить кого-то шашкой (для начала) никто из нас не сможет. Я привёл фрагмент из "Тихого Дона" о том, как человек, стиснутый обстоятельствами, реагирует поначалу на такие вещи.

А потом привыкает. Или не привыкает.

Это очень глубокая тема - поведение в пограничных ситуациях и дальнейшая жизнь человека. Своего рода чёрная инициация.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 475
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.08 15:15. Заголовок: Сат-Ок пишет: Теори..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Теория инферно до Ефремова


"С тех пор, как человек начал размышлять о жизни, жизнь бессмысленная всегда представлялась ему в виде замкнутого в себе порочного круга. Это — стремление, не достигающее цели, а потому роковым образом возвращающееся к своей исходной точке и без конца повторяющееся. О таком понимании бессмыслицы красноречиво говорят многочисленные образы ада у древних и у христиан. Царь Иксион, вечно вращающийся в огненном колесе, бочка Данаид, муки Тантала, Сизифова работа – вот классические изображения бессмысленной жизни у греков. Аналогичные образы адских мук можно найти и у христиан. Например, Сведенборг видел в аду Кальвина, осужденного вечно писать книгу о предопределении. Каждый вновь написанный лист проваливается в бездну, вследствие чего Кальвин обречен без конца начинать работу сызнова. В аду все — вечное повторение, не достигающая конца и цели работа, поэтому даже самое разрушение там — призрачно и принимает форму дурной бесконечности, безысходного магического круга <...> Ад таится уже в той действительности, которую мы видим и наблюдаем, чуткие души в самой нашей повседневной жизни распознают его в его несомненных явлениях. Недаром интуиция порочного круга, лежащего в основе мирового процесса, есть пафос всякого пессимизма, религиозного и философского. Возьмем ли мы пессимистическое мироощущение древней Индии, учение Гераклита и Платона о вечном круговращении вселенной или Ницше — о вечном возвращении — всюду мы найдем варианты на одну и ту же тему: мировой процесс есть бесконечное круговращение, вечное повторение одного и того же".
Е.Т. ставит здесь в один ряд древних индийцев и Гераклита с Платоном с Ницше. В начале 20-века. когда начали открывать Ницше, действительно, господствовала точка зрения, что он - эпигон древних. Вечное повторение одного и того же - на самом деле Ницше говорил не о том, хотя буквально его слова указывают на это. На самом деле круг Ницше - не порочный замкнутый конечный круг, повторенный бесконечное число раз. Возглас Ницше "Жизнь! Еще раз!" говорил о мужественном приятии бесконечной жизни (в которой наши личные жизни лишь эпизоды), бесконечно продолжающейся. Бесконечно продолжающаяся бесконечность - не порочный круг, а окружность бесконечного диаметра, - бесконечная прямая, образ, графически беднее привычной нам диалектической спирали. Но это из-за недостаточности нашего воображения.
Ефремов почти ничего (кроме рассуждений об экологических нишах и "сгущениях инферно" для человека) не добавил к Трубецкому. Кроме антропоцентрического пафоса и гуманистической идее прекращения страданий, самых обычных, без мудреного "инферно", конечно.
Кстати, Трубецкой привел очень емкое определение "жизненного круга" как инферно: «земля еси и в землю отыдеши».

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 589
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.08 15:54. Заголовок: Сат-Ок пишет: Алекс..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Алекс высказал мысль о том, что это сансара крутит крутыми революционерами, а не они учитывают её логику.



Так сансара древнее революционеров. И больше. Как в средневековом анекдоте - в харчевне зашел разговор о Тимуре: "Такой великий правитель! такой великий!" Молла Насреддин послушал и говорит: "А верблюд все-таки больше."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2488
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.08 16:14. Заголовок: :sm36: ..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 24
Зарегистрирован: 28.07.08
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.08 20:45. Заголовок: На вскидку приходят ..


На вскидку приходят произведения Хайяма Омара. Его логика: "Судьба играет человеком. Она достигает своих целей не считаясь с его внутренним миром. При этом страдание - неизменный спутник жизни. Спасение - в вине. " Отсюда один шаг до вывода, что страдание СПОСОБСТВУЕТ эволюции человека.
Что-то есть и у Киплинга. Вспоминаю сказку про слоненка, которому крокодил вытянул нос, а тот затем надавал тумаков обидчикам.
И у Некрасова:"Дабы одного возвеличить, судьба тысячи слабых уносит"
У Джека Лондона суровый север закаляет смельчаков, отсеивает слабых.

Увы, большинство предшественников выхватывали части, не замечая целого. В этом смысле ИАЕ вне конкуренции.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 756
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.08 20:49. Заголовок: :sm54: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 221
Зарегистрирован: 21.03.07
Откуда: Севастополь
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.09.08 20:55. Заголовок: Сат-Ок пишет: Читая..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Читая одного из видных религиозных философов Серебряного века - Евгения Трубецкого - давно нашёл интересное соответствие с представлениями Ивана Антоновича об инфернальности эволюции. Причём кое-где совпадения даже в образах.


Ефремов вообще очень близок по некоторым параметрам к философии Серебряного века. Например взять хотя бы Соловьева- человечество ефремовского будущего- чем не Богочеловечество? Где- то в Часе Быка есть фраза Фай Родис о преобразовании косной материи активным человеческим началом.
А теория инферно- это продукт христианского (в широком смысле слова) типа мышления. Мир воспринимается не как гармонически упорядоченный Космос, а как "во зле лежащий", несовершенный, его надо преобразовать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 632
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.08 11:29. Заголовок: Ну строго говоря впе..


Ну строго говоря впервые эта теория появляется в зороастризме и затем повторяется в разных вариантах во всех мировых религиях. И даже не в мировых.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 223
Зарегистрирован: 21.03.07
Откуда: Севастополь
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.08 15:56. Заголовок: Впервые она появляет..


Впервые она наверно появляется вместе с культурными героями- Гильгамешом, Прометеем итп. Культурные герои- это первые "инферноборцы", "размыкатели" круга природной гармонии. Проблема в том, что их борьба считалась безнадежной и обреченной на поражение, потому что даже боги могут действовать только в пределах естества, даже они не в силах вырваться за пределы мирового круговорота. В христианстве же, Бог лежит по ту сторону мира и его законов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 633
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.08 22:32. Заголовок: Ну не в одном христи..


Ну не в одном христианстве, уж это точно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет