Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 3493
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.10 03:10. Заголовок: НФ-пособие. И. А. Ефремов. "Туманность Андромеды" и "Сердце Змеи"


И. А. Ефремов
(1908 – 1972)

Человек и мыслитель


Судьба будущего писателя

У Ивана Антоновича Ефремова была непростая судьба и сложная, насыщенная жизнь. Он родился в 1908 году в деревне Вырице под Петербургом в купеческой семье, вышедшей из крестьян-староверов. С родителями отношения были напряжённы. Отец Антип был жёстким приземлённым человеком, мать тоже не баловала сына. Позже Ефремов даже сменил отчество и признавался, что в его личной судьбе Гражданская война сыграла благотворную роль, вырвав из косной мещанской среды. Тем не менее от отцовского рода будущий писатель унаследовал высокий рост и огромную физическую силу – легко гнул руками подковы.

Во время Гражданской войны он стал беспризорником, а после прибился к красноармейской автороте и стал её воспитанником, «сыном полка». Попав в Очакове под артобстрел, который устроили интервенты-англичане, был ранен и после слегка заикался. Сам вспоминал об этом случае с добродушием, которое редко покидало учёного и писателя.

После Гражданской войны он восполнял пробелы в образовании, увлёкся романтикой моря и плавал матросом на Тихом океане; только врождённая физическая мощь и приобретённые навыки бокса позволили ему отстоять свою независимость от портовой шпаны.

Однако тяга к науке всё же перевесила, чему способствовал и старый капитан Д. А. Лухманов, увлёкший его морем. Он сказал: «Иди, Иван, в науку. А море, брат... что ж, всё равно ты его уже никогда не забудешь». Ефремов становится учеником знаменитого палеонтолога П. П. Сушкина.

Человек науки

Иван Антонович учился быстро и творчески. Сказалась суровая жизненная школа, закалившая его с детства. Новые знания он немедленно поверял практикой. Первую самостоятельную экспедицию он провёл уже в 1926 году, позже участвовал в многочисленных экспедициях по Сибири, Средней Азии и Монголии. Сплав жизненного опыта, больших способностей и накопленных широких знаний сделали молодого учёного свободным от предрассудков. Он объединяет биологию и геологию для получения практических результатов в палеонтологии и на основе созданной им науки тафономии предсказывает нахождение крупного кладбища динозавров в пустыне Гоби. Теория с блеском была подтверждена, найдено самое большое в мире количество останков древних ящеров.

В многочисленных экспедициях, проходящих на краю человеческих возможностей, было подорвано богатырское здоровье талантливого учёного. Из-за этого его не взяли и на войну. Последняя экспедиция состоялась в 1948-49 годах, когда из внутренней Монголии грузовиками вывозились кости гигантских рептилий из мест, предсказанных Иваном Антоновичем. Он получил широкую мировую известность, советоваться к нему приезжали самые знаменитые палеонтологи мира. Ефремов по праву гордился своим достижением. Но гордость его была особенная, ефремовская. В ней начисто отсутствовало самолюбование. Он писал: «Появление тафономии впервые именно в нашей стране не случайно и отражает общее стремление советской науки к всестороннему охвату изучаемых проблем». Спустя несколько лет по результатам ряда поездок в Монголию была написана книга путевых очерков «Дорога ветров». Однако здоровье не позволяло больше ездить в экспедиции, а почивать на лаврах и быть кабинетным учёным Ефремов не мог. Ему необходим был простор, и простор был найден в новом виде деятельности.

Учёный в литературе

С шести лет, когда Ваня Ефремов открыл для себя Жюля Верна, его безудержно влекла к себе романтика научного поиска и приключений в далёких странах. Но писать развлекательные повести он не собирался.

Приключения мысли. Так Ефремов сформулировал своё писательское кредо. Впрочем, во многих его произведениях чисто сюжетная напряжённость сохраняется до последней страницы, соседствуя с необычайно насыщенной интеллектуальной частью. Таковы, например, его романы «Лезвие бритвы» и «Таис Афинская».

Ни до него, ни после ни один писатель не сводил на уровне художественной литературы столь значительный научно-философский материал и не делал этого столь блестяще.

Ещё в 1944 году, после выхода «рассказов о необыкновенном», он удостоился внимания скупого на похвалы А. Н. Толстого, назвавшего стиль писателя «холодным и изящным», а также Л. Кассиля и П. П. Бажова, который обозначил творчество начинающего писателя «платиной нашей литературы», подразумевая судьбу этого благородного металла, поначалу неоценённого.

Ефремову были чужды абстрактные благие призывы. Бесполезна красивая мораль без твёрдых оснований. Она повисает в воздухе, и случайная прихоть расправляется с ней. Поэтому Ефремов указывал на незыблемые основы всей жизни. Он писал не только о том, ч т о надо делать, но и о том, п о ч е м у надо делать именно это, - случай в мировой литературе беспрецедентный. Первые опыты позже повлекли за собой поразительные литературные достижения.

Придя в любой книжный магазин сегодня, можно обнаружить целые гирлянды из десятков томов, собрания сочинений, нанизанные на яркие индивидуальности авторов. Есть немало классиков научной фантастики, мастеров, сотворивших десятки разнообразных миров, поставивших сотни мысленных экспериментов.

Творчество Ефремова – особое. Оно преодолевает прихотливое внимание к частным проблемам. Это единый мир кристальной чистоты, мерцающий строгим узором граней, мир, насыщенный глубочайшей внутренней логикой, из произведения в произведение выковывающей неразрывную цепь причинности. Это вдохновенный гимн величию мироздания и могуществу человека в нём.

Полновесностью и энциклопедичностью выдвигаемых идей Ефремов резко выделяется из общего ряда писателей-фантастов. Тут нет попытки противопоставления. По свидетельству современников, его интеллектуальная мощь и особенное, планетарное мышление окутывало фигуру писателя аурой мудрости, обаяния и колоссального превосходства.

Книги писателя о далёком прошлом органично сочетаются с романами и повестями сугубо фантастическими; можно сказать, взаимно друг друга дополняют. Будущее Ефремова – синтез высших достижений прошедших эпох, очищенные от скверны и условностей кристаллы человеческого духа, воплощённые в действительность жизни.

Космизм Ивана Ефремова

Мышление новоявленного писателя было особенным не только в силу строгой научности. Он стремился рассматривать все проблемы, сопрягая их с существованием мира в целом.

Взгляд на Землю как на космическое тело, подчинённое общим для вселенной законам, и на человека как на активный фактор происходящих во вселенной изменений называется космизмом.

Космизм – порождение Серебряного века русской культуры и науки. Научный космизм – естественная ступень понимания происходящих во вселенной процессов. Неудивительно, что это явление зародилось именно в России. Русскому человеку свойственна целостность восприятия мира и стремление доискаться до последней истины.

Имена К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского и В. И. Вернадского золотыми буквами вписаны в историю науки. Они и некоторые другие учёные совершили множество крупнейших революционных открытий. Ефремов считал себя их воспреемником. Вместе с этим он глубоко интересовался философским наследием семьи Рерихов, внимательно изучал написанные ими в сотрудничестве с индийскими йогинами-мыслителями этико-философские книги Агни-Йоги (другое название: «Живая Этика»), многие идеи которой легли в основу «Туманности Андромеды».

Люди будущего, изображённые Ефремовым, есть во всех нас. Снимать с себя наслоения прошлого – насущная задача каждого.

Фантастика «ближнего прицела»

Ефремов вошёл в литературу в 1944 году, когда появилась первая часть его «рассказов о необыкновенном». Это была так называемая «фантастика ближнего прицела» – черта, свойственная всей советской фантастической литературе того периода. Рассматривалось какое-либо частное открытие, на пороге которого уже стояли учёные, показывался путь к нему и практические результаты. В таких рассказах Ефремов оттачивал своё писательское мастерство и качество научного предвидения. Большинство из рассказов сейчас вовсе и не похожи на фантастические, но важно сказать о степени точности предсказаний мастера.

Итак.

В рассказе «Озеро горных духов», написанном под впечатлением от картины Г. И. Чорос-Гуркина, предсказано открытие месторождения ртути в горном Алтае.

В рассказе «Алмазная труба» с точностью до десятка километров предсказано крупнейшее месторождение алмазов в Якутии.

В рассказе «Атолл Факаофо» введена давняя идея учёного о рельефности дна мирового океана. Ныне это кажется само собой разумеющимся, даже составлены карты рельефа дна. Но в 1930 году на письмо Ефремова с этим предположением немецкое «светило» геологии Пратье ответило издёвками над «дилетантом».

В рассказе «Тень минувшего» предсказана возможность голографического эффекта. Более того, Ю. Н. Денисюк, создатель голографии, стал заниматься этой темой только после прочтения рассказа, так как до этого она казалась ему недостижимой.

После опубликования рассказа «Катти Сарк» о лучшем парусном судне в истории англичане вспомнили, что этот клипер – их национальная гордость, и создали посвящённый ему музей.

Незадолго же до смерти писатель предрёк, что запрещённый властями роман «Час Быка» вернётся к читателям не раньше, чем через полтора десятилетия. Публикация романа состоялась в 1987 году…

Страна Утопия

С античности люди задумывались об идеальном устройстве общества. Работу Платона «О государстве» можно назвать первой утопией. Тогда это был политический трактат, во времена христианского Средневековья акцент сместился на религиозную сторону. Первую светскую утопию написал в ХVI веке уникальный человек, коммунист, которого почитают в качестве святого и чей портрет висит в Ватикане, – англичанин Томас Мор.

Были другие опыты, но недостаточное понимание человеческой психологии делало их однобокими, существенно перекашивая в сторону подчинения человека обществу вплоть до полного его подавления. Некоторые как, например, знаменитый «Четвёртый сон Веры Павловны» из романа Чернышевского «Что делать?», страдали излишней механистичностью.

Неудивительно, что глубина проблем роста цивилизации, усугублённых кровавыми войнами и угнетениями, породила явление антиутопии. «Мы» Е. Замятина – классическая антиутопия, роман-предупреждение. После ужасов мировых войн говорить о светлом будущем стало почти неприлично. На этом фоне пророческая мощь и принципиальная новизна выстроенного Ефремовым здания особенно поражали. Ефремов сознательно полемизировал с мрачными прогнозами, утверждая творческую мощь человека и его способность выпутаться из грозных ловушек. Художник обязан показывать пути выхода из тупиков развития – таково было кредо учёного и писателя.

Французская газета «Трибун де насьон» через два года после публикации «Туманности Андромеды» писала о романе: «…Вероятно, впервые научная фантастика заинтересовалась самим человеком… «Туманность Андромеды» представляет и другой интерес. Из неё мы видим, какова цель человеческого существования после того, как исчезнет опасность войны и экономическая борьба. Это не химерические устои, а прозорливое провидение лучшего будущего».


«Туманность Андромеды»

Выбор писателя


О будущем до Ефремова писали многие, в том числе и с попытками детально описать жизнь людей отдалённого будущего. Например, Г. Уэллс или В. А. Обручев. Но, не говоря уж о невысокой научности таких попыток, связанной прежде всего с недостаточным уровнем науки того времени, все они обладали одной особенностью – описание производилось со стороны. Сам Ефремов так писал об этом: «…Я почувствовал, что могу уже что-то написать обо всё этом с определённой степенью реальности, то есть без ввода в действие простака, пионера или чудака-профессора, внезапно оказавшихся в обществе будущего. Мне хотелось взглянуть на мир будущего не извне, а изнутри».

Размышления о будущем обществе, о контакте с иными цивилизациями – внешне неожиданный скачок после «рассказов о необыкновенном» и исторической дилогии «Великая дуга». На самом деле всё закономерно. Ефремова интересовало прошлое, но не само по себе, а с точки зрения появления в нём ростков современного отношения к миру. В будущем же он надеялся увидеть эти ростки развившимися до своих предельных размеров. Братство людей, объединённых общим творческим поиском, преклонение перед красотой и героическая самоотверженность – вот что по крупицам искал писатель в прошлом, приветствовал в настоящем и провозвещал в будущем. Ручейки духа, сливающиеся в один могучий поток, – именно это занимало специалиста по мезозойской эре.

Это, конечно, не произвольная чудаческая филантропия учёного, уставшего от общения с пресмыкающимися. Закономерность обращения своего внимания к космосу Ефремов обосновал в статье «Космос и палеонтология», где наглядно показал глубокую связь этих, казалось бы, отдалённых друг от друга областей знания. Написание «Туманности Андромеды» стало результатом пытливой работы могучего интеллекта, сплавленного с напряжёнными духовными исканиями и хорошим практическим знанием людей и жизни.

Эра Великого Кольца

Общество

Первое, с чем мы сталкиваемся в романе, – принципиально иные общественные отношения. Ефремов на деле, а не словах был убеждённым коммунистом, за что и подвергался постоянным преследованиям со стороны обывателей и многих партийных чиновников. Сейчас есть термин «ноосферный коммунизм», он, конечно, более точно отражает то, о чём писал Иван Антонович. Кто-то предпочитает просто говорить «высшая форма общества». Но будем помнить: слово «коммунизм» для писателя было определяющим. Недаром он даже под сильным нажимом не пошёл на то, чтобы упомянуть в книге о памятниках Марксу и Ленину. Так что дело не в конъюнктуре.

Существенно ли для вас слово «коммунизм»? Какие ассоциации оно у вас вызывает и почему? Найдите истоки такого отношения.

Итак, перед нами общество будущего. Уже во второй главе мы можем узнать о нём достаточно развёрнуто из лекции Веды Конг для одной из планет Великого Кольца.

Ефремов не дал чётких ориентиров во времени. Перечислите исторический путь, проделанный людьми к описываемой эпохе, поразмышляйте, сколько времени было необходимо для достижения такого уровня. Какие преобразования вызвали наибольшее удивление?

Достижения людей в технологической и научной сферах выглядят у Ефремова вторичными. Отношения между людьми – вот что интересовало писателя прежде всего. Речь его героев насыщена социологическими формулировками. Одно из главных оснований существования развитого общества – это отношение его членов к труду.


 цитата:
В древних утопических фантазиях о прекрасном будущем люди мечтали о постепенном освобождении человека от труда. Писатели обещали, что за короткий труд - два-три часа на общее благо - человечество сможет обеспечить себя всем необходимым, а в остальное время предаваться счастливому ничегонеделанию.
Эти представления возникли из отвращения к тяжёлому и вынужденному труду древности.
Скоро люди поняли, что труд - счастье, так же как и непрестанная борьба с природой, преодоление препятствий, решение новых и новых задач развития науки и экономики. Труд в полную меру сил, только творческий, соответствующий врождённым способностям и вкусам, многообразный и время от времени переменяющийся - вот что нужно человеку.



При этом:


 цитата:
В эпоху Великого Кольца считалось неполезным держать людей подолгу на одной и той же работе. Притуплялось самое драгоценное - творческое вдохновение, и только после большого перерыва можно было вернуться к старому занятию.



Можете ли вы разделить такие представления о труде и перемене рода деятельности? Известны ли вам учёные, совершившие революционные открытия после тридцати-сорока лет напряжённой работы над одним и тем же вопросом? А рядовые инженеры или служащие после стольких же лет работы на одном месте, сочетающие неослабевающий интерес к работе с живым и непосредственным интересом к остальному миру?

Веда Конг во время посещения школы рассказывает ученикам об устройстве общества, используя анатомические аналогии и подчёркивая этим единство форм на разных уровнях организации материи:


 цитата:
Веда попросила дать ей палку и нарисовала на песке круги основных управляющих учреждений.
- Вот в центре Совет Экономики. От него проведём прямые связи к его консультативным органам: АГР - Академия Горя и Радости, АПС - Академия Производительных Сил, АСПБ - Академия Стохастики и Предсказания Будущего, АПТ - Академия Психофизиологии Труда. Боковая связь - с самостоятельно действующим органом - Советом Звездоплавания. От него прямые связи к Академии Направленных Излучений и внешним станциям Великого Кольца. Дальше...

Веда расчертила песок сложной схемой и продолжала:
- Разве это не напоминает вам человеческий мозг? Исследовательские и учётные центры - это центры чувств. Советы - ассоциативные центры. Вы знаете, что вся жизнь состоит из притяжения и отталкивания, ритма взрывов и накоплений, возбуждения и торможения. Главный центр торможения - Совет Экономики, переводящий всё на почву реальных возможностей общественного организма и его объективных законов. Это взаимодействие противоположных сил, сведённое в гармоническую работу, и есть наш мозг и наше общество - то и другое неуклонно движется вперёд. Когда-то давно кибернетика, или наука об управлении, смогла свести сложнейшие взаимодействия и превращения к сравнительно простым действиям машин. Но чем больше развивалось наше знание, тем сложнее оказывались явления и законы термодинамики, биологии, экономики и навсегда исчезали упрощённые представления о природе или процессах общественного развития.

Юноши слушали Веду не шелохнувшись.
- Что же главное в таком устройстве общества? - обратилась она к любителю начальников.

Тот смущённо молчал, но первый юноша поспешил на выручку.
- Движение вперёд! - храбро объявил он, и Веда восхитилась.



Поразительно изобретение писателя: Академия Горя и Радости.


 цитата:
Веда рассказала о великом учёте, проводимом Академией в жизни общества, - подсчёте горя и счастья в жизни отдельных людей, исследования горя по возрастным группам. Затем следовал анализ изменений горя и радости по этапам исторического развития человечества. Какова бы ни была разнокачественность переживаний, в массовых итогах, обработанных методами больших чисел - стохастики, получались важные закономерности. Советы, направлявшие дальнейшее развитие общества, обязательно старались добиваться лучших показателей. Только при возрастании радости или её равновесии с горем считалось, что развитие общества идёт успешно.



Как вы думаете, какой результат дало бы подобное исследование в нашем обществе? Если для большинства горем будет исчезновение наркотиков и алкоголя, мыльных сериалов или эстрадной тусовки, то можно ли говорить об объективности простых опросов? Какие нюансы надо непременно учитывать, чтобы возрастание радости шло в русле действительного развития общества?

Особое значение в будущем Ефремова придаётся молодёжи, - о ней первая забота старших. Молодые люди отнюдь не предоставлены сами себе. Огромная энергия, исстари (по документам – ещё со времени Древнего Египта) порождающая конфликты «отцов и детей», обязательно должна быть направлена в позитивное русло. Возможно это только при полной занятости молодых людей общественно полезным трудом. Только в условиях единообразно получаемого правильного воспитания молодые люди не образуют агрессивную к чужакам закрытую субкультуру. Неформальные молодёжные течения всегда были формой протеста против мира взрослых, против их лжи и лицемерия. В обществе Ефремова такой протест бессмыслен, потому что условия жизни отвечают главнейшим потребностям человека и не могут нацело отвергаться психически здоровым индивидом.

Юноши и девушки помимо непосредственных наставников имеют ещё ментора – кого-либо из уважаемых взрослых, которые помогают определиться со своими предпочтениями и решить непростые вопросы самореализации.

Закончившие школу семнадцатилетние молодые люди не сразу начинают получать высшее образование, - три года у них идёт пора испытаний, называемая Подвигами Геркулеса. Часть подвигов назначается старшими, часть выбирается самостоятельно. Эти подвиги – серьёзная и ответственная работа, не лишённая риска, где есть возможность проявить личные качества порывистости и отваги.

Давайте подумаем, какое значение имеют Подвиги Геркулеса для становления личности. Многие из вас сразу после школы поступят в институты. Вы когда-нибудь задумывались о последствиях непрерывного шестнадцатилетнего образования?

Подопечные Дар Ветра перечисляют свои первые шесть подвигов:


 цитата:
- Расчистить и сделать удобным для посещения нижний ярус пещеры Кон-и-Гут в Средней Азии, - начал Тор Ан.

- Провести дорогу к озеру Ментал сквозь острый гребень хребта, - подхватил Дис Кен, - возобновить рощу старых хлебных деревьев в Аргентине, выяснить причины появления больших осьминогов в области недавнего поднятия у Тринидада...
- И истребить их!

Оба юноши слегка замялись.
- У нас обоих определены способности к музыке, - краснея, сказал Дис Кен. - И нам поручено собрать материалы по древним танцам острова Бали, восстановить их - музыкально и хореографически.
- То есть подобрать исполнительниц и создать ансамбль? - рассмеялся Дар Ветер.



Представьте, что вас после школы тоже ожидают трёхлетние подвиги Геркулеса. Придумайте их для себя в будущем обществе. И в обществе современном.

Взрослый человек – человек знающий, заинтересованный в плодах своей работы. Абсолютное физическое здоровье ведёт к повышенной энергии существования, в результате чего жизнь такого человека не может ограничиваться узкими рамками личного существования. Любой человек может выдвинуть какое-либо предложение, хотя бы и в масштабах всей планеты, и оно будет обсуждаться, если действительно хорошо продумано.

Умение руководить – самое насущное в таком обществе, потому что власть в нём основана не на страхе или слепой вере, но исключительно на компетентности и рациональном доверии к доказавшему свою состоятельность руководителю. Поэтому в ефремовском будущем нет убеждённых консерваторов или сторонников безоглядного прогресса. Сами принципы принятия решений здесь иные. Каждое конкретное предложение анализируется с точки зрения возрастания человеческого счастья и общего восхождения человечества. Как правило, выбираются варианты решений более или менее усреднённые. На Совете Звездоплавания Гром Орм произносит чеканную фразу:


 цитата:
«Мудрость руководителя заключается в том, чтобы своевременно осознать высшую для настоящего момента ступень, остановиться и подождать или изменить путь».



Так и поступают. Сознательно задерживают развитие парапсихической сферы, потому что не до конца отточено психофизиологическое совершенство и опасен риск потери контроля над психикой. Отказываются от заселения планет с высшей мыслящей жизнью, пусть и не достигшей высокого уровня, потому что тогда неизбежны непонимание и насилие. Дар Ветер, олицетворяющий мудрость земного руководства, не даёт добро на проведение Тибетского опыта, ибо несколько десятилетий подготовки по меркам всего человечества не имеют значения. Но всё-таки: оправдывают героев Тибетского опыта и признают его огромное значение для науки. Отправляют поразительную по дерзости экспедицию к Ахернару – основывать первую колонию в глубоком космосе. Провозглашают романтику научного поиска душевной основой избыточной силы общества.

Есть ли здесь противоречие?

Каков же секрет достигнутого совершенства? Спросим об этом Дар Ветра – самого любимого ефремовского героя, того, с кем он иногда отождествлял себя сам. Что же ответит нам бесстрашный и уравновешенный, мудрый и могучий Дар Ветер? –


 цитата:
- Что совершенная форма научного построения общества - это не просто количественное накопление производительных сил, а качественная ступень - это ведь так просто, - ответил Дар Ветер. - И ещё понимание диалектической взаимозависимости, что новые общественные отношения без новых людей совершенно так же немыслимы, как новые люди без этой новой экономики. Тогда понимание привело к тому, что главной задачей общества стало воспитание, физическое и духовное развитие человека.



Посмотрим же, каковы люди этого чеканного мира.

Человек

Естественно, составлять такое общество могут только люди, которые готовы принимать выверенные продуманные решения и воплощать их в жизнь, чутко реагируя на происходящее. Люди, обладающие максимально возможной широтой взглядов и тем избытком понимания и великодушия, который не позволяет игнорировать интересы других людей и всего социума, узко замыкаться на личных желаниях и неизбежно связанных с этим личных проблемах.


 цитата:
Чуткая внимательность ко всему была характернейшей чертой людей эпохи Кольца.



Можно ли назвать внимательность базовым качеством будущего?

С самого начала романа мы сталкиваемся с противоречивыми ситуациями, в которые попадают те или иные герои, и слышим лаконичные формулировки, характеризующие их самих и степень их уверенности в тех, от кого зависит их собственное благополучие.


 цитата:
- В незапамятные времена люди могли совершать небрежность или обманывать друг друга и себя. Но не теперь!



Так утверждает Эрг Ноор, выдающийся звёздный капитан. И у нас нет причин не доверять ему.

А вы часто совершали небрежность или обманывали? Важно ли избавляться от этих свойств полностью?

Доверие людей будущего друг к другу действительно велико. Это правило, а не случайная проницательность в мире заблуждений, капризов и поспешных решений. Поэтому уважается воля другого человека. Подразумевается само собой, что человек принял решение обдуманное, и уговаривать его изменить это решение – проявить неуважение. Так Гром Орм уходит с ответственного поста.

Как вы полагаете, ушёл бы Гром Орм, если бы его некем было заменить? Бывает ли в нашей жизни так, что человек принимает решение, ожидая, что его как раз начнут уговаривать его отменить? Как можно обозначить такой подход? Помогает он или запутывает отношения?
Герои романа ведут напряжённую творческую жизнь, никто из них не прозябает в рутине. Писатель верен учёному в себе: он знает, что психология и физиология в человеке слиты воедино.


 цитата:
Огромная работоспособность, в прошлом известная лишь у особо выносливых людей, называвшихся гениями, полностью зависела от физической крепости тела и обилия гормонов-стимуляторов. Забота о физической мощи за тысячелетия сделала то, что рядовой человек планеты стал подобен древним героям, ненасытным в подвиге, любви и познании.



Что такое подвиг? Найдите однокоренные слова и объясните их. Изменилось ли теперь ваше понимание подвига? В чём единство подвига, любви и познания?

Психолог Эвда Наль утверждает, что психическая сила обязательно должна порождаться сильным здоровым телом, иначе неизбежно произойдёт перекос в развитии. Ефремов утверждает непреходящую ценность античных представлений о калокагатии – единстве физической, эмоциональной и нравственной сферы человека.


 цитата:
- Когда-то наши предки в своих романах о будущем представляли нас полуживыми рахитиками с переразвитым черепом. Несмотря на миллионы зарезанных и замученных животных, они долго не понимали мозговой машины человека, потому что лезли с ножом туда, где нужны были тончайшие измерители молекулярных и атомных масштабов. Теперь мы знаем, что сильная деятельность разума требует могучего тела, полного жизненной энергии, но это же тело порождает сильные эмоции.



Перед нами образец диалектического противоречия, толкающего человека к развитию и совершенствованию.

А как вы представляли наших потомков?

Наиболее полное, ёмкое выражение глубокого понимания жизни всегда называлось мудростью. Герои Ефремова определяют мудрость как сочетание знания и чувств.

Может ли мудрость покоиться на бесчувственном знании или эмоциях, лишённых единства с интеллектом? Всякую ли мудрость теперешнего времени назвали бы таковой герои «Туманности…»? Постарайтесь привести примеры из личной жизни.

Такое сочетание касается не всякого знания и не всякого чувства. Прочувствованное знание об истинной человеческой природе есть понимание необходимости тех или иных поступков.

[quote]И бывший заведующий внешними станциями, вдыхая запах нагретых скал и пустынных трав, поверил, что впереди предстоит ещё много хорошего - тем больше, чем лучше и сильнее он будет сам.

"Посеешь поступок - пожнёшь привычку.
Посеешь привычку - пожнёшь характер.
Посеешь характер - пожнёшь судьбу" –
пришло на ум древнее изречение. Да, самая великая борьба человека - это борьба с эгоизмом! Не сентиментальными правилами и красивой, но беспомощной ...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 55 , стр: 1 2 All [только новые]


постоянный участник




Пост N: 3510
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.10 20:39. Заголовок: Цитатник Мао пишет: ..


Цитатник Мао пишет:

 цитата:
Мы не были "взрослыми XIX века" ни в каком разе. Уж скорее ближе к взрослым средних веков или ранней древности.

Очень занимательная тема, надо сказать. Вот К. Леонтьев считал, что Толстой в ВиМ описал людей, рефлексирующих как послепушкинское поколение, то есть осовременил их на полвека.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2498
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.10 21:03. Заголовок: Очень может быть. Ту..


Очень может быть. Тут противоречие - Толстой был человек высшего света, и в этом смысле он один и мог описать его психологически достоверно (как Островский купцов), но сам высший свет за 50 лет сильно изменился. Достоевский, человек сторонний, это усек, а Толстой нет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2785
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Советский Союз, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.10 23:09. Заголовок: Попробуем?..


Перенос из «Открытый урок. Препод. Н. Смирнов». — A.D.


Попробуем?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2499
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.10 23:16. Заголовок: Попробовать можно. Г..


Попробовать можно. Главное - не переоценивать результаты. Тут все же взрослые дяди и тети.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 7309
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.10 23:17. Заголовок: Эээ, у меня что-то в..


Эээ, у меня что-то вообще голова кругом. Давайте просто и по-русски: чего собвтенно затевается? Я понял просто: берётся колин учебник и последовательно отвечается на заданные там вопросы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3512
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.10 23:18. Заголовок: (в сторону) К назван..


(в сторону) К названию темы так и хочется приписать: "...музыкальное сопровождение - пианист Родионов!"
Для тех, кто в Союзе вставал в 7 утра, пояснять не нужно :)

Так в чём мои-то функции, аспирант Егорова?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 7310
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.10 23:26. Заголовок: А давайте здесь сугу..


А давайте здесь сугубо по делу? Я все реплики, кроме инициирующего поста, назад перетаскиваю.

UPD. Здесь — это в смысле там, в «Открытый урок. Препод. Н. Смирнов».

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3513
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.10 23:37. Заголовок: Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
берётся колин учебник и последовательно отвечается на заданные там вопросы.

Учебник был бы счастлив. А я бы добавил к этому, чтобы вы находили сквозные и перекрёстные темы, что в учительской методичке было бы обязательно прописано. То есть вскрывали ментальную структуру счастливца и становились дипломированными НФ-тренерами. А на тренингах и зарабатывать можно :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 697
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.10 23:46. Заголовок: Ты прикалываешься? Н..


Ты прикалываешься? Не хочешь, так и скажи: рылом мол не выйдете все равно. Я, кстати, не шутила. Не пойму, честно говоря, что происходит.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 7311
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.10 23:57. Заголовок: Так, стоп, стоп, сто..


Так, стоп, стоп, стоп. Елена, вас что именно не устраивает? Я тоже что-то запутываюсь. Вы там написали про дискуссионный клуб, три темы, которые себе кто-то взял. Я, честно говоря, не понял, как это соотносится с форумной работой над учебником здесь.
Моё представление простое, как я и писал выше: взять какую-то главу из учебника и каждый пишет на вопросы свои ответы. Тупо имитируя школьное задание.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3514
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.10 00:09. Заголовок: Сат-Ок пишет: А я б..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
А я бы добавил к этому, чтобы вы находили сквозные и перекрёстные темы, что в учительской методичке было бы обязательно прописано. То есть вскрывали ментальную структуру

Что непонятного???

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 698
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.10 00:19. Заголовок: Алекс, послушайте ме..


Алекс, послушайте меня внимательно, а то у нас препод перегрузился, похоже.

Дискуссионный клуб и три темы - это мой повод предложить здесь открытый урок конкретно пока по Ефремову. Ну что тут непонятного, господа интеллектуалы?
Берем первый вопрос: "Что для вас коммунизм и возможно ли..." ну не помню точно. Отвечаем. По мере иссякания динамики ответов препод (чем слово-то не нравится? Или уже не застали его в ВУЗах? В наше время вполне уважительное было понятие - мне нравится, но можно и убрать для особо щепетильных) дает следующий вопрос, а ответы комментирует. Так проходим если не все (их там немало), то самые важные на взгляд профессора вопросы.

Серьезно, не понятно? Еще немного, и тему продолжать будет стыдно. Зарубим хорошее дело...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3515
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.10 00:29. Заголовок: helenrokken пишет: ..


helenrokken пишет:

 цитата:
самые важные на взгляд профессора вопросы.

Сат-Ок пишет:

 цитата:
А я бы добавил к этому, чтобы вы находили сквозные и перекрёстные темы, что в учительской методичке было бы обязательно прописано. То есть вскрывали ментальную структуру

helenrokken пишет:

 цитата:
у нас препод перегрузился

Или слушаем препода (что вам, жалко, что ли?), или поступаем на экстернат. Тоже интересный эксперимент. Просто другой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 7313
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.10 00:40. Заголовок: Ну тогда вы предлага..


Ну тогда вы предлагаете фактически то же, что и я. А отвечать, наверное, надо подряд — как в учебном плане стояло бы. Разве что порядок глав нарушим — вроде на Ефремова все согласны.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 699
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.10 00:54. Заголовок: Ну слава Богу. Тогда..


Ну слава Богу. Тогда остается выяснить - все вопросы по порядку или выборочно? Слушаем профессора и начинаем урок.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 55 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 21
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет