Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение





Пост N: 872
Зарегистрирован: 20.09.08
Откуда: Русский Мир, берег озера
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.09 05:57. Заголовок: Время- и Дао-ориентирование


Хотел бы отдать давно обещанный должок, а именно, написать о время- и дао-ориентированнии.

Файл получился довольно большой и я разбил его на 6 частей.

Время- и Дао-ориентирование.


Часть 1.

Человеку путешествующему сразу же бросается в глаза разница в восприятии времени у людей из разных культур, несмотря на то, что технически и объективно, время для всех должно быть одним и тем же. Различное восприятие времени проявляется в том, как люди пользуются временем и как это сказывается в их реальном поведении в повседневной жизни и в работе.

Если в западной культуре к времени относятся достаточно трепетно и строго, время уважают, его считают (вспомним всем известное выражение “время – деньги”), и вообще, с точки зрения западного человека, отношение ко времени является неким мерилом ценности человека. Т. е. о людях судят по отношению ко времени. Соответственно, люди западной культуры склонны рассматривать время как неизбежное, линейное и фиксированное по природе. Это дорога, простирающаяся в будущее с отличающимися, отдельными секциями (часы, дни, недели и проч.). Время рассматривается как вполне физический объект — его можно планировать (составлять график), тратить, экономить, терять, покупать и т.д. Оно также рассматривается как разделенное на прошлое, настоящее и будущее. У людей западной культуры существует сильная ориентация на настоящее и близкое будущее. Время делится и распределяется ими на конкретные задачи. Цель — тратить время подходящим образом, с тем, чтобы будущее стало лучше. А различные виды деятельности привлекательны не как самоцель, а лишь как средства достижения целей.

В незападных же культурах время является очень и очень неконкретным понятием. Оно - более дискретно и является в меньшей степени объектом для планирования (составления графика). Отсчет времени не является точным измерением собственно потока времени (как в западной цивилизации), а всего лишь приблизительным началом какого-либо действия и, в сущности, очень относительным понятием. В этой связи, люди и отношения в незападных культурах имеют приоритет над графиками, а какая-либо деятельность осуществляется со своим собственным темпом в большей степени, чем в соответствии с предопределенным временем (графиком).

Поскольку с западным представлением о времени, мы все более-менее знакомы, я не буду заострять на нем внимание, а хотел бы привести наглядные примеры незападного представления о времени.

Пример 1.

Иран. Город Ахваз. Центральный Автовокзал. Крики зазывал, предлагающих садиться в свой автобус, отправляющийся, естественно, самым лучшим маршрутом к искомой цели. Расписание отправления автобусов по междугородным маршрутам. Но вот какая странность, в расписании каждого автобуса обозначено только время отправления. Уточняющий вопрос о том в какое время автобус прибывает в искомый город ставит и кассиров и диспетчеров и зазывал в тупик - никто не может назвать точное время. Называют время в пути с точностью до полутора часов, а потом добавляют, что “...прибудем, если позволит Аллах”, мол, мало ли что может в дороге случиться, мол, пробки, происшествия, аварии и так далее.

Именно такое – снисходительное отношение ко времени – норма на Ближнем Востоке. Поэтому там человеку с западным восприятием времени невозможно выбрать автобусный маршрут, исходя из расчета прибытия в искомое место к определенному часу, чтобы не опоздать на деловую встречу. В реальности же, такое отношение ко времени компенсируется тем, что в восточной системе ценностей, опоздание на деловую встречу тоже считается нормой.

Пример 2.

Как-то возил самолет, где я работал, паломников из Тегерана в святой город Мешхед. Перед тем как самолету выруливать на взлет он должен пройти специальную процедуру выставления приборов, на пилотском жаргоне называемую «выставка». Она занимает ровно 23 минуты. Диспетчеров военной базы, где было наше постоянное месторасположение и которые знали об этой особенности нашего самолета, мы заранее попросили предупредить диспетчеров аэропорта о том, что нам перед взлетом ещё требуется время и на «выставку».

Но случилось так, что в аэропорт пришла новая смена диспетчеров. Старая, предупрежденная смена ушла домой, не сообщив новой смене о нашей особенности. Поэтому диспетчер новой смены не дал нам разрешение на запуск двигателя за 23 минуты до времени взлета, указанного в плане полета, а разрешил это сделать только во время предполагаемого взлета. Мы стали выставляться и отказались взлетать по команде диспетчера аэрпорта. В ответ на его удивленное «почему», мы с командиром объяснили диспетчеру аэропорта сущность нашего самолета и еще раз запросили 23 минуты перед запуском. Что-то недовольно пробурчав, он дал добро. Поскольку вследствие того, что во время «выставки», пассажиров на борту быть не должно, мы сказали паломникам, стоявшим вокруг самолета, о том, что мы еще никуда не улетим в течение 23 минут и они могут не стоять на солнце, а провести это время в здании аэропорта или полежать на травке в тени, кому, что больше нравится. Проходит 23 минуты – ни одного пассажира на горизонте! Мы попросили у диспетчера аэропорта отбой и стали ждать пассажиров. Первые из них подошли через час, а еще через полчаса подошли остальные. Спросив у пассажиров, почему те не пришли вовремя, мы получили недоуменные ответы, «… я не думал, что прийти надо через 23 минуты. Я думал, если вы сказали 23 минуты, значит надо приходить через час как минимум», или «… а что прийти надо было действительно через 23 минуты?». Подождав пока придут все пассажиры, мы попросили у диспетчера разрешение на запуск и получили его только через час. Начиная «выставку», мы обнаружили, что часть пассажиров опять разбрелась. Послали оставшихся пассажиров, на поиски ушедших…. Прошло 23 минуты, а собрались еще не все… Продержав включенным двигатель минут 10 и не дождавшись всех пассажиров, мы были вынуждены его выключить, чтобы не расходовать зря топливо. В течение получаса пришли все пассажиры, и те, что разбрелись, и те, кого мы послали на их поиски. Ещё раз запросили разрешение на запуск. Вследствие интенсивного движения в аэропорту, получили его только через 2 часа. Начали опять процедуру «выставки». К моменту ее окончания, большая часть пассажиров, предупрежденная, что наши 23 минуты это действительно 23 минуты, и никак не более, появилась на перроне. При запущенных двигателях, прождав оставшихся пассажиров «всего лишь» 15 минут, наконец-то порулили на взлет.

Самым странным нам показалась реакция пассажиров на все эти задержки с вылетом: никакой недоброжелательной реакции! Самолет вылетел, фактически, чуть ли не с задержкой в пол-дня, но лица пассажиров были все так же просветлены, а их поведение вежливое и доброжелательное. Никто не возмущался, не повышал голоса даже. А ведь многие были с женами и маленькими детьми.

Подобных примеров можно приводить сотни и сотни. Если Елена жила в Туркмении, она должна столкнуться с подобным незападным отношением ко времени и сама может нам рассказать немало примеров.

Продолжение следует.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 167 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]





Пост N: 144
Зарегистрирован: 04.06.10
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.15 16:13. Заголовок: Alex Dragon пишет:он..


Alex Dragon пишет:
 цитата:
оная архаика — аутентичая непрерывная с первобытных времён или ретроградная?

Полагаю второе. Поскольку в раю произойти в человека ничто живое не может: нет давления необходимостей ведущих к появлению труда = разумности как средства выживания. А вот обратное пожалуйста. Регресс небольшого племени, попавшего в условия локального почти рая. Или классический Обломов например. Деэволюционировать обратно в обезьяну они не успели. Но язык, отсутствие одежды и, если не ошибаюсь, тату (татуировки, украшения - один из признаков выделения из животного мира на ранних этапах человека), счёт, понимание даже самих себя (рефлексия) уже в счастливом предживотном состоянии. Сейчас конечно "уход из рая" обратно в человеки для них неизбежен, соприкосновение "Острова Забвения (вневременье!)" с большим миром для первого даром не проходит.

dmk77 пишет:
 цитата:
Если мой тезис о гармоничном восприятии верен, то Торманса бояться не приходится: любое социально-расслоённое общество (а тем более таких высоких уровней как капитализм) такую гармонию разрушает одним своим существованием.

Не любое. Фараоны, высшие жрецы тысячелетия устойчиво воспринимались остальным обществом не как слой того же общества людей, а как боги или полубоги. Как другое явление природы вообще. Далеко ходить не надо, совсем недавно царь у нас воспринимался существом сакральным стоящим над обществом, да и сейчас ещё монархистами так воспринимается.

Alex вот всё об эксплуатации, а она не-перво-приоритетна. Сладкое состояние верхушки при теперешних технологиях обеспечивается в разы относительно меньшим числом "эксплуатируемых", да так что и "эксплуатируемые" факт эксплуатации особо и не заметят, им хватит на и на пиво и на поездку в Египет раз в год-два. И это при том что большая часть технологий ныне "закопирайчена" и не работает до времени. У верхушки сейчас задача не как бы не увеличить эксплуатацию, а как бы уменьшить количество эксплуатируемых: загадили совсем ненужные уже пролетарии, понимаш, Землю, оттянуться негде. Другое дело выращивание счастливого стада для поставок здоровых органов и сексуального материала из экологически чистых заповедников. Вот исследования по пираха в качестве основы могут и пригодиться.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 111
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.15 01:04. Заголовок: Анатолий Эн пишет: ..


Анатолий Эн пишет:

 цитата:
Не любое. Фараоны, высшие жрецы тысячелетия устойчиво воспринимались остальным обществом не как слой того же общества людей, а как боги или полубоги. Как другое явление природы вообще. Далеко ходить не надо, совсем недавно царь у нас воспринимался существом сакральным стоящим над обществом, да и сейчас ещё монархистами так воспринимается.


Угу. И рабы - как не люди. И как следствие - восстания. И все вокруг живущие - как не люди. Как следствие - войны.
И где гармония? Или имеются данные, что "простые неджесы и роме" также пребывали в состоянии полного удовлетворения, а о Пунте мечтали только от безделья или творческого зуда?
Для большого числа людей и текущее состояние представляется вполне нормальным (а то и - единственно возможным). А неврозы и психозы - фиг с ними; тех кто чуть побогаче - психиатры подтянут, а для остальных - проверенный временем надёжный способ: "О! насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, - лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет".

 цитата:
Сладкое состояние верхушки при теперешних технологиях обеспечивается в разы относительно меньшим числом "эксплуатируемых", да так что и "эксплуатируемые" факт эксплуатации особо и не заметят, им хватит на и на пиво и на поездку в Египет раз в год-два.


Хорошо бы, но увы - сейчас уровень эксплуатации очень разнороден в разных странах, а результаты используется почти совокупно. Так что какому-нибудь кули просто приходится пахать вдвойне: "за себя, и за того парня" (в чистой спецодежде из далёкой (а то и своей же) страны). И - кстати - далеко не всякий россиянин, украинец, казах, индус или китаец могут прокатиться в Египет (и не два раза в год, а даже и раз в два года).
Во-вторых, современное состояние достигнуто финансовыми спекуляциями: за те деньги, что уже числятся на балансе у всей Земли, можно теоретически купить её, полагаю, раз десять; вот только проблема, что других девяти Землей в заначке нет, и эта искусственная ситуация уже подошла к критическому пределу. Так что либо все буржуины проклятые либо должны будут списать со своих возможностей 9/10 активов (из-за неравномерного распределения - реально куда побольше) и "начать игру сначала", либо обвалят экономику нафиг - такую денежную массу она очевидно не в состоянии выдержать. Ну, или нужны какие-то кардинальные качественные перемены. И вот что-то мне подсказывает, что владельцы заводов, дворцов, пароходов - как всегда - постараются решать сию проблему, как обычно, за чужой счёт. И вышеупомянутому "чистому" высокооплачиваемому рабочему придётся позабыть о Египтах и пристроиться рядом всё с тем же кули (а то - ещё и подраться за рабочее место).

 цитата:
Другое дело выращивание счастливого стада для поставок здоровых органов и сексуального материала из экологически чистых заповедников. Вот исследования по пираха в качестве основы могут и пригодиться.


Выращивание "счастливого стада" - очевидно неприбыльное дело, максимум - прихоть (если по карману), и для всепланетного масштаба априори не годится. Поэтому и на Тормансе, и у нас работают по старинке - "лиловые"+пропаганда=разделяй, чтобы властвовать.
Так что ни пирахского, ни какого ещё рая не будет: подобная блажь доступна только всемогущему Творцу (хотя и у него по факту не очень-то получилось).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 12629
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.15 07:16. Заголовок: Анатолий Эн пишет: ..


Анатолий Эн пишет:

 цитата:
Сладкое состояние верхушки при теперешних технологиях обеспечивается в разы относительно меньшим числом "эксплуатируемых"



С чего вы взяли? Вы видите где-то победное шествие роботизации? Его нет, кроме может быть отдельных узких отраслей, где без автоматов обойтись невозможно, типа изготовления микросхем и микропроцессоров, но опять-таки, там автоматизируется не весь производственный процесс, а отдельные технологические операции. А так даже компьютеры вполне собираемы на коленке. Сколько уже говорено о том, что имеет место быть перенос производства в другие регионы, но отнюдь не снижение числа работников.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 5032
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.16 13:56. Заголовок: Совершенно прелестна..


Совершенно прелестная культурологическая зарисовка об Америке 60-х:

Николай Сосновский (1955-2016):
 цитата:
Культура боится абстракций. Она начинается с наделения безразличных ко мне объектов значимыми для меня свойствами: весне и восходу приписывается надежда, осени и закату печаль, Братцу Лису хитрость, а чукче наивность. Отвлеченные понятия не могут висеть в пустоте: им нужен носитель, персонификатор — так происходит разметка культурного пространства. При этом, чтобы осознать себя, культура создает Образ Себя и несколько Образов Другого — и наделяет их этими самыми абстрактными качествами. Лучше всего для этого подходят соседи: этот вот народ — маленький, но гордый, этот — хитрый и вероломный, этот — глупый и дикий, этот — педантичный и прижимистый, а эти только и знают, что петь, плясать и трахаться. Так национальная культура осознаёт саму себя и оттеняет собственную особость (естественно, как сама её понимает). Обычно эти условные образы национальной мифологии ничего общего не имеют с их конкретными носителями, да это и неважно. Художественное произведение всегда стремится к тому, чтобы стать удобным объектом для структуралиста. На этом оно, правда, и заканчивается как произведение искусства, зато становится идеальной схемой для культуролога. Всё в нем симметрично, на диво продумано и отлажено: стрелочка туда, стрелочка сюда, а здесь рисуем квадратик. Вся русская словесность от фольклора до авангарда строится на нескольких квазинациональных образах. Есть «Я», человек русский и, значит, «нормальный». Культурные нормы и запреты меня гнетут, но в меру — как раз настолько, чтобы удержаться на золотой середине между полным одичанием и превращением в задавленного культурой робота. Есть человек, безнадежно угнетенный культурой. В русской картине мира это немец (если отталкиваться от Марк Твена как образцового носителя американского духа, то припомним затюканного дисциплинированного немецкого мальчика, свихнувшегося от зубрёжки). Немец трезв, честен, трудолюбив, но всё равно какой-то не такой, неприятный: духовности-то, духовности-то настоящей и нету! То ли дело мы. Зато в периоды кризиса (кризисами и жива культура) и сдвига ценностных систем обнаруживается, что и у нас тоже с духовностью облом. Тогда-то и появляется нужда в духовном Другом: индусе, японце, тибетце, африканце и так далее.
На другом, противоположном воображаемому приземлённому «немцу» полюсе этой условной модели мира — фантастический образ раскованного, не знающего запретов, порывистого и экспансивного человека, живущего страстями. В русской культуре это цыган (а до появления на Руси цыган — берендеи), в американской — чернокожий. В убогих фрейдистских терминах условный зажатый «немец» — это проекция «Сверх-Я», а воображаемый эмоциональный «африканец» — это тёмное будоражащее «Оно». Русский человек ведет себя подобно американскому: когда трезв, может грешить плебейским расизмом, но хватив лишку, по зову генов норовит «рвануть к цыганам» или «сбацать цыганочку с выходом».
В Англии конца 50-х появляется чёрная диаспора с Карибов — и юный Леннон, как он позже признался в интервью, завидовал им: «Я хотел бы вести себя, как чернокожие: бить, ломать, крушить, насильничать». Понятно, что чёрные иммигранты в Ливерпуле вряд ли так уж распоясались, но в сознании стихийного панка Джона (родившись на пятнадцать лет раньше срока, бедняга Леннон на потребу моему поколению вынужден был играть совсем другую роль, от которой его, боюсь, втайне подташнивало) чёрный человек должен был быть именно таким и делать всё то, что запрещали Джону тетушка, полиция и педагоги. А как иначе: должен же здесь быть хоть кто-то живой!
Вот красноречивая цитата из книги одного из лидеров SNCC Джулиуса Лестера «Берегись, белая морда! Black Power тебе покажет!»: «Белые бы так до сих пор менуэты и танцевали, если бы не оказалось рядом чёрных, которые придумали все танцы от чарльстона до бугалу. Им приходится рядиться чёрными на карнавалах, чтобы сбросить бремя суровой морали их общества. Они отравлены пуританской нравственностью, заставляющей их стыдиться самих себя, стесняться своего тела. Чёрные стали для них отдушиной, ведущей в манящий мир греха («Счастливые ниггеры! Могут грешить напропалую день и ночь», — вот главный повод, чтобы белый поц возненавидел чёрных»)». Он же, кстати, видит в хиппи самоотрицание мира белых.
Сами афроамериканцы с удовольствием приняли правила игры и создали американский вариант негритюда, концепцию SOUL — особо эмоциональной, чувственной души черного человека. В моду вошло все, что soul: музыка soul, кухня soul, одежда в стиле soul, прически и т.п., а друг друга стали называть «soul brother». Что там задиристый забияка Леннон — даже Клеопатра мировой попсы Мадонна сказала в интервью журналу «Rolling Stone» (23.III.1989): «Если быть чёрным — то же, что иметь soul, тогда да — и я тоже чувствую себя чёрной».
На самом деле, квазинациональная картина мира намного сложнее. Персонажей в ней десятки. Тут есть и носители всех прочих качеств, причем распределяются они обычно так: чем ближе к нам живут, тем больше неприглядных черт. Поэтому плебейский национализм, к сожалению, неистребим: он заложен в природе и структуре культуры. Но прочие образы нас пока не интересуют. Что до образа Свободы, Естественности (причем вовсе не обязательно положительного, конфуцианец и даос понимают отношения Природы и Культуры по-разному), то и он намного сложнее. В русской культуре он распадается на свободу богемно-забубенную, гедонистическую и свободу романтически-опасную, тревожную и рисковую. Весёлый гуляка и мрачный благородный головорез — два выхода из повседневности. Отсюда такое место, наряду со Штольцами, Германнами, Борисами Бергами и гоголевскими Гофманом с Шиллером в русской культуре играют Кавказ и цыгане. Первые — скупые на слова романтические абреки, вторые — «поют и пляшут». Есть еще свобода невинного дитяти (Аркадия, Таити), свобода идиота (......), свобода мудрых, отрешившихся от желаний («Индия духа») — оттенкам свободы, как и нюансам несвободы, нет числа. В других культурах структура образов та же, но носители их могут меняться — иногда с точностью до наоборот. Да и сами образы склонны переворачиваться, менять смысл. Цыгане свою роль играют на совесть — не зря и слово «богема» происходит от названия цыган в европейский языках. Абреков же приходится придумывать каждый раз своих.
В американской культуре цыган и кавказцев потеснили Чернокожий и Индеец. Роль индейцев для американцев поразительно совпадает с ролью Кавказа в нашей культуре: та же смесь любви, ненависти и зависти, опасливого уважения, ужаса и восхищения. Точно так же веками два великих народа истребляли непокорных баламутов — и сочувствовали им. Через них целые поколения, выросшие в индейских и кавказских войнах, пытались понять себя: «Мцыри» и «Песнь о Гайавате», «Кавказский пленник» и Майн Рид — вплоть до «Маленького большого человека» с Дастином Хоффманом и кестнеровских «Танцев с волками».
Возвращаясь к Марк Твену, мы видим идеальную схему распределения степеней и разновидностей Свободы. За точку отсчета («среднеамериканское Я») берётся в меру затюканный воспитанием, но сопротивляющийся ему Том, свобода которого, как ни печально, будет убывать по ходу взросления. Через сто лет он бы ещё взбрыкнул: бросил бы колледж, подался бы с цветами в волосах в Сан-Франциско — но всё равно бы кончил как яппи. Вниз по социальной вертикали свобода возрастает от благополучного Тома к уличному Геку, а по горизонтали — два полюса и две ипостаси свободы: индеец Джо и беглый раб Джим (мифическому образу рабство не помеха: «Счастливые солдатики, никаких забот», — завистливо вздыхала одуревшая от гарнизонной скуки чья-то офицерская жена, когда я, весь в мыле, проносился мимо на ежеутреннем марш-броске). Джиму не надо было ходить в школу — и в глазах Тома с Геком он был волен, как перелётная птица.
По мере того, как индейцы уходили в историю, образ Чёрного Человека начинает раздваиваться: из беспечно бренчащего на банджо под магнолией ленивца по ходу переселения афроамериканцев с Юга в гетто северных городов он превращается в образ неуправляемого сорвиголовы, грозного обидчика. Интересно, что постепенно и самими чёрными американцами культивировавшийся либеральной Америкой образ беззлобного добродушного увальня начинает восприниматься как расистский и оскорбительный, а расистский образ бандита и насильника вызывает желание отождествить себя с ним — ярче всего это выразилось в «gangsta-rap». «Эй, не стойте слишком близко — я Пантера, а не киска!»
Если говорить о радикалах, там картина мира и место в ней афроамериканцев примерно такова. Вот Мировой Город, как потёмкинская деревня из картона — одномерный. Весёлая Толпа Одиноких жизнерадостно валит от конвейера в супермаркет и дальше — телевизор смотреть, мозги промывать. Вокруг Мировая Деревня. Там весело: славные ребята в хипповых (сейчас бы сказали: «стильных») пижамках от дядюшки Хо бьются насмерть за свободу. На отшибе дымит вонючими трубами Рабочий Посёлок. Там оппортунисты в очереди толпятся: колбасой по два двадцать отовариться. В Мировом Городе не всё так уныло. Откуда-то снизу, из подполья музыка играет — не то Хендрикс, не то Фил Окс, не разобрать, потому что глубоко: Андеграунд. Там пипл задвинулся, настроился-взвёлся-выпал, обчитался до тараканов Дебре с Мао и думает, как дальше быть. А наверху стреляют — это наши. Ребята из гетто пошаливают, им всё равно терять нечего, им у конвейера места не хватило. И получается так, что это и есть авангард мировой революции, и без них наверх вылезать боязно. Все — от рассудительных «социальных критиков» до невменяемого Чарльза Мэнсона — на них особо надеялись. Больше-то ведь всё равно не на кого.



Вот так и узнаёшь о человеке из некролога :(

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 179
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.16 15:31. Заголовок: A.K. пишет: Соверше..


A.K. пишет:

 цитата:
Совершенно прелестная культурологическая зарисовка об Америке 60-х


Любопытно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 366
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.16 18:07. Заголовок: Действительно, чудес..


Действительно, чудесно! Вопрос только о границе "своего" околотка (и ее текущей значимости), коя у всех разная и трансформируется с течением времени. Когда-то и ближняя деревня воспринималась как чужаки (а в горных районах и по сей час воспринимается))) - несмотря на сбивание больших игроков в евросоюзы, асеаны и шосы, совместную эксплуатацию МКС и интернет... Но в незамутненных антропокосмизмом руандах. гарлемах и чайнатаунах все еще - свои песочницы и свои сказочники.
Вероятно взросление человечества - не столько отказ от "местечковости", сколько постижение и укрепление планетарной общности - даже через общность своих внешних ксенофобий и внутренних развратиков...)))

"С вершины Заверти окружающий мир показался хоббиту удручающе огромным..."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 5399
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.16 19:53. Заголовок: А вот другая зарисов..


А вот другая зарисовка от другого человека.

Николай МУРАВИН (1966-1996)

 цитата:
АРАБЫ

Они живут примерно в восемнадцати государствах Ближне-го Востока и Северной Африки, но немало их разбросано по все-му свету, в том числе и по нашей стране. У нас эти странные лю-ди, которые без всякого предубеждения прощаются через порог и пишут справа налево, считаются "чёрными", хотя есть среди них и рыжие, и голубоглазые. Они - арабы.

Традиции, вошедшие в повседневную жизнь современных арабов, восходят к неписанному "кодексу чести" бедуинов, ското-водов, кочевавших в колыбели арабской цивилизации - в пусты-нях Аравии, где камни трескаются от перепадов температур, месяцами дует песчаный ураган-самум, а последние реки пере-сохли тысячи лет назад. Вода для кочевника - величайшая цен-ность, не случайно в арабском языке словосочетание "пресная вода" отсутствует, говорят "сладкая вода". Бедуин с детства ус-ваивал, что без взаимопомощи выжить невозможно и потому главная добродетель - верность другу, клану, племени; учился уважать силу и презирать любое проявление слабости; быть гроз-ным с врагами, но не отказывать просящему убежища. "Часто ге-рой, ещё чаще дьявол, но никогда не раб", - так охарактеризовал бедуина английский путешественник.

Европейцев поражали щедрость и гостеприимство кочевни-ков. Случалось, что бедуин резал единственную козу, чтобы на-кормить гостя досыта, а сам потом был вынужден питаться одни-ми сухими финиками, заменяющими жителям пустыни и хлеб, и овощи, и фрукты - но с сознанием выполненного долга. И сегод-ня дом любого араба, будь это глинобитная хижина, шикарная вилла или комната в общежитии, всегда открыт для тех, кого хо-зяин сочтёт друзьями. "Мы знакомы пять минут, а господин Тайе уже пригласил нас к себе домой! На Западе такое представить невозможно!" - удивлялась по телевизору российская журнали-стка в передаче об Иордании.

"Арабы по природе своей люди гостеприимные и друже-любные", - довольно цинично замечают израильские разведчики, описывая дальше, как благодаря этим качествам им удалось вне-дрить к сирийцам своего агента. Но, надо сказать, внешние ра-душие и общительность вовсе не предполагают настоящей ис-кренности, как и быстрый переход на "ты" - в арабском это соот-ветствует гораздо меньшей степени интимности, чем в русском. Арабы искренни с тобой лишь тогда, когда уверены, что и ты от-вечаешь им тем же.

Неотъемлемая черта восточного гостеприимства - предлага-емые гостю чай или кофе. Серьезный разговор начнется лишь после того, как готов кофе, сваренный по одному из десятков ре-цептов. Чай или кофе завершают любую трапезу (мы не касаемся даже кратко многообразия блюд арабской кухни; впрочем, есть и такая еда, о которой они представления не имеют. "Ты зачем привёз испорченные продукты?" - недоумевает мать студента, приехавшего на каникулы из Москвы, глядя на соленые огурцы и квашеную капусту).

Они не трезвенники, хотя религия запрещает им спиртное в земной жизни. Говорят, что совершенно по-нашему пьют в Ли-ване, Сирии и Ираке, где употребляют арак - пальмовый спирт; при разведении водой он приобретает белёсый оттенок. "Как будто молоко, чтобы обмануть Аллаха", - смеются арабы. Интерес-но, русскую водку они Аллаху за воду выдают?

По мере того, как центр арабской культуры смещался в го-рода, нравы бывших бедуинов смягчались. У арабов средневеко-вья не считалось зазорным прослезиться от восторга по поводу понравившегося стихотворения или зарыдать по поводу более значительному. Ныне жизнь не та, жестче и проще, и даже знако-мые мне арабские младенцы плакать не любят. Но по-прежне-му часты у арабов проявления, по европейским понятиям, "не-мужской" нежности. Могут облобызаться при встрече, после за-щиты диплома студент студенту дарит букет роз - это нормально. Обниматься обожают; возмутившие Запад объятия Ясира Арафата с Саддамом Хусейном во время войны в Персидском заливе (который арабы называют Арабским) - всего лишь распространен-ная форма приветствия.

В многочисленных руководствах по бизнесу, в разделах, по-свящённых поиску и обработке зарубежных партнеров, можно прочесть примерно следующее: "Направляясь на встречу с запад-ным бизнесменом, ни в коем случае не одевайте малиновые пид-жаки, пёстрые галстуки, золотые цепочки, запонки, перстни... но если ваш партнер из арабских стран, всё перечисленное, напро-тив, вам просто необходимо". Не уверен, так ли уж сильно ближневосточные капиталисты влюблены в пёстрые галстуки, но факт: арабы "встречают по одёжке". Не всегда и не везде, разу-меется, но вот в посольство, или к декану, в ресторан или на важную встречу араб оденет костюм и будет ждать от вас того же. Один иорданец случайно посетил оперу в свитере и джинсах - о, для него это была трагедия! Считается, что солидный человек ("настоящий мужчина") в приличном месте должен выглядеть и вести себя соответственно.

Всё, что касается арабов как нации, лично затрагивает и каждого араба. Это даже далёкое прошлое ("Испания тоже наша была", - вспоминают времена Кордовского и Гранадского эмира-тов); что уж говорить о ближневосточном конфликте. Плохо при-шлось бы Израилю, если бы не было у арабов выражений "маалейш" и "иншалла" - "авось пронесёт" и "если Аллах пожелает" (распространенный способ переложить ответственность на выс-шие силы). Израильтяне, участвовавшие во вторжении в Ливан, утверждают, что сирийские войска - противник несерьёзный, всё у них "маалейш"; палестинцы поодиночке герои, но не хватало им координации; наиболее опасны были боевики-исламисты, ко-торые точно знали, чего желает Аллах, и с гранатами бросались под танки. Жизни свои молодые они не жалели - ведь погибшим в бою с неверными прямая дорога в мусульманский рай, где, в отличие от рая христианского, в неограниченных количествах пьют вино и предаются любовным утехам с гуриями, прекрасны-ми, "как первая улыбка весеннего цветка или луна в ночь полнолу-ния".

Тонок стан её, и коль скажет ей её юность:"Встань!"
Скажут бёдра ей: "Посиди на месте, зачем спешить!"

Ислам, самая молодая из трёх мировых религий, родился в Аравии и пустил прочные корни в сознании масс. Даже коммуни-стические партии на Ближнем Востоке не осмеливались упорство-вать в своём атеизме. Но немало среди арабов и христиан - в Ли-ване, Сирии, Палестине, Египте. Конфликтов с соседями у них обычно не возникало, ведь и мусульмане признают авторитет Ии-суса Христа - пророка Исы и Моисея - пророка Мусы, просто по их мнению пророк Мухаммед, явившийся позже всех - "печать пророков". По религиозным канонам мусульманину позволено же-ниться на христианке или иудейке, а вот мусульманке выйти за-муж за "неверного" уже нельзя. Хотя сегодня исламское право – шариат - действует на государственном уровне лишь в аравий-ских странах и Судане, а в других странах брак регистрируют без мечети, да и население в повседневной жизни редко ориенти-руется на предписания Корана.

Ислам проповедует принцип сегрегации полов. Женщина обязана скрывать лицо и фигуру от чужих мужчин. Мусульманские фундаменталисты придерживаются такой точки зрения: если жен-щина идёт по улице с открытыми частями тела (будь то руки, плечи, ноги), то встречные мужчины "насилуют её глазами", а это грех. Но времена меняются; многие арабские женщины ходят сегодня в европейской одежде, хотя иногда решиться на это не-просто, а кое-где и небезопасно. Но даже в Кувейте, государстве очень консервативном, на пляжах появились купальщицы в бики-ни. Правда, в соседней Саудовской Аравии женщинам недавно опять запретили водить машину, а преподаватель-мужчина не имеет права находиться в одном помещении со студентками, об-щаясь с ними только по видеосвязи - этакий электронный шариат.

Но, несмотря ни на что, любят арабы женщин - и своих, и не своих тоже. Они пользуются репутацией суперлюбовников и из кожи вон лезут, чтобы её поддержать. Среди арабских подро-стков только и разговоров, что о сексе; хотя всем в определен-ном возрасте это свойственно, но арабам - втройне. Любая бе-седа сводится к тому, кто с кем переспал, а если нет, то как это-го добиться? А добиться трудно: обучение в большинстве школ раздельное, девушек дома держат в строгости, девственность - обязательное требование к невесте, доступных женщин в араб-ских странах почти нет, если, конечно, вы не сын шейха, у кото-рого нефтедолларов куры не клюют - тогда блондинок из Европы можно выписать. Злые языки утверждают, что отчаянная храб-рость палестинской молодежи в интифаде - антиизраильском вос-стании 1987-1993 годов, когда с камнями и бутылками шли про-тив бронетранспортёров - следствие подавленной сексуальной энергии. Впрочем, гипертрофированная сексуальность после же-нитьбы быстро перегорает.

Несколько лет назад, когда впервые открылась возможность пошляться по загранице, я уговаривал товарища-палестинца решиться на эту авантюру - Германия, Франция, ещё чего-ни-будь... "Ты серьёзно?" - переспросил товарищ. "А что, автосто-пом, нормально!" - "Тебе нормально, а меня тормознет первый же полицейский. Наркотики - я, оружие - тоже я! Я же араб, значит, террорист!"

За объяснением причин арабского терроризма надо обра-щаться не к национальной психологии, а к истории палестин-ской проблемы, или гражданской войны в Ливане, или взаимоот-ношений алжирского народа с государством. Те, кто арабов зна-ют, говорят, что в принципе они не отличаются воинственностью - вспыльчивы, но отходчивы. Но у них существует черта, пересту-пать которую нельзя; за ней - полный срыв с тормозов. Многие ужасные теракты совершались людьми, которые мстили за себя или за родственников. В Израиле араб-камикадзе, обвязавшись динамитом, вошёл в автобус, среди пассажиров которого были солдаты, и взорвал его вместе с собой. Позже выяснилось, что полиция арестовывала этого человека по подозрению в связях с подпольем, и, надеясь получить показания, посадила его в "пресс-хату" к уголовникам-евреям. Он не заговорил (наверное, действительно не знал ничего) - пришлось выпустить. Но после пережитого унижения у араба оставался лишь один выход.

Население арабских стран растёт стремительно; 6-8 детей в семье - не редкость. Правительства пытаются контролировать ро-ждаемость, но безуспешно: во-первых, мешает ислам, во-вторых, клановые традиции арабского общества. Чем больше у тебя род-ственников, тем лучше для тебя - родственники всегда помогут. Принцип клановой солидарности и по сей день спасает арабов как от мелких, так и от серьезных неприятностей. Студента-пале-стинца удалось вытащить из застенков иорданской госбезопасно-сти лишь потому, что какой-то дальний дядя по материнской ли-нии занимал пост в "органах".

Симпатии к СССР-России, зародившиеся в те годы, когда "великий друг" поддерживал борьбу арабов против колонизато-ров, а затем помогал восстанавливать экономику (сотни про-мышленных объектов построили советские специалисты, десят-ки, если не сотни тысяч арабских студентов закончили советские вузы) живы и сейчас, несмотря на все перемены в глобальной и региональной политике. Проявляются они в самых неожиданных ситуациях. Один мой знакомый, когда жил в Израиле, поехал ту-ристом в Египет. Обстановка была напряженная, террор против иностранцев, поэтому туристам настоятельно рекомендовали хо-дить только по отведённым маршрутам, но он решил в одиноче-стве прогуляться по Каирскому базару. К нему подошли два араба и сказали на приличном английском: "Ты из Израиля. Ты нам не нравишься". - "Какой Израиль, ребята? Я из России!" Реакция на невинную хитрость превзошла все ожидания; мрачные лица под-рывных элементов расплылись в улыбках: "Харашо! Товаришч!" Казалось, ещё пара фраз - и боевики пригласят его выпить по ча-шечке кофе на подпольной базе, но приятель мой счёл за лучшее знакомство не развивать.

Говорят, чем дольше живёшь среди людей, чем больше их узнаешь, тем труднее выделить у них общие черты, подвести под единый знаменатель. Я среди арабов не жил. И потому, если завтра какой-нибудь араб скажет: "Всё, что ты понаписал, не име-ет ко мне и моим друзьям никакого отношения! Всё у нас не так на самом деле!", я соглашусь - может, и не так. Ведь все люди разные.

1996




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 167 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 62
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет