Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение
администратор




Пост N: 5737
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.09 05:43. Заголовок: Дальтон-план


Ответвление темы «Наше призвание».
Поскольку перенесение оттуда всех постов нерационально, даю краткое содержание предыдущих серий: Цитатник Мао в худ. телефильме «Наше призвание» обнаружил сходство показанной там системы обучения школьников в СССР середины 20-х годов и методик, применявшихся в 80-х годах в МВТУ им. Баумана. Некоторые поиски привели к открытию того факта, что в начале 20-х годов на волне революционных преобразований в области воспитания и обучения проводилось множество экспериментов, опробовались различные методики, которые впоследствии были исключены из советской действительности и благополучно были забыты, кроме отдельных специфических учебных заведений. В частности, опробовался т.н. «дальтон-план», в немногих упоминаниях называвшийся не иначе как пресловутым, хотя, судя по всему, сами высказывавшиеся не имели толком представления о сути методики.




Поглядел по-скорому в Яндексе по дальтон-плану. Любопытные вещи оказались.
Сначала глянул в БСЭ

 цитата:
Дальтон-план, правильнее Долтон-план (Dalton-Plan), система организации учебно-воспитательной работы в школе, основанная на принципе индивидуального обучения. Название получила от г. Долтон (Dalton, США, штат Массачусетс), где она впервые была применена. Создательница Д.-п. американская деятельница народного образования Е. Паркхерст проводила опытную работу по этой системе в 1904—20 в различных школах. При организации работы по Д.-п. учащихся предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Учащийся получал от учителя-советчика указание, как ему лучше спланировать свою работу на данный день, а затем работал самостоятельно. Особое внимание уделялось учёту работы учащихся, осуществляемому при помощи сложной системы учётных карточек. Роль учителя по существу сводилась к роли консультанта, уничтожалась классно-урочная система занятий. В 20-е гг. эта система проникла частично в сов. школу в форме т. н. бригадно-лабораторного метода.



 цитата:
Бригадно-лабораторный метод, одна из форм учебных занятий, применявшаяся в СССР в общеобразовательных школах, в вузах и техникумах в конце 20 — начале 30-х гг. Учащиеся, объединённые в бригады во главе с бригадиром из их среды, самостоятельно работали по заданиям, рассчитанным на срок от 2 нед.до 1 мес. В заданиях указывались последовательность работы, учебная литература, приводились задачи и упражнения, ставились контрольные вопросы. Учитель не объяснял учащимся новый материал и консультировал их только в случаях затруднений. По выполнении всех заданий проводились заключительные занятия, на которых бригады отчитывались о проделанной работе. Индивидуальный учёт успеваемости учащихся отсутствовал. Всё это отрицательно сказывалось на знаниях учащихся, порождало бессистемность, обезличку и безответственность в учебно-воспитательной работе. Постановлением ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 практика применения Б.-л. м. как универсального метода была осуждена.


О так. Осуждена.
Как часто это случается с БСЭ, статьи в ней слишком общи, что бы сообщить что-либо конкретное и дать представление о методе.
А дальше сунул нос сюда: «Метод проектов в системе Дальтон-плана» — статья для педагогов.
Любопытные вещи получаются. В 20-е годы много эксперементировали со всяким, о чём потом как-то на тихую забывали. В частности, пытались адаптировать американские педагогические методики на нашу почву, развивая их, что в советских условиях могло дать совершенно иное качество. Однако, как видно, общее подмораживание почвы к 30-м вычеркнуло все эти усилия из реальности, оставив знание о них только знатокам-специалистам. Обычная классно-урочная система, видать, оказалась гораздо дешевле. И тут ещё один интересный момент — как я понял, все эти дальтоны давали слишком уж самостоятельных людей.
Многие отмечали, что поздняя советская школа набивала голову теоретическими знаниями, но не давала ни малейшего представления, как их практически можно применить. В отличие от американцев, у которых вроде бы упор на практику. Правда кругозорчик — того, не фонтан.

Кстати, после школы даже и обычный универ оказывался полной ж. — первый семестр первого курса начинается с переучивания и доучивания, а более всего врубания в то, что надо работать с материалом самому. Так вот на это смотришь и думаешь: а вообще там, в высших командных сферах образования, каким местом думали, когда школьная программа ни хрена не согласуется с вузовской?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 12 [только новые]







Пост N: 166
Зарегистрирован: 09.06.09
Откуда: Россия, СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.09 11:13. Заголовок: Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
Кстати, после школы даже и обычный универ оказывался полной ж. — первый семестр первого курса начинается с переучивания и доучивания, а более всего врубания в то, что надо работать с материалом самому.

А после вуза приходишь на рабочее место - и опять "всё чему вас учили - забудьте как дурной сон"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1634
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.09 14:33. Заголовок: Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
Любопытные вещи получаются. В 20-е годы много эксперементировали со всяким, о чём потом как-то на тихую забывали. В частности, пытались адаптировать американские педагогические методики на нашу почву, развивая их, что в советских условиях могло дать совершенно иное качество. Однако, как видно, общее подмораживание почвы к 30-м вычеркнуло все эти усилия из реальности, оставив знание о них только знатокам-специалистам.


Это-то и обидно. Ведь опыты на детях - сами по себе небезвредны. И если кто-то когда-то этот опыт имел - наплевать и забыть сейчас - это все равно что повторять его по незнанию потом (а дети ведь не лабораторные крысы, которых по плану заказывают, хотя и лабораторных крыс жалко - сталкивался с этими тварями - удивительные животные).

Alex Dragon пишет:

 цитата:
Многие отмечали, что поздняя советская школа набивала голову теоретическими знаниями, но не давала ни малейшего представления, как их практически можно применить. В отличие от американцев, у которых вроде бы упор на практику. Правда кругозорчик — того, не фонтан.


Это некорректная постановка вопроса, изобретенная американцами же во время ХВ в порядке контпропаганды. Дело в том, что предметы, которые изучаются в школе, по природе своей - теоретические, и другими стать не могут. Дело в том, что смысл хождения детей в школу именно в этом возрасте, по Выготскому, не только в получении знаний, но и формировании ауторефлексивной позиции, позволяющей ребенку абстрагироваться от сиюминутного ситуационного контекста. Лучше всего этому способствует изучение теоретических дисциплин. В этом смысле "упор на практику" - чистая пропаганда, вроде наших "ленинских пятниц". Настоящая практика прививается только в процессе практики, то есть работы, а не в школе.
А со "сквозной программой" детсад-школа-вуз-"большая наука" у нас и вправду плоховато, но в остальном мире с этим же минимум не лучше.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 5771
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.11.09 23:18. Заголовок: Смотря какая практик..


Смотря какая практика. В статье по ссылке, написанной, видимо, в 20-е же годы, описывается пример, как ученики американской, надо полагать — сельской, школы выявили причины заболеваемости тифом в одной семье и дали рекомендации по устранению. Причём, что интересно, принесшие результат. Очень так любопытно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1658
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.09 01:15. Заголовок: Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
В статье по ссылке, написанной, видимо, в 20-е же годы, описывается пример, как ученики американской, надо полагать — сельской, школы выявили причины заболеваемости тифом в одной семье и дали рекомендации по устранению.


Рыдалъ. Во всем цивилизованном мире вспышка тифа (даже тогда) - это карантин, врачи-эпидемиологи, и т.д. А тут - пришли "пионеры", выявили причину, дали рекомендации - и помогло! Нет, я понимаю, при пропихивании программы, даже очень хорошей, привирание неизбежно, но и умеренность тоже надо соблюдать. Единичный случай мог быть именно случаем, и не более. Но даже ради него вводить детей в зараженную зону - хорошие у них были учителя.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 5778
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.09 01:20. Заголовок: Можно ещё предположи..


Можно ещё предположить, что там что-то другое было, не тиф. А то действительно лапша развесистая получается. Меня это как-то смутило, но подход уж больно понравился — выявили, посчитали, получили.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1659
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.09 01:32. Заголовок: Практические предмет..


Практические предметы есть практически предметы. У нас была физкультура, труд и НВП, сейчас вот ОБЖ ввели (ценная вещь, если хорошо учат). Но на метод обучения они не влияют.
Главная задача любого метода - добиться, чтобы дети не имитировали понятийное мышление, подстраиваясь под взрослых, а действительно сами овладевали понятиями. Это, конечно, тяжелый, переломный момент.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1660
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.09 01:38. Заголовок: Насчет "практиче..


Насчет "практического обучения" в фильме-то все просто: над школой шефствует завод, на лето школа выезжает в деревню, где попросту работает руками и головой. Такие навыки, конечно, не забываются.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 5779
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.09 01:52. Заголовок: С ОБЖ сталкивался то..


С ОБЖ сталкивался только в универе… То, на что забивают, сами преподы в первую очередь, все всё понимают и всех взаимно тошнит. У нас на редкость «удачно» ухитряются даже и полезные вещи впихнуть туда и так, что заниматься ими в предлагаемом варианте нет никакой ни возможности, ни желания.
Труд — да… После того, как я восьмигранную гайку сделал, учитель долго не мог подобрать слов. А я чё? Я ничё. Взял да на четыре угла пруток сточил, а потом ещё вдвое — просто и сердито. Только нудно, напильником-то.
Зато со второй попытки получилось как надо. Токарный станок — приятная штука оказалась. Кайфовей напильника. Только в большинстве случаев, как сказано выше, учат всему этому не там, не тогда, и не тех и не так, как надо.
НВП — традиционный отставной пехотный то ли майор, то ли подполкан (за давностию лет стёрлось из памяти). Это «количественно — изобилие эпохи, а качественно — по ту сторону добра и зла».
Физра — не дружил. Хотя посещал.
Если кому-то необходимо детей «жизни поучить», старательно опустив — уроков физкультуры может оказаться вполне достаточно, самый удобный для того предмет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1664
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.09 14:06. Заголовок: Насчет практического..


Насчет практического обучения думаю просто: школа должна предоставить возможность детям участвовать в настоящем взрослом деле, где их знания нужны. В 20-е тут было проще - чтение газет и книг неграмотным, преподавание в ликбезе - тогда грамотность уже была сила. Сейчас надо бы посоображать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1625
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.09 14:48. Заголовок: Цитатник Мао пишет: ..


Цитатник Мао пишет:

 цитата:
В 20-е тут было проще - чтение газет и книг неграмотным, преподавание в ликбезе - тогда грамотность уже была сила. Сейчас надо бы посоображать.

И тогда надо было посоображать. Один известный совр. историк (фамилию запамятовал, у него есть, в частности, монография по истории 19 века и крепостному праву - ссылка есть в недрах форума) писал о феномене вторичной неграмотности в конце 20-х.
Люди (не только дети) в нач. 20 с энтузиазмом кончали ликбез, а в конце 20-х снова были идентифицированы как неграмотные - в жизни-то крестьянской грамота им на фиг не нужна была - потребности в ней и в "посоображать" не воспитали (ну соображаать в практических делах, в число к-рых грамота не входила, жизнь воспитывала).

И еще, нямс, школа должна была представлять возможность общения с настоящим педагогом - неважно, насколько практической была бы их совместная деятельность. Кто-то табуретки для актового зала делал, а для меня первой настоящей запомнившейся практической сознательной деятельностью были сделанный доклад на физкружке по специальной теории относительности и подготовка для класса плакатов по генетике с аллелями, кодонами и пр., в учебнике этих тем не было - я еще застал последствия деятельности Лысенки (мощный был мужик - лет 10 после смерти действовал)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1667
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.09 15:02. Заголовок: Трак Тор пишет: Люд..


Трак Тор пишет:

 цитата:
Люди (не только дети) в нач. 20 с энтузиазмом кончали ликбез, а в конце 20-х снова были идентифицированы как неграмотные - в жизни-то крестьянской грамота им на фиг не нужна была - потребности в ней и в "посоображать" не воспитали (ну соображаать в практических делах, в число к-рых грамота не входила, жизнь воспитывала).


Взрослому крестьянину общаться с "настоящим педагогом" без пользы, а детям для формирования устойчивой потребности к чтению начальной школы мало, хоть бы и с настоящим педагогом. Так что явление было предсказуемое и неизбежное. И что, от этого ликбезы стали не нужны?
Вот я учился в двух школах. В каждой из учителей 3-4 можно было назвать приличными людьми, остальные - какая-то банда духовных растлителей. И что после этого - школа не нужна?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1627
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.09 15:06. Заголовок: нужна...


нужна.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 30
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет