Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение





Пост N: 3568
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.12 00:09. Заголовок: Греко-буддизм


Что такое Греко-буддизм... Подробно... относительно подробно с этим понятием, можно ознакомиться в статьях Википедии Греко-буддизм Греко-бактрийское царство, Индо-греческое царство

Если же... совсем просто... Шёл Александр Македонский со своими войсками... Как известно... до Индии дошёл... Вызвав своим «завоеванием мира», не только смешение греческой культуры и культуры Египта, но и поразительное взаимопроникновение, эллинизма и культуры буддийского востока!
Почему произошло такое красивое и весьма позитивное соединение культур, можно будет обсудить. А, пока... приведу очень красивую статью советского археолога...
________________

Отсканированная копия статьи, размещённой в ежегоднике:
«Наука и человечество» М. Знание, 1983 год...


ВИКТОР ИВАНОВИЧ САРИАНИДИ

Сокровища Золотого Холма



Раскинувшись по обоим берегам Амударьи и занимая с одной стороны южные области Советской Средней Азии, а с другой — Северного Афганистана, легендарная Бактрия до последнего времени оставалась интригующей загадкой исторической науки. Так продолжалось вплоть до 1969 г., когда здесь впервые начала свои полевые исследования советско-афганская археологическая экспедиция.
Уже в первый год работ экспедиция обнаружила здесь невзрачный на первый взгляд холм, расположенный около города Шибарган. Не звучное его название — Тилля-тепе, т. е. Золотой Холм, а загадочная керамика, найденная на поверхности холма, побудила археологов предпринять сначала пробные, а затем и более широкие раскопки, которые привели к открытию монументальной архитектуры рубежа II—I тысячелетий до нашей эры.
В 1978 г. археологи были вознаграждены за свой упорный труд поистине царским подарком — открытием семи царских могил. Судя по найденным в могилах монетам, некрополь относится к тому времени, когда жизнь на поселении Тилля-тепе уже давно прекратилась, и лишь безлюдные руины напоминали о его былом величии. Удалось установить, что примерно через пять веков, после того как Тилля-тепе был заброшен, рядом с ним возник античный город под современным названием Емши-тепе, правители которого и выбрали руины Тилля-тепе для своего некрополя. Совершенно очевидно, что античные погребения не имеют никакого отношения к самому Тилля-тепе, так как некрополем мог быть любой холм из тех, что до сих пор разбросаны вокруг величественных руин древнего города Емши-тепе. На это же указывает тот факт, что все могилы расположены исключительно на той части холма Тилля-тепе, которая обращена в сторону Емши-тепе, так что здравствующие родственники, не выходя из дворца всегда могли следить за сохранностью родового кладбища. Более того, удивительно простые по устройству, как бы наспех вырытые могильные ямы резко контрастируют с величайшим богатством находящихся в них золотых изделий, что наводит на мысль о тайных захоронениях. Видимо, античные правители Емши-тепе предвидели возможность ограбления царских могил в будущем, поэтому захоронения совершались, надо полагать, ночью, когда в руинах Тилля-тепе за считанные часы вырывалась простая прямоугольной формы могила, стены которой даже не обмазывались глиной, не говоря уже о каких-либо намогильных сооружениях.
В могилу глубиной не более 2 м опускали деревянный гроб на невысоких ножках; крышка отсутствовала, вместо нее на гроб набрасывали покрывало с нашитыми на него золотыми и серебряными дисками. Покойник внутри гроба лежал на спине в вытянутом положении. После того как гроб был опущен в могильную яму, сверху ее перекрывали досками или плахами, обтягивали кожей или циновками, а потом засыпали землей. Таким образом, могила сначала была пустотелая, и лишь по прошествии какого-то времени кровля обрушивалась и засыпала землей сам гроб. Все захоронения, за исключением одного, располагаются у подножья Тилля-тепе, к которому вплотную подступают современные хлопковые поля, в результате чего кости скелетов оказались в очень плохой сохранности, что затруднило их антропологическое изучение.
Ошеломляющая картина открылась перед глазами археологов, когда они вскрыли первую из семи обнаруженных могил. Под золотыми украшениями не были видны кости умерших, скелеты буквально утопали под желтыми, искрящимися на солнце золотыми украшениями. Множество золотых пуговичек, бляшек, колокольчиков, дисков, подвесок, бусинок, нередко украшенных бирюзовыми, лазуритовыми и гранатовыми вставками, были нашиты на погребальные одеяния.
Нетрудно представить себе, как тысячи нашивных бляшек, звеня и сверкая на солнце, озаряли владельцев этих парадных одеяний, когда они восседали на царских тронах! А о том, что в могилах были погребены представители царских династий, с уверенностью можно судить по золотым коронам, надетым на головы умерших.
Самая первая из раскопанных могил оказалась наиболее «бедной» по сравнению с последующими. Хотя среди погребальных украшений было обнаружено около 2500 золотых предметов, почти все они представляют собой мелкие бляшки, некогда нашитые на погребальные одежды. Исключение составляют семь однотипных золотых пластин, изготовленных в виде человека с дельфином на плечах.
Зато во втором погребении наряду с такими же простыми нашивными бляшками были найдены уже подлинно художественные изделия. Нижняя челюсть черепа «от уха до уха» оказалась подхвачена широкой золотой лентой, украшенной по краю золотыми же цветочками. Волосы покойного с боков были заколоты головными булавками, золотые фигурные навершия которых украшены нанизанным на них жемчугом.
Но, пожалуй, самой неожиданной находкой была пара золотых подвесок у висков покойного, каких еще не знал мир. Двусторонние, отлитые в сложной технике, они сохранили одинаковые



Общий вид погребения №6
________

изображения: государь, борющийся со стоящими по его бокам драконами. Впервые после многих веков на свет взглянуло бесстрастное широкоскулое с косыми, по-рысьи поставленными глазами и прямым носом лицо. Властное, суровое лицо передает образ былого правителя, особое положение которого недвусмысленно подчеркивает надетая на его голову тиара (корона).



Золотая пластина с изображением человека с дельфином на плечах. Золотые подвески «государь, борющийся с драконами» и их деталь.



Но особенно нас восхитило пятнышко-тика, вдавленное в середине лба — бесспорное влияние Индии, где эта отметка служила показателем высокого социального положения в обществе. Из-под короны на плечи легкими косыми прядями спускаются длинные, пышные волосы, шею охватывает, по-видимому, гривна. Торс облачен в короткий, свободно запахнутый кафтан, перетянутый по талии кушаком, из-под которого широко в стороны расходятся полы кафтана. Расставленные в стороны руки упираются в рогатых, крылатых драконов с лошадиноподобными мордами, их пасти широко раскрыты. Длинное тело с неестественно вывернутыми назад ногами украшено бирюзовыми, сердоликовыми и лазуритовыми вставками. Вниз от этой композиции причудливо переплетаясь спускаются витые цепочки, образующие сетку, украшенную фигурными бляшками, инкрустированными кроваво- красными гранатами, голубыми бирюзинками и синими лазуритами.
Образ государя-драконоборца, достаточно популярный в греко-римском античном мире, получил на бактрийской почве свою местную переработку,



Перстень с изображением богини Афины и надписью «Афина». Золотая статуэтка богини с эротом.

что нашло свое отражение и в индийском влиянии, и в общей иконографической позе вывернутых назад ног, что бесспорно связано с искусством «сибирского звериного стиля». Мы легко можем представить себе, как гордо восседал при жизни на троне правитель, властное лицо которого венчала высокая, расцвеченная золотыми дисками тиара, с которой по обе стороны лица спускались эти подвески. Свободно прикрепленные к тиаре, даже при слабом повороте головы, они тяжело покачиваясь, мерцали литым золотом и яркими самоцветами, подчеркивая превосходство владетеля над всеми остальными людьми.
Пальцы умершего были унизаны золотыми перстнями с вставками, на которых изображена богиня Афина, причем на одном из них сохранилась надпись греческими буквами «Афина», но в обратном зеркальном изображении, что характерно только для печаток, которыми делались личные оттиски.
В еще большей степени о соединении греческих и восточных культурных традиций свидетельствует золотая статуэтка крылатой богини с широкоскулым лицом, передающим этнический тип, напоминающий общий облик вышеупомянутого государя на подвесках. На голове сохранился сложной формы головной убор в виде тюрбана, из-под которого длинными прямыми прядями спускаются волосы.
Торс по-восточному перетянут перекрещивающимися ремнями, между которыми выступают небольшие груди; неестественно большой округлый живот сохранил в центре вдавленный пупок. Обе руки опущены вниз, причем в левой зажат какой-то плод, по-видимому, гранат. Нижняя часть тела задрапирована ниспадающими одеждами, перехваченными по линии бедер толстым витым жгутом. У левого плеча помещена миниатюрная фигурка крылатого эрота с луком в руке, причем еще намеченное широкое лицо его во многом сходно с лицом богини, так что мастер, возможно, и невольно, но придал своему произведению черты тех живых соплеменниц, которые окружали его в реальной жизни.
Так или иначе, но фигурка эрота не оставляет сомнения, что перед нами греческая богиня любви — Афродита, вернее, ее бактрийский вариант. Это нашло свое отражение в несоразмерно





Золотая застёжка в виде эрота, сидящего на дельфине. Золотой браслет с изображением антилоп и его деталь.
_________

короткой, приземистой фигуре и в ориентальных чертах лица.
Не менее пышно украшены и сами погребальные одеяния умершего. Короткая, до бедер, рубаха расшита на груди золотыми инкрустированными бирюзой дисками, образующими три широкие ленты, идущие от воротника к подолу. Под горлом она застегнута двумя однотипными золотыми пряжками в виде крылатых эротов, сидящих верхом на дельфине. Широкие манжеты рукавов богато расшиты в несколько рядов золотыми бляшками; среди них выделяются головки баранов с глазами, влажно мерцающими сердоликовыми зрачками, а лепестки-уши и закрученные назад рожки инкрустированы бирюзовыми вставками.
Под манжетами на запястьях рук мы обнаружили массивные золотые браслеты, несомкнутые концы которых отлиты в виде скульптурных фигур антилоп. Мастер-ювелир показал животных в «летящем галопе»: смело выброшенные передние ноги, легко изогнутое тело, закинутые назад ноги с хвостиком. Губастая, мягко моделированная голова с преувеличенно большими глазами и изогнутыми рогами дополняет общий образ этого гордого животного. Тела антилоп богато инкрустированы бирюзовыми вставками, но особенное восхищение вызывает инкрустация глаз, в уголки которых вставлены почти микроскопические бирюзовые кусочки, изображающие белки, в то время как зрачки сделаны в виде сердоликовых бусинок. Стертость на поверхности браслетов не оставляет сомнений в том, что умерший носил их при жизни, когда они тяжело скользили от запястья к локтю при каждом жесте. На щиколотках ног также были надеты массивные золотые браслеты весом до полу килограмма.
Раскопки Тилля-тепе продвигались своим чередом, пока не достигли наивысшей точки холма, где мы неожиданно обнаружили очередное, третье, погребение. Уже с самого начала нас насторожил тот факт, что чуть в стороне от основного погребения мы наткнулись на кучку мелких золотых украшений, которые могли быть перемещены сюда скорее всего грызунами. Как оказалось, еще в древности, когда могильная яма была пустотелой, здесь обосновалась колония мышей, безнадежно разрушившая все погребение. Позднее на дне могилы нам удалось найти входы в три мышиные норы и, опустившись по ним на глубину до 3 м, извлечь оттуда еще около тысячи мелких золотых изделий. А пока безрадостная картина сплошного хаоса и разрушения предстала перед нами. От былого скелета на месте сохранились лишь теменная часть черепа, разрозненные тазовые кости и стопы ног. Голову покойного украшала золотая корона, а шею — ожерелье, составленное из крупных золотых шариков, покрытых мелкой зернью. Возможно, в ушах висели массивные золотые клипсы, растащенные мышами.
Но главное украшение составляли три золотые застежки, располагавшиеся под шеей и свидетельствующие по крайней мере о трех слоях погребенных одежд. Самая нижняя представляет собой две одинаковые золотые половинки, отлитые в виде амуров, сидящих верхом на рыбах. На головах у рыб сохранились пышные султаны, инкрустированные крупными выпуклыми бирюзовыми вставками; бирюза и лазурит использовались для

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 25 [только новые]







Пост N: 3569
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.12 00:10. Заголовок: передачи рыбьей чешу..


передачи рыбьей чешуи, плавников и хвостов. Во рту у одной рыбы зажат крючок, у другой —петля, при помощи которых обе половинки застегивали рубаху у горла.
Сидящие верхом на рыбах эроты одной рукой держатся за рыбьи султаны, вторая рука поднята вверх. Их жирные лица с обвислыми щеками и чувственно припухлыми губами далеки от античных образов резвящихся среди морских волн амуров, этих признанных символов любви греко-римского искусства, хотя бесспорно, что местные мастера копировали известный сюжет.
Зато лежащие выше крупные застежки, которыми закалывался длинный халат, представляют собой изделия, подобных которым еще не было найдено ни одним археологом. Застёжки состоят



Золотое ожерелье. Золотой сосуд.
_________

из двух золотых прямоугольных пластин, отлитых в сложной прорезной технике, в высоком рельефе. На обеих половинках помещены однотипные изображения воинов в полном боевом облачении. Передан легкий, почти профильный поворот головы эллина с прямым носом, четко очерченными глазами под разлетающимися бровями, припухлый капризный рот и волевой подбородок. Голова увенчана сверху шлемом с закрученным султаном и двумя торчащими вверх рожками. Из-под шлема на плечи длинными прядями ниспадают вьющиеся волосы. На плечи накинут плащ, который мягкими складками опускается до самой земли. В одной руке воина зажато длинное копье, в другой — круглый щит; сбоку к портупее подвешен меч с рукоятью в виде



Камея... Деталь. Золотая пластина «дракон, терзающий лошадь»



Пектораль с камеей
_________

орлиной головы. Из-под короткой, но широко расходящейся юбки выступают расставленные ноги в сандалиях с ремнями до колен. Фигуры заключены в рамки из стилизованных растений, причем в верхних углах расположены птицы, возможно, орлы, держащие в клювах развевающиеся ленты, в то время как в нижних углах — миниатюрные крылатые драконы со зло оскаленными мордами.
Скорее всего, на застежках изображен бог войны Арес, однако длинные струящиеся по плечам волосы и в особенности рога на шлеме могут намекать на образ Александра Македонского, за которым на Востоке прочно сохранилось прозвание — Александр Двурогий. Но при всех возможных предположениях нет сомнений в одном, что застежки были изготовлены в Бактрии, о чем красноречиво свидетельствуют изображения драконов, неизвестных в греко-римском искусстве.
Найдены также четыре круглых золотых нагрудных медальона (возможно, они были нашиты на плащ умершего, надетый поверх халата) с однотипными человеческими фигурами. В высоком рельефе изображены головки



Кинжал с золотой ручкой и золотыми ножнами. Навершие ручки кинжала с изображением медвежонка.
__________

с длинными волосами, спускающимися на плечи. Округлые лица с торжествующе-самодовольной улыбкой скорее всего передают образ одного из божеств греческого пантеона.
Трудно перечислить все изобилие золотых изделий этого захоронения, но еще об одной находке все же стоит упомянуть.
Как оказалось, к обуви покойного были аккуратно пришиты золотые подошвы в натуральную величину, что не только лишний раз подчеркивает царственное величие умершего, но и указывает на особый характер похоронных обрядов. Впервые мы встречаемся с подобным примером, показывающим, что потусторонний мир рисовался бактрийцам продолжением реального, куда особы царственного рода должны были вступить в золотой обуви, чтобы подчеркнуть перед непосвященными свой высокий социальный статус.
Когда шли раскопки первого и второго погребений, было ясно, что они относятся к античному периоду, но следовало точнее их датировать. Это был самый трудный вопрос. Ответ был найден при раскопках третьей могилы, где обнаружены две монеты — римская и парфянская, что сразу же позволило определить время захоронений — I в. до н. э. — I в. н. э., т. е. на рубеже нашей эры.
Казалось, после того изобилия царской роскоши, которое мы обнаружили в третьем погребении, уже ничто не могло удивить нас. Но четвертое захоронение как количеством, так и особенно высокой художественной ценностью находок затмило все, что было нам известно до него.
Почти двухметрового роста мужчина был облачен в богатые парадные одеяния, сплошь расшитые золотом. Под его голову положена специальная золотая миска, на бортике которой сохранилась греческая надпись. В изголовье гроба стояло походное кресло, лук и два колчана, набитые стрелами; наверху могилы лежал череп любимого коня усопшего. Шею охватывала
витая золотая цепь, в центре которой вставлена камея с выгравированным погрудным изображением человека: высокомерное лицо с прямым носом, широко раскрытыми глазами и капризно изогнутыми губами перекликается с портретными изображениями греко-бактрийских царей. Не исключено, что эта камея действительно была изготовлена греко-бактрийскими резчиками и позднее оказалась использованной для нагрудного украшения.
На торс умершего была брошена конская уздечка, разукрашенная полукруглыми золотыми бляшками, с рельефными изображениями то спокойно отдыхающего грифона, положившего голову себе на спину, то диких зверей, свернувшихся клубком и кусающих собственную лапу или хвост.
Вообще зооморфные мотивы часто встречаются в украшениях этого погребения. Мы видим здесь золотую бляшку, на которой в высоком рельефе изображена лежащая на земле антилопа с поникшей головой, в ее круп вонзила свои хищные зубы изогнувшаяся по-кошачьи пантера. На другой золотой пластинке показана лежащая лошадь с косматой гривой и обреченно повернутой назад в паническом ужасе головой. Два разъяренных крылатых дракона с вытаращенными глазами и кровожадно оскаленными зубастыми пастями вцепились в шею и круп поверженного животного. Эти сцены, полные драматизма,



Детали браслета и золотых ножен кинжала



призваны были возвеличить мощь и непобедимость их владельца.
Справа от умершего находился железный кинжал, вставленный в золотые ножны, с изображением вереницы реальных и фантастических животных, богато инкрустированных бирюзой: каждое из них терзает впереди идущего. Эта же устрашающая сцена переходит на золотую ручку кинжала и заканчивается на округлом навершии, где неожиданно изображен медведь, мирно сосущий виноградную лозу.
Слева от усопшего находились еще одни золотые ножны, центральная часть которых украшена горельефной сценой в виде двух крылатых грифонов, один из которых вцепился зубастой пастью в ногу второго. Рогатая, оскаленная морда, мощная мускулатура напряженного тела и в особенности когтистые ноги с перекатывающимися мускулистыми желваками под натянутой кожей живо напоминают традиции персидского, а может быть, и ассирийского искусства. Вместе с тем головы муфлонов с огромными рогами возвращают нас в Бактрию, где эти гордые животные до сих пор оживляют горный пейзаж скалистых предгорий Гиндукуша.
Мотив грифонов с волчьими головами и сибирскими оленьими рогами, детализированная моделировка тела в типично перед неазиатском стиле, окаймленная цепочкой декоративной индийской свастики, — вот признаки, характеризующие новое эллинистическое искусство людей, живших и творивших в Бактрии 20 веков назад.
Богато расшитое золотыми бляшками одеяние, помимо погребальной рубахи, включает длинные кочевнические штаны, вправленные в короткие сапожки, крепившиеся двумя



Золотая обувная пряжка «человек в колеснице». Золотой пояс и его деталь.



Золотое деревце.
__________

уникальными золотыми обувными пряжками, отлитыми в сложной прорезной технике. Обе они имеют вид золотого кружка, декорированного выпуклыми бирюзовыми вставками. В центре изображена колесница, над которой на двух высоких бамбуковых шестах как бы колышется грибовидной формы балдахин. Внутри колесницы восседает человек с неестественно запрокинутой вверх головой, с короткой косичкой на затылке. Лицо у него скуластое, узкоглазое, с коротким, но широким носом и резко очерченными губами. На человеке надет свободно запахнутый складчатый халат типа кимоно со стоячим воротником и широкими рукавами, из которых высовываются руки с зажатыми в них поводьями. В колесницу впряжена пара грифонов, изображенных в геральдической позе: с одной лапой, поднятой вверх. Тело их опоясано постромками, морды с прижатыми ушами выражают нетерпение готовящихся рвануться вперед животных.
Рядом с каждой пряжкой располагалась длинная золотая пластина, представляющая собой наконечник от ремней обуви. На одной из них выгравирована фигура мягко крадущейся пантеры с оскаленной мордой, плотно прижатыми ушами и вывернутыми в обратную сторону ногами, как это принято было изображать согласно классическим канонам «сибирского звериного стиля». На второй пластине тонкими линиями выгравирован дракон с устрашающе разинутой пастью, небольшими закрученными рожками и по-змеиному изогнутым телом, опирающимся на ноги с выпущенными когтями.
Наконец, талия погребенного была туго перетянута золотым плетеным поясом, украшенным девятью золотыми круглыми бляшками, отлитыми в высоком рельефе. На каждой бляшке изображен один и тот же композиционный сюжет: женщина, сидящая на льве верхом, с жестким, если не сказать злым, лицом; одна ее рука властно, по-хозяйски опирается на голову льва, во второй она держит двуручный сосуд.



Золотая статуэтка тура. Халцедоновая печать с изображением грифона.



Золотая корона.
__________

Из-под короткой юбочки широко в стороны расставлены ноги, одетые в ременные сандалии. Перед нами хозяйка животного мира, сумевшая покорить себе царя всех зверей — льва. Скорее всего это древнеиранская богиня Кибела, владычица животных, но претерпевшая стилистические изменения в угоду эллинским вкусам, что наглядно подтверждается не восточным, а типично греческим ее одеянием.
Вообще же человека, захороненного в этой могиле, характеризует строго ограниченный, но весьма показательный набор вещей: здесь нет ничего лишнего, никаких украшений, только боевое оружие и облачение, а в качестве символа власти — цепь на шее с камеей. Правда, около головы умершего находилась золотая модель деревца и великолепная статуэтка тура, возможно, от диадемы. И, видимо, не случайно рядом с покойником мы нашли уникальную, до сих пор неизвестную нумизматам, золотую монету с индийской надписью — свидетельство далеких и успешных его походов вплоть до Индийского субконтинента.
Раскопки предыдущих захоронений бесспорно свидетельствовали о культурном влиянии кочевников евразийских степей. Однако лишь четвертое погребение позволило определить географическую зону, откуда оно исходило. Это могли быть только Южная Сибирь и Алтай, где издревле мотивы звериного стиля имели большое распространение. Стало очевидным, что погребенные в некрополе Тилля-тепе были тесно связаны с кочевой средой, а может быть, даже являлись выходцами из нее.
В пятом захоронении погребальное покрывало оказалось украшенным нашитыми на него серебряными виноградными листьями. Среди погребальных украшений выделяется удивительно красивое ожерелье, составленное из чередующихся золотых подвесок, инкрустированных гранатами и бирюзой. На ушах умершей женщины были золотые клипсы с бирюзовыми вставками. На руке сохранился тонкий золотой раздвижной браслет с пятью различными подвесками, среди которых выделяется бирюзовая вставка овальной формы. Лицевая сторона ее украшена углубленным изображением богини Афины, левой рукой опирающейся на древко копья и в правой держащей щит. При всем схематизме исполнения обращает на себя внимание удивительно пластичная трактовка стройного юного тела богини, задрапированного в длинные мягкие одеяния. Ее горделивая поза и царственная осанка утонченно изысканны и элегантны — поистине божественную красоту запечатлел в веках гений безвестного бактрийского резчика по камню.
Полное отсутствие нашивных золотых бляшек -— свидетельство сравнительно скромного положения, которое занимала умершая в обществе. Тонкие золотые ножные браслеты, зеркало да самые простые косметические принадлежности в плетеной корзиночке резко

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3570
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.12 00:11. Заголовок: контрастируют с вели..


контрастируют с великолепием описанных выше погребальных украшений. Добавим лишь, что около головы находилась халцедоновая печатка, сохранившая гравированное изображение грифона с орлиной головой. Сильное львиное тело с выброшенными вперед мускулистыми когтистыми ногами и длинными крыльями заканчивается толстым загнутым на конце хвостом.
Наконец, дошла очередь до шестой могилы — тоже с погребением женщины. Голову ее венчала золотая, удивительно тонкой работы корона, составленная из пяти остроконечных пальметок, прикрепленных к широкой ленте. Каждая из пальметок вырезана в виде стилизованного дерева, на ветвях которого уютно примостились птички. И пальметки, и лента украшены золотыми цветочками, богато орнаментированными жемчугом и бирюзовыми вставками. Уже сам факт обнаружения золотой короны представляет большой научный интерес, так как у кочевников дольше всего сохранились традиции матриархата и женщины имели весьма высокий социальный статус. В данном случае принадлежность умершей к кочевникам подчеркивается еще и тем, что корона оказалась не цельной, а составной. Простейшим образом пальметки крепились к основанию — ленте, а при необходимости корона быстро разбиралась и упаковывалась в походную кладь. Это наблюдение еще раз указывает на живучесть кочевых традиций у погребенных на Тилля-тепе и в конечном счете на их далекое восточное происхождение.
Голова женщины вместе с короной покоилась в мелком серебряном сосуде типа миски. У обоих висков располагались обычные золотые головные булавки в виде многолепестковых розеток, с концов которых свободно свисают диски. Рядом с ними находились золотые клипсы, отлитые в виде крылатых эротов. Пухлые, жизнерадостные



Золотые клипсы в виде эротов. Золотые пряжки со сценой «священного брака»
__________

улыбающиеся амуры очень напоминают греко-римские прототипы, исключая одну деталь — на лбу у них помещены типично восточные изображения полумесяцев.
«Нива»
Массивная золотая застежка от платья или плаща богато инкрустирована бирюзовыми вставками. Она состоит из двух половинок, на



...фрагмент
__________

каждой из которых изображено фантастическое животное с львоподобной мордой и оскаленной зубастой пастью, с высунутым языком; от подбородка, закручиваясь вверх, топорщится косматая борода; изогнутая шея увенчана сверху зубчатым гребнем. На спину наброшена попона со свисающими по углам кистями, на которой восседает мужчина с женщиной в объятиях. Сзади изображена как бы благословляющая их любовь крылатая богиня Ника с венком и пальмовой ветвью в руках. Перед фантастическим зверем полулежит на земле бородатый Силен в овечьей шкуре, протягивающий вверх ритон (сосуд в виде рога) и как бы приглашающий сидящую пару принять участие в возлиянии. Судя по всему, это сцена так называемого «священного брака», греческие дионисийские мистерии которого широко распространены были в античном мире. На первый взгляд вызывает удивление женское платье, в которое облачен мужчина, однако именно на эллинистическом Востоке в женских одеждах нередко выступает Дионис, непременный персонаж обрядов, связанных со «священным браком».
Богато расшитые золотыми бляшками одеяния особенно пышно и красиво были украшены на груди, где замысловатый узор заканчивался нашивной золотой статуэткой крылатой богини, не имеющей себе равной среди всех известных изделий такого рода в собрании мирового эллинистического искусства. Спокойное, задумчивое лицо с прямым носом, широко раскрытыми глазами и красивым рисунком губ полно отрешенного очарования неземного божества. Волосы на голове разделены на простой пробор и забраны наверх под венок или диадему. Восточный тип лица подчеркивает точка в середине лба — бесспорное влияние культурного наследия Индии.
На шее, возможно, изображены украшения типа гривны или ожерелья. Плечи и кисти рук



Золотая статуэтка крылатой богини. Золотой перстень с изображением крылатой богини.
___________

украшены браслетами, причем правая рука упирается в слегка отставленное бедро, в то время как левая свободно опирается на колонку. Из-за плеч, закручиваясь вверх, выступают крылья.
Скорее всего здесь изображена богиня любви Афродита, но опять-таки в ее восточном, бактрийском варианте. Мы вряд ли когда-нибудь узнаем имя мастера, изготовившего статуэтку, но такое тонкое понимание пластики женского тела ставит его в один ряд с гениальными скульпторами древности, чьи творения являются шедеврами мирового античного искусства.
Под манжетами, богато расшитыми золотыми бляшками, на запястьях рук умершей были надеты золотые браслеты, украшенные скульптурными головками грифонов, живо напоминающих традиции искусства соседнего Ирана. В правой руке был зажат золотой скипетр —
символ царской власти, в который раз подчеркивающий особое положение покойницы. В соответствии с типично греческими погребальными обрядами за щеку умершей заботливо была положена серебряная монета — плата Харону за переезд через р. Стикс в царство мертвого Аида. Все с той же целью обеспечить благополучный переход из одного мира в другой еще одна, но на этот раз золотая монета была зажата в кулаке левой руки. На обеих монетах сохранился чекан Сапалейзиса, одного из первых кочевых правителей, захвативших Бактрию и осевших там в это время.
Только в шести могилах, раскопанных нами, найдено около 20 000 золотых изделий, в том числе серебряные зеркала с китайскими надписями и ручками из слоновой кости, геммы с тонкими гравированными рисунками, оправленные в золотые обоймы, гребни из слоновой кости с разнообразными рисунками...
Когда до окончания раскопок оставались считанные дни, под лопатами археологов в очередной раз сверкнули золотые предметы следующего, седьмого, захоронения, которое из-за ограниченности времени пришлось законсервировать.
Итак, золотые и серебряные римские, парфянские и индийские монеты, найденные в могилах, позволяют утверждать, что некрополь относится к рубежу нашей эры, т. е. ко времени, когда Греко-Бактрийское государство уже не существовало, а Кушанское еще не было создано. Этот «темный» период до сих пор остается во



Золотой перстень с изображением сидящей богини. Золотая бляшка с изображением воинов, устанавливающих победные трофеи. Золотые фигурки музыкантов с арфами

Золотая бляшка с изображением головы человека



Золотой перстень. Золотые подвески в виде богини плодородия Анахиты

____________

многом загадочным для мировой науки — он слабо освещен как письменными источниками, так и археологическими данными.
В самом деле, достаточно вспомнить некоторые эпизоды истории этой части Древнего мира. Как известно, в конце IV в. до н. э. в Бактрию вступают войска Александра Македонского. Однако вскоре после его смерти начинаются междоусобицы среди его бывших сподвижников и полководцев, в результате чего начало создаваться Селевкидское, а затем Греко-Бактрийское царство, верхушку которого составили эллинизированные бактрийцы и греческие колонисты. Оно оставило яркий след в истории развития местной культуры.
Но Греко-Бактрийское царство просуществовало всего 100 лет (с середины III по середину II в. до н. э.) и погибло под натиском кочевых юэчжийских племен, пришедших в Среднюю Азию из районов Центральной Азии и некогда обитавших по соседству с Монголией. Под натиском хуннов они переместились на запад и в конечном счете слились с огромным кочевым миром среднеазиатских степей, раскинувшихся к востоку от Каспийского моря вплоть до Алтая, а затем в середине II в. до н. э. устремились на юг, в плодородные и процветающие земледельческие оазисы. Достигнув Амударьи, кочевники, среди которых юэчжи играли главенствующую роль, сокрушили Греко-Бактрийское царство и осели здесь, образовав пять независимых друг от друга княжеств. Постепенно вчерашние кочевники сами переходят к оседлой жизни. Пройдет еще немного времени, и юэчжи создадут империю Великих Кушан, которая охватит часть Средней Азии, Афганистан, большую часть Индостана, а частично и Восточный Туркестан, и будет с успехом соперничать с Ханьским Китаем, Парфией и Римом. Вот к этому-то периоду и относятся могилы Тилля-тепе. Не доказано, но очень вероятно,




Золотая обувная пряжка с изображением крадущийся пантеры
______________

что некрополь принадлежал именно тому дому юэчжийских правителей, который положил позже основание империи Великих Кушан.
Художественные изделия могил Тилля-тепе, как уже сказано, обнаруживают высокий технический уровень ювелирного дела. Однако застывшие, фронтально развернутые композиции официального, династийного искусства далеки от реалистического, полного жизни местного эллинистического направления прославленного греко-бактрийского искусства. Хотя многие украшения изображают богов греческого пантеона и даже целые композиции греческой мифологии, их своеобразное исполнение свидетельствует о преимущественно местном бактрийском изготовлении почти всей коллекции Тилля-тепе.
Соединение местных, традиционно бактрийских мотивов с чисто греческими находит свое подтверждение на многих изделиях, так что не всегда можно установить их происхождение. Так, фигурки крылатых богинь, казалось бы, прямо перекликаются с богиней Никой, однако в бактрийском искусстве резьбы по камню уже давно — в эпоху бронзы (II тысячелетие до нашей эры) — было известно подобное божество, сидящее то на троне, то на драконе. Точно так же лев и сидящая на нем богиня на первый взгляд ассоциируются с Кибелой, однако на тех же бактрийских печатях эпохи бронзы имеется близкая композиция: крылатая богиня верхом на животном. Местные традиции, восходящие еще к бактрийской мифологии II тысячелетия до н. э., демонстрирует корона в виде стилизованных деревьев с сидящими птичками на ветвях. Этот мотив известен на одном бактрийском амулете и, вероятнее всего, изображает «священное дерево», засвидетельствованное в Авесте. Словом, художественные изделия Тилля-тепе показывают совершенно новые пути становления кушанского искусства в античной Бактрии.
Особую тему составляют зооморфные изображения, находящие близкие аналогии в искусстве «сибирского звериного стиля» сарматских племен. Казалось бы, налицо влияние, свидетельствующее о большой роли искусства кочевников, пришедших в Бактрию, однако не исключено обратное предположение, что скифо-сарматский звериный стиль сам является отражением искусства
Передней Азии. Если многие зооморфные образы и были навеяны искусством кочевых племен, то изготовлены соответствующие ювелирные украшения были здесь местными бактрийскими мастерами. Отсюда, из окраинных районов Передней Азии, эти изделия распространяются далее на север и попадают в среду сарматских племен.
Возможно, что есть еще одно доказательство существования в Бактрии того времени нескольких этнических типов. Так, «государь с драконами», «богиня с эротом», «музыканты-арфисты» изображены с широкоскулыми лицами и раскосыми глазами, т. е. с монголоидными чертами, по-видимому, отображающими этнический облик пришлых юэчжей.
Второй антропологический тип представлен изображениями других богинь: крылатая богиня сохранила луноликий овал задумчивого лица, широко раскрытые глаза, чувственно припухлые губы; те же черты отмечены у богини плодородия, находящейся в окружении птиц, животных и рыб, а также на медальонах с погрудными женскими изображениями. Скорее всего эти черты передают этнический тип бактриек, исконных обитательниц здешних мест.
Наконец, на золотых застежках в виде воинов, бесспорно, запечатлен классический греческий тип. Близкие изображения имеются и на других изделиях, в том числе на одной не упомянутой нами нашивной бляшке, где бородатые воины устанавливают победные трофеи.
Отмеченные внешние влияния дополняются импортными китайскими зеркалами и индийской резной костью, что не удивительно, так как Тилля-тепе был расположен на Великом шелковом пути: на западе — Римская империя, на востоке — Ханьский Китай, на юге — Индия. Кажется, впервые удалось встретить собрание художественных ювелирных изделий, раскрывающее дальнейшие пути развития эллинистической культуры и вместе с тем истоки кушанского искусства. Если до находок на Тилля-тепе эллинистическое искусство определялось как синтез греко-римского и восточного, то теперь впервые появилась возможность конкретизировать это общее и во многом аморфное определение на основе документальных фактов. Налицо греко-бактрийская основа этого искусства, которая дополняется влияниями, идущими из Рима и Греции, Индии и Китая, так что впервые мы наблюдаем смешение разных стилей на примере одного и того же ювелирного изделия. В целом же коллекция художественных изделий из Тилля-тепе знакомит нас с оригинальным искусством, в котором классические персонажи греческой мифологии выступают в таком переработанном виде, что перед нами открывается совершенно новый мир.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3574
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.12 16:57. Заголовок: ____________________..


_______________________

Плюс к статье:
М-да... Бывают «добрые люди», нечего сказать...


 цитата:
В это время Сарианиди вызвали в Кабул. Оказалось, что в местный ЦК пришло письмо от афганского «патриота», где он поведал властям о фактах хищений на территории раскопок. Товарищ писал, что своими глазами видел, как Виктор Сарианиди продает на базаре бактрийское золото. В конце своего послания он приписал: «Если я вру — посадите меня. Но я не вру, значит, сидеть должен русский». Вероятно, этот человек просто не знал, сколько пар глаз наблюдало за каждым шагом советского археолога.



http://morkov.net/velikie/kto-pohitil-zoloto-baktrii.html


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 10733
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.12 17:31. Заголовок: Начал только читать,..


Начал только читать, но интересная статья.

Вот только что стало со всем этим… Думается, нынешнему Афганистану глубоко плевать на всё это.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3575
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.12 17:49. Заголовок: Судя по найденной ст..


Судя по найденной статье... (Ссылочка выше) Талибы - просто разворовали и всё...

 цитата:
Накануне исхода талибов из Афганистана к Виктору Сарианиди приехал известный писатель и журналист Филипп Фландрии давно занимающийся историей Афганистана. Он рассказал, что ухитрился добиться разрешения у высокопоставленных талибов на осмотр золота, якобы находящегося в подвалах национального банка. Но когда журналист в назначенное время прибыл к дверям банка, ему показали запрет на осмотр золота, подписанный лично муллой Омаром.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3753
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.12 22:42. Заголовок: В этом сюжете - можн..


В этом сюжете - можно посмотреть на самого Виктора Ивановича Сарианиди...



Впрочем, тут имеется и дополнительная информация...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3756
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.12 17:59. Заголовок: Ага! Вот ещё... филь..


Ага! Вот ещё... фильм. Точнее - это запись некого собрания, под руководством... мир тесен(!) - рериховского журнала. В это выступление - вкраплён небольшой фильм, где немного говорится о судьбе коллекции...



А, Ваш покорный слуга, из этого фильма узнал о существовании ещё одной цивилизации!
Маргианской...
Вот пример её артефакта:



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3711
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.12 17:33. Заголовок: Про влияние похода А..


Про влияние похода Александра на искусство Индии, в том числе о "греко-буддистском" искусстве Гандхары я читал у М. Уилера в книжке "Пламя над Персеполем", на которую (ещё в английском оригинале) ссылался ИАЕ в предисловии к "Таис Афинской".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3764
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.12 18:07. Заголовок: Благодарю! Вот эта к..


Благодарю!
Вот эта книга...
http://narod.ru/disk/44562695001.679fde2cdf618ee17a5331d1324b92f4/plamja-nad-persepolem.rar.html
Полистаю... Так же благодарю, что хотя бы Вас заинтересовала эта тема!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3712
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.12 12:41. Заголовок: Тема у нас малоизвес..


Тема у нас малоизвестная, но интересная чертовски - и собственно про грекобуддизм, и про древние связи Европы с Индией вообще.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 246
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.12 14:35. Заголовок: Существует в искусст..


Существует в искусствоведении обоснованная теория о том, что истоки традиции портретного изображения Будды берут начало в культуре греческих государств, образовавшихся после распада империи Александра Македонского на востоке. В частности, одним из самых могущественных было Греко-Бактрийское царство, располагавшееся на территории нынешних Афганистана, Таджикистана, Пакистана и Западной Индии в 3 - 1 вв. до н. э. Там пересекались самые разные культурные и религиозные влияния того времени. В тот период в Индии широко распространился буддизм (после смерти Будды Гаутамы прошло только около двух веков) и буддийские проповедники активно несли это учение в сопредельные с Индией земли. Есть в буддийском каноне произведение под названием "Вопросы царя Милинды", рассказывающее о беседе странствующего проповедника дхармы Нагасены и некого местного правителя по имени Милинда. Ученые установили, что этот Милинда не кто иной, как греко-бактрийский царь Менандрос, по происхождению эллин. Такая вот прямая встреча двух культур. Кроме того, весьма вероятно, что первоначально Будду стали изображать, взяв за образец скульптурные изображения Александра Македонского или других эллинистических правителей или богов. К началу нашей эры в тех областях развился так называемый гандхарский стиль буддийской скульптуры (по названию одного из городов - Гандхары), в котором эллинское влияние довольно заметно.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 247
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.12 14:44. Заголовок: http://www.gandhara...




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 248
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.12 14:47. Заголовок: http://www.gandhara...




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3767
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.12 15:44. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Ученые установили, что этот Милинда не кто иной, как греко-бактрийский царь Менандрос, по происхождению эллин.


А, простите, какие учёные? Было бы очень интересно найти источник и прочитать подробнее...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 249
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.12 16:16. Заголовок: Да полно литературы...


Да полно литературы. Например, "Философия буддизма махаяны" Е. Торчинова. Здесь-то вроде ничего фантастичного нету. Почему Милинда не мог быть греком, если греки там составляли правящую элиту?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3768
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.12 16:21. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Почему Милинда не мог быть греком, если греки там составляли правящую элиту?


Я вовсе не утверждал, что он не мог быть греком... Я просто попросил ссылку на источник.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3769
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.12 16:38. Заголовок: Вот книга, которую В..


Вот книга, которую Вы мне порекомендовали...
http://lib.rus.ec/b/200170/read

А, вот ссылка на Википедию. Статья Менандр I
 цитата:
(греч. Μένανδρος) — индо-греческий царь с 165 до 130 года до н. э. Сын бактрийского царя Деметрия II и внук Деметрия Бактрийского.


И опять же автор статьи пишет:


 цитата:
Принял буддизм и способствовал распространению дхармы. На монетах, чеканившихся в эпоху Менандра, изображалась чакра — символ буддизма.


А источник - не указывает...

На иллюстрации - этого не видно...



Придётся - искать...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 250
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.12 18:07. Заголовок: На монете греческая ..


На монете греческая надпись: МЕНАНДРУ БАСИЛИОС СОТЕРОС - "Менандра, царя спасителя". У Птолемея, героя "Таис", тоже было прозвище СОТЕР - Спаситель.
Монета могла быть отчеканена до принятия им буддизма, на ней изображен еще довольно молодой человек.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3770
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.12 20:19. Заголовок: Ага, вот экспонат Бр..


Ага, вот экспонат Британского музея...


http://en.wikipedia.org/wiki/Menander_I

Я ожидал... увидеть лотос... А... тут - колесо дхармы...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 251
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.03.12 05:52. Заголовок: В первые столетия су..


В первые столетия существования буддизма его символом была дхармачакра - "колесо дхармы". Сначала даже Будду Гаутаму изображали символически, в виде этого колеса, и только позднее, может быть, под влиянием именно эллинской скульптуры, появились антропоморфные статуи.
Никаких портретов Будды, сделанных при его жизни или в первые пару веков после его ухода обнаружить не удалось, поэтому совершенно неизвестно то, как на самом деле выглядел этот человек. Символизм лотоса в буддийском искусстве (равно как и в индуистском) развился в полной мере в более позднее время, когда на эти традиции стал оказывать сильнейшее влияние тантризм, где образ лотоса занимает очень важное место.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3773
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.03.12 14:41. Заголовок: Мечтатель21 пишет: ..


Мечтатель21 пишет:

 цитата:
Сначала даже Будду Гаутаму изображали символически, в виде этого колеса


Я не знал... Благодарю!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 758
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Россия, под звездами
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.13 17:07. Заголовок: Ключевой отрывок из ..


Ключевой отрывок из "Милинда-паньха" ("Вопросов Милинды"), беседы греко-индийского царя Менандра-Милинды и буддийского монаха-проповедника Нагасены. Здесь ярко отражена чисто буддийская концепция анатмавады ("отсутствия Атмана"- неизменного Я). Именно анатмавада являлась принципиальным отличием буддизма от ортодоксальных индуистских учений.

Итак, царь Милинда пришел к достопочтенному Нагасене, Придя к нему, он приветствовал достопочтенного Нагасену, учтиво и дружественно расспросил его о жизни и сел подле. Достопочтенный же Нагасена учтиво расспросил царя в ответ и расположил этим к себе сердце царя Милинды. И вот царь спросил достопочтенного Нагасену: «Как зовут почтенного? Каково твое имя, почтенный?» — «Мое имя Нагасена, государь. Нагасена — зовут меня сподвижники. Впрочем, это родители дают имя — Нагасена ли, Шурасена ли, Вирасена, ли, Симхасена ли. Ведь это, государь, название, знак, обозначение, обиходное слово, это только имя — Нагасена, здесь не представлена личность» И царь Милинда сказал: «Послушайте меня, пятьсот греков и восемьдесят тысяч монахов! Нагасена сказал сейчас, что „здесь не представлена личность". Приемлемо ли это, можно ли согласиться с этим?» И царь Милинда сказал достопочтенному Нагасене: «Но если, почтенный Нагасена, здесь не представлена личность, то кто же тогда вам, монахам, одежду, пропитание, приют, лекарства на случай болезни подает? Кто потребляет их? Кто нравственность блюдет? Кто прилежит созерцанию? Кто следует стезей,-получает плоды, осуществляет покой? Кто живых убивает? Кто чужое ворует? Кто в похоти прелюбодействует? Кто ложь говорит? Кто пьянствует? Кто совершает пять тотчас воздаваемых деяний? Нет тогда хорошего, нет дурного, нет у хороших и дурных деяний ни совершителя, ни побудителя, нет у деяний праведных и неправедных ни плода, ни последствия. Раз так, почтенный Нагасена, то, если кто-то умертвит вас, он не свершит убийства и у вас, почтенный Нагасена, нет учителя, нет наставника, нет посвящения. Ты говоришь, что сподвижники зовут тебя Нагасеной. Так что же это за Нагасена?

Может, почтенный, волосы — Нагасена?» — «Нет, государь».— «Волоски на теле — Нагасена?» — «Нет, государь».— «Ногти, зубы, кожа, мышцы, жилы, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, селезенка, пленки, легкие, кишечник, соединительная ткань, содержимое желудка, испражнения, желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слезы, жировые выделения на коже, слюна, выделения из носа, суставная жидкость, моча, головной мозг -Нагасена?» — «Нет, государь».— «Может, почтенный, образное— Нагасена?» — «Нет, государь».— «Может, почтенный, ощущения — Нагасена?» — «Нет, государь».— «Распознавание — Нагасена?» — «Нет, государь».— «Слагаемые — Нагасена?» — «Нет, государь».— «Сознание — Нагасена?» — «Нет, государь».— «Так, может, почтенный, образное, ощущения, распознавание, слагаемые, сознание вместе — Нагасена?» — «Нет, государь».— «Так, может, почтенный, что-то помимо образного, ощущений, распознавания, слагаемых, сознания — Нагасена?» — «Нет, государь».— «Ну, почтенный, спрашиваю я, спрашиваю, а Нагасены не вижу. Выходит, почтенный, что Нагасена — это звук один. Где же здесь Нагасена? Ложь ты говоришь, почтенный, неправду, нет Нагасены».

И вот достопочтенный Нагасена сказал царю Милинде: «Государь, ты ведь утонченный кшатрий, весьма утонченный. Идя в полуденный час по нагретой земле, горячему песку, ты, должно быть, изранишь себе ноги об острые камни, гравий и щебень, у тебя заноет тело, испортится настроение, появится осязательное сознание, сопровождаемое болью. Итак, ты приехал или пришел пешком?» — «Я пешком не хожу, почтенный. Я приехал на колеснице».— «Раз ты приехал на колеснице, государь, то предъяви мне колесницу. Скажи, государь, дышло — колесница?»— «Нет, почтенный».— «Ось — колесница?» — «Нет, почтенный».— «Колеса — колесница?» — «Нет, почтенный».— «Кузов — колесница?» — Нет, почтенный».— «Поручни — колесница?»— Нет, почтенный».—-«Ярмо — колесница?» — Нет, почтенный.— «Вожжи — колесница?» — «Нет, почтенный».— «Стрекало— колесница?» — «Нет, почтенный».— «Так, может, государь, дышло, ось, колеса, кузов, поручни, ярмо, вожжи, стрекало вместе—колесница?» — «Нет, почтенный».— «Так, может, государь, что-то помимо дышла, оси, колес, кузова, поручней, ярма, вожжей, стрекала — колесница?»—-«Нет, почтенный».— «Ну, государь, спрашиваю я, спрашиваю, а колесницы не вижу. Выходит, государь, что колесница — это звук один. Где же здесь колесница? Ложь ты говоришь, государь, неправду, нет колесницы. Ты же на всем материке Джамбу первый царь, кого тебе бояться, зачем лгать, государь? Послушайте меня, почтенные пятьсот греков и восемьдесят тысяч монахов! Царь Милинда сказал сейчас, что он-де приехал на колеснице. Я ему говорю: Раз ты приехал на колеснице, государь, то предъяви мне колесницу". А у него с колесницей ничего не получается. Приемлемо ли это, можно ли согласиться с этим?» Услышав эти слова, пятьсот греков одобрили достопочтенного Нагасену и сказали царю Милинде: «Ну же, государь, отвечай, если можешь». И царь Милинда сказал достопочтенному Нагасене: «Я не лгу, почтенный Нагасена. Вследствие дышла, вследствие оси, вследствие колес, вследствие кузова, вследствие поручней и используется название, знак, обозначение, обиходное слово, имя — колесница».— «Отлично, государь. Ты знаешь, что такое колесница. Вот точно так же и у меня: вследствие волос, вследствие волосков на теле и прочего, вследствие образного, вследствие ощущений, вследствие распознавания, вследствие слагаемых, вследствие сознания и используется название, знак, обозначение, обиходное слово, просто имя — Нагасена, однако в высшем смысле здесь не представлена личность. Ведь есть, государь, изречение монахини Ваджры, сказанное перед лицом Блаженного:

„Как говорят „колесница" о собранных вместе частях, Так все назовут существом то, что всего только груды".




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1497
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.02.20 11:58. Заголовок: Канонизация Будды в ..


Канонизация Будды в христианстве:

https://zen.yandex.ru/media/id/5da62a2a4e057700aef6134b/budda-gautama-v-hristianstve-5df0b37eecfb8000b0ab4dec

...Будда также признан в индуизме как девятая аватара бога Вишну. А также канонизирован христианской церковью. Да-да, именно так: православный и католический святой Иосаф, принц Индийский – никто иной как Будда Шакьямуни.
...Сидхартха Гаутама в итоге попал в «Римский мартиролог» под именем святого Иосафата и в православные святцы. В Москве были построены даже два храма, посвященные этому святому, изображение его есть даже в Успенском соборе Кремля – на фреске. День памяти Будды в Православии отмечается 2 декабря (19 ноября по старому стилю).


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 424
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.20 14:44. Заголовок: Ex-Zyx пишет: Канон..


Ex-Zyx пишет:

 цитата:
Канонизация Будды в христианстве


Чёт вы категорию перепутали: надо было не "история", а "юмор".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1643
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.20 10:20. Заголовок: Чем думали греки: ..


Чем думали греки:

https://zen.yandex.ru/media/shmandercheizer/osobennosti-drevnegrecheskogo-myshleniia-5f65ef3f4c07ce06048de7e6

...стоит помнить о том, что греческая культура крайне театральна, в т.ч. и благодаря идее, что мысль и чувство – это прежде всего ритм и характер дыхания. Причем, театр играл важную социальную роль – и прежде всего благодаря трагедии.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 41
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет