Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение





Пост N: 1121
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.14 05:14. Заголовок: Красота как объективная реальность, или Грозит ли эстетике Ефремова девушка с веслом


сабж
http://svobodavnutri.unoforum.ru/?1-2-0-00000033-000-0-0-1393380338
Предлагаю желающим пробежать разговор, и принять участие в обсуждении и на этой площадке.
Возникший вопрос достаточно важен, поскольку затрагивает фундаментальные положения философии и эстетики Ефремова.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 71 , стр: 1 2 All [только новые]







Пост N: 4872
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.14 16:34. Заголовок: Должен предупредить ..


Должен предупредить вероятных посетителей форума. По ссылке обитается молодой человек, обладающий уровнем культуры и интеллектом – характерным... для обывателя современной России... (правда не гнусавит)
С интеллектом у него на этом форуме не получилось... И он похоже принялся за эстетическое просвещение...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1122
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.14 16:38. Заголовок: Александр, вы имеете..


Александр, вы имеете что сказать по существу? Какое ваше мнение о мере объективности и субъективности красоты?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4873
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.14 16:43. Заголовок: По существу, котором..


По существу, которому следует не учить кого-либо эстетике, а учиться... сидя за партой... Я выразился достаточно отчётливо.

Кстати сказать... я знаю одного «бескультурного» человека, который очень любит советскую парковую скульптуру... Это Крапивин...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1123
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.14 07:13. Заголовок: А никто не утверждае..


А никто не утверждает, что советская скульптура плоха. Её проблема была в стереотипности и трафаретности, равно как и в крайней ограниченности содержания.
Суть дискуссии касается возможностей и пределов рационального познания красоты и целей искусства.
Предельно кратко: некоторые читатели, основываясь на лекциях Гирина и других фрагментах книг Ефремова, делают вывод, что красота совершенно объективна, может быть рационально высчитана , и изображение такой "понятной ребенку" красоты должно быть целью настоящего художника. В ответ высказывается опасение, что такого рода подход просто остановит развитие искусства. Если безусловная красота найдена и определена, то какой смысл искать дальше? Остается только лепить девушек с веслами в разных позах.
Не говоря уже о том, что далеко не всё изобразительное искусство ставит целью демонстрацию прекрасного тела. Многие великие мастера предпочитали изображать не внешнюю красоту, а красоту человеческой души. Жанр пейзажа и вовсе обходится без человека. Но "буквалистам-ефремоведам", наверное, не нужны ни пейзажи Исаака Левитана, ни свитки Ван Вэя, ни благородство души, запечатленное кистью Рембрандта.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 10
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.14 13:16. Заголовок: Простите, что вмешив..


Простите, что вмешиваюсь, но:
Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Её проблема была в стереотипности и трафаретности, равно как и в крайней ограниченности содержания.


Примерно то же самое можно сказать, скажем, про голландские натюрморты.
Мне попадались как весьма интересные парковые скульптуры, так и довольно "пресные"; так что вряд ли трактовку этой "проблемы" можно распространять так широко.

Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Предельно кратко: некоторые читатели, основываясь на лекциях Гирина и других фрагментах книг Ефремова, делают вывод, что красота совершенно объективна, может быть рационально высчитана , и изображение такой "понятной ребенку" красоты должно быть целью настоящего художника. В ответ высказывается опасение, что такого рода подход просто остановит развитие искусства. Если безусловная красота найдена и определена, то какой смысл искать дальше? Остается только лепить девушек с веслами в разных позах.


Тут странная ситуация: ответы даны задолго до вопросов:

Скрытый текст


Так что красота действительно совершенно объективна и вполне может (и должна!) быть вычислена - но на уровне общих законов, а не некой единой стандартной модели для тиражирования (примерно как общие законы социологии описывают большие группы и самые общие закономерности, но к конкретному человеку априори не применимы - ибо как раз его выносят "за скобки").

Кстати, а кто так считает? Если честно - подобных высказываний не слыхал.

Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Не говоря уже о том, что далеко не всё изобразительное искусство ставит целью демонстрацию прекрасного тела. Многие великие мастера предпочитали изображать не внешнюю красоту, а красоту человеческой души.


Тот же случай - на всё уже отвечено ещё "до":

Скрытый текст


И тот же вопрос: а что это за "буквалисты-ефремовцы"?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1124
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.14 15:48. Заголовок: Посмотрите по ссылке..


Посмотрите по ссылке, там всё станет понятно. Берутся вырванные из общего контекста фразы вроде:

 цитата:
Главное, что я хотел сказать, это то, что существует объективная реальность, воспринимаемая нами как безусловная красота. Воспринимаемая каждым, без различия пола, возраста и профессии, образовательного ценза и тому подобных условных делений людей. Есть и другая красота — это уже личные вкусы каждого. Мне кажется, что вы, художники, больше всего надеетесь именно на эту красоту второго рода, пытаясь выдавать ее, вольно или невольно, за ту подлинную красоту, которая, собственно, и должна быть целью настоящего художника. Тот, кто владеет ею, становится классиком, гением или как там еще зовут подобных людей. Он близок и понятен всем и каждому

и делаются слишком далеко идущие выводы.

dmk77 пишет:

 цитата:
Так что красота действительно совершенно объективна и вполне может (и должна!) быть вычислена



Вот это очень сомнительно. Если мировая культура знает великое множество отличающихся друг от друга стилей, эстетических канонов, часто развивавшихся совершенно независимо, то вопрос об объективности красоты становится не таким простым, как кажется. И с налёту, как Гирин на лекции, решить его вряд ли возможно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1125
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.14 15:59. Заголовок: Мне интересно, как м..


Мне интересно, как может быть вычислена объективность такой красоты
(особенно принимая во внимание то, что традиционные художники на Дальнем Востоке писали в основном не с натуры - так называемая "живопись идеи"):






Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4874
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.14 17:33. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Мне интересно, как может быть вычислена объективность


От общего к частному.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1126
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.14 17:57. Заголовок: Художник старого Вос..


Художник старого Востока мало интересовался соответствием изображаемого объективному миру. Основная задача состояла в выражении состояния духа, символизировавшегося видами природной среды. Я думаю, он просто не понял бы смысла поиска "объективной" красоты. Это чисто западное "фаустовское" стремление рацио овладеть материальным миром, завоевать его. Человек Востока не завоевывает природу, он сдается Высшему/Целому и прозревает истину через дисциплину духовного совершенствования.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4876
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.14 18:21. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Я думаю


Да нет, господин Мечтатель... Вы не думаете - Вы чувствуете. И Вы вряд ли поймёте суждения о том... что отдельный художник принадлежит к обобщённой категории культуры Востока... Которая принадлежит к ещё большему историческому обобщению феодальной культуры... И как эта культура была связана с механизмом общественно-экономических отношений феодального мира.
И что бы не думал - отдельно взятый художник древнего востока, он не может перепрофилироваться в художники европейского возрождения... Или же стать адептом современного абстрактного искусства развитого капитализма. Каким бы нонконформистом он не был.
________

Чувствовать вместе с Вами я не хочу... А Вы вряд ли захотите исчислять от общего к частному. Именно поэтому - остаётся шутить. И самому и смеяться.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1127
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.14 18:38. Заголовок: Ладно, читайте дальш..


Ладно, читайте дальше Маркса, про формации.
Я предпочитаю "премудрости скучных строк" собирание красоты в её многообразии.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4877
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.14 19:34. Заголовок: Спор любителя сладко..


Спор любителя сладкого и сторонника приёма поливитаминных таблеток...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 11
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.14 19:42. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Мне интересно, как может быть вычислена объективность такой красоты


Вычислить возможно:
а) закономерности в самой природе;
б) закономерности человеческого восприятия.
Т.е. получить ответы не только на "что?" ни и "как?" и "почему?".

Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Художник старого Востока мало интересовался соответствием изображаемого объективному миру. Основная задача состояла в выражении состояния духа, символизировавшегося видами природной среды.


Думается - всё-таки более чем интересовался; почему и видим вполне реальный и узнаваемый пейзаж, хотя, разумеется, фотографическая точность вряд ли стояла в ряду приоритетов.
Если честно, не вижу противоречия между выложенными вами рисунками и
"- Вы меня не поняли, - возражал Карт Сан. - Искусство уже исправило свои ошибки и поняло свой долг перед человечеством. Оно перестало создавать угнетающие монументальные формы, изображать блеск и величие, реально не существующие, ибо это внешнее. Развивать эмоциональную сторону человека стало важнейшим долгом искусства. Только оно владеет силой настройки человеческой психики, её подготовки к восприятию самых сложных впечатлений. Кто не знает волшебной лёгкости понимания, дающейся предварительной настройкой - музыкой, красками, формой?.. И как замыкается человеческая душа, если ломиться в неё грубо и принудительно."

Так в чём конкретно заминка? Не хочется вникать в премудрости и отстаивается исключительное право наития ("народное" творчество против академического)? Или протест был против наукообразного (по форме), но одностороннего толкования в стиле "Тиха украинская ночь" Драгунского? В чём именно помешало знание?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 12112
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.14 22:46. Заголовок: dmk77 Тут странная ..


dmk77

 цитата:
Тут странная ситуация: ответы даны задолго до вопросов:



Подписываюсь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1128
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.14 04:57. Заголовок: Проблема западной ку..


Проблема западной культуры (а Ефремов, как ни крути, принадлежит большой западной цивилизации) является одержимость рациональным знанием. Считается, что только незнание отделяет от достижения всеобщего счастья. То же самое касается представлений о прекрасном. Высчитайте "безусловную" красоту, и искусство станет совершенным. На самом деле это может погубить искусство. Именно из-за рационализма искусство погибло на Западе, потому что диктат разума, установившего свои жесткие каноны, породил ответную реакцию в виде всевозможных модернизмов, ведущих к извращениям и абсурду.
Рациональный подход к красоте и (шире) к природе больше похож на грубое изнасилование женщины-природы, чем на длительный роман с ней, в ходе которого она сама раскроет вам все свои тайны. Чему же удивляться потом, когда искусство становится скучным и поверхностным? Вы отказались видеть в женщине душу, вы видите в ней только тело, которое действительно можно высчитать, измерить и т. п.

Искусство всегда несет в себе безумие, потому что оно есть соприкосновение с тайной. Когда искусство рационально и просчитано, это не искусство, всего лишь ремесленничество.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4878
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.14 05:59. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Искусство всегда несет в себе безумие, потому что оно есть соприкосновение с тайной.


И Ефремовцы маршировали в нужном(!) направлении... и впереди сияла тайна всеобщего счастья.

Правда, иногда мешали... патриоты... церковники... Коммунисты... И прочие иррационалисты по Сат-Ок-у... И рационалисты по Мечтателю. Что составляю диалектическую диаду тайных слуг генсека Чагаса...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1129
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.14 07:09. Заголовок: Я не считаю себя ефр..


Я не считаю себя ефремовцем, поскольку не принимаю некоторых принципиальных положений философии ИЕ, в частности по проблеме рационального познания красоты. Но я считаю, что лучше разумные критики, чем некритично-восторженные и фанатичные последователи. Кроме того, рационализму и сциентизму необходим диалектический полюс в виде мировоззрения, которое принципиально по-другому смотрит на вещи. Только такая взаимодополнительность позитивного и интуитивного знания может обеспечить полноценное развитие цивилизации.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1130
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.14 07:23. Заголовок: И всё же вызов броше..


И всё же вызов брошен: покажите образцы современного искусства, изображающего вычисленную "безусловную" красоту? Где школы и достижения художников - идейных последователей Гирина?

Также, если вспомнить фрагмент из "Лезвия бритвы", где великие музыкальные произведения, написанные машинами? Если во времена Гирина можно было объяснить их отсутствие неразвитостью технологий, то теперь то техника шагнула далеко вперед.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1131
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.14 08:04. Заголовок: Теория о том, что по..


Теория о том, что позитивное научное знание должно стать аналогом религии в далеком будущем, потерпела явный крах. При всем уважении к И. А. Ефремову я считаю, что в этом он ошибался. Птица не может летать только на одном крыле. Так же невозможно построить культуру, основанную только на рациональности. Но сам Ефремов осознавал опасность (даже в "Туманности Андромеды" об этом есть строки). Он видел возможный способ исправить крен через обращение к "эмоциональному" искусству. Но просто искусства не достаточно, тем более если оно все равно опирается на сквозь рационалистическую теорию о "важности эмоций" (как в мире "Туманности" и "Часа Быка"). Человеку необходима Тайна, Непознаваемое, а тайна - это религия и мистицизм, которые по своему основному методу противоположны науке.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 5067
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.14 21:39. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
я считаю, что лучше разумные критики, чем некритично-восторженные и фанатичные последователи.


Интересно, а существуют в вашем восприятии твёрдые, не колеблющиеся последователи, но при этом не фанатичные и не некритично-восторженные? Полагаю, что нет :) И что всякое твёрдое неуклонное согласие с ИАЕ - уже фанатичность и восторженная истерия. Если даже чисто эмоциональная реакция некоторых форумчан на мои литературные работы вызывали злобный глум.


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Теория о том, что позитивное научное знание должно стать аналогом религии в далеком будущем, потерпела явный крах. При всем уважении к И. А. Ефремову я считаю, что в этом он ошибался. Птица не может летать только на одном крыле. Так же невозможно построить культуру, основанную только на рациональности. Но сам Ефремов осознавал опасность (даже в "Туманности Андромеды" об этом есть строки). Он видел возможный способ исправить крен через обращение к "эмоциональному" искусству. Но просто искусства не достаточно, тем более если оно все равно опирается на сквозь рационалистическую теорию о "важности эмоций" (как в мире "Туманности" и "Часа Быка"). Человеку необходима Тайна, Непознаваемое, а тайна - это религия и мистицизм, которые по своему основному методу противоположны науке.

Вот поэтому давно т.н. "ефремовцы" - т.е. любители перетереть за Ефремова - давно уже не интересны, что два слова связать не могут и видеть спокойно и целостно. Причём все эти вопросы давно уже исследованы, ответы на них давно известны, соответствующие фрагменты ефремовских высказываний всем навязли в зубах. Но ведь дело не в этом, верно? Просто по жизни надо повторять "критику" и демонстрировать несогласие "свободно мыслящей личности" вне зависимости от исчерпанности вопроса. Как можно убеждать программу? - видимо, никак.

ИАЕ никогда не был сторонником "позитивной науки". Его собственные научные открытия лежат за пределами позитивизма. Его трактовки проблем научного познания опережают синергетические трактовки - т.е. это постнеклассика. Более того, его высказывания про науку широко известны, цитаты давно даны (включая прямые отсылы к необходимости восточных практик для работы учёного будущего), приведены они и в вышедшей книге про ИАЕ. Почему они всякий раз не всплывают перед сознанием в виде баннера, останавливающего забалтывающую реальность пустословие? Видимо, всё по тому же - сознание просто решает свои внутренние проблемы и использует внешним якорем некоего ИАЕ. Вот и всё.

Если бы Мечтателя интересовала истина, то он не стал делать ИАЕ противником ИАЕ. Ведь действительно - просто надо знать матчасть и запретить себе писать что попало, не учитывая эту матчасть. Вот это - научно. На этом же диалектическом принципе зиждется и интроспективная наука йоги и цигуна. Просто учитывать все факты.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 80
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.14 21:42. Заголовок: Рацио и иррацио суть..


Рацио и иррацио суть две стороны ОДНОГО сознания. Это подтверждается и заметной специализацией мозговых полушарий, хотя в процессе мышления задействованы они оба. Если полушария изолировать (хирургически или лекарственно), то возникают любопытные и неожиданные картины окружающего мира (это клинически описано). Но наиболее эффективна все-таки их, полушарий, здоровая кооперация.

Вероятно, Красота - это СИНТЕЗ рацио и иррацио. И Мерой Красоты можно считать глубину такого синтеза, ибо без него Красоты НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Это можно сравнить со стереокино (два чуть смещенных похожих - но неодинаковых! - изображения). Без двухцветных очков такая картинка выглядит маловразумительно и уродливо, но благодаря очкам возникают объемные оптические иллюзии, основанные на синтезе рационального и иррационального восприятий. Если убрать одну из двух совмещаемых картинок, то получится обычное плоское бесхитростное изображение.

Принято считать, что Канон в искусстве строго рационален. Интересно, насколько возможен Иррациональный Канон? Например, канон "английского паркового стиля" нарочито иррационален, в отличие от предшествующего "французского паркового стиля". Закон отрицания отрицания?

Видимо, Канон может строиться как "от Идеала" (плохо все, что не хорошо - и чем дальше, тем хуже), так и "от Анти-идеала" (хорошо все, что не плохо - и чем дальше, тем лучше). В реальности же всегда есть сочетание, синтез этих двух канонообразований. Поэтому Прекрасное никогда не существует без Безобразного (мой преподаватель эстетики Лев Александрович Зеленов учил нас своей системе именно таких парных оппозиций - "эстетических модусов"). Но такой разбор - это уже не искусство, а искусствоведение...

Так же и Запад, и Восток - разные части ОДНОГО Мира. Поэтому и на Западе есть опыт Иррацио, и на Востоке есть опыт Рацио. И возможно их взаимное Понимание. Поскольку разница - только в пропорции Рацио-Иррацио.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4880
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.14 04:07. Заголовок: Кроме того, рационал..



 цитата:
Кроме того, рационализму и сциентизму необходим диалектический полюс в виде мировоззрения, которое принципиально по-другому смотрит на вещи. Только такая взаимодополнительность позитивного и интуитивного знания может обеспечить полноценное развитие цивилизации.




 цитата:
Если бы Мечтателя интересовала истина, то он не стал делать ИАЕ противником ИАЕ. Ведь действительно - просто надо знать матчасть и запретить себе писать что попало, не учитывая эту матчасть. Вот это - научно. На этом же диалектическом принципе зиждется и интроспективная наука йоги и цигуна.



Ну что ж... прекрасная получается диалектика. Диалектическое единство преподнесено... как возможность единства всего, что захочет объединить человек в своей бедной голове. Причём, если понятия никак нельзя объединить с точки зрения рационализма, а хочется... то(!) здрава будь диалектика!
Надо признаться, у нас очень интеллектуальный форум, ведь на Нооген, так часто заходили подобные «диалектики»... Что я уж успел и устать...

Ну что ж! Данная концепция, совершенно неуязвима(!) для рациональной критики... (Кстати, это просто - гениально!!!)
Попробую, раз так, немножечко... побредить. И в рамках беда... попробую дать следующий совет...

Уважаемые «Ноосферные диалектики»... если вам суждено будет когда-нибудь посетить Институт времени... Ни в коем случае - не отправляйтесь гонять чаи вместе с Гегелем...
Сие чревато - исполненной садизма кровавой расправой...
_______________

Хотя, за рамками шутки... Точнее смеха… Танцевать вам, скорее всего - вокруг костра... Будучи обвешанными айпадами... Которым этакие «рационалисты» и «учёные»... Не смогут подобрать батарейки...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1132
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.14 06:01. Заголовок: Так где же высокохуд..


Так где же высокохудожественное искусство по Гирину, изображающее "безусловную" красоту?



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1133
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.14 06:35. Заголовок: "Прекрасное дост..


"Прекрасное доставляет большое наслаждение, если трогает душу. Даже красота цветов не пленяет нас так, как человеческое лицо, ибо оно прекрасно не только своей формой, но и тем, что отражает глубокую мысль, вдохновение, жар сердца. И потому оно имеет над нами такую власть."

"Духовное восприятие зависит от многих факторов. Чувства, например, во много раз расширяют восприятие, основанное на голом рассудке. Этика открывает еще более широкие возможности. А духовное видение делает наше восприятие безграничным."

"Кому не приятно, когда пиршественный стол украшен гирляндами цветов, светильниками, золотой и серебряной посудой. Но если хозяин встретит гостей холодно, без должного уважения, им не понравится все это пышное убранство, ибо подлинное богатство - в сердечности и щедрости души. Добрая улыбка, ласковое слово, приветливое обращение - вот что делает простые банановые листья дороже золотых блюд."

"Застенчивость украшает женщину. Но только человек с глубоким восприятием Красоты может заметить прелесть ее стыдливости, презрев блеск дорогих украшений. Вода, бегущая в узком протоке, волнуется и кипит; но влившись в широкий простор океана, она обретает спокойствие. Обозреть этот океан красоты можно только с возвышения."


Рабиндранат Тагор

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1134
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.14 06:43. Заголовок: Внешняя, анатомическ..


Внешняя, анатомическая, схватываемая на уровне инстинкта красота есть только первый шаг в постижении Красоты. Это преддверие храма, но ещё не сам храм. Собственно в этом несогласие с выдвинутым Гириным тезисом о изображении "объективной" красоты как основной цели художника. Ни одна самая прекрасная, но мёртвая статуя не заменит живого блеска выражающих душу глаз.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1135
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.14 08:17. Заголовок: "Каков же путь, ..


"Каков же путь, ведущий к полноценному восприятию Прекрасного?

Цивилизованные народы отвергают то, что казалось варварам прекрасным и достойным восхищения. Это происходит потому, что их разум и наш разум стоят на разных ступенях развития. Мир цивилизованного человека велик и внешне и внутренне, он велик в пространстве и времени и отличается большим разнообразием. Поэтому не может быть одного мерила для мира цивилизации и варварского мира.

Человеку, несведущему в живописи, нравится пестрота красок на холсте, гладкость и округленность изображаемых форм. У него недостает широты восприятия, нет высокого дара суждения, который контролировал бы восприятие. Он видит лишь то, что лежит на самой поверхности, не глубже. Страж, стоящий у входа в царский дворец, с его бородой и значком, кажется человеку невежественному важной особой и вызывает его восхищение. У него даже не возникает желания пройти сквозь ворота, чтобы побывать в царском дворце. Но не так легко обмануть умного человека. Он знает, что дворцовый страж для того и наделен величием, чтобы оно было замечено всеми. Величие же царя заметить не так просто, его надо постигнуть умом."


Рабиндранат Тагор

Я никого не хочу оскорбить, но многое из того, что показано на этих страницах я считаю проявлением варварского понимания красоты, ни больше ни меньше:
http://noogen.borda.ru/?1-17-0-00000007-000-160-0

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1136
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.14 08:37. Заголовок: Ex-Zyx пишет: Так ж..


Ex-Zyx пишет:

 цитата:
Так же и Запад, и Восток - разные части ОДНОГО Мира. Поэтому и на Западе есть опыт Иррацио, и на Востоке есть опыт Рацио. И возможно их взаимное Понимание. Поскольку разница - только в пропорции Рацио-Иррацио.



Разумеется. Запад (как тип сознания) всегда присутствовал на Востоке, и Восток присутствовал на Западе. Франциск Ассизский и Григорий Палама - это яркие образцы восточного сознания. Правильно, разница в соотношении того и другого внутри культуры.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1137
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.14 08:48. Заголовок: Ex-Zyx пишет: Приня..


Ex-Zyx пишет:

 цитата:
Принято считать, что Канон в искусстве строго рационален.



Разве только в технической своей части во многих случаях. Можно ли говорить о рациональности канонов православной иконографии? Или буддийской? Рациональный метод служит там инструментом для воплощения внерационального содержания. Но именно высший смысл, идея является центральным пунктом, а не технология.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1138
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.14 10:45. Заголовок: Сат-Ок пишет: Если ..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Если бы Мечтателя интересовала истина, то он не стал делать ИАЕ противником ИАЕ. Ведь действительно - просто надо знать матчасть и запретить себе писать что попало, не учитывая эту матчасть. Вот это - научно.



Так я и не делаю. В данном случае не согласен с конкретным положением о выявлении и демонстрации так наз. "безусловной" красоты как цели искусства и привожу доводы о том, что для полноценного развития искусства такого подхода совершенно недостаточно. Ну ничем хорошим для искусства с его многомерностью смыслов и жанров не может закончиться, если его цели станет определять биолог, по роду своих занятий и интересов ориентирующийся на внешнюю, анатомическую форму. Я не знаю, правда, насколько можно отождествлять взгляды И. Гирина и самого И. Ефремова.
Поэт или художник не лезут в область деятельности хирурга и не советуют ему как правильно резать пациента, верно? Почему врач в таком случае может определять что есть цель художника?

История цивилизации знает примеры, когда технически совершенное искусство заканчивало катастрофическим оскудением содержания и самоотрицалось. Так искусство Высокой классики после своего расцвета в 5-4 вв. до н. э. постепенно деградировало, отказываясь от ставшей стереотипной и навязчивой классической правильности в пользу поиска теневых и безобразных сторон реальности. Есть смысл задуматься: почему художники эллинизма стали предпочитать совершенным и величественным богиням и героям изображение трагической гибели, хаоса и уродства? То же самое неизбежно произошло бы и с технически и анатомически правильным искусством неоклассики СССР и нацистского рейха. Одно лишь внешнее, физическое совершенство не может быть самоцелью настоящего художника.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 12
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.14 17:33. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Так где же высокохудожественное искусство по Гирину, изображающее "безусловную" красоту?


Теперь, по идее, надо в лучших традициях одесской дискуссионной культуры задать встречный вопрос: а где же современное высокое искусство, пронизанное иррациональными ароматами Востока? Так и будем меряться?

Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Проблема западной культуры (а Ефремов, как ни крути, принадлежит большой западной цивилизации) является одержимость рациональным знанием. Считается, что только незнание отделяет от достижения всеобщего счастья. То же самое касается представлений о прекрасном. Высчитайте "безусловную" красоту, и искусство станет совершенным. На самом деле это может погубить искусство. Именно из-за рационализма искусство погибло на Западе, потому что диктат разума, установившего свои жесткие каноны, породил ответную реакцию в виде всевозможных модернизмов, ведущих к извращениям и абсурду.


Что-то здесь чересчур намешано. Попробуем отделить "котлеты от мух":

1. Одержимость рациональным знанием - как она проявляется в Западной культуре, конкретнее - в живописи и скульптуре? Гравюры, скажем, и Хокусая, и Доре - вполне сопоставимо реалистичны (у Доре, пожалуй, даже меньше). Что чему противопоставляется? И неужели знание, к примеру, закона всемирного тяготения так портит художника?

2. Высчитайте безусловную красоту - как вы конкретно это представляете? Что-то вроде 90-60-90, но с точностью до микрон? Я уже писал, что это не так (даже у того же Ефремова). Или вам озвученные общие закономерности - как в самой природе, так и в её восприятии - действительно "кажутся цепями"?

3. И в живописи, и в скульптуре есть свои технические приёмы (облитое складками тело, искажение линий, создающее перспективу и т.п.). Сами по себе они не хороши и не плохи - всё дело в грамотном использовании (или неиспользовании - частенько вопреки моде). С этой точки зрения модернизм - попытка непрямой, знаковой передачи эмоций. Он долгое время был модным (во многом - благодаря кажущейся простоте исполнения). Реклама (из обычных меркантильных соображений) попыталась вознести его, восхваляя любые случайные ляпы вершинами искусства; в этом смысле он ничуть не лучше или не хуже, скажем, реалистичных световых бликов, которые даже в хорошем исполнении - просто средство, а его использование вовсе не является в обязательном порядке достоинством или недостатком.
Скрытый текст

Так вот и отличная от европейской техника восточной живописи (иногда резкие, иногда размытые мазки туши), которую вы привели в пример, действительно порождает сильные эмоции, но это, во многом - скажем откровенно - срабатывает эффект новизны, непривычности, контраста с, может быть, даже более "сильными", но давно известными и привычными картинами. По сути же - просто другая школа; сравнивать их надо очень осторожно, а уж твердить об очевидном превосходстве "духовного" над "рациональным" - некорректно (это чтобы не писать - глупо).

4. "Ошибки" у ИАЕ, как последствия его "западного" происхождения - тут либо непонимание, даже нет, так: упорное нежелание понимать, либо спекуляция ("не доросли вы ещё до моей музыки"). И дело здесь даже не в самом Ефремове, с тем же успехом можно обсудить религиозность Гегеля как типичного представителя буржуазной философии, или сказочность (некритичность) восприятия реальности Лао-цзы как у типичного представителя (с ограниченным кругозором) жителя Древнего Мира.
Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4881
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.14 02:17. Заголовок: dmk77 пишет: Да, Ге..


dmk77 пишет:

 цитата:
Да, Гегель вырос в семье лютеранина-чиновника, да Лао-цзы родился ещё до нашей эры; эти факты не могли не повлиять на их доктрины, но и объяснять все философские выкладки исключительно генезисом - очевидная чепуха).


Философские выкладки Гегеля не могли быть стопроцентно определены влиянием Германии эпохи... Гегеля... В противном случае... германское общество – состояло бы из одних философов. Но, разумеется, тогдашняя Европа, уровень развития её культуры... науки, а так же масса нюансов... включая модные мелочи... определили развитие личности гения, интерес в обществе к его трудам.
Что составляло диалектическую систему общего и частного... Это и есть настоящее диалектическое противоречие. По Гегелю... Марксу... Энгельсу...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1139
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.14 06:07. Заголовок: dmk77 пишет: Одержи..


dmk77 пишет:

 цитата:
Одержимость рациональным знанием - как она проявляется в Западной культуре, конкретнее - в живописи и скульптуре?



Разве какое-то иное знание имеет ценность в западной цивилизации? Материализм не видит тех реальностей, которые раскрываются при пробуждении духа и могут быть запечатлены словом поэта-мистика или кистью медитирующего живописца. В зависимости от типа сознания, преобладающего в культуре, развивается и искусство. Искусство Запада почти погибло, потому что оно существует в десакрализованном мире, в котором все сведено к объективируемому и исчисляемому. Чем большее влияние приобретает разделяющий принцип рацио, тем больше иссушаются родники вдохновения, питаемые переживанием единства с существованием.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1140
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.14 08:06. Заголовок: Я хотел бы еще раз п..


Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что деление "Восток-Запад" не сводится только к различиям культур - евопоцентричной и всех остальных. Это два типа миропонимания, которые могут в той или иной пропорции присутствовать среди представителей любой культуры, любого народа. Если живописец переживает природу как священное начало, для понимания которого необходимо сонастройство с ним, то такой художник является носителем восточного сознания, независимо от своей этнической и культурной принадлежности. Если же в искусстве царит число и расчет, чистая техника, то такое искусство характерно для Западного мира. Разумеется, никакое искусство не может обходиться без определенной технологии, но и самая совершенная техника исполнения бессмысленна, если отсутствует глубокое содержание. Восточное, религиозное в своей сути, сознание обращается к искусству, чтобы выразить откровения о высших смыслах бытия, о красоте раскрывающихся сокровищ духа. Что может предложить искусству философия материализма? Да, существует природная красота. Но что дальше? Искусство не может ограничиваться только той красотой, которая действует инстинктивно, подобно тому как внешность прекрасной женщины очаровывает мужчину.

Я не призываю соглашаться со мной, но, как сказал Гирин, предлагаю подумать над труднейшими вопросами человеческой природы. У меня есть определенные представления о сущности и смысле искусства, но они противоречат теории о "безусловной" красоте как цели искусства. В немалой степени это связано с различием общефилософских позиций, с течением времени материалистическая и сциентистская картина мира всё более предстаёт как ограничивающая возможности сознания. Но тот метод, который предлагается художникам в "ЛБ", является именно рационалистическим, точным методом науки, основанным на применении позитивных знаний биологии, анатомии и т. д.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 13
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.14 12:55. Заголовок: RE: Мечтатель21


Т.е. ваша картина миропонимания (в т.ч. разделение культур и трактовка искусства) - она исключительно ВАША - предельно субъективна. И каких-то иных критериев, кроме медитативного откровения о сокровищах духа, нет?

Если бы Гирин посетителям выставки и слушателям на лекции не приводил бы обоснования понимания красоты как высшей целесообразности, а просто прочитал проповедь на эту тему (что-то вроде - это явилось мне в вещем сне), то и обсуждать-то здесь было бы нечего, разве что открылось бы какое-нибудь "сообщество толкователей снов".

Вы поймите правильно: иррациональное знание - тоже знание (странно было бы отрицать), но, в отличие от "опытного", не подлежит воспроизведению или передаче (кроме, разве что, ситуации учитель-ученик, но там свои особенности), а значит имеет почти исключительно личную ценность.
Субъективный опыт - он субъективный и есть. Но, в таком случае, как предлагается подумать над этими "труднейшими вопросами человеческой природы", если объективизм "выносится за скобки", а во главу угла ставятся личные ощущения?

Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1141
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.14 15:00. Заголовок: Объективность и субъ..


Объективность и субъективность - это два полюса, они противоположны. Наука всегда объективна, искусство не может не быть субъективным. Роза, подвергнутая научному анализу, одинакова для всех, но роза, увиденная конкретным человеком, неповторима и уникальна. Кто-то проходит мимо цветка и едва замечает его, а кто-то останавливается и, пораженный, видит красоту розы, насыщается ею. Как такое возможно? Если красота объективна, почему врата красоты раскрываются перед одними, но остаются запертыми перед другими?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 5069
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.14 15:41. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Объективность и субъективность - это два полюса, они противоположны. Наука всегда объективна, искусство не может не быть субъективным.

Пока этот наив в стиле середины 19 века будет безрефлексивно заявляться раз за разом, невзирая ни на какой огромный пласт современного знания - будет тоскища и зелень.

Повторю раз в сотый на этом форуме за последние 8 лет: современная наука давно лежит за пределами субъект-объектного противопоставления. В науке есть свои парадигмы познания. Жёсткое разделение на субъект-объектную дихотомию - свойство классической, ньютоновско-картезианской парадигмы, наиболее высшее своё выражение достигшее в позитивизме. Уже в начале 20 века начался переход к неклассической парадигме - с открытиями Эйнштейна, Фрейда, Леви-Брюля, когда оказалось, что от наблюдателя зависит получаемая информация. В конце прошлого века появились все предпосылки для перехода к постнеклассической парадигме, где это напряжение ещё больше ослабляется, и т.н. субъект вклинивается в т.н. объективные процессы самим фактом вопрошания и спецификой его. Все эти вещи давно известны, описаны, показаны границы применимости и совместимости. Ищущий да обрящет.

Выдающаяся заслуга ИАЕ в том, что он опережал понимание этих процессов, снимал напряжение этой дихотомии, в т.ч. с обратной стороны, вводя параметры объективности в "я художник и у меня ИМХО".

Просто пока нет минимального интереса и понимания того, что происходит в современной науке, до тех пор предел социологии - условный марксизм, предел психологии - условный бихевиоризм, предел педагогики - руссоизм с его "чистой доской".

Поразительно нежелание людей обращать внимание на новую информацию и как-то её учитывать.

Подчеркну - на этом форуме уже множество раз поднимались эти вопросы. Не надо никаких диджейских обновлений, надо немного внимания к тому, что уже сделано. Чтобы не превращать всё в циклоидное бессодержательное уныние.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1142
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.14 17:11. Заголовок: Да ничего в сущности..


Да ничего в сущности не меняется, несмотря на смену парадигм. Наука устанавливает объективные факты, искусство выражает субъективное чувство. Их смысл и назначение различны. Так было и так будет.

Обновлений не будет, я завёл этот разговор не в том месте. Реакция на тему искусства понятна и предсказуема.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4882
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.14 17:19. Заголовок: Сат-Ок пишет: совре..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
современная наука давно лежит


...в современной культуре. И это начинает действовать на обонятельные рецепторы.

С одной стороны, она превращается - в почти в инженерную прикладную дисциплину. С другой... действительно уходит в иррационализм, гордо вышагивая к цивилизованному дикарству вместе с окружающим его позднебуржуазным обществом.

И лишь очень незначительная часть учёных... допустим Герман Хакен... пытаются создать интеллектуальную надстройку над примитивными(!) представлениями о рационализме... Что были характерны для прошлого...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 5070
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.14 18:21. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Да ничего в сущности не меняется, несмотря на смену парадигм. Наука устанавливает объективные факты, искусство выражает субъективное чувство. Их смысл и назначение различны. Так было и так будет.

В сущности изменилось всё принципиально. "Это есть факт, мсье Дюк". Учите матчасть. Это не моё "мнение" и не я это всё придумываю. Просто - учите матчасть прежде высказываний. А если вам непонятно и нет навыка умственного усилия ("не понял сразу - отбрасываю как заумь") - хотя бы не позорьтесь. Тут не постмодернистское болото.

Но - доминирует упорство в невежестве и равнодушие к познанию, закрывающее любую возможность диалога. И упоительная самоубеждённость, что за пределами стихийного и неотрефлексированного набора догматов собственного восприятия не существует ничего. И что сиюминутное понимание\непонимание никак не может быть критерием адекватности того или иного феномена.

Пока реакция совершенно предсказуема, поверхностна и не несёт ни грана личностного - потому что она такова со стороны множества людей многие годы. Полная ригидность сознания. Скучища.

Поэтому, говоря об обновлениях, стоит всегда начинать с себя - что вы готовы обновить в собственном сознании и насколько готовы воспринять чужую работу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4884
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.14 19:35. Заголовок: Уважаемый Сат-Ок, ра..


Уважаемый Сат-Ок, разрешите спорость. Что с Вашей точки зрения можно назвать Фундаментальной наукой?
Дайте пожалуйста, краткое определение...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 71 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет