Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение



Пост N: 255
Зарегистрирован: 30.07.10
Откуда: Россия, Красноярск
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.11 06:56. Заголовок: "Быть" vs "иметь": Беседа и другие примеры


Эрих Фромм. "Иметь или быть" - http://ru.philosophy.kiev.ua/library/fromm/haveorbe.html<\/u><\/a>

БЕСЕДА

Различие между принципом обладания и принципом бытия можно легко наблюдать на примере двух бесед. Представим себе сначала типичный спор, возникший во время беседы двух людей, один из которых. А, имеет мнение X, а второй, В, -- мнение У. Каждый из них отождествляет себя со своим собственным мнением. Каждый из них озабочен тем, чтобы найти лучшие, то есть более веские аргументы и отстоять свою точку зрения. Ни тот, ни другой не собирается ее изменить и не надеется, что изменится точка зрения оппонента. Каждый из них боится изменения собственного мнения именно потому, что оно представляет собой один из видов его собственности, и лишиться его -- значило бы утратить какую-то часть этой собственности.

Несколько иная ситуация возникает в беседе, которая не носит характер спора. Кому не знакомы чувства, которые испытываешь при встрече с человеком, занимающим видное положение, или пользующимся известностью, или даже обладающим действительными достоинствами, или с тем, от кого мы хотим получить что-то: хорошую работу, любовь, восхищение? В подобных обстоятельствах многие склонны проявлять по крайней мере легкое беспокойство и часто "готовят" себя к этой важной встрече. Они обдумывают темы разговора, которые могли бы быть интересными для их собеседника; они заранее задумываются над тем, с чего бы лучше начать разговор; некоторые даже составляют план всей беседы -- той ее части, которая отводится им самим. Они подбадривают себя, думая о том, что они имеют: о своих прошлых успехах и личном обаянии (или о своей способности внушать людям страх, если такая роль представляется им более эффектной), о своем общественном положении, связях, своей внешности и одежде. Словом, они мысленно взвешивают свои достоинства и, исходя из этой оценки, выкладывают свой товар в последующей беседе. Человек, хорошо владеющий этим искусством, и вправду способен произвести впечатление на многих, хотя это впечатление лишь отчасти является результатом хорошего исполнения избранной роли: в значительной степени здесь сказывается и неумение большинства разбираться в людях. Однако, если исполнитель не столь искусен, его игра будет казаться грубой, фальшивой, скучной, а потому и не вызовет особого интереса.

Полную противоположность этому типу людей представляют собой те, кто подходит к любой ситуации без какой бы то ни было предварительной подготовки и не прибегает ни к каким средствам для поддержания уверенности в себе. Их реакция непосредственна и продуктивна; они забывают о себе, о своих знаниях и положении в обществе, которыми они обладают. Их собственное "я" не чинит им препятствий, и именно по этой причине они могут всем своим существом реагировать на другого человека и его мысли. У них рождаются новые идеи, потому что они не держатся ни за какую из них. В то время как люди, ориентированные на обладание, полагаются на то, что они имеют, люди, ориентированные на бытие, полагаются на то, что они есть, что они живые существа и что в ходе беседы обязательно родится что-то новое, если они будут всегда оставаться самими собой и смело реагировать на все. Они живо и полностью вовлекаются в разговор, потому что их не сдерживает озабоченность тем, что они имеют. Присущая им живость заразительна и нередко помогает собеседнику преодолеть его собственный эгоцентризм. Таким образом, беседа из своеобразного товарообмена (где в качестве товара выступают информация, знания или общественное положение) превращается в диалог, в котором больше уже не имеет значения, кто прав. Из соперников, стремящихся одержать победу друг над другом, они превращаются в собеседников, в равной мере получая удовлетворение от происходящего общения; они расстаются, унося в душе не торжество победы и не горечь поражения -- чувства в равной степени бесплодные, -- а радость. (Именно такая способность врача подбодрить пациента, пробудить в нем интерес к жизни является существенно важным фактором в психоаналитической терапии. Никакая "доза" психоанализа не будет эффективной, если лечение проходит в тяжелой, бездушной и унылой атмосфере.)

Мне кажется, что в наших дискуссиях мы забываем об этом и часто ведем их как спор, в результате которого истина не рождается. Замечал такое и у себя

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 10 [только новые]


администратор




Пост N: 3202
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.11 12:20. Заголовок: Спасибо. С удовольст..


Спасибо. С удовольствием снова перечитал эти замечательные строки.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3219
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.11 14:20. Заголовок: makcum1982 пишет:Мне..


makcum1982 пишет:
 цитата:
Мне кажется, что в наших дискуссиях мы забываем об этом и часто ведем их как спор, в результате которого истина не рождается. Замечал такое и у себя

А я часто ловлю себя на "домашних заготовках", о которых говорит Фромм. В некоторых случаях они могут быть полезны (во время доклада, например), но в целом с ними теряется непосредственность и бытиё "здесь и сейчас". Вообще, вылавливать в себе проявления "модуса обладания" и работать с ними очень полезно и увлекательно. Наиболее "брутальные" его формы (ревность, доктринёрство, желание "победить в споре") сразу видны и поддаются корректировке, но дьявол пролезает в изощрённых формах, не столь заметных, и потому с ними работать сложнее. Мне в этом помог парный танец - сразу вылезает доставшееся по наследству стремление к гиперопеке, а также скованность от неуверенности в парном взаимодействии. Всё это - от ориентации на обладание.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 260
Зарегистрирован: 30.07.10
Откуда: Россия, Красноярск
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.11 04:59. Заголовок: Фромм во всех своих ..


Фромм во всех своих работах отталкивается от тезиса о том, что надо "жить, чтобы быть", а не "иметь свою жизнь". Читаю...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3221
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.11 17:20. Заголовок: Он даже на языковые ..


Он даже на языковые нюансы обращает внимание:
"Иметь друзей" вместо "дружить", "обладать знаниями" вместо "знать", "иметь желание" вместо "хотеть" и т.д. - как примета времени.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1307
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.11 21:05. Заголовок: Очень впечатлило то,..


Очень впечатлило то, что я прочитала в этом отрывке! К стыду своему, я все не доберусь до этой работы Фромма. А так нужно... Теперь я еще больше это понимаю. Хожу под сильным впечатлением. Есть о чем задуматься...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3223
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.11 12:20. Заголовок: Истоки. Фромм говори..


Истоки. Фромм говорит о своём иудейском учителе Зелмане Барухе Рабинкове:
 цитата:
О чём бы ни шла речь, его убеждения для него были не как собственность или знамя, которыми он обладал и должен был продемонстрировать или защищать. Он дошёл до них с большим напряжением своих творческих сил, и его глубокая убеждённость делала для него ненужным ни переубеждать кого-либо, ни подчинять своему влиянию. Он был человеком не только без титула, но и без малейшей потребности в аттрибутах авторитета... Его авторитет основывался на его знании, заинтересованности, искренности, но никогда не на том, что он что-то из себя строил... Всё его влияние было через его бытие, его пример, хотя он был последним, кто бы хотел быть примером. Он был целиком самим собой.



А вот слова биографа самого Фромма:
 цитата:
В 1975 году в связи с 75-летием Фромма Борис Любан-Плоцца и Райнер Функ организовали в Локарно симпозиум, на котором Фромм должен был выступать с основным докладом. Фромм, хотя и ослабевший после болезни ... как обычно, экспромтом сделал двухчасовой доклад на основе нескольких тезисов, при этом ни один из четырёхсот присутствовавших не обнаружили никаких признаков усталости ни у себя, ни у Фромма.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 4492
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.13 00:41. Заголовок: А я часто делаю мног..


А я часто делаю много заготовок, но говорю совершенно иначе. Как правило, ориентируюсь на реакцию слушателей. Кстати, в "Двух жизнях" также прописано, что надо существовать непосредственно, не связывая заготовками себя.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 923
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.18 13:25. Заголовок: Взято в Сети: Тради..


Взято в Сети:

Традиционное мерило успеха — собственные квартира и автомобиль — уже неактуально. Все большее число молодых людей по всему миру не хотят их покупать.
Многочисленные исследования специалистов показывают, что поколение так называемых миллениалов — людей, которым сейчас до 30-35 лет, — уже редко покупает дома, а еще реже — автомобили. На самом деле они не делают сверхдорогих покупок вообще. Если не считать айфонов, разумеется.

В Америке людей в возрасте до 35 лет вообще называют «поколением арендаторов». Почему так происходит? Некоторые социологи убеждены, что это из-за того, что на долю современной молодежи приходится слишком много финансовых катаклизмов. А потому люди просто боятся брать «серьезные» кредиты.
Но даже не это главное. Дело в том, что поколение современных молодых людей отличается от поколения своих отцов другими ценностями.

Современная молодежь пересматривает понятие успеха. Если ранее успешными людьми считались те, кто владел собственным жильем и автомобилем, то сейчас в особом почете те, кто вкладывал деньги в опыт и впечатления: путешественники, экстремалы, стартаперы.
Молодые люди сознательно отказываются от покупки недвижимости и даже мебели, предпочитая арендовать их. Смысл в том, что теперь люди хотят не зажиточности и стабильности, а гибкий график, финансовую и географическую независимость.

Материальные вещи просто перестают интересовать людей. Зачем владеть автомобилем, если у вас есть такси? Это же, по сути, личный автомобиль с водителем. И пользоваться его услугами не дороже, чем владеть собственным авто.
Зачем покупать дом в живописном месте и ездить туда отдыхать, если жилье можно найти через Airbnb в любом уголке планеты? Вам не придется ни переплачивать за аренду, ни покупать недвижимость в полюбившейся стране. То же самое и с недвижимостью в своем родном городе. Во-первых, вы не знаете, как долго будете жить там, где живете. Во-вторых, зачем брать ипотеку на 40 лет, если можно смириться с тем, что проведешь всю жизнь в арендованном жилье? В конце концов, работу вы, скорее всего, в перспективе ближайших нескольких лет поменяете, и если вы арендуете жилье, то ничто не мешает вам перебраться поближе к офису. Forbes сообщает, что современные молодые люди меняют работу в среднем раз в три года.
Сама концепция владения вещами более не актуальна.

Обозреватель Atlantic Джеймс Гэмблин объясняет феномен так: «За последние десять лет психологи провели огромное количество исследований, доказывающих, что с точки зрения счастья и ощущения благополучия гораздо выгоднее тратить деньги на приобретение нового опыта, а не новых вещей. Это приносит больше радости».
Вот выдержки из статьи Гэмблина:
«Оказывается, люди больше не хотят слушать истории о том, где вы там купили дом. Они хотят услышать, какой замечательный вы провели уик-энд. Даже плохой опыт в конечном итоге становится отличной историей.
Социальное взаимодействие между людьми имеет определяющее значение в вопросе, будут они счастливы или нет. Так что вы должны говорить с другими людьми и иметь много друзей. Разумеется, другим будет приятнее слушать о том, как вы отправились в сумасшедшее путешествие или о том, как вы прожили год в дикой стране, а не о том, сколько квартир вы уже успели купить».

Есть еще кое-что. Дело в том, что вещи, которыми мы владеем, особенно если они очень дорогие, заставляют нас беспокоиться об их состоянии. Купите автомобиль — и вы будете вздрагивать каждый раз, когда за окном сработала чья-то сигнализация. Купите дом, навезите в него дорогой техники — и вы будете бояться ограбления. Не говоря уже о том, что автомобили царапаются, бьются, а ультрадорогие телевизоры имеют обыкновение выходить из строя через год эксплуатации. Полученный же вами опыт никто у вас уже не заберет.
Наши родители не имели возможности путешествовать так часто, как мы. У них не было возможности развлекаться так, как сейчас развлекаемся мы. У них не было столько возможностей начать новый бизнес, сколько у нас. Поэтому они инвестировали в дома и машины, а мы так поступать уже не хотим. В конце концов, любая наша покупка, если это не дом или квартира, обесценится со временем. А если вспомнить про то, как быстро в кризис дешевеет недвижимость, то все становится еще очевиднее.

Вот что главное — опыт: он не обесценится, и его невозможно украсть.


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 362
Зарегистрирован: 04.06.10
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.18 13:54. Заголовок: Ex-Zyx пишет:Взято в..


Ex-Zyx пишет:
 цитата:
Взято в Сети:

Очень интересно если правда, "мвенмесизация - дарветеризация" такая, смещение вторичных потребностей. Сюда можно феномен Маска добавить. Откуда взято? Поделился бы на полит ресурсе.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 212
Зарегистрирован: 30.12.16
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.08.18 12:35. Заголовок: Они хотят услышать, ..



 цитата:
Они хотят услышать, какой замечательный вы провели уик-энд. Даже плохой опыт в конечном итоге становится отличной историей.




))
Боже МОЙ!
Какое это все-таки УБОЖЕСТВО и ТУПИК - этот гребаный ДАУН-ШИФТИНГ!

Как пассивная реакция на бессмыслицу КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО техногенного существования сведенную к пищеварительным ощущениям в неприкрыто-бестыдной ПОРНОГРАФИЧЕсКОЙ форме - ГИПЕРМАРКЕТНО-СЕТЕВОЙ.

Интересно как они собираются придти к обществу в котором задавались бы вопросы:


---А как зовут вашего личного ДРАКОНА?
---А какую планету вы открыли на прошлой неделе?
---Какому закону ПРИРОДЫ вы собираетесь посвятить свое время на Следующей Неделе?







Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 97
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет