Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 3367
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.10 00:03. Заголовок: НФ-пособие. А. Н. Толстой


А. Н. Толстой
(1882 – 1946)

Слово о писателе

Алексей Николаевич Толстой принадлежит к той редкой категории писателей, которые пришли в фантастику уже зрелыми мастерами слова. В отличие от большинства коллег-фантастов Толстой является признанным литературным классиком, а его исторический роман «Пётр I» долгое время изучался в школе.

В НФ-прозе Толстой сыграл важную роль. Он продемонстрировал органичную связь между собственно фантастикой и художественным реализмом и задал определённую планку писательского искусства. Толстой был сложным человеком непростой судьбы. Роман «Аэлита» был написан им в эмиграции в Париже в начале 20-х годов ХХ века, а после неоднократно исправлялся. Уже много позже Толстой вернулся на родину, получив неофициальное прозвище «Красный граф».

«Аэлита»

Фантастика 80-ти летней давности

Описание космического корабля

Конечно, то, что было написано о межпланетном перелёте сразу после революции, может вызвать снисходительное отношение сегодня. Несмотря на это, предпосылки для таких попыток тогда уже существовали. Уже была обнародована теория относительности и активно разрабатывалась квантовая механика, проводились опыты с радиоактивными веществами, К. Э. Циолковский уже обосновал возможность полёта к другим планетам.

 цитата:
…Сарай едва был освещён, - над столом, заваленном чертежами и книгами, горела электрическая лампочка в жестяном конусе. В глубине сарая возвышались до потолка леса. Здесь же пылал горн, раздуваемый рабочим. Сквозь балки лесов поблёскивала металлическая, с частой клёпкой, поверхность сферического тела.
<…>
- Восемнадцатого августа Марс приблизится к Земле на сорок миллионов километров, - сказал он, - это расстояние я должен пролететь. Из чего оно складывается? Первое, - высота земной атмосферы - 75 километров. Второе, - расстояние между планетами в безвоздушном пространстве - 40 миллионов километров. Третье, - высота атмосферы Марса - 65 километров. Для моего полета важны только эти 135 километров воздуха.
Он поднялся, засунул руки в карманы штанов, голова его тонула в тени, в дыму, - освещены были только раскрытая грудь и волосатые руки с закатанными по локоть рукавами:
- Обычно называют полётом - полёт птицы, падающего листа, аэроплана. Но это не полёт, а плавание в воздухе. Чистый полёт - это падение, когда тело двигается под действием толкающей его силы. Пример - ракета. В безвоздушном пространстве, где нет сопротивления, где ничто не мешает полёту, - ракета будет двигаться со всё увеличивающейся скоростью, очевидно, там я могу достичь скорости света, если не помешают магнитные влияния. Мой аппарат построен именно по принципу ракеты. Я должен буду пролететь в атмосфере Земли и Марса 135 километров. С подъёмом и спуском это займёт полтора часа. Час я кладу на то, чтобы выйти из притяжения Земли. Далее, в безвоздушном пространстве я могу лететь с любою скоростью. Но есть две опасности: от чрезмерного ускорения могут лопнуть кровеносные сосуды, и второе - если я с огромной быстротой влечу в атмосферу Марса, то удар в воздух будет подобен тому, как будто я вонзился в песок. Мгновенно аппарат и всё, что в нём - превратятся в газ.


Действительно, многие детали, старательно описываемые Толстым, или оказались неверны в принципе, или кажутся чересчур архаичными. Так, например, минимальное расстояние между Землёй и Марсом – около 70 миллионов километров, а атмосфера у Марса фактически отсутствует. С другой стороны не стоит забывать, что большинство современных авторов вообще отказывается от технических описаний, забрасывая своего героя в иные миры посредством ничем не обусловленного «перехода». Это, конечно, следствие разочарования от несбывшихся надежд прошлых десятилетий, когда думалось, что ещё немного, - и люди полетят к звёздам. Или же – действительное понимание огромной сложности таких перелётов и необходимость высшего технического образования для ориентировки в современных научных изысканиях в этой области.
Не будучи специалистом, Толстой, тем не менее, обладал богатой творческой интуицией, и его воображение, пусть и в общих чертах, рисовало очень интересные возможности для научного поиска будущего. Известно, что впервые лазерный луч был описан в его романе «Гиперболоид инженера Гарина». Многие учёные выступили с резкой критикой невозможного, на их взгляд, открытия. Но спустя четверть века феномен лазера появился как факт. В «Аэлите» тоже есть весьма необычная гипотеза: о возможности извлечения сверхвысокой энергии из семян растений. Биологическая «ядерная» энергия – не за ней ли будущее энергетики?

Обсудите с учителем биологии такую возможность.

Марс


 цитата:
Колени тряслись, руки дрожали, сердце замирало. Молча, поспешно Лось и Гусев приводили в порядок внутренность аппарата. Сквозь отверстие одного из глазков высунули наружу полуживую мышь, привезённую с Земли. Мышь понемногу ожила, подняла нос, стала шевелить усами, умылась. Воздух был годен для жизни. Тогда отвинтили входной люк. Лось облизнул губы, сказал ещё глуховатым голосом: - Ну, Алексей Иванович, с благополучным прибытием. Вылезаем. Скинули валенки и полушубки. Гусев прицепил маузер к поясу (на всякий случай), усмехнулся и распахнул люк.
<…>
Тёмно-синее, как море в грозу, ослепительное, бездонное небо увидели Гусев и Лось, вылезая из аппарата. Пылающее, косматое солнце стояло высоко над Марсом. Такое солнце видывали в Петербурге, в мартовские, ясные дни, когда талым ветром вымыто все небо.
- Весёлое у них солнце, - сказал Гусев и чихнул, - до того ярок был свет в густо-синей высоте.
Покалывало грудь, стучала кровь в виски, но дышалось легко, - воздух был тонок и сух. Аппарат лежал на оранжево-апельсиновой, плоской равнине. Горизонт кругом - близок, подать рукой. Почва сухая, потрескавшаяся. Повсюду на равнине стояли высокие кактусы, как семисвечники, - бросали резкие, лиловые тени. Подувал сухой ветерок.



Теперь, когда на Марсе работает американский исследовательский комплекс, мы точно знаем, что на красной планете нет голубого неба, нет растительности и тем более высокоразвитой цивилизации. Да и от солнышка Марс в полтора раза дальше Земли, и оно никак не может «пылать». Всё это знание – достояние науки последних десятилетий. Во времена написания романа наверняка ничего известно не было. Наоборот, ощущалось сильнейшее стремление встретиться с братьями по разуму, настолько захватывающее, что казалось невероятным обнаружить на ближайшей к Земле планете пустыню.

Очень быстрое развитие науки в начале ХХ века породило вполне естественный всплеск научного оптимизма. Фундаментальные открытия просачивались в обыденное сознание, кружили голову и требовали художественного выражения.

Если во времена Жюля Верна (всего-то поколение до Толстого!) полёт на Луну был пределом научной фантазии, то теперь рамки мира раздвинулись. Фантазировать про Луну стало неинтересно. Очевидное отсутствие атмосферы и в шесть раз меньшая сила тяжести – слишком экзотические условия для деятельности добропорядочных землян.

Марс крупнее, это независимое космическое тело, на нём уже обнаружены непонятные каналы, настойчиво требующие смелых гипотез. Алексей Николаевич не смог учесть все детали пребывания человека на Марсе – в три раза меньшая сила тяжести, льдисто-голубой, а не красный цвет Земли из далёкого космоса, да и те же самые созвездия над головой… С другой стороны, многое он угадал верно – например то, что Земля из космоса кажется не выпуклой, а вогнутой чашей. Но всё это не было его целью, потому что главная тема его романа – это любовь и революция.

Романтика любви и любовь к революции

Взгляд американца

Итак, на дворе 192… год. На след удивительной сенсации нападает американский журналист Скайльс. Прочитанное им объявление настолько не соответствует всему окружающему, что он поначалу отказывается верить в это. Здравый смысл янки вступает в противоречие со странной российской действительностью, от которой можно ожидать чего угодно и где людей характеризует то, о чём сам Скайльс писал следующим образом:


 цитата:
...Отсутствие в их глазах определённости, неустойчивость, то насмешливость, то безумная решительность, и, наконец, непонятное выражение превосходства - крайне болезненно действуют на свежего человека.


Объявление на улице с нежилыми домами с выбитыми стёклами и написанное простым чернильным карандашом читает усталая женщина с зеленью, загорелый солдат в простой суконной рубахе и в обмотках. Посреди этого находится он – повидавший виды американский журналист, знающий, что такое невозможно, а если и возможно, то не настолько буднично.

Писатель здесь великолепно демонстрирует особенности западного менталитета и его отличия от менталитета российского. В России возможно всё. Россия алогична, непредсказуема в своих талантах. Когда кругом ещё не налажена жизнь после военной разрухи, может произойти некое ярчайшее событие, не дожидаясь «правильного» оформления и лишённое каких бы то ни было элементов эпатажа. Отличительная черта русского подвига – его незаметность, зачастую анонимность, то отсутствие самолюбования и тщательно продуманного этикета, на которое проницательно обратил внимание ещё знаменитый однофамилец писателя Лев Николаевич. Китайская мудрость, согласно которой «знающий не говорит, говорящий не знает», оказывается полностью применимой к достижениям русского человека. Душевный порыв, интуитивное угадывание правильного пути невозможны посреди громоздкого ритуала саморекламы и обеспокоенности внешними удобствами.

 цитата:
Вдруг, - это было на мгновение, - будто облачко скользнуло по его сознанию, стало странно, закружилась голова: не во сне ли он все это видит?.. Мальчик, ворона, пустые дома, пустынные улицы, странные взгляды прохожих и приколоченное гвоздиками объявление, - кто-то зовёт лететь из этого города в звёздную пустыню.


Скайльс был опытным журналистом, ловцом сенсаций, и он превозмог бессилие от резкой перемены «точки сборки», как сказал бы Карлос Кастанеда. Он поверил в то, что, по словам случайного солдата на улице, полететь на Марс – это «просто».

Мстислав Сергеевич Лось представляет собой образец русского мастерового: Левши или Данилы-камнереза. Он углублён в своё дело и думает прежде всего о нём, отринув всякие условности.

 цитата:
Из-за лесов появился среднего роста, крепко сложенный человек. Густые, шапкой, волосы его были снежно-белые. Лицо - молодое, бритое, с красивым, большим ртом, с пристальными, светлыми, казалось, летящими впереди лица немигающими глазами. Он был в холщёвой, грязной, раскрытой на груди, рубахе, в заплатанных штанах, перетянутых верёвкой. В руке он держал запачканный чертёж. Подходя, он попытался застегнуть на груди рубашку, на несуществующую пуговицу.


Общение проходит по тому же парадоксальному для Скайльса сценарию. Лось сожалеет о том, что пришедший не хочет лететь с ним, и совсем не радуется возможности прославиться, хотя и скрывать ничего не намерен.

Предложение американца заключить контракт о публикации путевых заметок Лось встречает необидным смехом. Он согласен, но ещё раз сожалеет о том, что к нему пришёл всего лишь репортёр, а не предполагаемый товарищ по полёту.

Как вы думаете, в чём причина столь различных жизненных принципов? Проявляется ли она в сегодняшней жизни? Должны ли мы стремиться к американской модели отношения к миру? Что лучше: предсказуемая стабильность на основе здравого смысла или мечтательность, не признающая никаких условностей и готовая беззаветно трудиться, воплощая свои мечты в жизнь?

Лось и Гусев

Мстислав Сергеевич Лось нашёл спутника. Вернее, спутник нашёл его.
Алексей Иванович Гусев – человек, психологически искалеченный Гражданской войной, он не может приспособиться к наступившей мирной жизни и постоянно стремится ввязаться в какие-то авантюрные предприятия. Говоря современным языком, он находится почти в наркотической зависимости от адреналина, выделяемого в момент стресса. Сам он об этом рассказывает незамысловато:

 цитата:
…Прекратятся военные действия, - не могу сидеть на месте: сосёт. Отравлено во мне всё. Отпрошусь в командировку, или так убегу. - Он опять потёр макушку, усмехнулся, - четыре республики учредил, в Сибири да на Кавказе, и городов-то сейчас этих не запомню. Один раз собрал три сотни ребят, - отправились Индию воевать…


Полёт на Марс – то неожиданное приключение, в котором он надеется найти практическое применение своим стремлениям, в мирной жизни лишним и опасным. Гусев вообще человек очень практический.

Его жена Маша – домашнее животное, выполняющее ряд важных функций, но неотделимое от дома. За пределами его она чувствует себя неуверенно и совершенно неспособна понять стремления мужа. Её вполне устраивает то, что она чувствует его неукротимую энергию и сама приобщается к этой энергии уже тем, что находится рядом.

Сам же Гусев далёк от дома и жены. Гусев влюблён в революцию, он романтик революции. Можно сказать, что для Гусева его жена – идеальный вариант. Уровень её притязаний минимален, а польза ощутима – она умеет стирать, гладить и готовить, при этом ничем не стесняя предприимчивого супруга. Главка, описывающая их взаимоотношения, завершается показательной фразой: «Так она и не узнала, куда он уезжает».

Как вы думаете, нормальны ли такие взаимоотношения в семье? Можно ли назвать Машу несчастной женщиной, а Гусева – безответственным или деспотичным?

Лось – полная ему противоположность. Его не интересует мировая революция, а тем более он не рассматривает с этой точки зрения свой полёт. Он интроверт и погружён в свои переживания. Это мечтательный изобретатель, человек интеллигентный, склонный к глубокой саморефлексии. Ночь перед полётом он проводит в грустных воспоминаниях, и мы узнаём, что фактически полёт на Марс для него – вполне осознанное бегство от душевной драмы, связанной со смертью любимой женщины. «Не смерть страшна, но одиночество», - говорит он.

Согласны ли вы с такой позицией? Близка ли вам мысль Лося о том, что любовь – это яд?

Как для учёного-практика, вопрос о жизни на Марсе стал для Лося способом вытеснения памяти о смерти жены. Но он вовсе не беспочвенный фантазёр, убегающий куда глаза глядят. Его романтизм последователен, с надеждой на лучшую жизнь. Он высказывает в разговоре с Гусевым замечательную идею, которая сорок лет спустя вдохновит И. А. Ефремова написать большую повесть:

 цитата:
…Трудно предположить, что радиостанции на Марсе построены чудовищами, существами, не похожими на нас. Марс и Земля, - два крошечные шарика, кружащиеся рядом. Одни законы для нас и для них. Во вселенной носится живоносная пыль, семена жизни, застывшие в анабиозе. Одни и те же семена оседают на Марс и на Землю, на все мириады остывающих звёзд. Повсюду возникает жизнь, и над жизнью всюду царствует человекоподобный: нельзя создать животное, более совершенное, чем человек, - образ и подобие Хозяина Вселенной.


Не кажется ли вам такой взгляд упрощением, тем допуском, который писатель делает для большей лёгкости работы? Известно ли вам о теории панспермии? Кажется ли вам она вероятной?

Объединённые одной целью, такие противоположности, как Лось и Гусев, очень хорошо могут работать в паре, дополняя один другого, несмотря на постоянно возникающие трения. Они – пассионарии, то есть люди, способные для достижения цели на сверхнапряжения и ставящие свои идеи выше безопасности. Окружающие их обыватели исчерпывающе нарисованы писателем в главе «Отлёт».

 цитата:
Подходившие к толпе, к бубнящим кучкам, - начинали разговор:
- Что это народ собрался, - убили кого?
- На Марс сейчас полетят.
- Вот тебе дожили, - этого ещё не хватало!
- Что вы рассказываете? Кто полетит?
- Двоих арестантов, воров, из тюрьмы выпустили, запечатают их в цинковый бидон и - на Марс, для опыта.
- Бросьте вы врать, в самом деле.
- То есть, как это я - вру?
- Да - ситец сейчас будут выдавать.
- Какой ситец, по скольку?
- По восьми вершков на рыло.
- Ах, сволочи. На дьявол мне восемь вершков, - на мне рубашка сгнила, третий месяц хожу голый.
- Конечно, издевательство.
- Ну, и народ дурак, Боже мой.
- Почему народ дурак? Откуда вы решили?
- Не решил, а вижу.
- Вас бы отправить, знаете куда, за эти слова.
- Бросьте, товарищи. Тут, в самом деле, историческое событие, а вы Бог знает что несёте.
- А для каких это целей на Марс отправляют?
- Извините, сейчас один тут говорит: - 25 пудов погрузили они одной агитационной литературы и два пуда кокаину.
- Ну, уж - кокаин вы тут ни к селу ни к городу приплели.
- Это экспедиция.
- За чем?
- За золотом.
- Совершенно верно, - для пополнения золотого фонда.
- Много думают привезти?
- Неограниченное количество.
- Слушайте, - с утра английский фунт упал.
- Что вы говорите?
- Вот вам и ну. Вон - в крайнем доме, в воротах, один человек, - щека у него подвязана, - фунты ни по чём продаёт.
- Тряпье он продаёт из Козьмодемьянска, три вагона, - накладную.
- Гражданин, долго нам ещё ждать?
- Как солнце сядет, так он и ахнет.


Оба героя не видят реальных людей, а образы... они у каждого свои. Лось перед отлётом произносит странную речь, вызвавшую недоумение собравшихся. В лучших традициях романов Ф. М. Достоевского он начинает едва ли не каяться, выплёскивая наружу все свои переживания. Всё проще у Гусева. Он быстро ощутил себя послом Советской республики и толпе это было гораздо интереснее…

Как соотносятся между собой первые страницы романа, где описываются качества русского человека и разговоры в толпе перед отлётом? Как вы думаете, многое ли изменилось за прошедшее время?

Общество марсиан

На Марсе начинается словно новая книга. Остался затерянным в ледяной бездне космоса революционный Петроград, смазались, как тени, воспоминания прошлого. Но герои остались теми же. Встреченного достаточно быстро марсианина Гусев едва не пристрелил, спутник еле успел удержать его.

Гусев же, нацеленный на поиск социального неравенства, понимает, что из столицы их попросту удалили. Его мысль работает в прежнем направлении, мудрость иной культуры его не интересует, важнее бедственное положение огромного большинства сегодня. Лось, напротив, очарован новыми знаниями, очарован таинственной Аэлитой. Для его углублённой натуры лучшего и желать нельзя.

Чья позиция вам ближе? Можно ли их как-то совместить?

Марс, между тем, оказывается планетой, находящейся в глубочайшем кризисе, причём кризис этот отнюдь не только социальный. Многовековое правление потомков магацитлов превратило всё общество в механизм с тщательно регламентированными привилегиями и жёстко сложившейся кастовой структурой.

Форма, которая существует без изменений слишком долгое время, становится безжизненной, потому что прежние смыслы потеряли уже своё значение. Содержание умерло, а форма искусственно сохраняется. Общество в результате превращается в живого мертвеца, зомби. То же происходит, когда человек постоянно выполняет ритуальные действия, не понимая их смысла и не интересуясь им. Жизнь такого человека бессознательна, то есть лишена специфического человеческого преимущества – быть осмысленной, разумной.

 цитата:
Гусев обследовал весь город: площади, торговые улицы, фабрики, рабочие посёлки. Странная жизнь раскрывалась и проходила перед ним в туманной стене.
Кирпичные, низкие залы фабрик, неживой свет сквозь пыльные окна. Унылые, с пустыми, запавшими глазами, морщинистые лица рабочих. Вечно, вечно крутящиеся шкивы, станки, сутулые фигуры, точные движения работы: - всё это старое, вековое, муравьиное.
Появлялись прямые и чистые улицы рабочих кварталов; те же унылые фигуры брели по ним, опустив головы. Тысячелетней скукой веяло от этих кирпичных, подметённых, один как один, коридоров. Здесь уже ни на что не надеялись.


Марсианское общество бездумно воспроизводило древние обычаи, но в его недрах подспудно зрел протест, потому что нельзя безнаказанно угнетать психику бессмысленностью и отсутствием действительных стимулов существования. Прилёт «Сынов Неба» всколыхнул эти дремлющие силы. Утомлённые однообразием последних веков марсиане оказались под воздействием властной энергии, притёкшей извне, подобно тому как бурный ручей, пробивший себе дорогу к болоту, кардинально меняет его вялое, безвременное существование. Гусев вдохнул в местных жителей надежду на новую жизнь, и не его вина, что восстание оказалось неудачным.

Или всё-таки его вина? Имел ли право Гусев вмешиваться в чужую жизнь и обрекать этим на гибель тысячи людей?

Любовь Аэлиты

А. Н. Толстой – писатель тонкий и умный, многое знающий о человеческих душах. Он великолепно отразил атмосферу угасания некогда великолепной культуры. Дочь правителя Тускуба Аэлита, посвящённая в элитное знание магацитлов – символ противостояния между силами жизни, всегда действующими через любовь, и силами преждевременной смерти, в которую она стремится погрузиться, как верная ученица своего отца. Она прекрасна и умна, но бесплотна и бессильна. Очарованный ею Лось нашёл, что хотел – уединение и забвение.

 цитата:
Прошло семь дней.
Когда впоследствии Лось вспоминал это время, - оно представлялось ему синим сумраком, удивительным покоем, где наяву проходили вереницы чудесных сновидений.
Лось и Гусев просыпались рано поутру. После ванной и лёгкой еды шли в библиотеку. Внимательные, ласковые глаза Аэлиты встречали их на пороге. Она говорила почти уже понятные слова. Было чувство невыразимого покоя в тишине и полумраке этой комнаты, в тихих словах Аэлиты, - влага её глаз переливалась, глаза раздвигались в сферу, и там шли сновидения. Бежали тени по экрану. Слова вне воли проникали в сознание.


Обратим внимание на детали: все описания Аэлиты сосредоточены на глазах, даже встречают землян её глаза. Она напоминает бестелесного ангела. Очень тонко описан процесс прихода нового знания. Оно приходит также подспудно, словно далёкое воспоминание. При этом чем чётче оно облекается в слова, тем более грубую, вещную структуру приобретает. Если первоначальный мыслеобраз – кипящая руда, то чётко оформленная мысль – уже металл, готовый отлиться в форму, слово же – холодная застывшая фигура. Так же пар через промежуточную стадию воды превращается в лёд и дробится на остроугольные осколки.

 цитата:
Совершалось чудо: слова, сначала только звуки, затем сквозящие, как из тумана, понятия, - понемногу наливались соком жизни. Теперь, когда Лось произносил имя - Аэлита - оно волновало его двойным чувством: печалью первого слога АЭ, что означало – «видимый в последний раз», и ощущением серебристого света - ЛИТА, что означало «свет звезды». Так язык нового мира тончайшей материей вливался в сознание, и оно тяжелело.


Вечен вопрос о счастье для существ, обладающих эмоциональной сферой. Аэлита обеспокоена этим вопросом, потому что чувствует противоречие между тем, что почитала смыслом своей жизни и самим существованием пришельцев с Талцетла.

Каждый решает этот вопрос по своему или можно найти общее зерно? Если представления разных людей о счастье диаметрально противоположны, то значит ли это, что счастье для всех недостижимо?

 цитата:
- Должно быть в том счастье у нас на Земле, чтобы забыть самого себя. Тот счастлив, в ком - полнота, согласие, радость и жажда жить для тех, кто дает эту полноту, согласие, радость.


Так Лось отвечает на вопрос Аэлиты о том, в чём счастье на Земле.

Вы согласны с его формулировкой? Уточните, предложите свою. Начините выписывать встречающиеся в произведениях определения счастья.
В конце вам будет интересно и важно увидеть их вместе.

Мечта об Аэлите – мечта о сне золотом, которая вызвана слишком жестокими потрясениями. В личной судьбе Лося это гибель жены, шире - в судьбе писателя, вынужденного уехать с родины во время революции – желание найти успокоение и умиротворение в тихом мире, где все тона и краски приглушены. Не будем забывать об этом.

Интересно то, что и на Марсе Гусев нашёл свою Машу - на этот раз её звали Иха. Писатель прекрасно этим доказывает, что дело не в случайности встречи, а в закономерности взаимной симпатии. Гусеву не нужна была спутница жизни на Земле и тем более на Марсе. Но преданное домашнее животное всегда пригодится. Гусев обращался с таким животным справедливо, и оно было счастливо.

Как вы думаете, что отличает человека от животного? Можно ли говорить о подругах Гусева так решительно?

Циклы развития

Судьба Атлантиды и философия развития знания

А. Н. Толстой первым из писателей обратил внимание на благодатную и неисследованную тему Атлантиды. За прошедшие с момента написания книги 80 лет об Атлантиде появилось множество исследований, но фактических достоверных знаний по-прежнему минимум.

А что известно об Атлантиде вам? Почему, по-вашему, погибла такая цивилизация?


А. Н. Толстой, помимо всего прочего, дал в своём романе глубокую философию развития знания.
История появления на Марсе магацитлов, - то есть чёрных магов из Атлантиды, представляет собой превосходное пособие по культурологии. Конечно, как интересующийся образованный человек, Толстой не мог пройти мимо знаменитой книги немецкого историка и философа Освальда Шпенглера «Закат Европы», которая появилась как раз во время Первой Мировой войны. В этой книге утверждается, что отдельные культуры подчиняются тому же закону всего живого, что и остальные виды жизни. Культуры рождаются, живут и умирают в течение примерно тысячелетия. Не может быть беспрерывного расцвета и напротив, кажущийся расцвет всегда содержит элементы распада и упадка, подобно тому как сбор плодов в конце лета и начале осени предвещает постепенное увядание природы.

Справедливости ради стоит отметить, что идея эта не нова. На русской почве её развивал за полвека до Шпенглера Н. Я. Данилевский, сейчас особенно популярны книги Л. Н. Гумилёва – замечательного историка и географа, сына поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой.

У столь разных авторов много противоречий, но некие общие тенденции они признают безоговорочно – приблизительно тысячелетний срок жизни отдельной культуры (например, греко-римской), после же – угасание старого и нарождение нового народа, проявляющееся в историческом процессе чаще всего в виде масштабного завоевания. При этом неизбежно происходит серьёзное отступление в сфере науки и культуры, лишь через несколько поколений постепенно завоеватели начинают приобщаться к плодам прежнего могущества.

Как вы считаете, может ли один народ или страна преуспевать постоянно? Например, США? Как с этой точки зрения выглядит победа большевиков в Октябре 1917 года?

Волнами прокатываются расцветы и упадки великих цивилизаций. Для тех, чьё могущество осталось в прошлом, это представляется концом света. Так всегда бывает, когда жизнь устоялась, и главные цели достигнуты. Кардинальные перемены воспринимаются тогда чудовищной агрессией, но объективно они необходимы, чтобы родник жизни не превращался в статичное самодовольное болото.

Во всей вселенной действует один и тот же закон развития: первоначальное хаотическое кипение избыточных энергий, после их упорядочивание, избавление от излишков, не позволяющих выстроить чёткую структуру. Так бывает, когда родители дают набегаться непоседливому ребёнку, чтобы у него не осталось сил на проделки. Так бывает, когда клубящийся пар сгущается в водяные капли. Образовавшаяся структура словно бы охлаждается, кристаллизуясь всё больше и постепенно теряет возможность к гибкости. Так вода подмерзает, маленький ребёнок устаёт и его тянет ко сну, а вообще человек с возрастом всё хуже обучается новому и всё настороженнее встречает его. Наконец, вся система (человек, растение, капля воды-льда) становится откровенно хрупкой и ветхой. Удар извне разрушает её. Энергии на сопротивление не осталось, связи разрушаются при малейшем касании – как ветхая мебель в старом чулане, как очень старый человек при малейшем заболевании, как лист осенью, слетающий с дерева на землю. Но конец – всегда начало чего-то нового. Конечен может быть привычный нам мир, но сама материя неуничтожима. Начнётся новый этап. Такие процессы пристально исследует новая наука – синергетика.
[quote]Зерно мудрости Земзе дало полное и пышное цветение. Но вот, мудрейшие из посвященных в Знание стали понимать, что во всём росте цивилизации лежит первородный грех. Дальнейшее развитие Знания должно привести к гибели: человечество поразит само себя, как змея, жалящая себя в хвост.
Первородное зло было в том, что бытие, - жизнь земли и существ, - постигалось, как нечто, выходящее из разума человека. Познавая мир, человек познавал только самого себя. Человек был сущностью, мир - плодом его разума, его воли, его сновидения, или бреда. Бытие лишь - сознание человека, Сущего, Я. Такое понимание бытия должно было привести к тому, что каждый человек стал бы утверждать, что он один есть единственное, сущее, истинное Я, все остальное - мир, люди, - лишь его представление. Дальнейшее было не ...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 19 [только новые]


постоянный участник




Пост N: 3367
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.10 00:03. Заголовок: НФ-пособие. А. Н. Толстой


... избежно: борьба за истинное Я, за единственную личность, истребление человечества, как восставшего на человека его же сна, - презрение и отвращение к бытию, как к злому призраку.
Таково было начальное зло мудрости Земзе.`
Такая установка называется солипсизмом, когда существование внешнего мира подвергается сомнению, а единственная реальность приписывается лишь собственному существованию. Это философская концепция индуистского толка, говорящая о том, что мир есть иллюзия-майя.
Поклонение же спящей голове, в которой нетрудно узнать медитирующего Будду, сочетается с поиском истинного мира за пределами мира видимого, что свойственно очень многим философским и религиозным школам и само по себе оправдано и естественно.

Но ведь Атлантида знала века расцвета! Значит, дело не в знании как таковом, а в его интерпретации и сознательно выбранных приоритетах развития. Таким образом получается, что всё зависит от уровня сознания человека. Вряд ли писатель в уста Аэлиты вкладывал своё понимание. Хотя, с другой стороны, трагедия Первой Мировой войны, поразившая современников своей иррациональной жестокостью, невольно ставила вопросы о допустимом пределе знания и вообще о его оправдании.

Парадоксальный философ начала века Лев Шестов прямо заявлял, что раз человек пал после вкушения плода именно с Древа Познания, то знание как таковое – искушение дьявола, и оно должно быть бескомпромиссно отвергнуто, иначе мы не сможем впустить в себя Бога, для которого нужна только детская вера.

После культа рационального познания, свойственного веку ХIХ, многие умы впали в тяжёлый кризис, силясь объяснить нагромождённые гекатомбы жертв. Алексей Николаевич, несомненно, стремился к тому же.

Какие мысли возникают у вас по этой проблеме? К белому или чёрному истолкованию вы склоняетесь, зная о кровавой истории прошлого и начала нынешнего века, то есть сокрыто ли в самом познании неустранимое зло? Обратите внимание на этот фрагмент романа – позже мы вернёмся к нему.

Тускуб и эфемерность его победы

Правитель Марса Тускуб в некоторые моменты представляется человеком искренним. По крайней мере, речь его на Совете выглядит убедительной.


 цитата:
- Что он говорит? - испуганными птицами, хриплыми голосами закричали на скамьях.
- Почему нам нужно умирать?
- Он сошёл с ума!
- Долой Тускуба!
Движением бровей Тускуб заставил утихнуть амфитеатр:
- История Марса окончена. Жизнь вымирает на нашей планете. Вы знаете статистику рождаемости и смерти. Пройдёт столетие и последний марсианин застывающим взглядом в последний раз проводит закат солнца. Мы бессильны остановить смерть. Мы должны суровыми и мудрыми мерами обставить пышностью и счастьем последние дни мира. Первое, основное: - мы должны уничтожить город. Цивилизация взяла от него всё, теперь он разлагает цивилизацию, он должен погибнуть.


Является ли искренность человека достаточным показателем его правоты? Что приобрёл и что потерял Тускуб, добившись отлёта землян? – ответьте на этот вопрос с точки зрения самого Тускуба, а также с точки зрения землян. Может быть, у вас есть третья точка зрения? Что можно сказать о современных городах: какую роль они играют в жизни цивилизации?

Тускуб лучше прочих понимал истинную подоплёку происходящего, но его философия была чужда остальным. Головокружительный шанс – слиться с землянами в одну семью – испугал его, как и всякого отвлечённого мудреца, больше желающего увидеть свои схемы торжествующими, нежели людей - счастливыми.

Почему восстание потерпело поражение? Как бы поступили на месте главных героев вы? К чему возвращает нас окончание романа? Какое продолжение этой истории вы бы написали сами?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6929
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.10 21:54. Заголовок: Сравнение «американц..


Сравнение «американцев» и «русских» неубедительно. Не раскрыто, что понимается под американскостью, что под русскостью. Откуда дети вообще знают про это? Что и с чем они могут сравнивать? Получается, что ты закрепляешь клише, причём клише далёкое на самом деле от истинного обобщения. Если быть строгим, то у Толстого отражена не американскость, а представление русского интеллигента о ней. А насколько сей штамп соответствует действительности — для меня лично вопрос. То что ментальный настрой, подобный описанному, существует — это, надо полагать, имело и имеет место. Однако локализация слоёв земного общества, для которых он характерен, по сути отсутствует — по умолчанию получается, что всякий американец априори исполнен подобного мировосприятия, равно как и подразумевамый в тексте русский — своего.
В текущей ситуации довольно коньюктурно получается, в духе линии партии: «американцы — козлы, русские в шоколаде». Включи телевизор — там тебе как раз про это расскажут.
Кроме того, как ты думаешь: как воспримет этот текст гипотетический ученик-татарин, чеченец или, скажем, якут или украинец? Это при Союзе ты вместо «русский» написал бы «советский» и был бы существенно прав. А сейчас, когда формально вроде бы на каждом углу кричат о многонациональности, а фактически педалируются этнические различия, слово «русский» утратило всякую нейтральную окраску и означает именно что этнического русского. Не вообще человека, живущего здесь, а конкретного сорта. То есть, нравится тебе это или нет, но невольно ты фактически вычитаешь всех нерусских читателей твоего труда.
Кстати, через это рельефно вылезает фальшивость и бредовость россиянскости — кроме как «советский», нет сколько-то адекватного термина для обозначения местного населения одной шестой в совокупности.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2307
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.10 22:34. Заголовок: Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
Если быть строгим, то у Толстого отражена не американскость, а представление русского интеллигента о ней.


Ну это уже ваше клише сознания. Почем вам знать? Вы за границей СССР, по-видимому, не бывали, с иностранцами тоже общались нечасто. А АТ прожил в эмиграции много лет, интуру знал неплохо. Тем более хорошо он знал журналистскую братию.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3369
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.10 22:50. Заголовок: Алекс, это далеко не..


Алекс, это далеко не самое главное :) И ЦМ правильно заметил - АНТ знал все эти вещи изнутри.
Кроме этого, вопрос дискуссионный, что видно из соответствующих вопросов. А ты классику русскую не читал, поэтому сомневаешься.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6930
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.10 00:10. Заголовок: Знаете, БГ когда исп..


Знаете, БГ когда исполняет строки «нам русским за границей иностранцы ни к чему» в забугорных гастролях, наши эмигранты радостно ржут и воют. Отражает.

Сат-Ок пишет:

 цитата:
Алекс, это далеко не самое главное :)



Может и не главное. Однако всё же я бы тебе советовал акценты как-то расставить. Потому что дейстительно в духе генеральной линии получается. Тупой меркантильный янки, как у Герасимова в «Журналисте», вреда наделал немало. И если уж затрагивать это — надо как-то чётче. Потому что нынешний школьник, тем паче из глубинки, имеет ещё более может быть убогую информацию о той загранице, чем мы в их возрасте. Потому что мы по сути не имели никакой, а они вроде бы имеют настоящую картинку в том же телеке. Но соответственно прокомментированную всякими Леонтьевыми. Ты открой действительно газеты или телик включи — твои слова они под этим прессом просто не смогут проинтерпретировать иначе, чем «американцы — козлы», ну а наше, ясен пень, слонов родило.
Кстати, вы оба проигнорировали национальный вопрос.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3371
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.10 00:52. Заголовок: Я с Леонтьевым и Зад..


Я с Леонтьевым и Задорновым согласен. Люди, что с запада приезжают, то же самое говорят. Вот верба сейчас из Франции пишет иногда - мама не горюй, какие французы инфанты в отношениях!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6932
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.10 01:11. Заголовок: Ты ещё с редактором ..


Ты ещё с редактором «Плейбоя» о любви согласись — самое оно будет. И Задорнов, и Леонтьев делают бизнес на чванстве и ненависти. Мне, по большому счёту, всё равно — тупые янки или не очень. А вот то что здесь хайль орать начинают по любому поводу — мне жутко не нравится.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3372
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.10 01:27. Заголовок: Задорнов на этом биз..


Задорнов на этом бизнес точно не делает, он и над своими также издевается - и совершенно справедливо, на то он и сатирик.
Всё, неинтересно. Тема о другом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6934
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.10 01:33. Заголовок: Дело хозяйское...


Дело хозяйское.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2312
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.10 02:25. Заголовок: Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
Знаете, БГ когда исполняет строки «нам русским за границей иностранцы ни к чему» в забугорных гастролях, наши эмигранты радостно ржут и воют. Отражает.


Те, кто, как эмигранты первой волны, работали не на Радио Свобода, а таксистами, официантами и разнорабочими, говорят, были не такие смешливые.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6936
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.10 10:03. Заголовок: Количество рабочих м..


Количество рабочих мест на «Свободе», знаете ли, ограничено, а народу уехало и уезжает несколько больше. И про разноработу многие много могут рассказать. Но это уже действительно «о другом». А вот что там с русскостью получается — я бы всё же задумался. СССР ведь получился в том числе потому, что не сводилось более население этого пространства к русскости, татарскости или чему-то ещё. Гусев — он уже не русский. Он советский. И такие как он жизнь и здоровье клали для того, что бы я сейчас все эти национальные особенности воспринимал на том же уровне, как различия оттенков цветов волос или факт рождения в определённый день недели — я в субботу, ты во вторник, ты брюнет — я тёмнорусый, у тебя на столе щи, у меня борщ. Факты забавные, но не более. И я очень осторожно отношусь к национальной саморефлексии — она отражает мифы о себе в первую очередь, не столько наличное, сколько идеальное состояние. Иностранец, изумлённо всплескивающий руками «умом Россию не понять» — штамп настолько заезженный, что доверия к нему никакого, совершенно.
Но опять же — мне тут скажут «офтоп» и де к Толстому не относится. А я всё же бы строже подошёл к оформлению этих мест — коли уж вопрос ментальностей затронут — именно в контексте существующей обстановки в обществе и государственной националистической идеологии. Ну действительно, сейчас, когда детям талдычут, что они вроде бы россияне, но русские, татары, всячески исподтишка подчёркивая это, да ещё и непросто, а православные, мусульмане, ещё кто-то, которые зубами должны держаться за «традиции предков» — вот как вы думаете, как это будет всоприниматься нерусскими детьми? Вот какой аргумент можно привести: а почему это вообще важно, какое дело, условно говоря, чукче или еврею до того, чего там русский писатель Толстой писал про русских? Какое нам, чукчам, дело до ваших там русских игрушек в революции, космос и прочие хренотени? Мы твёрдо знаем, что наша национальная гордость — в шкурах ходить, оленей пасти и в бубен стучать, блюдя традции предков.
К тому же, я так понимаю, курс ведь не обязательно только к России относится, а вообще пространства, где по-русски говорят. А ведь описанная в данном примере «русская иррациональность» касается отнюдь не только русских, а это некое свойство, по идее характерное и относящееся вообще к тому единству, которое дало тот вот гусевский революционный задор в частности. Значит надо как-то отразить и выразить, направить на ту мысль, что это относится не персонально к генетически расово чистым русским и затрагивает несколько более обширную проблематику, нежели «пиндосы — козлы». А то что оно будет прочтено в первую очередь именно так — я ни секунды не сомневаюсь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3373
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.10 16:26. Заголовок: Теперь будет совсем ..


Теперь будет совсем замечательно, если ты с такою же обстоятельностию выскажешься и по остальным подглавкам темы :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6943
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.10 16:34. Заголовок: А смысл? Я высказалс..


А смысл? Я высказался о том, что насторожило. Остальное — ну вот оно есть. Там мне сказать особо нечего.

Разве что ранее мне не приходили в голову параллели между «ЧБ» и «Аэлитой».

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6944
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.10 16:40. Заголовок: И ещё такая мысль бр..


И ещё такая мысль бродит, что твои вопросы там вполне уместны и закономерны, но для человека, который варится в определённом контексте. А вот как для стороннего — поймёт ли он о чём речь? Понятно, что в учебном материале ты не можешь высказываться слишком уж обширно. Однако для достижения ожидаемого результата по крайней мере учитель, который по этому учебнику будет вести занятия, тоже должен мыслить с стобой сонаправленно. Или тут достаточно, что бы хоть как-то глазом зацепились и хоть что-то думать начали и обсуждать?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2314
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.10 23:56. Заголовок: Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
Гусев — он уже не русский. Он советский.


Он мог считать себя советским, это другое дело (да хоть древним римлянином, как Кюхельбеккер). А на деле он был не просто русским, как Лось, а еще и традиционно русским, с крестьянской жилкой. Сейчас таких уже не делают. Жена не лезла в дела мужа, он ее не посвящал, и обоих это полностью устраивало. А по ухваткам - классический русский "сарынь на кичку", только в контексте революции. А "советские" - это те, кто уже после революции родились, были воспитаны по-новому.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2192
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 00:00. Заголовок: Цитатник Мао пишет: ..


Цитатник Мао пишет:

 цитата:
Жена не лезла в дела мужа,


Ну, такие жены, положим - были и в восьмидесятые. Хотя и редко.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6951
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 00:02. Заголовок: Тем не менее в своих..


Тем не менее в своих действиях он соотносил себя с иным обществом, нежели было до того.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2318
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 01:11. Заголовок: Здесь некоторое прот..


Здесь некоторое противоречие между ним как субъектом и обществом, в "авангарде" которого он находится, но в котором, в сущности, он себя не находит, потому и летит на Марс (он это все хорошо объясняет).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3377
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 01:14. Заголовок: А это судьба всех &#..


А это судьба всех "менеджеров прорыва", безумцев-пассионариев.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 25
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет