Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.05 01:16. Заголовок: Вопрос 2


Пламенный привет от анрхиста из Питера!
Зашол на ваш форум. Чего-то он совсем тихий :(
Я уже как-то бывал на этом сайте и мы тут в Питере да же как-то собирались по поводу рождённых разумом.
Вот чего-то опять решил зайти.

равенство и взаимопомощь (значит - антиэлитаризм),
творческая самореализация каждого на благо всех (значит - антипотребительство),
служащий человеку научно-технический прогресс.


Причём тут СССР????
Разве это возможно только в рамках государства

"И думается, почему бы людям не создавать дружеских союзов взаимопомощи, верных, стойких и добрых?.. Насколько стало бы легче жить. А дряни, мелким и крупным фашистикам, отравляющим жизнь, пришлось бы плохо".

НООГЕН - это действительно союз???
У вас есть какие нить внутриорганизационные вопросы?
Они решаются консенсусом или голосованием???

Спасибо: 0 
Ответов - 56 , стр: 1 2 All [только новые]


постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.05 05:11. Заголовок: Re:


Сат-Ок пишет:
цитата
Почему обрублено?
Сат-Ок пишет:
цитата
При чём тут «в СССР секса нет»? В смысле - «в ЭВК секса нет»? Так это смотря что под сексом подразумевать. Эросу и взаимоотношению между полами Ефремов уделял особое значение. Его герои обладают огромной половой силой. Или, чтобы «в СССР/ЭВК был секс», нужны постельные сцены и вожделение с хриплым придыханием при виде каждой симпатичной женщины?
Сат-Ок пишет:
цитата
Вы правда не увидели качественное отличие самосознания людей ЭВК от современного среднего уровня? Ну, трудно тут пересказывать весь роман – в нём каждая строчка об этом. Попробуйте перечитать внимательно главу про школу, хотя бы заключительное выступление Эвды Наль.
Сат-Ок пишет:
цитата
При чём тут правота или неправота Фрейда?
A.K. пишет:
цитата
Что заставляет людей лететь к звёздам, раскапывать остатки былых цивилизаций, стремиться пронзить пространство от Земли до Эпсилон Тукана прямым лучом...? Неужели «вечное довольство»? Дрони, неужели Вы этого не видите?
Сат-Ок пишет:
цитата
Как можно говорить о «массах вечно довольных людей»? Вы в самом деле не понимаете, что ваши слова могут быть отнесены к массе плоских обывателей, а не к внутренне богатым и плодотворно ориентированным людям ЭВК? Русский язык богат и нет нужды одним словом обозначать диаметрально противоположные явления.
A.K. пишет:
цитата
Много ли людей в современном мире способны на это - если говорить именно о любви, а не о жажде обладания, и именно о творчестве, а не о играх в интеллектуальный или эстетический бисер (тут прямая отсылка к известному Вам Фромму)?

Вы просили привести цитаты? Вот несколько:
A.K. пишет:
цитата
Я бы согласился с началом этой мысли - именно человек, его психофизическое развитие определяет развитие общества. Но почему Вы дальше сводите это к социологической плоскости?
Сат-Ок пишет:
цитата
А где у Фромма написано, что учёный может быть некрофилом?
Сат-Ок пишет:
цитата
Непонимание кем и непонимание чего?
Сат-Ок пишет:
цитата
А три-четыре вопросительных знака – это показатель изумления и недоумения? Или так просто?


Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.05 05:30. Заголовок: Re:


Droni пишет:
цитата
Я просто не могу понять на оснвоании чего, тут говорится, что Ефремов это чуть ли не гений описав такое замечательное будущее, и накидав такую замечательную систему.


Прежде всего на основании того, что он изобразил качественно нового человека и качественно новое общество максимально научно и диалектически. На основании того, что он блестящий писатель. На основании того, что не упрощал сложное и не усложнял простое. На основании того, что он жизнеутверждающий мыслитель, несмотря на глубокое понимание им всех сложностей жизни и подлинный реализм (не тот, в котором человек - лишь большая устрица). На основании того, что, кроме него и Рерихов так сходу и не назовёшь никого, чьё творчество можно было бы охарактеризовать "героическим реализмом" Ну, и, наконец, на основании того, что личность самого Ефремова находилась в полном соответствии с провозглашаемым им идеалом - он был выдающимся учёным и большим эрудитом. Да и подковы гнул.

Если желаете узнать подробнее и вообще понять явление Ефремова - так на сайте висит статья АК "Светозарный мост" (посвящённая преимущественно биографии мыслителя) http://noogen.2084.ru/Efremov.htm и, в качестве "основополагающего текста", моя статья "Космизм Ивана Ефремова" (в ней речь идёт о логике его идей и их акутальности).

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.05 05:45. Заголовок: Re:


Насчёт слова "пропАганда". Я воспринимаю это слово не узко, узка сама область его применения. Я говорил уже, что русский язык богат. Пропаганда как способ воздействия ориентирована на поверхностные слои психики и поверхностные реакции. Можно говорить, что романы Ефремова были мощной пропагандой советских ценностей за рубежом, но "систему будущего" как таковую нельзя пропагандировать, её можно "выстраивать", "утверждать", "предсказывать", "предвосхищать", "пророчески предвидеть" - по нарастающей в зависимости от целей изложения и меры его пафоса. Если же упрямо пропагандировать, то это и будет не произведение искусства, а лубок или брошюра.

Это, кстати, ещё один яркий показатель того, что вы растворены в текущем положении вещей и как само собой разумеющееся пытаетесь плоскостью измерить объём.

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.05 14:12. Заголовок: Re:


Droni:
цитата
Я утверждая, что роман узок основываюсь на том, что он не отображает индивидуальных различий, он просто грубо описывает замечательную систему в кокторой все счастливы при этом, не отображая НИКАК тех, кто счастлив.
Давайте разберёмся. В романе есть герои. Конечно, они изображены крупными мазками, т.к. трудно выписать подробности, говоря о людях из совершенно другой эпохи, но каждый из них - индивидуальность. Что Вы подразумеваете, когда говорите, что люди НИКАК не изображены? Не изображены остальные 12 млрд, если я правильно понял Ваши предыдущие вопросы, или что?

Droni:
цитата
Если взять "Обездоленного", то один единственный момент с запиранием сокурсниками своего товарища в клетку с целью понять, что же такое ТЮРЬМА, стоит ох как много. Это принципиальный моент, вот этот сдвиг фазы - то, что сейчас кажется нормальным через 1000 лет будет фантастикой - у Ефремова этих примеров нет.
Чтобы показать отношение людей будущего - причём именно будущего, а не прогрессивных (как в кавычках, так и без) людей настоящего, которыми населён Анарес в "Обездоленном", - к современным явлениям, нужно столкнуть их с современными явлениями. В "Туманности Андромеды" это происходит в пещере "Убежище культуры", которую раскапывает экспедиция Веды Конг.

"Многие из стоявших в нишах машин, местами еще сохранивших блеск стекла и лаковой полировки, оказались экипажами, которые так нравились людям далекого прошлого и в эру Разобщенного Мира считались вершиной технического гения человечества. Тогда почему-то строили очень много машин, способных перевозить на своих мягких сиденьях лишь нескольких людей. Конструкция машин достигла изящества, механизм управления и движения были остроумными, но в остальном такие машины являлись вопиющей бессмыслицей. Сотнями тысяч они крутились по улицам городов и дорогам, перевозя взад и вперед людей, почему-то работавших вдали от своего жилья и каждый день торопившихся попасть на работу и вернуться обратно. Эти машины были опасны в управлении, убили огромное количество людей, сожгли миллиарды тонн драгоценных запасов органических веществ, накопленных в геологическом прошлом планеты, отравив атмосферу углекислотой. Археологи эпохи Кольца испытали разочарование, увидев, что этим странным экипажам отведено так много места в пещере...
Миико презрительно пожала плечами.
- По одной надписи можно определить, что пещера "Убежище культуры" относится к концу ЭРМ, в последние годы существования старой формы общества. Так характерна для них неразумная уверенность в вечном и неизменном существовании своей западной цивилизации, своего языка, обычаев, морали и величия так называемого белого человека. Я ненавижу эту цивилизацию!
- Вы представляете прошлое ярко, но односторонне, Миико. Мне видятся сквозь мрачные черты омертвлелого прошлого те, кто вел борьбу за будущее. Их будущее - наше настоящее. Я вижу множество женщин и мужчин, искавших света в узкой, небогатой жизни, добрых настолько, чтобы помогать другим, и сильных настолько, чтобы не ожесточиться в моральной духоте окружающего мира. И храбрых, безумно храбрых!
- Те, кто укрывал здесь свою культуру, не были такими, - возразила Миико. - Смотрите, здесь собраны одни лишь предметы техники. Они кичились техникой, не обращая внимания на растущее моральное и эмоциональное одичание. Они с презрением относились к прошлому и не видели будущего!"


А вот в романе "Час Быка" земляне ефремовского будущего непосредственно сталкиваются с цивилизацией, являющейся продолжением основных негативных тенденций развития индустриального мира второй половины ХХ в., и там этих сопоставлений - глубоких, продуманных - множество. Кстати, по аналогии с "Обездоленным", в "ЧБ" новую планету тоже заселили беглецы с родины (и тоже леваки, хоть и своеобразные - маоисты), но получилось иначе, чем у Урсулы Ле Гуин.

Спасибо: 0 
Профиль



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.05 01:46. Заголовок: Re:


Дочитываю час быка...
кажется я понял почему я так скептически отнёсся к ТА - коммунизм.
т.е. я круто ошибся когда писал про тепичный анархо-коллективизм

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.05 02:14. Заголовок: Re:


Отличительной особенностью Ефремова является то, что он называет вещи своими именами. И если он написал "коммунизм", то так оно и есть. Правда, мы теперь понимаем, что коммунизм "ноосферный" (другим он на самом деле и быть не может), а это немаловажно.

Спасибо: 0 
Профиль



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.05 05:35. Заголовок: Re:


Что-то поменялось...
А "Лезвие бритвы" это тможно назвать продолжением?
Или на "Час быка" усё?

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.05 07:30. Заголовок: Re:


Продолжением чего?
И что "усё"?

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.05 13:35. Заголовок: Re:


Если я правильно понял, Дрони интересуется, не является ли, случайно, роман «Лезвие бритвы» продолжением романа «Час Быка», подобно тому, как последний можно рассматривать как продолжение «Туманности Андромеды». «Усё» - это, надо полагать, не аббревиатура, а «всё», в смысле – литературного продолжения не было.

Ответ: нет, «Лезвие бритвы» - не продолжение «Часа Быка».




Спасибо: 0 
Профиль



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.05 00:05. Заголовок: Re:


A.K. пишет:
цитата
Ответ: нет, «Лезвие бритвы» - не продолжение «Часа Быка».


Усё верно :)

Я уже это понял

Спасибо: 0 
Профиль
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.05 05:04. Заголовок: Re:


Хороший христинин должен, как минимум, прочитать Евангелия. Что бы понять ефремовца, если не идейно, то как минимум эстетически, необходимо ознакомится с Top 4 нашего хит-парада: «Туманность Андромеды», «Час быка», «Лезвие бритвы» и «Таис Афинская». Toп, естественно, условный — на первом месте все. Я лично, правда, люблю последние три более «Туманности». Несмотря на различные сюжеты, эпохи и героев, эти четыре книги объедены в некий целостный комплекс с единым идейным стержнем. По моему глубокому убеждению, ни одну из них нельзя упустить из внимания без ущерба целостности картины и пониманию взглядов ИАЕ.
Кроме того, к «Туманности» и «Часу», описывающих мир будущего, прилегают рассказы «Сердце змеи» и «Пять картин». Они не являются продолжениями, но действиия тоже происходят в мирах Ефремова.
Для отдохновения от возвышенных тем могу порекомендовать повесть «На краю Ойкумены». По нынешним меркам — исторический боевик. Несмотря на вроде бы простой сюжет и лёгкость изложения, эта книга вполне отражает гуманистическую направленность творчества и взгляды Ивана Антоновича. Для целей же психотерапевтических и снятия стрессов весьма полезен рассказ «Обсерватория Нур-и-Дешт».



Спасибо: 0 
Профиль



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.05 03:01. Заголовок: Re:


Alex Dragon пишет:
цитата
Что бы понять ефремовца, если не идейно, то как минимум эстетически, необходимо ознакомится с Top 4 нашего хит-парада: «Туманность Андромеды», «Час быка», «Лезвие бритвы» и «Таис Афинская»


То что попытка создать общую оценку Ефремова и всего Ноонегена по одному роману была ошибочной это я уже понял.
Хотя это повторябщееся постоянно слово "комунизм" мне всё же неприятно.
Пытаюсь читать, дальше, но времени не хватает, тем более нет сейчас возможности распечатать, видимо дойду до библиотеки...

Спасибо: 0 
Профиль





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.05 14:41. Заголовок: Re:


цитата
Хотя это повторяющееся постоянно слово "коммунизм" мне всё же неприятно.

Ну лично я, для простоты в общении - иногда пользуюсь словосочетанием «Йогический-Коммунизм». Хотя в принципе следует ввести термин: «Ефремовский утопизм». Действительно, идеи накопленные человечеством относительно справедливого гуманного переустройства общества - Марксизмом не начинаются, не ограничиваются, и уверен - не заканчиваются (при всём уважении к этому учению). Полагаю - книги Ивана Ефремова о далёком будущем - самодостаточный труд наравне с книгами Кампанеллы, Мора, и т.д.


Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.05 02:45. Заголовок: Re:


Я бы возразил против использования слова "утопизм" - на том основании, что это фактически синоним абстрактного мечтательства, эдакая маниловщина на всю планету. "Йогический коммунизм" - это свежо, но привычнее как-то пользоваться "ноосферным коммунизмом".

Спасибо: 0 
Профиль





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.05 04:59. Заголовок: Re:


«Ноосферный коммунизм» термин замечательный, хотя если человек не знает толком – кто такой Иван Ефремов – запросто может не знать и кто такой Вернадский! Относительно термина «утопизм» соглашусь – мне надо было или не употреблять данное слово, или прокомментировать, что имелась ввиду «Утопия» - как её понимали Томас Мор, или Герберт Уэллс, называя утопийцами жителей своего светлого завтра в «Людях как боги». (Кстати последняя книга – явная предтеча «Туманности Андромеды», но это пожалуй тема для отдельного раздела…)

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.05 02:15. Заголовок: Re:


Да, а ещё "Красная звезда" Богданова.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 56 , стр: 1 2 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет