Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.11.05 22:00. Заголовок: Мысли о соотнесении концепций Льва Гумилёва и Эриха Фромма


После прочтения работы Л.Н.Гумилёва "Этногенез и биосфера Земли" возникла потребность соотнести предложенную автором систему с системой Эриха Фромма. И вот что получилось.

Ключевое для Л.Н.Г. понятие – пассионарность, означающая способность преобразовывать мир во имя того или иного идеала, нередко противоречащая чисто биологическому инстинкту самосохранения. Пассионарность – не этическая категория, т.к. идеал, теоретически, может быть любым. Соответственно, к пассионарности неприменима шкала Фромма о продуктивности либо непродуктивности характера: продуктивность и пассионарность суть разные параметры.

В то же время падение уровня пассионарности "ниже табуретки", когда особь перестаёт быть способной к какому бы то ни было созидательному действию (Гумилёв таких называет субпассионариями), означает также отсутствие продуктивности (под ней Фромм понимал жизнеутверждающее мировосприятие, любовь к миру и способность к созиданию). Одна из последних фаз развития этноса, когда преобладают субпассионарии, у Гумилёва называется обскурацией (яркий пример – Рим времён упадка) и, насколько я понял, считается неизбежной. Это противоречит убеждению Фромма в том, что уровень продуктивности имеет социальные причины и в разумно устроенном обществе должен быть высоким, независимо от того, молодой перед нами этнос или старый. Однако обскурация заканчивается вследствие вымирания субпассионариев, не способных к самоподдержанию, после чего этнос вступает в мемориальную фазу спокойного, невозмутимого созерцательного существования (например, нынешние народы Севера, бушмены, австралийские аборигены, полинезийцы и т.п.). "Примирить" обе системы здесь можно, предположив, что провал фазы обскурации не является обязательным и возможен плавный переход инерционной фазы в мемориальную.

Эволюционное формирование в будущем этноса землян вследствие перемещения людей по планете и непривязки их к тому или иному ландшафтному региону снимает проблему угасания, т.к. возникающие периодически вследствие пассионарных толчков (примерно раз в 200-300 лет ?) люди повышенной пассионарности оказываются в пределах одного этноса и подпитывают его. Не возникает и опасной, чреватой "перегревом" концентрации пассионариев в одной местности, они распространяются по планете более-менее равномерно. Плюс - уровень воспитания людей будущего и дополнительный канал выплеска "избыточной" пассионарности – космос.

На схеме http://gumilevica.kulichki.net/fund/fund03.htm пассионарность дополнена ещё одним параметром - аттрактивностью, противоположной эгоизму. Считается, что пассионарная личность может служить как своему величию (тогда это эгоизм), так и надличностной идее (аттрактивность). Но и здесь ничего не говорится об этических качествах аттрактивности; таким образом, аттрактивными личностями становятся и Геббельс, и Христос, чего явно недостаточно для понимания действительности.

Кроме того, приведённые на схеме типы личностей условны. Так, "учёные" обособлены от "творческих людей". Очевидно, речь идёт не обо всех учёных, а о тех тружениках науки, которыми отчасти руководит честолюбие, и потому на схеме они ближе к эгоизму, чем собственно "творческие люди" или, тем более "пророки". Что касается "пророков", то Фромм определял их как людей, провозглашающих какие-либо идеи (не обязательно новые) и – важно! – следующих им в своей жизни (Фромм сам был таким). Согласно этому определению, пророком является, например, В.И.Вернадский, который одновременно был и "творческим человеком", и учёным.

В теоретическом плане (а не в плане интерпретаций Гумилёвым конкретных религиозно-философских систем) ценно введённое Л.Н.Г. понятие "антисистемы" и соответственное дополнение схемы ещё одной координатой. Кроме большей либо меньшей пассионарности и большей либо меньшей аттрактивности появляется параметр жизнеутверждения либо жизнеотрицания (характерного для "антисистем"). А эти характеристики непосредственно соответствуют дуальной паре Фромма "биофилия – некрофилия" или, иначе, продуктивности – непродуктивности, о которых говорилось выше.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 21 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.05 01:05. Заголовок: Re:


A.K. пишет:
цитата
А эти характеристики непосредственно соответствуют дуальной паре Фромма "биофилия – некрофилия" или, иначе, продуктивности – непродуктивности, о которых говорилось выше.


С Гумилёвым понятно чего за произведение, а вот с фромом прошу уточнить.

Это "Бегство от свободы"???
Так там тогда если я не совсем всё забыл немного другой подход - исключительно психотерапевтический, если можно так сказать. т.е. Фром не делает и не пытается делать обощений выводов и правил, что делает Гумилёв.
Фром только констатирует факты на основе которых строит новую систему оценки личности.

Не знаю - но это разные совершенно вещи на мой взгляд.
Это наверно примерно как взять изобретение паровоза из учебника по истории и сравнить с тем как это же событие описано в учебнике по физике. И при этом пытаться делать сравнения

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.05 02:43. Заголовок: Re:


Дрони, вы пишете, что Фромм не делает обобщений, но тут же пишете, что он строит систему. Вообще-то построение системы в науке – это взаимоувязывание ряда эмпирических обобщений, вычленение соединительной ткани, если угодно. А что касается образа с паровозом, то человек-то не паровоз. Ладно бы речь шла о сочетании анатомии и этнологии, но речь-то идёт о социальной психологии. Оба мыслителя рассматривают как те или иные человеческие объединения, так и отдельного человека. Вот и интересно узнать, кем с точки зрения Фромма являются гумилёвские пассионарии или субы. И можно ли так вообще ставить вопрос. АК считает, что можно, и я с ним согласен.

Искать общий знаменатель в столь многообещающих теориях просто необходимо, если, конечно, не стремиться внешние перегородки (лексико-семантические, культурно-исторические) абсолютизировать и каждого мыслителя пасти на отведённой ему лужайке . Протягивать ниточки понимания и искать сочетания смыслов в различных координатных системах – это насущная задача человековедения.

Относительно конкретной книги Фромма – а разве в одной книге он говорит одно, а в другой – другое? Есть целостная концепция, в разных книгах отражены разные её грани.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.05 11:31. Заголовок: Re:


Droni пишет:
цитата
С Гумилёвым понятно чего за произведение, а вот с фромом прошу уточнить.


Согласен с Сат-оком - Фромм во всех работах говорил об одном, акцентируя внимание на разных сторонах. Его подход подобен голограмме, где в каждом кусочке содержится вся картина целиком, но в уменьшенном виде. Но уточню: понятиям продуктивности и непродуктивности посвящена его работа "Человек для себя" (1947), социальную некрофилию он подробно разбирает в "Анатомии человеческой деструктивности" (1973). Также следует назвать его итоговую книгу "Иметь или быть?" (1976).

А в связи с "Бегством от свободы" вспоминается ещё одна проблема, относящаяся к разбираемой теме - используемое Фроммом понятие индивидуализации - осознание индивидом себя отдельным от общества. В средневековом сословном обществе индивида не было, считает Фромм, был крестьянин, ремесленник, рыцарь, монах, но не индивид как таковой. Тем не менее, если мы обратимся, например, к Древнему Риму, то там мы, начиная с определённого времени, найдём ярко выраженных индивидов. Для Гумилёва усиление индивидуализма связано с определёнными фазами этногенеза, для Фромма - это эволюционный процесс освобождения человека от природных уз. Очевидно, здесь они говорят не об одном и том же, но в этом ещё нужно разобраться.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.05 12:37. Заголовок: Re:


"...ценно введённое Л.Н.Г. понятие "антисистемы" и соответственное дополнение схемы ещё одной координатой. Кроме большей либо меньшей пассионарности и большей либо меньшей аттрактивности появляется параметр жизнеутверждения либо жизнеотрицания (характерного для "антисистем"). А эти характеристики непосредственно соответствуют дуальной паре Фромма "биофилия – некрофилия" или, иначе, продуктивности – непродуктивности, о которых говорилось выше. "

Удивительно, я дня 2 назад вдруг откыл книгу Гумилева именно на антисистемах
Нямс, это напрямую не соответствует понятиям Фромма. Условный пример (из другой оперы несколько), "Советия" А. Линске (точнее, её возможное развитие) - продуктивная, биофилия, но это антисистема в смысле Гумилёва, нечто, идущее вразрез с глубинными реальностями жизни, хотя это сразу не видно. Но ведь главное там - это выдуманный советский этнос, что нежизнеспособно в смысле Гумилёва. Хотя жизнеотрицанием это не назовёшь. Вообще, у Гумилёва такие вещи на интуитивном уровне, это не теория, а набор гипотез, красивых, но туманных. Как, скажем, понятие пассионарных толчков из космоса. Но мне нравятся его гипотезы. У Фромма всё строже в научном плане


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.05 17:57. Заголовок: Re:


«Советский этнос» - это персональная произвольная фантазия автора «Советии». Тут не только Гумилёв бы запнулся . То есть развития никакого в глобальном масштабе «Советия» получить не может в силу произвольности фундаментальных аксиом. Либо идеологический отдел вовремя опомнится и скорректирует их .
Что касается гумилёвских антисистем, то Лев Николаевич вольно или невольно стал заложником собственной православности в церковном её исполнении. В его концепции антисистема – всякое еретическое течение, противостоящее церкви. То есть он уравнивает и альбигойцев, и исмаилитов, и махаяну с манихеями. По главному для него критерию – противостоянию с церковным христианством.
Он совершенно верно говорит о вакууме, вот только вакуум, как нам сейчас известно уже доподлинно, а полвека назад Гумилёв об этом знать вряд ли мог, - не что иное как самая энергетически насыщенная субстанция космоса, из которой источается вся привычная нам материя. То есть это качественно энергетически болеее насыщенная среда, а вовсе не «пустота» или «небытие», если говорить философским языком. Так научные открытия работают на прояснение вопросов философии. Тогда и нирвана – не растворение в небытии, не угасание жизни, а возвышение на новый уровень, качественно превосходящий уровень земной. То есть это жизнеутверждение высшего порядка. А Лев Николаевич тут по идеологическим соображениям изменил диалектике и сверхсвет принял за недосвет, хотя и то, и другое воспринимается нашими органами чувств как тьма. Точно также многие психиатры отождествляют сверхсознание с подсознанием, а интуицию с инстинктом.

Конечно, надо понимать, что немало есть энтузиастов, которые, будучи погружены в недосвет, убеждены романтически, что сверхсвет им уже подвластен. Так что осторожность тут не помешает.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.05 19:57. Заголовок: Re:


Про индивидов в позднем Риме. Думается, это впрямую связано с тем, что эволюция - это "шаг вперёд и девять десятых назад" (Ефремов). То есть существует определённый порог, после достижения которого происходит своеобразное опадание "Я" и начинается новый виток якобы циклического развития нового этноса. Говоря иначе, есть генеральная линия восхождения Фромма, которая на самом деле есть не линия, а кривая со спадами и откатами Гумилёва (или Шпенглера).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.05 01:12. Заголовок: Re:


Ещё раз перечитал. Я так и не понял что пытается соотнести автор.
Концепции или некрофилию и субпассионарность. Если второе, то это непрокатит. То на что я изначально и обратил внимание и почему то о системах не задумался.
Но если представить, что у Фрома есть какая-то система то да.
Я ведь не зря о литературе спрашиваю - у Фрома достаточно специализированные издания. "Бегство от свободы" это в принципе собрание сочинений, причём центральное место в них занимаетгуманистическа теория личности Фрома, теорий личности достаточно много и они фундаментальными и основопологающими не
являются, в отличае от книги Гумилёва, т.е. тут по классу разные уровни.

Ну и почему паровоз - дело в том что объединять социальную психологию с другими науками конечно надо но не надо тянуть за уши. Фром не пытается объяснить фашизм (!!!) он перечисляет психологические факторы фашизма (это если о системе говорить). Соответсвенно если брать в историческом плане эти самые психологические (эволюционный подход) то Фром опять же не впихивает их ни в какие рамки и не пытается на их основании объяснить гибель империй.
Фром психолог и его интересует личность - Гумилёв историк его интересует этнос.
Разные уровни и попытка сказать, что Фром и Гумилёв с разных сторон подощли к одному и тому же...
Для Фрома важна эволюция личности, для Гумилёва опять же этноса.
Это разные науки и рассматривают они разные проблемы и на разных уровнях и то что они совпали при рассмотрении нескольких частных случаев ни о чём не говорит.
На мой взгляд здесь всё достаточно чётко.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.05 02:50. Заголовок: Re:


Дрони, я позволю себе повториться: оба мыслителя рассматривают как те или иные человеческие объединения, так и отдельного человека. Вы этого почему-то не замечаете. Ну, что же, тот, кто заметил, тот и пытается что-то соотносить. Вы не заметили и основания вам неясны. Возможно, спустя какое-то время заметите... А сейчас что-то доказывать бессмысленно: и АК, и я высказались предельно ясно. В частности и о том, что никто не собирается искать полное соответствие. Речь идёт именно о точках пересечения, что весьма важно знать для быстроты и глубины проведения самостоятельных исследований.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.05 12:25. Заголовок: Re:


цитата
Ещё раз перечитал. Я так и не понял что пытается соотнести автор. Концепции или некрофилию и субпассионарность.
Концепции.

Каждая личность может быть более или менее пассионарной, одновременно - аттрактивной или эгоистичной, одновременно - продуктивной или непродуктивной. (Точно также можно быть правшой или левшой, и одновременно - экстравертом или интровертом.) При этом субпассионарии, очевидно, не способны на продуктивность, но это не означает, что все они некрофилы. Напротив, некрофилы могут быть и пассионарными - и это страшная вещь (Гитлера тут уже упоминали). Такое вот резюме.

К слову: Фромм говорил не только о проблемах личности, но и общества - особенно в книгах "Здоровое общество", "Революция надежды", "Иметь или быть?" Конечно, он не говорил об этносах, но сопоставлять системы можно, поскольку этнос может существовать в разных общественных формах.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.05 01:15. Заголовок: Re:


В каую-то тему влез, где утверждал, мол и учёный некрофилом может быть – и опровержение получи, как же так мол!
Честное слово, пролистал «Бегство от свободы», чмяк и не нашел. Помню точно, было сравнение гуманистического психоанализа с психоанализом классическим. Вроде как это не статья была… и Фром там прекрасно описывает своего знакомого у которого есть черты характера некрофила, знакомый учёный. Точно помню – такое было. Скорее всего это было в хрестоматии, если я её отрою, то об этом сообщу, что бы голословным не быть.

К стати, схемка эта очень меня напрягает. Ведь сам Гумилёв описывает, что пассионарность это некое соотношение себя со своим этносом, желание и умение действовать на его благо, под воздействием внешних факторов это желание действовать то уменьшается то увеличивается, когда совсем это желание угасает то этнос гибнет. Если я всё правильно понимаю то первостепенное значение тут имеет соотношение себя со своим этносом. И при чём тут скажите мне Ньютон? Сюда очень мило вписывается Александр Невский, Жанна Дарк – те, кто действительно соотносил себя со своим этносом и действовал ему на благо. Да Винчи себя со своим этносом соотносил?
Почему соотношение с этносом – очень просто, действия учёных не направлены на улучшение только своего этноса, великие открытия не делались патриотами и шовинистами.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.05 06:14. Заголовок: Re:


Дрони, мой вопрос был, скорее, риторическим, поскольку я хорошо знаю и Фромма, и Гумилёва. Некрофилические черты есть у многих людей, так же как есть учёные ремесленники, где «учёный» – прилагательное, а не существительное. Думаю, разницу не надо объяснять. Яркая творческая личность по определению не может иметь некрофильский характер в качестве доминирующего.

Пассионарность – это вовсе не соотношение себя со своим этносом. Если так понимать, то Гумилёв тут каким-то расистом предстаёт. Пассионарность – это способность к сверхнапряжениям во имя некоей идеи. А сопутствующие различным степеням пассионарности императивы (например, у субов: «Хоть день, да мой!») вынесены за скобки сугубо этнических стереотипов поведения, в рамках которых и происходит приобретающее индивидуальную этническую окраску осуществление этих императивов. Есть же у Гумилёва простая схема, вписанная в систему координат, где всё это видно.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.05 04:14. Заголовок: Re:


Сат-Ок пишет:
цитата
Пассионарность – это вовсе не соотношение себя со своим этносом. Если так понимать, то Гумилёв тут каким-то расистом предстаёт. Пассионарность – это способность к сверхнапряжениям во имя некоей идеи.

Согласен, но ведь с точки зрения этих напряжений рассматривается развитие этноса, а не человечества в целом!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.05 06:50. Заголовок: Re:


Ну, а раз согласны, то, наверное, уже и сами поняли, что пассионарий - он и в Африке пассионарий. И может быть оторван от своего этноса, что ничего не изменит в его персональной энергетике.

А про то, что говорил Гумилёв, а что не успел - так на то и существует творческое осмысление, чтобы находить параллели и соответствия.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.05 12:32. Заголовок: Re:


В пределах этой темы можно затронуть ещё один вопрос.

Гумилёв придерживается гипотезы о наследственной передаче пассионарности. Соответственно, её затухание связано с тем, что пассионарные личности в среднем реже оставляют потомство, т.к. чаще гибнут, первыми подставляя себя под все удары, полностью сгорают в творчестве, не заботясь о продолжении рода и т.п. Причём в военное время, считает Гумилёв, пассионарность сохраняется дольше, т.к. для женщин привлекательным становится образ храброго воина, а в мирное время предпочтение отдаётся «крепким семьянинам» (вот она патриархальная действительность! То, что женщины тоже могут быть пассионариями, не обсуждается).

Но по Фромму господствующие в обществе ценности определяются социальным характером, свойственным данному социуму. Соответственно, в здоровом, по Фромму, обществе наиболее привлекательными станут продуктивно-пассионарные личности без «зашкаливания» пассионарного напряжения, причём как мужчины, так и женщины. Соответственно, если гипотеза Гумилёва о наследственной передаче пассионарности верна, обязательного угасания её напряжения происходить не должно, и закономерности этногенеза изменятся. Всё это очень похоже на ефремовское будущее.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.05 12:09. Заголовок: Re:


цитата
...обязательного угасания её напряжения происходить не должно, и закономерности этногенеза изменятся
Конечно, подъёмы и спады сохранятся - "строение не может подниматься без конца". Но ход кривой пассионарности будет более плавным, без сопутствующих катастроф и без понижения до субпассионарных состояний.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.05 03:33. Заголовок: Re:


Тут дело, конечно, не в войнах (в ТА говорится о гибели энтузиастов, да и на Торманс или Ахернар или
к Сердцу Змеи могли лететь только пассионарии), а в том, что всякая система
отграничена от большого мира, полузамкнута, и будет терять энергию согласно
второму началу термодинамики. Всякое развитие нелинейных систем спирально:
шаг вперёд, девять десятых назад. Откат этот только кажущийся, потому что
нельзя всё время находиться в состоянии, когда от энергии плющит. Надо уметь
закреплять пройденное и анализировать. Есть менеджер прорыва, а есть тот,
кто будет основательно и методично вспахивать открытое пассионарием
пространство. А когда уровень энергии понижается, из сверхсистемы идёт новая
волна - и батарейки опять полны. Другое дело, что в ЭВК не было замкнутых
анклавов и пассионарность растекалась по миру равномерно - даже на Острове
Забвения люди не жили несколько поколений подряд; по крайней мере, об этом
нигде не говорится. А какой пассионарий во втором поколении останется в
глуши и забвении, пройди удар по Мадагаскару незадолго до его рождения!



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.05 15:09. Заголовок: Re:


Да, конечно, согласен. Я уже уточнил свою мысль в предыдущей ремарке.

-----------
Вот что ещё хотелось бы обсудить в этой ветке, а если обсуждение выйдет далеко за рамки темы, то можно перенести в отдельную.

Сегодня высок пассионарный потенциал Латинской Америки:


А вот у нашей родины он уже позади: в XIX – первой половине ХХ вв. мы прошли свой "надлом", всегда сопровождающийся ярким всплеском как культурной жизни, так и социальных потрясений. В Европе он был ещё раньше – в эпоху Возрождения и религиозных войн. Параллелизм этих двух эпох - в Европе и в России - был верно угадан в начале, но вывод требует уточнения.

Россия вступила в инерционную фазу «золотой осени». Дальше – только медленное, в течение лет 400-500 угасание, не исключающее бурных событий (но ведь они не самоценны!); накопление вещных и культурных ценностей, но не столь ярких достижений, как ранее. Значит, новый дерзновенный порыв в будущее возможен лишь новыми народами, а наша культура обогатит их, подобно тому, как классическая европейская культура обогатила мир в XVIII-XIX вв.

Наша планета стала маленькой, расстояния, разделявшие людей ранее, более не являются непреодолимой преградой, тем более для пассионариев. Поэтому возможно, что новый суперэтнос, включающий новые народы, будет называться ЗЕМЛЯНЕ и своим появлением на исторической арене возвестит начало эры Мирового Воссоединения (которую не следует путать с «глобализацией»).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.05 19:54. Заголовок: Re:


цитата
Россия вступила в инерционную фазу «золотой осени». Дальше – только медленное, в течение лет 400-500 угасание, не исключающее бурных событий (но ведь они не самоценны!); накопление вещных и культурных ценностей, но не столь ярких достижений, как ранее.


Может быть. И коммунизм, в том числе, так сказать Ефремовско-Йогический, космополитичен, и я являюсь его сторонником… Но уж так воспитан – буду радеть за свою Родину… Кстати, если угодно говорить метафорами – осень… зима… помню в одном НФ рассказе команда фотонного звездолета повесила над планетой вечной зимы четыре термоядерных солнца… ;-)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.05 02:08. Заголовок: Re:


Наверное, не космополитичен, а интернационален. Это две большие разницы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.05 19:42. Заголовок: Re:


Может быть я ошибаюсь, но разницы тут я вижу не больше, чем между словом «шпион» и «разведчик», т.е. в эмоционально-пропагандистском окрасе…

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.05 23:15. Заголовок: Re:


Разница такая же, как между национализмом и патриотизмом . Космополитизм плоск, это явление глобализации, он утверждает, что в скобках остаётся то, что необходимо преодолевать в будущем. Интернационализм глубок, это явление ЭМВ, он утверждает плодотворные взаимоотношения между разными народами, вынося за скобки нечто общечеловеческое.
Русский язык замечателен тем, что в нём множество синонимов, но нет полных. Каждый синоним имеет особый пакет смыслов, порождающих то или иное его значение. Игра синонимами довольно опасна, это НЛП-шный приём. (Это не в ваш огород, не подумайте!)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет