Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение





Пост N: 19
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.11 05:27. Заголовок: Путь к освобождению по Ефремову


Иван Ефремов пишет в "Часе Быка":
"...Когда стало яснее строение психики человека, ученые определили, что инферно для души - это первобытные инстинкты, плен, в котором человек ДЕРЖИТ САМ СЕБЯ, ДУМАЯ, ЧТО СОХРАНЯЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ."
Фраза всегда как-то привлекала внимание. Отчасти потому, что удивительно напоминает то, что говорят мистики Востока. В йоге, буддизме и других учениях основной причиной страдания индивидуальности является эго. А эго - это прежде всего механизм самоотождествления, отождествления своего внутреннего Я с различными реальностями внешнего мира. "Мои мысли, моя семья, мой город, мой народ, моя страна, моя религия." То есть, чем больше отождествлений, тем больше причин для создания внутреннего ада, инферно. Естественно, когда, например, некто совершает оскорбительные действия, направленные не против нас лично, а, скажем, против страны в целом, мы воспринимаем это как личную обиду. Мне представляется, что во многом эта самоотождествленность является наследием далекого прошлого, когда отдельный человек еще не был вполне индивидуальностью, а существовал как неотъемлемая часть коллективной общности, частью общего социального тела - рода, племени и т.д. С ходом истории появлялось все больше возможностей для развития индивидуальности, ослаблялась власть коллектива над отдельным человеком, но фундаментальные основы не изменились. Отсюда возникали фашизм, нацизм, тоталитаризм, "муравьиный лжесоциализм" - проявления инстинктивного стремления масс вернуться к тому первобытному состоянию растворенности отдельного индивидуума в коллективном целом., потому что, на мой взгляд, сохранять подлинную индивидуальность - непосильная ноша для многих. Этот же инстинкт часто вынуждает нас что-то делать даже тогда, когда мы вполне понимаем бесполезность и даже вредность этого для нас лично - только потому, что все так делают. Подобное происходит на всех уровнях жизни - в семье, бытовых привычках, при выборе проведения свободного времени и многом другом.
То есть, если мы ставим целью выход из инферно, то необходимой частью этого процесса должно стать осознание этих инстинктивных механизмов, понимание того, как они воздействуют на всю нашу жизнь. Приведу следующую цитату из того же отрывка: "Только создание условий для перевеса не инстинктивных, а самосовершенствующихся особей могло помочь сделать великий шаг к подъему общественного сознания."Думаю, это означает, что на пути выхода из инферно, индивидуального и общего, необходимым фактором становится внимательный взгляд в себя, всматривание в свои мысли, предпочтения, действия, понимание того, откуда, из каких областей подсознательного приходят мотивации, сознательная переоценка того, что является тормозом на пути к свободе. Может быть, тема кажется "занудной", но мне кажется, что Ефремов очень много об этом писал, стремился сообщить своим читателям нечто, что он глубоко понял. В связи с этим вопросом вспоминается та часть "Лезвия бритвы", в которой Витаркананда (в известном смысле сам Ефремов) говорит символическим языком о глубине "медного кувшина", о многоуровневом строении человеческой души. Если кто-то думал об этом, пишите свои соображения, как понимаете путь освобождения от плена инстинктов (инферно). Верите ли вы в то,что это освобождение вообще возможно? Я в это глубоко верю, считаю, что любая попытка человека совершенствоваться, превосходить себя , достигать новых вершин является проявлением этой самой потребности свободы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 122 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


администратор




Пост N: 10351
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.11 08:37. Заголовок: Вы очень интересное ..


Вы очень интересное место подметили.

Правда, я не совсем уверен насчёт ваших рассуждений о «самоотождествлении». Человек должен соотносить себя с чем-то. Как и осознавать своё отличие от этого чего-то. Тождественность своему голому «я» не уверен, что возможна в принципе — это «я» будет, как я подозреваю, голой схемой, матрицей, не наполненной ничем конкретным. Этой тождественности, похоже, добивались персонажи Кастанеды, но обрели ли они подлинную реальность или всего лишь расстворили своё «я» в «ничто» — для меня вопрос.
Пока напрашивается тот вывод, что с ростом самосознания меняется масштаб тех структур, с которыми себя соотносит личность. Свой род, своё племя, своя религия, своя нация — кажется в этом виднеется вектор к осознанию себя как части человечества вообще, включению себя в него напрямую, минуя опосредующие идентификационные уровни. Далее напрашивается только соотнесение себя с разумом вообще как таковым — как космическим явлением. Сперва может быть как члена общности человечеств разных планет, а потом… Потом не знаю, это завист от того, какого уровня структурной организации материя может достигнуть в принципе.

«Ложно понимаемую индивидуальность» я в этом отрывке воспринял скорее как привязанность к порывам, аффектам, как некогда говорили — страстям, вообще говоря комбинации которых специфические для каждой данной личности. И в этом смысле они действительно индивидуальны. И восходят к древним слоям психики. Собственно говоря, обсуждению некоторых из них и их последствий вы стали свидетелм последние дни.

Степень вот только их инстинктивности? Насколько я понимаю тренд, с современной науке многие действия, ранее относимые к чисто рефлекторным, сейчас понимаются скорее как социально приобретённые, вплетённость которых в ткань психики очень глубока, а вот на долю инстинктивного остаётся всё меньше.

И в таком свете «древность» этих глубинных слоёв надо понимать не как воспроизведение генетического шаблона или памяти предков — увы, но похоже никакого механизма физического хранения такого рода информации попросту нет, а воспроизведение типических реакций в типических ситуациях. Характер протекания которых нормируется культурой. Если эти реакции никогда не рефлексировались как что-то отдельное, особое, на которое нужно обращать внимание, как что-то нуждающееся в контроле, то они одинаково будут воспроизводится тысячелетиями. Как форма глиняного горшка без особых принципиальных изменений воспроизводится с незапамятных времён.

Скажем злость может быть вызвана физической угрозой, а может абстрактной научной гипотезой в научном журнале, с которой не согласен читатель. В ответ можно дать по башке угрожающему или автору, а можно, допустим, ёдко съязвить. Ирония сама по себе рефлексируется и давно отмечена, но не считается чем-то излишним, более того, почитается за доблесть съязвить наиболее острым образом. Подлежащим контролю считается изрыгание оной в зависимости от конъюктуры — при начальнике или боксёре лучше держать язык за зубами — но не сам факт иронизирования.

Исживание этого — я не думаю, что реально возможно волевыми методами. Даже просто постоянное самонаблюдение не очень возможно — это слишком затратно энергетически, съедает много калорий и изнашивает сосуды, человек просто устанет за собой следить, поскольку требует напряжённой работы мозга. Следить за виртуальными объектами не проще, чем анализировать какие-то реальные объекты. Это можно делать периодами — и даже нужно, но постоянный контроль невозможен.

Поэтому наиболее подходящее — через переоценку ценностей, то есть такое осознание окружающей действительности, при котором просто теряет смысл реагировать на нечто, оно теряет свою ценность как раздражитель, оно перестаёт быть значимым. Так ребёнок может просто убиваться и рыдать до головной боли из-за некупленной игрушки или непосмотренной телепередачи, ему же взрослому это не придёт в голову.

А такая переоценка становится возможной через расширение своего кругозора, понимание своей включённости в различные структуры мира и общества при открывании для себя всё более высоких уровней структурной организации. Я очень люблю байку про Шартрский собор. Один строитель понимает себя как таскающего кирпичи, другой — как строящего собор. Это качественно разные уровни понимания своего места в мире.

А с другой стороны — Ефремов писал, что наиболее подходяща для нас карма-йога. Применительно к данному случаю я понимаю её как коллективное делание в стремлении к общей цели. Каковая, кстати, проистекает из того вышеназванного осознания своего места в мире. Когда и ты, и я, и он взбираются вместе на гору, то не до уязвления самолюбий, игр, кукишей в кармане. Те, кому это всё ещё интересно, никуда не доберутся — поубиваются раньше.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 21
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.11 09:37. Заголовок: Согласен с Алексом, ..


Согласен с Алексом, что наиболее действенный путь освобождения от власти "темных", аффективных страстей, разрушающих и нашу жизнь, и жизнь тех, кто с нами соприкасается, заключается не в стирании индивидуальных отличий, не в обезличивании вроде средневекового или буддийского монашества, а в расширении собственного сознания, своего рода сублимации интересов и целевых установок, когда некоторые досадные, но неизбежные мелочи жизни в значительной степени теряют свою деструктивную силу. В принципе, как мне кажется, Ефремов постоянно рассматривал этот вопрос в своих книгах, понимая, что человечество, несмотря на великий научный и технический прогресс, вынуждено постоянно подскальзываться на этой проблеме. То есть, наука и техника как таковые не освобождают человека от власти тех самых инфернальных сил, которые коренятся внутри него. Насколько я понял Ефремова, он опасался, что разрыв между рациональным началом, воплощенным преимущественно в естественных науках и их следствии - технике, и эмоциональной, аффективной природой человека будет увеличиваться. Он искал пути гармонизации того и другого, "каллокагатии", когда в жертву друг другу не будут приноситься ни Разум, ни Чувство. А для того, чтобы к этому приблизиться, необходимо заняться изучением эмоциональной и чувственной природы человека во всей ее полноте, отсюда такое внимание в его книгах вопросам искусства, эстетики, эротики и т. п. Очевидно, что, если запустить воспитание эмоциональной стороны психики "на самотек", это принесет крайне неприятные плоды, что мы сейчас видим в худших проявлениях поп-культуры.
Мне кажется, Ефремов мечтал о такой культуре и новой системе воспитания, когда аффекты (во всем их многообразии) не будут репрессивно загоняться в "подвал", а будет создана новая система психологии, ставящая своей целью использование их потенциала для раскрытия способностей, "расцветания" талантов конкретного человека. Потому он обращался к опыту индийской тантры, где говорится о том, что "все, абсолютно все может быть использовано как средство совершенствования" - если темные страсти существуют, значит, можно найти способ применить их силу для саморазвития, иначе подавленное будет только препятствовать дальнейшему движению, в худшем случая провоцируя шизоидное расщепление психики, всевозможные комплексы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.11 12:08. Заголовок: Верно..


Верно

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
moderator




Пост N: 1413
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.11 14:51. Заголовок: Не удержусь от кратк..


Не удержусь от краткого офтопа. Любовалась движением мысли обоих участников. Но если Мечтатель для меня нов, и я просто могу сказать, что ход его размышлений прекрасен — к нему я подключусь по сути чуть позже — то Алексу я должна сказать отдельно, поскольку мне есть с чем сравнивать композицию его размышлений (бывало всякое:): Алекс, а вот скажи мне после такого стройного мысленного построения, внутри которого вся структура мироздания — какого....(простите) корнеплода ты митингуешь против ...ну, сам понимаешь, список оглашать не буду, а?? Посмотри:


 цитата:
...с ростом самосознания меняется масштаб тех структур, с которыми себя соотносит личность...
...Далее напрашивается только соотнесение себя с разумом вообще как таковым — как космическим явлением. Сперва может быть как члена общности человечеств разных планет, а потом… Потом не знаю, это зависит от того, какого уровня структурной организации материя может достигнуть в принципе...


Ты же чистой воды космист, да простит мне уважаемая аудитория сии эмоции — об этом нужно говорить только в контексте, как говорится, хватать Алекса за горячии места... в размышлениях :)

А вот это?


 цитата:
А такая переоценка становится возможной через расширение своего кругозора, понимание своей включённости в различные структуры мира и общества при открывании для себя всё более высоких уровней структурной организации...


Это же просто четкое изложения Закона Иерархии! Дааа... Не зря тебя на Фантлабе в агнийоги записали :))

Прошу прощения. Не удержалась. Тема, так кстати поднятая Мечтателем и так грамотно подхваченная Алексом, есть самая сердцевина моей сравнительной таблицы по этике и эволюции. И я хочу здесь сказать, что картина, данная Мечтателем в утверждении:


 цитата:
...во многом эта самоотождествленность является наследием далекого прошлого, когда отдельный человек еще не был вполне индивидуальностью, а существовал как неотъемлемая часть коллективной общности, частью общего социального тела - рода, племени и т.д. С ходом истории появлялось все больше возможностей для развития индивидуальности, ослаблялась власть коллектива над отдельным человеком, но фундаментальные основы не изменились...


есть логические эволюционные ступени, которые я называю фазами стихийной интеграции и индивидуализации, и за которыми неизбежно следует повтор фазы интеграции на новом уровне, где человек осознанно интегрируется с себе подобными, базируясь на том самом масштабе и понимании высших структурных уровней эволюции материи, о которых говорил Алекс. Эту фазу я называю фазой сознательной интеграции, вершиной которой является ефремовское человечество.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.11 19:10. Заголовок: Мечтатель по сути го..


Мечтатель по сути говорит об обретении внутренней свободы. Это путь не только Агни Йоги, но и Дзен

Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Пост N: 23
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.11 05:51. Заголовок: Да, и Ефремов, и аде..


Да, и Ефремов, и адепты дзэн буддизма ставили перед собой целью освобождение от страдания, а соответственно, от власти слепых аффективных сил в психике, которые и создают (в значительной степени) инферно. Конечно, сам метод существенно отличается. Дзэн создал отточеную систему разрушения привычных рациональных связей в уме человека, что приводит в итоге к тому, что становится возможным своего рода непосредственный контакт с реальностью, без посредства рационализирующей мысли. Достаточно почитать дзэнские коаны, чтобы увидеть, как это происходит. Но дзэн всегда был путем индивидуальным, несколько эгоистическим, в чем-то возродив на новый лад представление раннего буддизма об архатах - просветленных мудрецах, шагнувших в нирвану и уже не могущих протянуть руку помощи страждущим на этом берегу. Ефремов же шел другим путем, так как имел целью не только индивидуальное освобождение, но и развитие общества в целом (здесь можно вспомнить понятие бодхисаттвы в более позднем буддизме махаяны, которые давали обет не погружаться в нирвану, пока не будут спасены все существа вселенной). То есть не революционный прыжок в состояние свободы и необусловленности для одного индивидуума, а эволюционное, планомерное вхождение в новый этап развития цивилизации (хотя, разумеется, этот процесс может включать в себя и революционные прорывы отдельных личностей, опережающих свое окружение и время).
Как мне представляется, Ефремов считал, что человечество уже достаточно созрело, чтобы приблизиться к воплощению идеала целостного человека. Того человека, для которого окажутся одинаково возможными и достижение высот сверхсознания, внутренней свободы, и одновременно полноценная жизнь в мире, наслаждение всем тем, что дает существование, бескорыстное стремление помочь другим выйти на новую ступень совершенствования. Понятно, что для воплощения такого идеала требуется и рациональный способ познания, и умение достигать безмолвия медитации, и развитие тонкого эстетического чувства. Вот в этом, мне кажется, есть принципиальное отличие пути Ефремова от пути дзэн, хотя сам по себе дзэн - явление занятное и оттуда можно черпать и черпать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бешеный принтер


Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.11 20:35. Заголовок: Ефремов тем и хорошо..


Ефремов тем и хорош, что сумел объединить самое лучшее из всех религий.

Пишу из Тайланда, сегодня прилетели с женой

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 26
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.11 06:59. Заголовок: Желаю интересно отдо..


Желаю интересно отдохнуть в тропиках! Не попадите в бангкокское наводнение!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Бешеный принтер


Пост N: 2
Зарегистрирован: 04.11.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.11 09:46. Заголовок: Мы на Пхукете, а не ..


Мы на Пхукете, а не в Бангкоке, так что не боимся Страшно было в самолете лететь, а тут нет

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 28
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.11 08:08. Заголовок: Если вернуться к обо..


Если вернуться к обозначенной теме, то важно отметить, что Ефремов в своем понимании строения души человека во очень близок древнеиндийским представлениям о многоуровневой структуре психики. Всем известна концепция чакр, центров концентрации различных уровней сознания. Эта стройная и логичная схема изображает своеобразную лестницу сознания, от более грубого к более тонкому, от фундаментальных, базисных инстинктов через эмоции, все более тонкие к разуму, постепенно достигающему предельных уровней абстракции и переходящему в сверхсознательное, бесконечность. Такая концепция не отрицает ничего из человеческой природы, а только ставит все на свое место, в отличие от западных религий, где присутствует резко дуалистическое понимание души, постоянное противоборство греха и добродетели, конфликт между "высшим" и "низшим". Ефремов искал пути к новому, интегральному пониманию человека, включающему в качестве неотъемлемых частей как признание важности инстинктов, их естественных, неизвращенных проявлений, так и необходимость присутствия духовного, "сверхсознательного" измерения в жизни. Естественно, такой поиск не мог не привести к изучению опыта йогической и тантрической традиций Индии, где устройство психики во всех ее аспектах было в центре особого внимания в течение тысячелетий. Но в отличие от западной психологиии, концентрирующейся в основном на диагностировании и профилактике болезненных явлений, "ненормальностей" разного рода, индийская мистическая наука ставила своей целью поиск некоего вечного, незыблемого начала, пребывающего в "центре циклона", в глубинах "Я". То есть, соприкосновение с непреходящей Истиной, как бы она ни называлась в зависимости от конкретного учения - Атман, Нирвана и т. д. - дает возможность человеку по иному смотреть на события изменяющегося мира, отстраненно, как бы из особого пространства свободы и тишины. Именно этого не хватает в западной культуре, отсюда ярко выраженная экстравертированность, приоритет действия над созерцанием, постоянная занятость "хоть чем-то" и очевидная нехватка уравновешенности, миролюбия, спокойствия.
Ефремов считал, что западная психология развивается однобоко, концентрируясь в основном на патологиях и вопросах социальной адаптации.
Что же делать, если адаптироваться к обществу, которое само тяжело больно? Ефремову было ясно, что диалектика "верха-низа" необходимо присутствует в психике, что, как существуют долины, так существуют и высоты, несмотря на старания западных и советских психологов свести все только к долинам.
Символически Ефремов часто показывал эту диалектику "небес" и "земли" в своих книгах. Думаю, одним из ярких примеров того можно считать пребывание Даярама и Витаркананды среди снежных гор Каракорума в "ЛБ", где "недоступные, сверкающие вершины были полны грозного покоя". Затем Даярам, приобщившись там дыханию бесконечности, возвращается в долины Индии, с новым пониманием своей цели и уже по иному вооруженный для дальнейшей борьбы за нее. Здесь видно, как автор понимает применение высот осознания новым человеком в реальной жизни. То есть, достижение их не ради ухода от мира, а обретение с их помощью новых возможностей для умножения прекрасного и для борьбы за ослабление власти инферно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 31
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.11 11:24. Заголовок: Итак, человек, сопри..


Итак, человек, соприкоснувшийся с Беспредельностью, возвращается "вниз", "вооруженный силами собственной души"(ЛБ). Ефремов, как мыслитель-гуманист, и не мог предполагать иного варианта. Развитие в себе новых способностей, сил имеет смысл только тогда, когда способности эти в итоге используются для бескорыстной помощи другим. Заметно большое сходство с этикой бодхисаттв буддизма, стоящих на один шаг от абсолютного блаженства нирваны, но из-за сострадания отказывающиеся от него ради помощи всем нуждающимся. Ничего нет дальше от "ефремовского" духа, чем равнодушный эгоизм, замкнутость на себе, на своих мелких проблемах. Это сострадание действенное, от переизбытка силы, а не бессилия, стремление приблизить и других к тому же могуществу, к той же красоте духа. Большая сила разума требует соответствующего поля деятельности: "С переходом сознания на высшую общественную ступень мы перестали замыкаться в личном страдании, зато безмерно расширилось страдание за других, то есть сострадание, забота о всех, об искоренении горя и бед во всем мире - то, что ежечасно заботит беспокоит каждого из нас. Если уж находиться в инферно, сознавая его и невозможность выхода для отдельного человека из-за длительности процесса, то это имеет смысл лишь для того, чтобы помогать его уничтожению, следовательно, помогать другим, делая добро, создавая прекрасное, распространяя знание. Иначе какой же смысл в жизни?"(ЧБ). Фрагмент, подходящий для того, чтобы стать своего рода этическим кодексом нового человека.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1506
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.11 12:00. Заголовок: Мечтатель пишет: Ита..


Мечтатель пишет:

 цитата:
Итак, человек, соприкоснувшийся с Беспредельностью, возвращается "вниз", "вооруженный силами собственной души"(ЛБ). Ефремов, как мыслитель-гуманист, и не мог предполагать иного варианта.


Это характерный признак принадлежности Ефремова к космистам. В письме к П.Ф. Беликову Ефремов пишет:

 цитата:
Кроме «Т.Д.» хотелось бы продолжить знакомство с А.И. Нет ли у Вас тома, который называется «Беспредельность»? Почему-то именно этот меня интересует сейчас, может быть потому, что я ожидаю найти в нём то, что стоит за «Иерархией», т.е. перспективу пространства и времени.


Здесь видно, что он ищет отнюдь не физическую перспективу пространства и времени, которую, конечно, нужно было бы искать в научной литературе. Он, как мне видится, ищет тот самый «космический императив», «принцип Бодхисаттвы», который он предчувствует как этическую основу будущего человека, но не находит в практиках индивидуального духовного пути традиционных религий. Поэтому он их критикует, но воспринимает онтологически заложенный в них принцип самоотречения во имя общего блага. Это очень важно помнить в связи с серьезной опасностью сосредоточиться на внешнем аспекте религий, отбросив внутренний.

В разделе космизма я рассматриваю это на примере взаимодействия двух векторов эволюционной спирали — от материи к духу и от духа к материи. Ефремов хорошо чувствовал их единство, поэтому в его «этический кодекс» и вошел принцип Бодхисаттвы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10404
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.11 15:24. Заголовок: helenrokken пишет: ..


helenrokken пишет:

 цитата:
т.е. перспективу пространства и времени



Интересный момент. Слова «перспектива» в русском языке часто может пониматься в смысле протяжённости, а может в смысле судьбы. Т.е. «что ждёт «пространство и время», судьба Вселенной, конечные цели стремления её развития — если они есть; то, до чего всё это может дойти.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1515
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.11 18:47. Заголовок: Сначала хотела не со..


Сначала хотела не согласиться, а потом подумала и... не просто соглашусь, а скажу, что это вообще одно и то же! Протяженность и судьба...

И тут, ты знаешь, для традиционного материалиста есть большая опасность, размышлять о том, что ты отметил. Потому что, если подходить диалектически к развитию этих категорий, то мы вполне можем прийти к тому, что время окажется иным, нелинейным, например. И тогда мы вдруг можем обнаружить некоторые явления не в далеком будущем, а уже где-нибудь в нашем времени. Или пространство, которое вполне может выйти в развитии на многомерность, части которой можно искать не в далеком будущем и в пространственном отдалении, а где-нибудь рядом с нами...

Очень, понимаешь ли, сильная цитата...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10405
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.11 20:15. Заголовок: Ну, если попытаться ..


Ну, если попытаться по полочкам, то беспредельность можно понимать как бесконечность в пространственном смысле, но тождеством вечности как временнОй протяжённости, временной беспредельности оно не является, а связано с ним тем, что бесконечно удалённая точка требует бесконечного времени для своего достижения. Кроме случая бесконечно большой скорости. Но это слишком, наверное, сторонние и абстрактные рассуждения.

Сперва вопрос: том «Иерархия», как можно предположить из названия, подразумевает описание иерархических уровней структуризации Вселенной? Если это так, то можно предположить, что речь о как бы мгновенном срезе, то есть «как Вселенная устроена (сейчас)?» — иначе просто человеческим языком, который описание даёт как последовательность следующих один за другим признаков, ни о какой структуре не рассказать, тем более динамической, изменяющейся во времени, надо зафиксировать момент, на который даётся описание. Тогда логично предположить, что рассмотрев описание «мгновенного среза» Вселенной, следующим вопросом будет «а как и куда это развивается, от чего и к чему идёт?»

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1517
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.11 20:34. Заголовок: Это, возможно, так и..


Это, возможно, так и есть. Но у меня остается вопрос: что можно искать ЗА иерархической структурой мироздания?

А по поводу абстрактных размышлений — я как раз хотела рассмотреть здесь не пространственную беспредельность, а эволюционную. Это очень важная разница, хотя, на мой взгляд, где-то очень удаленно они сойдутся...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10406
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.11 20:54. Заголовок: Как минимум возникаю..


Как минимум возникают такие вопросы: имеются ли какие-то имманентные ограничения на усложнение структуры материи? Есть ли предельные формы развития? Могут ли быть альтернативные способы иерархизации?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1518
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.11 21:13. Заголовок: У меня руки чешутся ..


У меня руки чешутся ответить тебе сейчас, но я не буду спешить, потому что именно об этом процессе усложнения структуры материи я и буду говорить в теме о Циолковском, а также в одной потрясающей работе Панова. Как раз про эволюцию материи.

А вот про альтернативные способы иерархизации ничего сказать не могу. Я, если так можно сказать, строгий иерархик :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 310
Зарегистрирован: 10.11.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.11 10:00. Заголовок: Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
Как минимум возникают такие вопросы: имеются ли какие-то имманентные ограничения на усложнение структуры материи? Есть ли предельные формы развития? Могут ли быть альтернативные способы иерархизации?



Все зависит от того, в рамках какой модели материи этот вопрос рассматривается. В рамках ОТО, например, играет роль ограничение скорости передачи информации, что накладывает ограничение на связность. В рамках иных физических моделей, например вселенной Ефремова это ограничение снимается (что и означает ЭВР).
Кроме того, может большую роль играет второе начало термодинамики, которое предполагает некий предел передачи информации, что тоже может выступать ограничением на сложность систем. Но тут вопрос в том, возможно ли его преодоление. Ефремов, кажется понимал, что возможно, что существует и обратный процесс уменьшения энтропии, но вывести четко этот закон не мог.

В общем, в рамках современного состояния знания ограничения существуют, но насколько это современное состояние отражает структуру материи, неизвестно
.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 39
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.11 16:54. Заголовок: Продолжим наши разду..


Продолжим наши раздумья о том, что держит человека в плену страдания и каким может быть путь освобождения, используя в качестве руководства на этом непростом пути книги и идеи Ивана Ефремова.
В некотором смысле приходится признать, что все общества, существовавшие когда-либо на Земле, были инфернальны, так как корни явления инфернальности находятся глубоко в предыстории человека, являются частью его биологической природы (в широком смысле). Об этом подробно писал Ефремов в "Часе Быка" (особенно в той главе, где Фай Родис объясняет Чеди суть теории Инферно). То есть очень многое в социуме является прямым выражением тех законов, которые царят в диком мире (можно назвать это условно "законом джунглей"). Существует в дикой жизни конкуренция, соперничество (за самку, территорию, еду и т. д.) - участие в подобном же соперничестве неизбежно ожидает каждого нового человека, едва он начинает социализироваться. И мы видим, что действие этих законов невозможно преодолеть, только реформируя общественные институты и совершенствуя техносферу. Современные люди вполне могут пользоваться самыми современными технологиями, знать о разных своих "правах", но уровень их психической организации вполне может оставаться на уровне палеолита. Похоже, что все великие исторические эксперименты xx-го века потерпели крах по этой самой причине - сколько угодно можно твердить о коммунизме, обретении счастья в свободном, творческом труде, но все это останется пустыми словами, пока не преобразована внутренняя, психическая природа человека, пока не преодолен инстинкт жадного и завистливого собственника. А этого собственника старательно и всесторонне воспитывают все общественные институты, с которыми сталкивается человеческое дитя, едва появившись на свет - семья, школа и др. "Будь первым!", "не уступай!", "стань большим начальником!", "заработай много денег и будешь круче других" и много что еще. Ефремова часто критикуют за то, что он в своем варианте будущего упразднил семейное воспитание детей. Но если, оставив в стороне привычные стереотипы, подумать, то станет ясно, что семья, наряду со своей положительной ролью убежища от окружающего враждебного мира, может быть и источником формирования духовной ущербности, ретранслирования из поколения в поколение самых дремучих, отживших традиций. Ефремов никогда не недооценивал роль воспитания для дела строительства нового мира, поэтому должен был открыто провозгласить, что только новая, научно разработанная педагогика, учитывающая всю колоссальную сложность противоречивой человеческой природы, способна справится с такой задачей. Кроме того, в мире будущего не будет такой потребности в островке безопасности, как сейчас, так как каждый ребенок будет желанным гостем в новом мире, где сознательное причинение вреда или оскорбления другому человеку будет восприниматься как тяжкая болезнь, уродство, атавизм, каким-то чудом сумевший пережить тысячелетия.
Весь вопрос в том, как реализовать это преобразование собственной природы (разумеется, если мы верим в такую возможность - Ефремов верил). Понятно, что для этого необходимо достижение определенной ступени развития Разума. Разума, который будет не подавлять своей властью более низшие эволюционно уровни человеческого существа, тем самым вызывая опасное расщепление психики, а скорее, помогая каждой части найти свое поле деятельности (то есть, тело получает возможность действовать именно как тело, развивая свой потенциал, эмоции получают возможность выразиться в своем самом чистейшем, рафинированном виде, интеллект сможет работать в той области знания, к которой испытывает склонность, не будучи обусловлен экономическими или конъюнктурными причинами), удерживая таким образом человека от падения в крайности (когда или господствует интеллект, или все отдано во власть мутных эмоций и инстинктов).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3310
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.11 17:44. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Иван Ефремов пишет в "Часе Быка":
"...Когда стало яснее строение психики человека, ученые определили, что инферно для души - это первобытные инстинкты, плен, в котором человек ДЕРЖИТ САМ СЕБЯ, ДУМАЯ, ЧТО СОХРАНЯЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ."


В принципе, инстинкты отключить - не так уж и сложно. Имеются вещества, они хорошо известны даже студентам-медикам, они напиваются этими таблетками перед экзаменами... И экзамены им совершенно безразличны... Эти вещества описывает в «Лезвии бритвы» Иван Антонович Ефремов... Это транквилизаторы.

Но, если просто, химически погасить в человеке любой аффект... Мы превратим его в растение, лишённое мотивации поступков...
Описанная же выше, уважаемым Мечтателем, борьба человека со страстями в рамках различных религиозных практик, она протекает постепенно, постепенно и усложняя личность человека, мотивацию его поступков...

Ефремовская задачка сводима к вопросу... Как сделать преодоление человеком животного начала, обязательным, непреложным общественным законом? (Как я думаю, конечно)

Осталось... только... - её решить...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 41
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.11 18:26. Заголовок: В том и состоит особ..


В том и состоит особенность нынешнего момента, что религиозный способ преодоления "страстей" показал свою полную непригодность для развивающегося общества. Даже поверхностный обзор истории человечества показывает, что наибольшие прорывы в идейной сфере, искусстве и многом другом (возьмите, к примеру, Ренессанс или Россию XIX века) происходили тогда и в тех странах, где подавляющая религиозная мораль и традиция борьбы с "низкими" страстями ослабляли свою хватку, позволяя выразиться свободному человеческому чувству, позволяя вернуть человеку его законное право быть целостным существом. Религиозные же практики (во всяком случае, на Западе) исходили a priori из признания греховности, изначальной ущербности человека, существования постоянного противоборства в душе между Богом и Дьяволом. А что касается "усложнения" личности через борьбу со страстями - миллионы монахов столетиями заполняли разные монастыри и аббатства Европы, России, других стран. Большой они сделали вклад в культуру, искусство, литературу? Что-то у меня лично это вызывает сомнения. На Востоке (не Ближнем:)) положение с исследованием психики сложилось несколько более удачно - в немалой степени потому, что в учениях Индии отсутсвует Зло как самостоятельная сущность. Там не смогли пройти по"лезвию бритвы" по другой причине - почти все эти учения исходят из принципа иллюзорности мира, что, соответственно, означает бессмысленность развития и вообще каких-либо перемен вовне. Ефремов же пытался диалектически соединить экстравертивный, направленный на активное преобразование действительности, метод Запада (Разум) и интровертивную, высокую культуру психической деятельности Востока (Мудрость), видя в этом синтезе единственно возможный фундамент для формирования новой культуры.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 326
Зарегистрирован: 10.11.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.11 19:18. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:


 цитата:
Продолжим наши раздумья о том, что держит человека в плену страдания и каким может быть путь освобождения, используя в качестве руководства на этом непростом пути книги и идеи Ивана Ефремова.
В некотором смысле приходится признать, что все общества, существовавшие когда-либо на Земле, были инфернальны, так как корни явления инфернальности находятся глубоко в предыстории человека, являются частью его биологической природы (в широком смысле). Об этом подробно писал Ефремов в "Часе Быка" (особенно в той главе, где Фай Родис объясняет Чеди суть теории Инферно). То есть очень многое в социуме является прямым выражением тех законов, которые царят в диком мире (можно назвать это условно "законом джунглей"). Существует в дикой жизни конкуренция, соперничество (за самку, территорию, еду и т. д.) - участие в подобном же соперничестве неизбежно ожидает каждого нового человека, едва он начинает социализироваться. И мы видим, что действие этих законов невозможно преодолеть, только реформируя общественные институты и совершенствуя техносферу. Современные люди вполне могут пользоваться самыми современными технологиями, знать о разных своих "правах", но уровень их психической организации вполне может оставаться на уровне палеолита. Похоже, что все великие исторические эксперименты xx-го века потерпели крах по этой самой причине - сколько угодно можно твердить о коммунизме, обретении счастья в свободном, творческом труде, но все это останется пустыми словами, пока не преобразована внутренняя, психическая природа человека, пока не преодолен инстинкт жадного и завистливого собственника.
...



В принципе верно, но вот дело в чем... В том, что большинство времени своего существования как разумного вида человек провел в условиях первобытнообщинного общества, в котором частная собственность отсутствовала. И отсутствовала конкуренция за самку или еду, т.к. подобное общество довольно сильно регламентирует поведение своих членов через систему т.н. табу. При этом "дикие инстинкты" нисколько не мешали таковым обществам тысячелетиями существовать, впрочем, в довольно медленном ритме.

А затем, при определенном развитии производительных сил (появлении обработки металлов) и развитии общественных отношений (формирование религии) неожиданное преимущества получили общества с зачатками классового расслоения. Вернее, попыткам расслоения общество подвергалось всю историю существования, но вот успешными, т.е. приводящими общество к более выгодному состоянию они стали с момента определенного развития общественных отношений. Таковые общества были более "настраиваемыми" под изменяющиеся условия, и быстро получили преимущества, подавив и поглотив менее успешные "равные" племена, образовав протогосударства (везде. где "могли дотянутся").

Именно с того времени начинается т.н. история. Но т.к. до этого были условия, при которых человек лучше всего развивался при эгалитарном первобытном устройстве, так и возможны условия, при которых элитарные, классовые общества будут менее эффективными, нежели эгалитарные. Но инстинкты тут не при чем...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3313
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.11 20:06. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
миллионы монахов столетиями заполняли разные монастыри и аббатства Европы, России, других стран. Большой они сделали вклад в культуру, искусство, литературу?


Я всего-навсего говорил о том, что... то - за что боролись монахи, можно сделать моментально химически... Но, это разрушит личность человека...
____________

А насчёт вклада в развитие цивилизации... Вклад христианства в развитие европейской цивилизации не отрицался и в СССР... Даже, в школьной истории... Кстати, Томмазо Кампанелла был монахом Доминиканского ордена...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2208
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.11 20:12. Заголовок: anton_ пишет: Но и..


anton_ пишет:

 цитата:
Но инстинкты тут не при чем...

Это точно.
 цитата:
И отсутствовала конкуренция за самку или еду, т.к. подобное общество довольно сильно регламентирует поведение своих членов через систему т.н.

А это мне кажется сомнительным. Конкуренция есть в природе (и обществе до сих пор) всегда и везде, а табу (или УК:) регламентирует эту самую конкуренцию

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10444
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.11 20:40. Заголовок: От природы («зверя»)..


От природы («зверя») в человеке только сама необходимость биологического организма выживать. То, как он это будет делать — это уже определяется иными механизмами.

А насчёт конкуренции — только подавив природную конкуренцию можно организовать коллектив, а не стадо. Так что по некоторым поводам скорее всего табуирование было даже более жёстким, чем сейчас нам представляется необходимым.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2209
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.11 21:10. Заголовок: Кстати, табуирование..


Кстати, табуирование есть и у обезьян.
При желании можно сказать, что подавив дообезъянью природную конкуренцию, они организуют коллектив, а не стадо.
А як же? У них есть альфа-, бета самцы и просто молодые охломоны, которым вообще рот разевать на самок не положено, только слюнки пускать... Вобщем, никакой конкуренции - все строго расписанорегламентировано.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10445
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.11 21:24. Заголовок: К табу это не имеет ..


К табу это не имеет никакого отношения. Как раз они направлены на подавление доминирования.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 35
Зарегистрирован: 10.11.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.11 08:28. Заголовок: Александр Гор пишет:..


Александр Гор пишет:

 цитата:
В принципе, инстинкты отключить - не так уж и сложно. Имеются вещества, они хорошо известны даже студентам-медикам, они напиваются этими таблетками перед экзаменами... И экзамены им совершенно безразличны... Эти вещества описывает в «Лезвии бритвы» Иван Антонович Ефремов... Это транквилизаторы.

Но, если просто, химически погасить в человеке любой аффект... Мы превратим его в растение, лишённое мотивации поступков...
Описанная же выше, уважаемым Мечтателем, борьба человека со страстями в рамках различных религиозных практик, она протекает постепенно, постепенно и усложняя личность человека, мотивацию его поступков...

Ефремовская задачка сводима к вопросу... Как сделать преодоление человеком животного начала, обязательным, непреложным общественным законом? (Как я думаю, конечно)



В недалекой перспективе появятся и более радикальные способы - стирание или замена генетической информации, ответственной за определенные инстинкты.

Но, скорее, инферно порождено не самими инстинктами как таковыми, а их конкретным преломлением и отражением в определенных социальных условиях.
И сами инстинкты - по ту сторону Добра и Зла. Это наши, чисто человеческие категории.
Сами инстинкты - вполне рациональны в плане их функциональности в обеспечении выживания адаптации как отдельной особи, так и вида в целом.
Инстинктивным может быть и альтруизм, кстати...

Например такое качество как агрессивность имеет инстинктивную природу. Хороша или плоха агрессивность сама по себе?
Однозначный ответ в любом случае будет спорным. Агрессивность можно выражать и в истреблении себе подобных, но "агрессивным" может быть также и математик при решении сложной теоремы и врач в борьбе с эпидемией.

Если какой-то инстинкт стал однозначно вреден - может его удалить? И что мешает прописать нечто однозначно полезное в качестве инстинкта на генетическом уровне?
Возможно это будет расценено как нарушение принципа "свободы воли"?
Но существует ли эта свобода воли реально, или это просто обманчивый мираж?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10458
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.11 14:13. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Раз уж тема неожиданно разветвилась, может, лучше дискуссию о исторической роли христианства в Европе и в России перенести куда-нибудь в раздел "История"?



Да, так лучше будет. Поэтому попрошу пока по теме первобытности, Востока и т.д. не высказываться, пока я не найду, куда приткнуть.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3314
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.11 14:20. Заголовок: Хм... А может ограни..


Хм... А может ограничить высказывания связанные с гуманитарным направлением... Я-то рассуждал о психологической роли христианства... А вот это куда отнести?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10460
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.11 15:52. Заголовок: Так, ответвление я п..


Так, ответвление я перенёс в отдельную тему: http://noogen.borda.ru/?1-9-0-00000259-000-0-0 . Как такие обсуждения резать, которые по ходу затрагивают обширный круг вопросов — я по сю пору не знаю. Так что просто все мысли, которые там по ходу обсуждения родяться — пусть там и будут. Здесь попробуем всё же придерживаться сабжа.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 46
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.11 19:08. Заголовок: Понятно, теперь, что..


Понятно, теперь, чтобы не создавать Алексу лишней работы, дискуссии о цивилизациях переносим в раздел "История". Здесь же лучше будет продолжить обсуждение психологической природы человека, возможных путей к освобождению из Инферно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3315
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.11 20:06. Заголовок: И рассматриваем личн..


И рассматриваем личность отдельно от истории, а смирение - отдельно от гормонов... Простите, я так не умею. Хотя обижаться тут... - совершенно не на кого... Неоправданно узкая специализация знаний... Это примета всей нынешней науки...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 47
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.11 04:17. Заголовок: Но мы тут очень уж с..


Но мы тут очень уж сильно уклонились в общеисторическую или культурологическую область, Александр. Ясно, что конкретного человека вне истории или определенной культуры не существует, но при обсуждении этих вопросов мы рискуем совсем забыть о первоначальной теме. Кроме того, на форуме и так много обсуждений, касающихся истории или политики, однако крайне мало дискуссий о собственно человеке, его психике, страстях, эмоциях, установках, мечтах. А узкой специализации можно попробовать избежать, рассматривая все эти вопросы во всей их сложности. Однако тенденция объяснять глубины человеческой души только общеисторическими или экономическими факторами, например, разве не является тоже своего рода узкой специализацией?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 54
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.11 09:02. Заголовок: Важно отметить, что ..


Важно отметить, что у Ефремова в далеком будущем применение медитации, психотехники является естественной частью повседневной жизни. Некоторые фрагменты из "Часа Быка":
"...Все попытки расслабиться и перейти к внутреннему созерцанию не удавались. Только Чеди отключала себя от нестройного хора звуков, как внезапно раздавались гулкие и резкие удары...";
"...Молодой сон был крепок: никакой необходимости в чтении, раздумьях или тем более медитации они не чувствовали. Очень много времени уходило на праздные разговоры, толки и пересуды...".
Похоже, что Ефремов считал обращение к методам внутреннего созерцания, расслабления в медитации необходимым для формирования нового человека и новой цивилизации. И речь, разумеется не идет о религиозном мистицизме того или иного рода. Современная психология признает, что источником конфликтности, депрессии и других отрицательных явлений, является чрезмерная "захваченность" человека внешним миром, постоянная нацеленность на достижение внешнего результата, которая провоцируется и ценностями господствующей культуры, основанной на всеобщей конкуренции, "борьбе всех против всех". По мнению ведущих мировых умов, все это признак глубокого душевного нездоровья, "односторонности " развития. Человек разучился быть наедине с самим собой - это вызывает у него смертельную скуку, потому что внутри часто пусто или все заполнено завистью, злобой, самосожалением и прочими вещами, в компании которых не очень хочется находиться. Отсюда бессознательное стремление "забыться" , уйти от себя в мир бездумных развлечений, в бессмысленное "убиение " времени. Понятно, что у людей будущего, того будущего, которое мы хотим, все должно быть по другому в этом отношении. Новая система воспитания поставит одной из своих главных целей обучить нового человека тому, как важно быть наедине с собой, как находить в этом не только отдых, но и радость, относиться к уединению как к необходимому условию достижения внутренней целостности, расслабления. Для усовершенствования таких методов может существенно помочь опыт великих цивилизаций Востока, где культура медитации, созерцания всегда была важной частью жизни и техники преобразования психической деятельности были разработаны до мелочей. Новый человек будет сочетать в себе способности активного деятеля, мыслителя, художника и созерцателя, т. е. не будет человеком "фрагментарным", соответственно, в чем-то ущербным. Человек окажется способен и заниматься действенно внешней работой, и тонко чувствовать оттенки прекрасного в природе или в произведениях искусства, и также расслабиться в покое и тишине медитации. Вспоминается еще один отрывок:
"...Отсутствовали психологически слабые индивиды, остро чувствующие свою неполноценность и вследствие этого отравленные завистью и садистской злобой...Тормансиане не увидели ни одного побежденного скукой человека. Уединялись для размышлений, переживаний, для отдыха после только что конченной трудной работы. Но временная неподвижность и глубокий покой были готовы мгновенно смениться могучим действием мысли и тела".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1545
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.11 12:45. Заголовок: И здесь, помимо прав..


И здесь, помимо правильно отмеченного Вами, Мечтатель, отношения ИАЕ к медитации как инструменту внутренней работы, представляется интересным факт из современного состояния биосферы, известный как резонанс Шумана. Не знаю, было ли это известно Ефремову в то время, и существовало ли тогда вообще это явление — но ползущая ныне нижняя граница этого резонанса, постепенно переходящая с уровня альфа-ритмов к уровню бета-ритмов человеческого мозга и перестающая естественным образом поддерживать, стимулировать эти спокойные ритмы, делает медитацию одним из важнейших инструментов поддержания и подстройки работы ЦНС в состоянии равновесия бодрствования и отдыха. Теперь это умение регулировать свое внутреннее состояние с помощью специальных методов, показанное Ефремовым в человеке будущего, становится жизненно необходимым и для современного человека.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 55
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.11 14:32. Заголовок: Это действительно хо..


Это действительно хорошо и является признаком радикальной переоценки взглядов - тот факт, что даже материалистически мыслящие ученые всерьез занялись изучением, с применением соответствующей высокоточной аппаратуры, эффектов, производимых медитацией. Таким образом древнее искусство переходит на научную, вполне рациональную основу. Непосвященному неспециалисту, конечно, трудно разобраться в тонкостях отличия альфа- и бета-волн, но каждый вполне может убедиться в благоприятном влиянии на свою жизнь (а далее и на жизнь окружающих) работы с собственным сознанием. Человек приобретает способности лучше осознавать то, что происходит с ним, яснее видеть причины своих поступков, симпатий и антипатий. И главное - осознание приносит с собой больше свободы. То есть все менее мы остаемся подобными флюгеру на ветру, увлекаемому в различных направлениях, рефлекторно реагирующими на каждый раздражитель. Медитативность дает возможность не поддаваться стихийным психическим движениям, приходящим извне. То есть вместо того, чтобы еще больше поддерживать, например, агрессивность в окружающих людях, провоцирующую подобную же агрессивность внутри нас, мы осознаем то, что происходит и не позволяем таким образом этой разрушительной энергии унести себя. Понятно, что такая способность подразумевает большую внутреннюю силу, рождающуюся из понимания и веры в значимые для нас ценности. Только при наличии таких ценностей возможно стоять как крепкая скала среди хаоса и неразберихи современного мира. И не просто стоять, но и быть источником позитивного влияния, не позволять себе какой-либо психоэмоциональной невоздержанностью увеличивать страдания, инферно, осознавать,"как слово наше отзовется". То есть я хотел бы сказать, что в этом вопросе неразрывно связаны внешняя, "техническая", сторона (конкретные способы медитации, созерцания, исследования этого с помощью тех или иных научных методов) и сторона внутренняя, ценностная (то, для чего собственно, для каких целей мы применяем это в своей жизни). Некоторые мудрецы Востока говорят, что , если после медитации не возникает любви и сострадания, то все было неправильно и тщетно с самого начала. Можно сказать, что медитация открывает мощный источник позитивной, гармонизирующей энергии, способной преобразить не только самого медитирующего, раскрыть в нем новые способности, но и быть через него началом действенного, преобразующего влияния для окружающего мира (как гласит один из принципов космизма - "все связано со всем" или словами Иисуса, поэтически - "спаси себя сам и вокруг тебя спасутся тысячи" - если что-то смог в себе открыть один человек, значит, смогут и другие).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1546
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.11 14:45. Заголовок: И я добавлю еще то, ..


И я добавлю еще то, что для кого-то размышления, подобные Вашим и моим, в том числе, окажутся убедительными и достаточными, чтобы обратить внимание на феномен медитации и других методов внутренней работы, но для кого-то такое научное подтверждение, как, например, упомянутый мною резонанс Шумана, окажется более целесообразным и склоняющим чашу весов в пользу той же медитации, чем все глубокие этические размышления. Я ищу такие научные подтверждения не только из многостороннего интереса, но и по необходимости, а может и по вынужденности после общения с некоторыми скептиками.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 66
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.11 14:07. Заголовок: Интересно, кто что д..


Интересно, кто что думает об эволюции Разума, ее смысле и направлении.
Думаю, что вопрос об эволюции вполне подходит для этой темы, так как уже ясно - ход эволюции направлен к большему освобождению от влияния окружающей среды.
Но если мы перенесем все это в чисто человеческое измерение, то каким представляется следующее, эволюционно более продвинутое состояние человека (несмотря ни на что,хочется верить, что таковое будет). Какие изменения претерпит Разум на следующей стадии своего развития?
Что окажется в центре внимания будущих "сверхлюдей" - усиление технологической власти над материей или исследование возможностей своего сознания? Мне кажется, что Ефремов, например, пробовал создать модель цивилизации, где равным образом присутствует и то, и другое.
В общем, сейчас очевидно, что современное человечество следует путем усиления внешнего, технического могущества. Но все же одновременно с этим нельзя не заметить, что все больше людей начинают интересоваться и другой концепцией жизни, основанной на развитии внутренних способностей человека, его сознания. Конечно, этот поток интереса к эзотерическому, таинственному довольно мутный, но все же является определенным показателем потребности человечества в радикальном пересмотре привычных взглядов на реальность.

Или, может быть, произойдет постепенное разделение человечества на "пионеров" и "аутсайдеров" эволюции (подобно тому, как у теософов и рериховцев на Пятую и Шестую расы - вариант, который мне не слишком нравится, так как, возможно, приведет к "эволюционному расизму" :) )?
Или вообще все ограничится установлением власти избранного меньшинства (олигархии) на всей Земле, которое будет позволять всем остальным влачить жалкое существование в постоянной взаимной вражде и страхе (совсем никуда не годный сценарий)?

В любом случае, зерна возможного будущего находятся уже в нас самих. Не хотелось бы слишком концентрировать внимание на негативных вариантах развития - недостатка в такого рода прогнозах и так нет (характерная черта инфернальной психики - уверенность в отрицательном исходе событий). Напротив, отталкиваясь от лучших образцов уже созданного человечеством, продолжить эту линию развития в далекое будущее - вот это было бы "по-ефремовски". Каким будет человек "освобожденный", освобожденный от страха, невежества, насилия? Как он будет мыслить, вести себя, выглядеть? Если кто имеет что сказать по этой теме, пожалуйста, пишите (только очень хотелось бы говорить об этом в свободной, непринужденной манере, по возможности воздерживаясь от сложной научной и философской терминологии).


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 122 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 41
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет