Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение





Пост N: 2050
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.10 23:47. Заголовок: Для Сат-Ока. Проблемы изучения истории в школе


Сат-Ок! У меня возникла проблема, которая раньше не интересовала, а сейчас вдруг стала важна, а именно: как состоит дело с обучением истории в школе (особенно меня интересуют 5-7 классы). Дело в том, что от школы с 95 г. я полностью оторван, узнать что-либо (квалифицированно) кроме вас не у кого. Интересует же меня буквально все: какой материал как усваивается (абстрактные конструкты, конкретный материал, хронология, живая "картинка" эпохи, и т.д.), проблемы усвоения, чем больше интересуются и что вызывает отторжение, что помогает в работе и что мешает, и т.д. Я даже не могу перечислить - меня интересует буквально все, даже незначительная мелочь может оказаться важной. Кроме того, появилось несколько учебников, который, на ваш взгляд, лучше, как они завязаны с учебным процессом? В общем, много такого, чего в наше время не было, да и взгляд 12-летнего школьника и взгляд взрослого педагога несколько отличается. Буду благодарен за любую информацию.
ЗЫ Уважаемые желающие тоже принять участие в обсуждении! Я понимаю, тема сильно располагает к офф-топу, но возьмите себя в руки.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 147 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


постоянный участник




Пост N: 3167
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.01.10 17:06. Заголовок: Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
По-моему, из всех учебников по истории по той советской программе начала 80-х, самый интересный.

Мне тоже так вспоминается.
Цитатник Мао пишет:

 цитата:
На вопрос о впечатлениях от Италии ответ: "Видала я вашу Италию - сапог сапогом".

Сейчас часто так о Египте говорят. Вот почти дословно: "Нафига к этим треугольникам (пирамидам (!)) ехать? - лучше на пляже полежать - мы же отдыхать в Египет приехали, о себе охота подумать, а не о треугольниках!"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 240
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.01.10 17:46. Заголовок: Цитатник Мао пишет: ..


Цитатник Мао пишет:

 цитата:
ученик под влиянием этого воздействия (такой эмоционально-мыслительный голод) должен начать читать книги (хотя бы учебник).



Вот только учебник с его совершенно искусственным языком совсем не котируется.

Исключение - учебники Юрганова и Кацвы и истории Руси до 18 века, а в старших классах - Шубина по зарубежной истории. Там язык чёткий, всё понятно, но уже нет привычки, нет навыка обращение к учебникам, уже есть модель, что учебник - это зло :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2090
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.10 00:03. Заголовок: Ольга пишет: Вот то..


Ольга пишет:

 цитата:
Вот только учебник с его совершенно искусственным языком совсем не котируется.


Эт точно.

Ольга пишет:

 цитата:
Исключение - учебники Юрганова и Кацвы и истории Руси до 18 века, а в старших классах - Шубина по зарубежной истории. Там язык чёткий, всё понятно, но уже нет привычки, нет навыка обращение к учебникам, уже есть модель, что учебник - это зло :)


Это-то самое обидное. В наше время единственные учебники, которые ученики читали просто так, для развлекухи, были учебники по "Истории Древнего Мира" и "Истории средних веков". Не было популярной литературы по этим дисциплинам, зато был голод, интерес к ним. А теперь популярная литература есть (какого качества - другое дело), а интерес не прививается, и учебники не в последнюю очередь тому виной. Ведь все равно первое мнение о предмете формируется от просмотра учебника. Я пролистал несколько (5-6 кл.) - что-то не очень вдохновляет. Хаотично, бесструктурно, картинки к тексту не относятся, да и как работать с рисунками ученикам не подсказано. Почему-то убрали задания с фрагментами источников. И еще много необъяснимого. Такие дела.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2092
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.10 16:52. Заголовок: Сат-Ок, у меня к вам..


Сат-Ок, у меня к вам еще один вопрос (но чем больше мы обсуждаем, тем больше их появляется))).
С учебниками мы плохо-бедно обсудили, а какое у вас мнение об учебном процессе как он есть, вживую? Если нужны какие-то изменения в его структуре (в целом и в частности) - какие по вашему мнению?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3169
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.10 17:42. Заголовок: Ольга Ерёмина На пол..


Ольга Ерёмина
На поле Куликовом

Где Непрядва сплетается с Доном,
Встало русское войско заслоном,
Вышло биться с коварным Мамаем,
Богородицу-мать призывая.

У Непрядвы – обрывы крутые.
Русь проснулась – а встала Россия,
За Непрядвою встала, за Доном
Колокольным молитвенным звоном.

В норы прятались звери степные,
Растревожились птицы ночные:
По засохшим цветам, по отаве
Распласталась татарская стая.

То не соколы реют над полем,
Не волнами вздымается море –
Это русские блещут шеломы,
Это стрелами ветер изломан.

То Непрядвы прохладные струи
Точат чёрную гору крутую,
То, в себя собирая потоки,
Дон становится мощным, глубоким.

Пролетают года и столетья.
Мы смеёмся, как малые дети,
Мы рыдаем, как дети большие,
Над рекою, где встала Россия.

Над Непрядвой – крутые обрывы,
Берега – родников переливы.
Вспоминает Россия с поклоном
Русских воинов, павших за Доном.


Николай Смирнов

Историческая реконструкция
и
проблемы патриотического воспитания


Сейчас на календаре – 2005 год. Шестьсот двадцать пять лет назад произошло одно из самых крупных сражений средневековья – Куликовская битва. Народно-поэтическая традиция дала ей ещё одно определение – Мамаево п о б о и щ е. На редкость ожесточённое сражение имело для судеб нарождающегося Русского государства колоссальное значение. И тут уже неважно, что спустя два года войска Тохтамыша разорили обескровленную столицу, а Великий князь Дмитрий Иванович благоразумно уехал «собирать рать» в костромские леса. Главным для бесстрастной истории было первое крупное объединение русских сил, приведшее к самоосознанию становящегося великорусского этноса.

Можно мысленно представить себе представителей одного рода, держащихся за руки, первым из которых будем мы сами, вторыми – наши родители, а третьими – дедушки и бабушки. Тогда при средней смене поколений четыре в сто лет двадцать пятый человек в этой цепочке будет современником тех далёких событий. Вдумаемся – всего двадцать пять поколений; двадцать пять человек, держащихся за руки… Каков же наш далёкий и столь близкий (всего-то двадцать пятый в строю!) предок?

И вот мы переносимся на Куликово поле. Тускло мерцают кольчуги, вспыхивают на солнце стальные полосы мечей, грозно щетинятся копья. Сосредоточенно и напряжённо глядят сквозь забрала глаза воинов. Боевой выкрик плотных шеренг тонет в грохочущем лязге яростного столкновения…

Белозерск. Деревянная крепость. Приступ отбит, но тараном пробиты ворота. Защитники идут на вылазку. Под стенами разгорается стремительный бой. Статный витязь в блещущем пластинчатом доспехе поражает рыцаря в закрытом шлеме-ведре – предводителя нападавших. Город спасён.

Это – не хроника шестивековой давности. Это не кадры из исторического фильма, хотя антураж и актёры вполне соответствуют. Это начало ХХI века, праздничные фестивали, дни городов, встречи друзей и единомышленников, увлечённых одной общей идеей – воссозданием исторической действительности. Занимаются этим военно-исторические клубы и клубы исторической реконструкции.

Немалая научная работа предшествует конкретным шагам. Проводятся консультации с местными археологами, труды историков становятся настольными книгами. Но всё перевешивает желание воскресить прошлое, оживить дыхание ушедших эпох. Женщины – а их тоже немало – хотят и тут не уступить представителям сильного пола. Своими руками расшивают льняные одежды старинными узорами, умельцы отливают для подруг бронзовые и серебряные украшения – колты, височные кольца, фибулы. По археологическим образцам восстанавливается каждая деталь, вольности тут неприемлемы.

Заворожённо смотрят на такие представления дети. Каждому после самому хочется примерить непривычный костюм или взять в руки оружие… Именно это выводит частное, казалось бы, увлечение немногих людей за рамки рядового забавного факта нашей с вами пёстрой, но по большому счёту равнодушной к нам действительности.

Последние полтора десятилетия отмечены кардинальным разрушением старых стереотипов восприятия мира. То, что раньше считалось незыблемым, подверглось самому агрессивному пересмотру. Взрослые растерялись, как это обычно бывает в переходные периоды, наступил растекающийся по плоскости плюрализм. Самое неожиданное мнение получило равные права с выдержанной и продуманной позицией. Минутное оригинальничанье бесцеремонно отодвинуло в тень накопленное десятилетиями. Между тем яркие фокусы – конфетти в глаза – привлекают внимание прежде всего людей с незрелой психикой. Или детей, предоставленных самим себе.

Уже сейчас выросло поколение тех, для кого гнусная маска из фильма «Крик», Бэтмен или Робокоп милее и понятнее Ивана-царевича, Микулы Селяниновича или Марьи-искусницы. Ребёнок, лишённый живой постоянной связи с культурой своего эгрегора, попадает в виртуальный мир без прошлого и будущего, становится зависим от новых и новых доз наркотика американизированной поп-культуры. Современные дети могут не знать, кто такой Ленин или Суворов, когда была та же Куликовская битва, у них может возникнуть «мнение», что если бы в Великой Отечественной войне победили гитлеровцы, то «мы бы жили как люди». Впрочем, некоторые с трудом припомнят, когда она была, эта самая Великая Отечественная…

Ясно, что старая система патриотического воспитания ушла в прошлое. Не потому, что она была плоха, нет. Просто на неё в течение развития целого поколения не было государственного заказа. А все мы прекрасно знаем, что любая идеология конкурентоспособна лишь в том случае, если она хорошо финансируется. Сейчас в чём-то положение начинает исправляться. Десятилетие безвременья и мыльной эйфории постепенно отходит в прошлое. Но эйфория – как компьютерный вирус. Один раз испытав безответственную одурь, трудно вновь собраться с силами и выстроить вертикаль духа. Взрослому проще стряхнуть с себя липкое оцепенение, тем же, кто вырос и подрастает ныне, сделать это тяжело, им надо помочь.

Интерес к реальному, невыдуманному прошлому в наше время можно пробудить, используя тягу детей и подростков к тому, что можно потрогать руками и в чём самому можно активно поучаствовать.

Президент нашей страны второй год подряд приезжает в Старую Ладогу, где с вниманием слушает рассказы маститых археологов, до этого он был во Пскове, Изборске, Кириллово-Белозерском монастыре. Очевиден его запрос на поиски исторической нити, связующей времена; ему, как руководителю огромной державы, важно понять истоки её существования, дабы осмыслить современное положение и планировать будущие притязания. Не менее важно это и нам с вами. Знать себя и помнить себя – вот на что надо ориентировать подрастающее поколение.

В дни памяти русской воинской славы важно постараться понять истоки героизма предков и суметь быть достойными их заветов. Это возможно только в том случае, если понимание не будет книжным и оторванным от жизни. Доблесть и слава пронизывают всю толщу веков, незримой нитью связывая жизнь поколений. Тридцатый в этой шеренге мог быть дружинником Александра Невского, двадцатый – стоять на Угре-реке, не пуская дальше ордынцев хана Ахмата, десятый – с другими суворовскими «чудо-богатырями» штурмовать Измаил, третий почти наверняка воевал с гитлеровцами на полях Великой Отечественной…

Белое озеро… Край древний и легендарный. Сюда по преданию был посажен Рюриком княжить его брат Синеус. Отсюда ушли на Куликово поле четырнадцать князей белозерских с храброй дружиной («все конно и доспешно»), где все они героически пали на левом фланге, овеянные славой. Песчаные отмели, омываемые густыми медовыми волнами, вызывают в памяти пушкинское лукоморье, где невольно проникаешься суровым волшебством русского Севера, русской былинностью, запечатлённой на картинах Рериха и Васнецова.
В середине лета в Белозерске отмечается день города. Вроде бы ничего необычного – устраивать подобные праздники с некоторых пор стало модно и престижно во всех городах. Но Белозерск с каждым годом принимает всё большее число гостей из разных мест; одни устраивают интереснейшее зрелище, другие – стремятся его увидеть. Дело в том, что в Белозерск пять лет назад из Череповца переехал тридцатилетний тогда Игорь Ручин, археолог по профессии, одержимый стремлением создать на древней белозерской земле военно-исторический клуб. Пройдя через все препоны элементарного выживания (у Игоря пятеро [уже шестеро] детей), через неприятие со стороны местной администрации, ему удалось реализовать то, что было в первоначальных замыслах.

В созданную им княжескую гридницу валом валят экскурсии со всей области, среди которых школьные занимают значительное место. Возвышающийся над дубовым столом хозяин звучным голосом рассказывает о жизни княжеской дружины в Древней Руси, показывает отдельные предметы, даёт желающим подержать оружие или украшения, помогает облачиться в полное вооружение. Непринуждённая живая атмосфера царит на таких встречах, далёкая от унылости застеклённых витрин и отчуждённых академичных экскурсоводов, столь привычных любому из нас и столь отпугивающих детей.

Теперь ребята из клуба «Ратники Синеуса» во главе с «князем Игорем» – желанные гости на всех праздничных мероприятиях Вологодской области и большом празднике на Куликовом поле, что проводится в сентябре. На предпоследнем сам Игорь стал победителем в конкурсе исторической реконструкции мужского костюма Х-ХI века, а на последнем – старшая дочка Юля – серьёзное признание его научной работы. У клуба появилось много друзей из других городов. По приглашению «белозерского князя» они сами съехались в крошечный Белозерск на день города, чтобы принять участие в праздничной программе. Приехали из Москвы, Череповца, Вологды, Архангельска, Ухты, Тулы, Алексина, Мурома… Весь город собрался, чтобы посмотреть на показательное представление, имитирующее штурм крепости на мосту перед древним валом. На следующий день был турнир воинов, когда на огороженном пространстве закованные в броню бойцы выясняли, кто из них сильнее в индивидуальном мастерстве, а также турнир лучников. Они тоже собрали немало народа, несмотря на прошедший дождь.

Особый интерес вызвали шатры московского клуба «Серебряный волк», реконструирующие эпоху викингов времён Ярослава Мудрого – Ярицлейфа из Гардарики скандинавских источников. Это один из самых представительных клубов Москвы, его часто приглашают на фестивали в Европу – в Польшу, Данию, Францию… В древний Белозерск викинги наведывались достаточно часто, судя по археологическим находкам, и появление их в ХХI веке между заграничными вояжами именно в Белозерске выглядело исторической закономерностью.

Два десятка молодых мужчин и девушек сноровисто разбили лагерь. Пока женщины готовили обед в большом котле, возглавлявший викингов херсир (ближайший помощник главного командира - конунга) Гун провёл показательные учения вооружённого отряда. Во время трапезы по кругу, в котором было немало гостей, был пущен рог дружбы. Потом девушки клуба занимались вышиванием, лёгкой уборкой по лагерю, мужчины – участвовали в официальной программе дня города.

Клуб существует более десяти лет, прошёл большой путь становления. Сейчас имеет развитую структуру и неплохую материальную базу. Многие ребята снимались в кинофильме «Юрий Долгорукий». Кстати сказать, никто из членов клуба не погружён в выдуманный мир, как это часто бывает с поклонниками ролевых игр, убегающих от реальности в «страну эльфов». Тот же подход исповедует и Игорь Ручин. На ехидный вопрос корреспондента: «В каком веке вы живёте?» - он невозмутимо напомнил, что в двадцать первом, и никуда отсюда пока не собирается. Однако на время представления, когда в сознании зрителей и самих участников необходимо оживить реалии средних веков, все привычки современного мира отстраняются. Так, в лагере «Серебряных волков» запрещено курить, там не пьют чай и не будут лакомиться мороженым или апельсинами. Всему своё время.

По такому же принципу построены и отношения в гриднице «Ратников Синеуса». Доброжелательный и гостеприимный хозяин никому не предложит усесться в княжеское кресло, всегда подчеркнёт значение иконы в красном углу. Последнее, впрочем, относится к ценностям непреходящим.

Психологи давно говорят о необходимости одновременной загрузки всех органов чувств для наилучшего усвоения того или иного материала. Всё, что даёт живое соприкосновение с миром прошлого, обычно упускается на школьных уроках истории. Тяжесть и необычный покрой одежды и вооружения, запахи дерева, железа и кожи, побрякивание украшений и вибрация рассекаемого клинком воздуха – это прошлое на кончиках пальцев, ноздрей и ресниц, на плечах и в ладонях. Это жизнь, которая по каналам родовой памяти готова пробудиться в каждом из нас.

Большая часть одежды, которую язык никогда не повернётся назвать реквизитом, сделана самими членами клубов. Рубахи зачастую красятся натуральными красителями, как в старину – сушёной черникой, крапивой… Кольчуги, какие попроще, тоже, как правило, делаются для себя самостоятельно. Сплетённая кольчуга – многие тысячи сведённых колец – требует серьёзного терпения и является первым обязательным делом новичка белозерской дружины. Это экзамен серьёзности намерений и готовности к отказу от поверхностных представлений о прошлом, в воссоздании которого собираешься участвовать.

Серьёзное вооружение и металлические детали одежды – сложное литьё, чеканку и гравировку – делают преимущественно знаменитые тульские оружейники, в полной мере сохранившие все традиции изготовления холодного оружия. Пластинчатая, так называемая ламилярная броня на устроителе праздника Игоре Ручине сделана как раз тульскими мастерами. Самих туляков на этот раз было немного, хотя в городе действует несколько крупных военно-исторических клубов. Выделяются среди них «Гладиатор» и «Крепость», в рядах которой состоит семикратный чемпион России по историческому фехтованию Владимир Терехов, как раз и изготовивший со своими помощниками доспех для своего белозерского соратника. В Белозерске Тулу представлял клуб «Рось», ребята в котором активно занимаются ещё и рукопашным боем.

Существенную сторону жизни большинства клубов составляет боевая подготовка и воссоздание приёмов реального боя, так называемое историческое фехтование. В турнире поединщиков тульские ребята выступили неудачно – они привыкли к суровым боям, где на мелкие касания не обращают внимания, а устроители решили сделать условия борьбы более мягкими, когда для результативного попадания достаточно лёгкого касания противника мечом. Из-за этого почти все «серебряные волки» решили воздержаться от участия. В этом смысле путь, по которому идёт историческое фехтование, аналогичен пути, проделанным прочими единоборствами – разделение на тех, кто стоит за максимальное приближение к достоверному бою (при идеальном защитном вооружении, естественно), и тех, кто ратует за рафинированную спортивную систему «победы по очкам». Смысл имеют оба подхода. Первый останется за настоящими богатырями, от чьих ударов сотрясаются щиты и немеют ладони, второй путь для тех, кому участвовать в таких схватках было бы трудно и рискованно.

Конечно, занятия историческим фехтованием и – шире – военной реконструкцией вообще требуют серьёзного и вдумчивого отношения. Особенно у нас в России, где, между прочим, в отличие от остальной Европы, существует федерация исторического фехтования. Если ты берёшь в руки оружие, пусть и затуплённое в соответствии со статьёй закона, то этим невольно берёшь на себя и ответственность за его применение. Тех, кто рвётся покуражиться и помахать мечом без соблюдения строгих правил, не любят и разгуляться не дают. Даже во время крупных сражений, называемых по западноевропейскому образцу бугуртами, случаи серьёзного травматизма нечасты. На регулярных турнирах в Выборге или Минске («Белый замок») бугурты отличаются особой ожесточённостью. При участии иностранцев (поляков, чехов) народа собирается до пятисот человек. Осенью прошлого года на Куликовом поле в сражении участвовало больше двухсот воинов. Если учесть, что самые крупные европейские армии средневековья составляли несколько тысяч солдат, сравнение становится вполне адекватно.

Особая статья – лучники. Лучниками часто становятся девушки или ребята с созерцательной натурой. Это самый тонкий вид воинского искусства, хотя на среднем уровне овладеть им может каждый. Хорошие луки делают специальные мастера, знающие особенности технологии. Также непросто изготовить и стрелу, а ещё сложнее – несколько одинаковых стрел, чтобы не вспоминать каждый раз перед выстрелом, какой характер имеет стрела, наложенная на тетиву в данный момент. Сила натяжения тетивы исторических луков колеблется в зависимости от силы стрелка – от 15 до 45 килограммов. При внешней неброскости лук – самое, пожалуй, опасное и непредсказуемое оружие, в связи с чем используют его в бугуртах исключительно редко.
Пущенная твёрдой рукой стрела летит более чем на сто метров и обладает большой пробивной силой. Лучники – особый элемент программы. На турнире в Белозерске первые два места заняли «серебряный волк» и «росич».

Движение, участники которого своей задачей ставят воссоздание прошлого в той или иной его ипостаси, набирает обороты. Прикладная сторона соседствует с культурно-исторической, и последней уделяется всё больше внимания. Широкий диапазон преобладающих в том или ином клубе интересов гарантирует возможность массового приобщения подрастающего поколения к истории через собственное активное участие. Если говорить о проблемных подростках, то это сильное дисциплинирующее начало, уход с улицы, присоединение к коллективу увлечённых людей, умеющих работать и любить свою родину. Для ребят из интеллигентных семей это возможность самостоятельного выбора культурной ориентации и выход за пределы навязываемых голливудских шаблонов.

Полное вооружение весит порой более тридцати килограммов, полутора-двухкилограммовый меч – не деревянный макет, используемый многочисленными «ролевиками». Окунаясь в атмосферу старинной воинской выучки, невольно примеряешь на себя стать и достоинство княжеского дружинника, лихого викинга или благородного рыцаря. Тело, привыкшее не сгибаться под тяжестью шлема и кольчуги, дух, привыкший не сгибаться под натиском воли не менее хорошо вооружённого противника, проще устоят и в сложных перипетиях современной жизни с её многочисленными стрессами и противоречиями.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2094
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.10 18:48. Заголовок: То есть, по вашей мы..


То есть, по вашей мысли, выход из сложившейся ситуации - не разбивать впустую лоб, пробивая учебники (которые министерство без взяток все равно не примет), а создавать неформальные центры творчества, где дети могли бы участвовать во вполне "взрослом" деле? Помнится, всем известная "Эспада" дрейфовала именно в эту сторону.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 85
Зарегистрирован: 07.06.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.10 20:06. Заголовок: Интересно, а среди н..


Интересно, а среди немецких исторических клубов кто-нибудь воскрешал Сталинградскую битву? А среди французских - отступление Наполеона из Москвы? Да и наши "реконструкторы" что-то не торопятся воссоздать Ситскую битву (а тем более Пьянское побоище 1377 года))).
Не вся историческая память приятна. Возможно, что и не вся полезна...(((
Тем не менее история едина. Но возможно ли СЕГОДНЯ достойное переживание ее горьких страниц? Особенно, если для другого этноса они, напротив, сладкие? И этот этнос - твои сегодняшние сограждане...

"Мы на роли предателей, трусов, иуд в детских играх своих назначали врагов!" (В.Высоцкий)

Как бы не заиграться...

Кстати, и в нашей русской истории тоже была и феодальная раздробленность, и разборки удельных князьков (с нешуточными страстями). Но кто эти грехи молодости сегодня поминает? Не станет ли и вся эта реконструкция со временем восприниматься такими же разборками карапузов в исторической песочнице?

Интересный философский вопрос.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3170
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.10 20:55. Заголовок: Zyx пишет: Да и наш..


Zyx пишет:

 цитата:
Да и наши "реконструкторы" что-то не торопятся воссоздать Ситскую битву

Там битвы, собственно, не было :(

Zyx пишет:

 цитата:
Не вся историческая память приятна. Возможно, что и не вся полезна...(((

Вся полезна. Это же фракталь. Человек, скрывающий в себе нечто и не желающий вспоминать - нуждается в психотерапевтической помощи.

Zyx пишет:

 цитата:
возможно ли СЕГОДНЯ достойное переживание ее горьких страниц? Особенно, если для другого этноса они, напротив, сладкие? И этот этнос - твои сегодняшние сограждане...

Суть реконструкции иная. А переживать можно и должно.

Zyx пишет:

 цитата:
в нашей русской истории тоже была и феодальная раздробленность, и разборки удельных князьков (с нешуточными страстями).

1. Феодальной раздробленности не было за отсутствием у нас в стране феодализма. 2. "Князьки" владели территориями, сопоставимыми с западноевропейскими королевствами.

Zyx пишет:

 цитата:
Но кто эти грехи молодости сегодня поминает?

В любом учебнике об этом немало. Правда, односторонне, с перечислением только отрицательных сторон. А были и положительные. Естественный, диалектический процесс.

Zyx пишет:

 цитата:
Не станет ли и вся эта реконструкция со временем восприниматься такими же разборками карапузов в исторической песочнице?

Вы что-то хотите негативное сказать, по-моему. Но вот что именно - мне непонятно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6624
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.10 21:02. Заголовок: Сат-Ок пишет: Феода..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Феодальной раздробленности не было за отсутствием у нас в стране феодализма.



А есть какой-то адекватный термин, который терминологически точно бы описывал оную раздробленность? Для неспециалиста эти тонкости иной раз могут и заслонить картину. Человек вот в данном случае ведь не формацию имел ввиду, а состояние лоскутного одеяла и междоусобицы — энное количество государственно-территориальных образований, конфликтующих между собой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3171
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.10 21:12. Заголовок: Вот и надо говорить:..


Вот и надо говорить: удельная раздробленность.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 292
Зарегистрирован: 09.06.09
Откуда: Россия, СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.10 21:52. Заголовок: Zyx пишет: Тем не м..


Zyx пишет:

 цитата:
Тем не менее история едина. Но возможно ли СЕГОДНЯ достойное переживание ее горьких страниц? Особенно, если для другого этноса они, напротив, сладкие? И этот этнос - твои сегодняшние сограждане...
Как бы не заиграться...

У тебя есть иные предложения? Или предлагаешь забыть свою историю, лишь бы кому-то мозоль не отдавить?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2095
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.10 00:24. Заголовок: Zyx пишет: Да и наш..


Zyx пишет:

 цитата:
Да и наши "реконструкторы" что-то не торопятся воссоздать Ситскую битву


И зря. Славнейшее было дело. Там и под Коломной и были настоящие герои, а не те, что под Переславлем прятались. А что перебили их одним туменом - так их и было на два чиха. Героизм не измеряется достижением утилитарного успеха. Как говорил Толстой про "Войну и мир": "Я не мог бы писать о нашей победе, не описав наших неудач и нашего сраму. Ежели наша победа была не случайной, а проистекала из самого характера нашего народа, то еще сильнее он должен был проявиться во времена поражений" (цитата по памяти). Да, кстати, "Слово..." тоже не про победу написано. "Князем слава а дружине аминь".

Zyx пишет:

 цитата:
Кстати, и в нашей русской истории тоже была и феодальная раздробленность, и разборки удельных князьков (с нешуточными страстями). Но кто эти грехи молодости сегодня поминает?



 цитата:
Как бы не заиграться...


Ярче остальных об этом вспомнило "Слово", и с тех пор вспоминают все кому не лень. Иван Грозный так вовсе сделал краеугольным камнем своей пропаганды. И сейчас у многих это единственное, что они знают о средневековье. Так что в этом смысле уже доигрались, не вредно бы расширить картинку, сделать ее несколько полнее. А то вон у каких-то последователей Фомы Куликовская битва - это пьяная разборка местных братков где-то в районе нынешнего Китай-города. А ведь эту ахинею читает больше народу, чем что-то путное и современное о Куликовской битве.

Zyx пишет:

 цитата:
Но возможно ли СЕГОДНЯ достойное переживание ее горьких страниц? Особенно, если для другого этноса они, напротив, сладкие? И этот этнос - твои сегодняшние сограждане...


Воля ваша, но вы что-то странное сказали. Может, и о татарском иге не вспоминать, ибо для некоторых из татар эти воспоминания могут оказаться сладкими? Кстати, всенародных празднований взятия Казани никто не устраивает, если вы не заметили.
Вообще, такое впечатление, что у вас было что сказать, но вы постеснялись, и вместо этого сказали то, что сказали. В следующий раз говорите, пожалуйста, прямо. Это сильно облегчит общение. Ведь прямо - это не обязательно по-хамски, так что ничего страшного.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2096
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.10 00:31. Заголовок: Сат-Ок пишет: Вот и..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Вот и надо говорить: удельная раздробленность.


То есть феодальная раздробленность - частный случай удельной раздробленности, характерный для Западной Европы в классическое средневековье?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 242
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.10 09:23. Заголовок: Феодализм - явление,..


Феодализм - явление, принципиально отличное от системы русских князей.

Феодалы были воинами, получившими участок земли, и подчинялись своему господину, например, герцогу, были его вассалами. Однако при этом они не были вассалами короля, хотя герцог был таковым. "Вассал моего вассала - не мой вассал". Не было жёсткой вертикали власти, феодалы, сидящие в своих феодах, были в значительной степени независимыми, они владели феодом, и это было их главное достояние, хотя они могли получить от своего господина ещё землю в дар, получить по наследству или взять в приданое за женой. И это называется феодализмом.

Русские князья, сидящие в своих уделах, ВСЕ были родственниками. Они получали уделы по старшинству, официально подчинялись старшему в роде и по мере ухода из жизни старших передвигались из удела в удел. Цель была - достичь Великого княжения. Такой порядок престолонаследия сохранялся вплоть до детей Дмитрия Донского - помните, из-за чего образовалась война Василия Тёмного с Юрием Звенигородским и Галицким? Василий был внуком Дмитрия Ивановича, и Юрий - сыном, и по смерти брата, то бишь отца Василия, претендовал с полным правом как старший в роду на Московский стол. Но там свои политические силы вмешались.

Дети тех князей, что при жизни не достигали великого княжения, получали выморочные уделы, маленькие городки, и лишались права двигаться по этой лестнице. Но всё равно они не были вассалами, они были родственниками, которые при случае - при кураже - претендовали на более высокие и доходные княжества, как Мстиславы - Удалой и Храбрый, торопецкие князья.

Примерно при Иване Третьем и позже формировалась жёсткая вертикаль власти, когда дворяне - изначально воины - получали поместье, но и они, и их слуги, и крестьяне - все являлись холопами великого князя, а затем царя-батюшки. Но это уже не удельная раздробленность.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2103
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.10 15:43. Заголовок: Да, но исторически р..


Да, но исторически раннефеодальная система, когда дружинник-германец (или кто там еще) получал лен за службу и на время службы (в кормление, как сказали бы у нас) возникла первоначально в недрах варварской удельной системы. Да и на Востоке были (в Китае - уже в древности) свои варианты удельной системы. Так что говорить о ней, как об общем случае, наверное, можно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2115
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.10 02:02. Заголовок: Сат-Ок, скажите, а к..


Сат-Ок, скажите, а как на ваш взгляд следующая идея.
Я одно время подрабатывал версткой учебников и точно знаю - есть жесткие санитарные нормы на вес, объем книги, а также на параметры шрифтов. То есть достаточно много в такой учебник не запихнешь физически. В результате у авторов получается сплошной "прыг-скок", и каждой теме "одним махом семерых побивахом". Учебники напоминают некоторых фотомоделей - ходячий майданек и тупая, как валенок.
А если в дополнение к учебнику выпускать "Книгу для чтения" или что-то в этом роде, что не надо носить в класс и которую можно сделать достаточно толстой? Тогда бы учебник был бы чем-то концептуальным, а в "Книгу..." входил бы обширный материал, по которому можно было бы давать разные задания разным ученикам, вроде вариантов на контрольной. Или это практически нереально или малопродуктивно?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3173
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.10 10:34. Заголовок: По литературе такое ..


По литературе такое практикуется иногда. Почему нельзя то же сделать для истории - для меня загадка. Мой универский препод Данилевский 10 лет назад выпустил хорошую рабочую тетрадь - с картинками и нетривиальным заданиями, но она не получила распространения. А там были древние и современные тексты, система местничества, например.

Так что это очень продуктивно, но практически малореально. Особенно, учитывая курс на госты в гуманитарном образовании и страха крупных издательств перед любой новинкой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2116
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.10 14:23. Заголовок: Сат-Ок пишет: А там..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
А там были древние и современные тексты, система местничества, например.


Это то, что я не понимал в школе, и что ученики и даже студенты напробой не понимают.

Сат-Ок пишет:

 цитата:
Так что это очень продуктивно, но практически малореально. Особенно, учитывая курс на госты в гуманитарном образовании и страха крупных издательств перед любой новинкой.


Там гораздо хуже. Там (в министерстве и "Просвещении") страшная коррупция. Собственно, есть две вещи, которые невозможно обойти при пропихивании нового - это сан.нормы и взятки. Если взяты эти высоты, остальное преодолимо так или иначе.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3176
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.10 11:43. Заголовок: Увы, нормы санпина с..


Увы, нормы санпина сплошь и рядом нарушаются. Может, и не в "Просвещении", но - часто.

Про взятки... была интересная история, когда издательство "Вербум-М" заказало мне учебное пособие по элективному курсу по литературе - отечественная НФ. Я потратил 10 месяцев, редактор фанател и говорил, что благодаря мне стал понимать НФ как литературное направление. Проходила уже последняя сверка и вычитка, когда вдруг, без объяснения причин мне было сказано, что издание не состоится, но сотрудничество может быть продолжено, разумеется, если я напишу что-нибудь ещё.

А за несколько недель до этого обсуждали с директором, в какие города поедем рекламировать среди учителей. Хотел ли он взятку? - сложно сказать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 480
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.10 12:36. Заголовок: Мне кажется, что это..


Мне кажется, что это общий процесс неготовности: и учителей, и, как следствие, разных инстанций, в руках которых нормы, право издавать и пр. Ты, Сат-Ок, очень опередил время с этим элективным курсом. Я в него серьезно вчитываюсь, так как собираюсь использовать в одном своем проекте - могу тебе сказать уверенно: это еще не для общих учебных заведений. Хотя, все может повернуться неожиданным образом.

Мы иногда не идем на компромиссы (и правильно делаем), но этапное оформление нужной идеи - некая разумная фрагментарность, постепенность, проявление промежуточных спиралей - это не компромисс. Так что, в предложении "написать что-нибудь" еще был, возможно, скрытый смысл, который мог быть понятен только тебе. А, возможно, банальное ожидание взятки. Пусть ждут. Быстрее прогневают эволюцию :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3177
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.10 13:20. Заголовок: Да, про то, что опер..


Да, про то, что опередил - разумеется. Преподавать по моему пособию смогли бы единицы. Но это не важно. Главное - текст разошёлся бы по детям, а книга начинает жить своей собственной жизнью - как правило, многолетней. У неё своя карма.

Так что всё было нормально. Особенно на фоне курсов типа "Женская поэзия 90-х гг. 19 вв" или "Джаз и переписка американских аболиционистов", когда люди просто банально проталкивали в школу темы своих диссеров, никому не интересных, кроме них самих.

Есть такой психологический приём - упоминание имени. Запомнят имя, произведение, скажут: "А, да, у нас даже учебник такой был!" - и ореол "разрешённой", официальной серьёзности уже задан. Это очень важный момент, вытекающий из работы с ЗОР по Выготскому.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 482
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.10 20:07. Заголовок: Значит нужно продолж..


Значит нужно продолжать заботиться о судьбе этого учебника. Может быть в другое издательство? Или, например, напечатать своими силами несколько экземпляров и раздать адекватным педагогам. Ну, как-то так.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2118
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.10 20:21. Заголовок: Сат-Ок пишет: Прохо..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Проходила уже последняя сверка и вычитка, когда вдруг, без объяснения причин мне было сказано, что издание не состоится, но сотрудничество может быть продолжено, разумеется, если я напишу что-нибудь ещё.

А за несколько недель до этого обсуждали с директором, в какие города поедем рекламировать среди учителей. Хотел ли он взятку? - сложно сказать.


Бог его знает. Там столько подводных течений и столкновений интересов, что даже опытные люди, для которых это профессия - пасуют. Вплоть до того, что у него могли попытаться отобрать этот курс, и он решил пустить его под нож. Бывало и такое. Во времена былые-удалые сколько одних хозяев и директоров издательств переколбасили - страсть.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6669
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.10 08:53. Заголовок: Давайте не будем отв..


Давайте не будем отвлекаться, обсуждение читалок перенёс в «Авиацию, электронику и алкоголь». Проблема тут вовсе не в техническом обеспечении читателя, а в, так сказать, в мозговом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 490
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.10 09:21. Заголовок: Мне показалось, что ..


Мне показалось, что очень было в тему. Ведь ставится вопрос о невозможности издавать нужные учебники, о санитарных нормах, взятках - разве читалка, которая может вместить всю библиотеку мира (и неизданные учебники также!) - это не часть решения проблемы мутантов-чиновников?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6671
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.10 09:34. Заголовок: Ни в коем разе. Кто ..


Ни в коем разе. Кто её решать будет? Разве что сами родители. Что касаемо санитарных и технических аспектов — эт овсё же лучше отдельно обсуждать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3194
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.10 16:58. Заголовок: Спасибо Цитатнику - ..


Спасибо Цитатнику - теперь есть куда выкладывать свои наблюдения и заметки.
Сегодня намеревался пройтись с 9 классом по мыслителям Осевого времени, а успел только по ранним эллинам и иудейским пророкам. Причём околоорфическая философия Пифагора неожиданно для меня превратилась в источник немалой рефлексии.

На удивление быстро они поняли специфически эллинский принцип удвоения изначальной божественной единицы. Про воссоединение осколков божественной скорлупы :) тоже - это романтично. А потом один мальчик сказал: "А зачем им вообще соединяться?". Я ответил: "Соединение с объектом любви - большое удовольствие". Он: "А я, если бы разбил кувшин, не стал бы его собирать. Осколки - тоже интересно!" Я: "Отлично! А как называется вот уже много веков персонаж, который хочет разбить всё прекрасное и гармоничное, извратить божественное удовольствие?" И наступила тишина, сменившаяся неуверенным хихиканьем и медленным покраснением моего оппонента, ибо он понял, на кого смахивает :)

После рассказал о замкнутой космологии иудеев, обличениях пророков и показал двусмысленность поведения Иеговы в эпизоде с изгнанием из Рая.

А когда одна из учениц спросила, не является ли Иегова той "мышкой", что разбила пифагорейское первояйцо, я сказал только: "Дети, я вам этого не говорил" :)

Хороший день.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 529
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.10 17:09. Заголовок: Счастливые дети с та..


Счастливые дети с таким учителем :)
Мне бы в школе так рассказывали - я бы, может, сейчас тоже историком была.
По существу, к сожалению, ничего сказать не могу, но за тебя, Сат-Ок, рада. Хорошее поле для творческой деятельности - дорогого стоит!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2139
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.10 17:54. Заголовок: Сат-Ок, а по вашим н..


Сат-Ок, а по вашим наблюдениям, ученики решают предложенные вами задачи от себя лично или от лица исторических персонажей, так сказать, временно меняют историческое лицо? Или в разном возрасте по-разному?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3195
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.10 18:55. Заголовок: Сейчас у нас в школе..


Сейчас у нас в школе идёт игра в исторический суд на двумя эпохами - Ивана Грозного и Сталинского СССР. Я в этом тщательно участвовать возможности не имею, но лекцию больше двух часов по 16 веку для 8-11 кл. (100 чел примерно) провести вчера пришлось. Уверяют, что с большим успехом (педагоги многие тоже образовывались :)

Но это не суть. А суть в том, что дети распределяют между собой тогдашних персонажей, знакомятся с их работами и выступают от их имени в качестве обвинителей или защитников. Интересно то, что обвинителей ИГ оказалось найти проще, хотя на самом деле их было существенно меньше. Туда у нас пошли Андрей Курбский, Максим Грек, митрополит Филипп, Матвей Башкин, Василий Косой и Иван Пересветов. А в защитники - сам ИГ, митрополит Макарий, снова же Пересветов (в связи со сложностью его концепции), пришлось даже тень Иосифа Волоцкого воскресить.

Обычно же - отождествление с персонажем свойственно младшему возрасту, а старшие погрязли в отсебятине :)



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2141
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.10 23:06. Заголовок: Сат-Ок пишет: Обычн..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Обычно же - отождествление с персонажем свойственно младшему возрасту, а старшие погрязли в отсебятине :)


У меня похоже было. Началось в 11 лет, но особенно мощно было в 12 - полное отождествление себя с персонажами, пусть анонимными. И как-то понималось все глубоко. Даже, помню, понимал, отчего химеры на Нотр-Дам (только сказать не мог))). А в 13 все начало уходить, и к 14-ти уже полностью поперло свое "я". И никакого проникновения в предмет. Уже потом, в бауманке, я когда Гуревича "Категории" читал - все по лбу себя хлопал: "Я же это все в 12 лет знал!"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 91
Зарегистрирован: 07.06.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.10 00:27. Заголовок: Сат-Ок, а тени Малют..


Сат-Ок, а тени Малюты Скуратова и Лаврентия Берии не вызывали? )))

Вообще, обе те эпохи схожи прежде всего нашим СИЛЬНЕЙШИМ геополитическим противостоянием с Западом (с соответствующей яростной идеологической аранжировкой ). Так что судить (или диагностировать) кромешников нужно с учетом обстоятельств. Интересная тема - а можно ли было (и тогда, и тогда) отстоять устои государственности инструментально гуманнее или хотя бы эффективнее (с высот нынешней просвещенности)?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6725
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.10 00:39. Заголовок: А Грозный не государ..


А Грозный не государственность укреплял и не с Западом боролся. Это он так к Страшному суду готовился.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2157
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.10 01:22. Заголовок: Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
Интересная тема - а можно ли было (и тогда, и тогда) отстоять устои государственности инструментально гуманнее или хотя бы эффективнее (с высот нынешней просвещенности)?


В сущности, вы ставите вопрос - можно ли было не провалить и дескредитировать все дело? Думаю, можно. У Петра же получилось, хотя ему труднее пришлось.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3220
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.10 07:07. Заголовок: Zyx, тени Малюты Ску..


Zyx, тени Малюты Скуратова и Лаврентия Берии вызывали. Равно как Курбского и Власова. С пониманием сходств и отличий.
Что такое "устои государственности" на Руси 16 века - я не знаю. А также слова "Родина", "любовь к Родине", "Отечество", "патриотизм". Переведите эти слова на древнерусский, пожалуйста. А после найдите в источниках. Я вот не могу.

А также помогите ответить на несколько простых вопросов:
Зачем надо было вырезать пол-Новгорода?
Почему спаситель Москвы, победитель 120-тысячной армии Девлет-Гирея князь Воротынский (опричное войско просто разбежалось) спустя год был поджарен лично царём за колдовство?
Как называется человек, душевно отдыхающий в пыточном подвале?
Почему среди опричников было немало иностранцев, коли всё задумывалось, чтобы отбиться от них, проклятых?
Зачем нужны были нужны извращённые садистические казни с предварительным психологическим растаптыванием казнимых?

Про высоты нынешней просвещённости умолчим, ибо, как Алекс справедливо заметил, она на другом сосредоточивается. А вот о высотах тогдашней просвещённости поговорить можно. Ибо для достижения их целей нужна была отнюдь не наша, а ихняя просвещённость.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3541
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.10 23:56. Заголовок: Зарисовка с урока. ..


Зарисовка с урока.

Я две пары втолковывал школьникам - про изгнание из рая, двойное инферно, просветление.

Говорю: "Поймите, вашему уму неимоверно тяжело, сойдите с него!"

Один мальчик затупил, говорит, что тогда получается, что святые становятся животными. Я его поставил на стул, сам на другой влез. "Вот стул - это ум. Ты чувствуешь, как ему тяжело? Сойдём с него!" И одновременно сошли. Он на пол, а я - на парту :)

Твой выбор, к у д а именно сходить - вниз или вверх, сказал я ему. Впечатлились :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2532
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.10 00:19. Заголовок: Доходчиво. :sm54: ..


Доходчиво.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 7355
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.10 00:31. Заголовок: А тема урока какая б..


А тема урока какая была?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3543
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.10 00:53. Заголовок: Да мы две пары обсуж..


Да мы две пары обсуждали цитату Лао, я её разбираю в главе про Олди. Я к этому припаял эволюцию сознания, Ветхий Завет, Стрелу Аримана - ну там всё в ход пошло.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 739
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.10 01:06. Заголовок: А мы сегодня на меро..


А мы сегодня на мероприятии, которое называется "Читаем за чаем" читали "Дао Дэ цзин" в переводе Торчинова. Я еще раз вспомнила, как ты говорил, что это первый учебник по диалектике. Ну просто диалектическая песня!

Простите за офф-топ

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 147 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 33
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет