Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 3349
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 01:58. Заголовок: НФ-пособие. Программа и предисловие


Программа элективного курса
«Отечественная фантастика XX века»

10 – 11 классы

Автор-составитель: Н. Н. Смирнов

Пояснительная записка

Элективный курс «Отечественная фантастика ХХ века» предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. Объём курса – 68 учебных часов (из расчёта 1 час в неделю в 10-11 классах либо 2 часа в неделю в 10-м или 11-м классах по выбору учителя).

Цели курса


1. Знакомство с выдающимися произведениями отечественной фантастики, расширение представления о путях развития литературы ХХ века и о богатстве литературных направлений.
2. Воспитание гуманистических идеалов и чувства ответственности за будущее.
3. Развитие творческого воображения и креативного мышления.

Новизна курса

В существующих программах фантастические произведения практически отсутствуют. Несмотря на это, фантастика входит в круг активного чтения старших школьников. В настоящее время наряду с выдающимися произведениями научной фантастики на книжном рынке присутствует куда больше третьесортной литературы. Одна из задач курса – научить школьников отличать качественные произведения и сознательно отбирать их в круг своего чтения.
С помощью предлагаемого курса ученики получат возможность более активно осознавать проблемы развития научно-технического прогресса, нравственного развития человека в новых условиях и сознательного выбора человечеством своего пути.
Одна из важнейших характеристик курса – его универсальность. Учеников, склонных к предметам физико-математического цикла, может заинтересовать научно-техническая составляющая предлагаемых произведений. Это поможет мотивировать интерес к литературе в целом. В то же время «гуманитариев» увлечёт широта мировоззренческой проблематики. Обе стороны объединены в фантастике футурологическими изысканиями.

Курс делится на три раздела по хронологическому принципу: «Отечественная фантастика первой половины ХХ века», «Отечественная фантастика 50-70 гг. ХХ века», «Отечественная фантастика 80-90 гг. ХХ века». В перечень рассматриваемых включены произведения следующих авторов: А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И. А. Ефремов, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. П. Крапивин, С. В. Лукьяненко, В. В. Головачёв, В. Д. Звягинцев, Г. Л. Олди.
К темам программы даются аннотации, назначение которых – общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать изучение и намечать объём возможной работы. Аннотации не предопределяют единственной возможной литературоведческой трактовки произведения; учитель может, исходя из данных науки, опираясь на критический материал, самостоятельно формулировать проблематику предлагаемых произведений.

Основные методы работы: коллективное обсуждение (в том числе творческих работ самих учащихся), семинары, «мозговые штурмы». Количество лекций преподавателя желательно в небольшом объёме.
В зависимости от читательской активности и индивидуальных особенностей учащихся возможны различные формы промежуточного и итогового контроля.
1. Сочинения по изученным произведениям (монографические и сквозные).
2. Аналитические работы по самостоятельно выбранным произведениям (сообщения, доклады, выступления на семинарах и читательских конференциях).
3. Самостоятельные и творческие работы (обсуждения проводятся на творческих мастерских).

В учебно-методический комплект входят: программа, учебник-хрестоматия, методическое пособие для учителей с тематическим и поурочным планированием.

Список отечественных фильмов к коллективному просмотру: «Человек-амфибия», «Москва-Кассиопея», «Отроки во вселенной», «Через тернии – к звёздам», «Откровение Ивана Ефремова», «Трудно быть богом».

Программа

(68 часов)

Введение. Отличие фантастики как литературного приёма от фантастика как направления литературы. Особенности отечественной фантастики. Закономерность её появления и развития в ХХ веке. Научная фантастика как важнейшее направление отечественной фантастики. Взаимосвязь научной фантастики и развития науки.

I
Отечественная фантастика первой половины ХХ века


А. Н. Толстой. «Аэлита». Зарождение мечты о встрече людей с инопланетянами. Романтические представления о возможном развитии личных взаимоотношений. Революционная романтика. Философия истории.

А. Р. Беляев. Жизненный путь писателя. Последствия детских травм, приведшие к размышлению над научными проблемами. Дружба с Циолковским. Космические романы как отражение романтики научного и социального творчества. Внимание к изображению человека будущего при понимании этого как задачи будущего. Давление со стороны официальной идеологии.
«Человек-амфибия».
Повышение роли науки в обществе. Мечта о совершенствовании человеческого организма с помощью науки. Протест против использования достижений науки в корыстных целях. Трагедия учёного-одиночки.

II
Отечественная фантастика 50-70 гг. ХХ века


И. А. Ефремов. Учёный-энциклопедист, космист. Богатство тематики произведений писателя, их идейная цельность. Фантастика «ближнего прицела». Научные открытия, совершённые под впечатлением этих рассказов.
«Туманность Андромеды». Мир будущего. Формирование научно обоснованных представлений о человеке будущего. Этика и эстетика будущего, красота как высшая целесообразность. Соотношение между разумом и чувствами. Понимание меры как основной принцип построения жизни. Идея широкого распространения разума во вселенной. Развитие идеи контакта между цивилизациями. Научная основа возможности такого контакта. Идея гуманности высшего разума. Образы героев: Дар Ветер и Веда Конг.
«Сердце змеи». Обоснование схожести высших форм жизни во вселенной. Полемика с западными фантастами. Развитие науки будущего.
«Час быка». Развитие основных идей «Туманности Андромеды». Развитие традиций утопического романа (Н. Г. Чернышевский) и антиутопии (Е. А. Замятин), столкновение мира утопии и антиутопии. Обязательность воплощения высшей морали в процессе эволюции. Гармоничность физического, интеллектуального и духовного облика человека будущего. Психическое могущество и великодушие землян. Теория инферно и Стрела Аримана. Экология планеты и экология души. Трагедия планеты Торманс и судьба звездолётчиков. Образы героев романа: Чойо Чагас, Фай Родис и Таэль. Социальная острота романа и его судьба.

А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Многообразие идейно-тематической направленности, жанровое разнообразие.
«Трудно быть богом». Проблема вмешательства в процессы внутреннего развития другой цивилизации. Развитие идеи Ефремова о Стреле Аримана: торжество серости всегда ведёт к победе тьмы. Сложность и драматизм нравственного выбора в деятельности прогрессоров.
«Понедельник начинается в субботу». Синтез фантастической сказки и социальной сатиры. Традиции сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина. Типичность образов чиновников от науки. Юмор повести.

III
Отечественная фантастика 80-90 гг. ХХ века

В. П. Крапивин. Цикл «В глубине Великого Кристалла». Идея многомерности пространства. Дети как проводники по различным граням Кристалла и между гранями.
«Лоцман». Болезнь как следствие потери чистоты детского восприятия. Возвращение смертельно больного взрослого в мир детства и излечение. Детство как время наибольшей чуткости к миру.
«Гуси-гуси, га-га-га…». Проблема детства в условиях антиутопии. Перерождение взрослого человека в условиях угрозы жизни. «Безында» как феномен пассивного сопротивления природы попыткам полной унификации людей.

С. В. Лукьяненко. «Рыцари сорока островов». Мир подростков в условиях навязанного выживания. Необходимость психологического выхода из ситуации для попытки её разрешения. Быстрое психологическое взросление героев через разрушение их подросткового максимализма. Гуманизм и взаимовыручка как непременное условие выживания. Необходимость умения сражаться, чтобы отказаться от войны. Убить дракона – ненависть и любовь.
«Дозорная» трилогия. Этический релятивизм. Аморфность авторской позиции. Культурологическая опасность изображения Иных как вампиров.

В. Д. Звягинцев. «Одиссей покидает Итаку». Особенности композиции романа, его психологичность и многоплановость. Глубокая саморефлексия при изображении внутреннего мира персонажей. Образы главных героев: Берестин, Ирина, Новиков, Воронцов. Идея об инопланетных существах, организующих жизнь человечества. Попадание в прошлое как шанс исправить совершённые ошибки. Точность воспроизведения Москвы конца 60-х и 40-х годов ХХ века. Великая Отечественная война: новый сценарий. Роль свободной творческой личности в судьбе цивилизации. Многоуровневая игра как способ разрешения конфликтных ситуаций.

В. В. Головачёв. Многообразие фантастических идей, разработанность терминологии, широта изображаемой панорамы. Сочетание научно-фантастических и эзотерических идей.
Роман-эпопея «Реликт». Два века мира будущего: высокая технологичность, творческий потенциал и неоднородность общества. Детальное изображение всех сторон жизни. Преемственность идей Ефремова о социальной структуре общества будущего. Этика взаимоотношений человека и тайны. Место человека во вселенной. Взаимозависимость человека и вселенной. Проблема контакта с негуманоидными сверхцивилизациями. Развитие экстрасенсорных способностей человека как необходимое условие расширения естественного ареала человеческого существования. Идея об интегральной расе галактики. Концепция Игры как наиболее адекватной характеристики состояния Мироздания. Образы главных героев: Грехов, Железовский, Боянова, Берестов, Ставр Панкратов. Богатство описаний космических катаклизмов и необычных состояний сознания.

Г. Л. Олди. «Мессия очищает диск». Притчевый характер романа. Применение компьютерных аналогий к изображаемому сюжету. Парадоксальность китайской культуры, особенности юмора в романе. Умышленная недоговорённость мотивации персонажей. Идея о боевых искусствах как выравнивании изначальной слабости и, вследствие этого, закомплексованности человека. Своеволие – не свобода: сильный не своеволен.

Заключение. Развитие гуманистических традиций русской литературы в лучших произведениях отечественной фантастики. Различные направления фантастической литературы на рубеже веков. Научная фантастика и фэнтези. Роль фантастической литературы в развитии науки и общества.

Предположительное распределение часов

Вступление – 1 час.
А. Н. Толстой. «Аэлита» – 3 часа.
А. Р. Беляев. Рассказ о писателе. «Человек-амфибия» – 3 часа.
И. А. Ефремов. Рассказ о писателе, «рассказы о необыкновенном» – 1 час, «Туманность Андромеды» – 6 часов, «Сердце змеи» – 2 часа, «Час Быка» – 7 часов.
А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Творческий путь – 1 час, «Трудно быть богом» - 4 часа.
В. П. Крапивин. Рассказ о писателе – 1 час. «Лоцман» – 5 часов, «Гуси-гуси, га-га-га...» – 5 часов.
С. В. Лукьяненко. «Рыцари сорока островов» – 5 часов, «Дозорная» трилогия (обзор) – 1 час.
В. Д. Звягинцев. «Одиссей покидает Итаку» – 8 часов.
В. В. Головачёв. «Реликт» – 10 часов.
Г. Л. Олди. «Мессия очищает диск» – 3 часа.
Заключение (читательская конференция) – 2 часа.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 44 , стр: 1 2 All [только новые]







Пост N: 80
Зарегистрирован: 20.05.09
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.10 14:06. Заголовок: Сат-Ок, программа - ..


Сат-Ок, программа - Ваша, но не могу удержаться от того, чтобы заметить: моё любимое крапивинское НФ произведение - рассказ "Я иду встречать брата".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3434
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.10 14:23. Заголовок: Мало из него вытащит..


Мало из него вытащить можно. Просто романтическая зарисовка. Как её можно сравнивать с крупными повестями? Всё равно что "Пять картин" вперёд ТА поставить.
Рассказ этот крапивинский, кстати, использовала Ольга в одном из своих методических пособий. То ли для 5-го, то ли для 6-го класса.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 7252
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.10 12:28. Заголовок: Поставил гиперссылки..


Поставил гиперссылки на темы на тех писателей, что уже есть.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3485
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.10 13:00. Заголовок: Спасибо...


Спасибо.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 44 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет