Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение





Пост N: 326
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.17 05:13. Заголовок: Биологическая интерпретация морального поведения


Думал: где всё-таки вернее выложить: здесь или в "Естественные науки"... решил всё-таки сюда (рассуждения всё-же преобладают над обоснованиями).
Перевод любопытной статьи "A Biological Interpretation of Moral Systems" by Richard D. Alexander:
Биологическая интерпретация морального поведения.

Скрытый текст


Примечания (мои):
1. Ряд схем (текстовых) некорректно отображается в формате форума, посему лучше читать статью в первоисточнике.
2. Из-за ограничения количества знаков завершение статьи и примечания не поместились - будут в комментарии ниже.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 8 [только новые]







Пост N: 327
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.17 05:14. Заголовок: Продолжение статьи


Продолжение статьи:
Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 328
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.17 05:19. Заголовок: Статья, полагаю, ..


Статья, полагаю, "сложная": не в смысле терминологии или специфичности понятий - тут как раз всё вполне доступно, хотя язык и "тяжеловат", но - с подтекстом, как минимум - двухуровневая (т.е. многие как "исходники", так и выводы прямо не озвучены), требуется время на то, чтобы как следует "переварить", но ряд вопросов возникает сразу же:
1. Априори (причём - без каких бы то ни было тезисов - как само собой разумеющееся!) основной единицей приложения эволюционных и прочих биологических закономерностей считается отдельный человек - не семья, не какое-то более крупное сообщество, не человечество в целом.
2. Столь же безапелляционно основным двигателем (и одновременно индикатором правильности выбора) подаётся выгода (т.е. альтруизм рассматривается, объясняется и в итоге "оправдывает своё существование" как неочевидная, дальняя, но зато - супервыгода). "Простой" филантропизм озвучивается как ошибочная и ложная концепция (образно: некоторые дурни и впрямь готовы творить добро даром, но с такими нам не по пути - всё равно "каши не сваришь").
3. Репродуктивность вполне логично рассматривается не только как непосредственное воспроизведение, но и как воспитание отпрысков, и даже более - как заботу о "непрямых потомках" (родственниках) - непотизм. В то же время на графике (рис.1) "репродуктивной ценности" очень занятная кривуля: плавный рост от зачатия (даже не рождения ) до непосредственно репродуктивного возраста (что озвучивается на единственном примере - уступке ресурсов в пользу братьев и сестёр - ?), а затем - сплошной спад вплоть до смерти. Т.е. по сути график "затраченных калорий" приложим только к одной социальной родительской модели: рождение одного ребёнка (получиться, конечно, может и двойня-тройня, но планируется только одна беременность, максимум (и то, видимо, исключительный)- две), относительно интенсивная забота о нём в раннем детстве, снижение внимание потом (очевидно - с последующим "сплавлянием" оного на "специально-общественную опеку" - садики-школы-училища (пардон - колледжи)-институты), минимальный интерес и участие к последующему жизненному пути и, тем более, к внукам (в верхней части объём непотического альтруизма (внеродительских услуг) максимально увеличивается-то, но согласно нижней - затраты на него всё время снижаются). Т.е. обыденные в иных системах ни многодетные семьи, ни просто пролонгированный родительский интерес, ни бабушкина-дедушкина забота, ни, тем более, участие (значительное и планомерное, а не отрывочно-случайное) в социальных детских программах (для "совсем не-родственников") даже не рассматриваются.
4. Крайне интересна трактовка общественных связей. С одной стороны - они в рамках гипотетической "идеальной моральной системы" (рис.6) должны полностью вытеснить все прочие взаимоотношения. С другой - повсюду общество рассматривается исключительно как расчётливый союз отдельных индивидов (как писал выше - соединённых исключительно соображениями личной выгоды).

Так что - как предварительный вывод - статья, на самом деле, куда больше показательна для условий, в которых создавалась (и которые её автор, по-видимому, воспринимает как обязательные, а то и единственно возможные), нежели для решения вопроса о биологических основах морали.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 5811
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.17 15:12. Заголовок: Спасибо, чёткий разб..


Спасибо, чёткий разбор.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1398
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.19 22:23. Заголовок: Кто не скачет?... h..


Кто не скачет?...

https://yandex.ru/turbo?utm_source=turbo_turbo&text=https%3A%2F%2Fnplus1.ru%2Fnews%2F2019%2F09%2F02%2Fivfmethylation

Полученные данные позволяют предположить, что совместные ритуальные действия, сколь угодно бессмысленные, способны объединять людей в группу и провоцировать недоверие к «чужакам», если эти действия потребовали от участников «ритуала» значительных усилий.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1773
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.21 12:48. Заголовок: С чего началась воля..


С чего началась воля?

https://www.psychologos.ru/articles/view/volya-u-zhivotnyh

Воля для животных - это их способность противостоять собственным инстинктам, и проявлять волевое поведение для животных - крайне опасно, особено для травоядных. Если, например, травоядное животное перестанет моментально реагировать на появление хищника бегством и паникой, его съедят. А вот у хищников ситуация немного иная, им нужно иметь выдержку, умея затаиться, выждать и победить свое импульсивное желание броситься, пока жертва еще не подошла. Именно хищники, похоже, в первую очередь способны находить творческие решения, нередко предполагающие настоящую волю...
Развитие воли характерно чаще для хищников, нежели для травоядных, однако индивидуальные отличия иногда оказываются больше, чем отличия родовые... Еще большее отличие в развитии воли между дикими и домашними животными. Развитие воли у диких животных - редкость и скорее исключение, а развитие воли у домашних животных - реальность, если животное дрессируется и дрессировщик ставит такую задачу.


Стратегическое мышление требует волевой реализации.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1862
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.22 19:04. Заголовок: Эволюционное самоодо..


Эволюционное самоодомашнивание человека:

ВЗЯТО В СЕТИ. В научном сообществе существует, так называемая, гипотеза самоодомашнивания человека.

Смысл в том, что древние люди на протяжении тысячелетий проводили своеобразную селекцию среди других Homo Sapiens. А именно – выбирали тех, кто больше склонен к конструктивному диалогу, умеет сдерживаться в общении. А агрессивные и неадекватные люди изгонялись из племени и не смогли оставить потомства. Так современные люди получились более спокойными и склонными к общению.
Отвечает за это ген BAZ1B. Со временем его носителей становилось все больше и этот ген укрепился у человека. Его носители склонны к социальному поведению и обладают более мягкими чертами лица, чем далекие предки.
По подобной схеме человечество проводит селекцию домашних животных. Например, коров. Когда для продолжения рода выбирают не слишком агрессивных быков. Да и в целом более плодовитыми животными оказывались те, кто уживался с человеком. В природе у кошки не будет каждый раз выживать по несколько котят, а в домашних условиях – вполне...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1886
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.22 09:56. Заголовок: Под властью паразито..


Под властью паразитов...

https://naked-science.ru/article/biology/zarazhenie-parazitami?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

...Сейчас ясно, что после острой фазы токсоплазмоз сохраняется в организме человека неограниченно долго и влияет на поведение. К сожалению, эффективных средств лечения такой формы болезни нет, поэтому можно лишь пытаться предотвратить заражение, соблюдая очевидные правила пищевой и личной гигиены.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2015
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.24 10:02. Заголовок: Фильтруйте базар - и..


Фильтруйте базар - и в мыслях, и в чувствах, и в желаниях!

https://dzen.ru/a/YhCFMZC2Yy4qOXax

Интересный вывод напрашивается - образование и воспитание должно прежде всего научить человека культуре чувства и мышления. И это задача не отдельного индивида и не текущего его наставника - а всей личностно-строительной социальной среды.

"...речь идёт о создании методик дисциплинированного мышления, которые позволят человеку уверенно прокачивать самоконтроль и интеллект."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 40
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет