Вспомним немного из истории 1920-30 гг, когда эсперантистов было относительно много.
Всемирная Педагогическая Конференция по введению эо в школы, состоявшаяся в Женеве 18-21 апреля 1922 г., приняла резолюцию в пользу эо и обратилась с манифестом к педагогам всего мира, призывавшим приложить все усилия к тому, чтобы преподавание э-о было введено во все школы для блага человечества. В ней приняли участие представители педагогов 28 стран.
https://www.wdl.org/ru/item/11591/# В 1923 г. Наркомпросс РСФСР разъяснил, что эо может преподаваться в школах в качестве необязательного предмета. Аналогичное решение было принято в 1924 г. Украинским Наркомпросом. В 1929 г., по сведениям ЦК СЭСР, примерно в 80 школах 24 городов велись занятия по изучению эо для желающих. В качестве обязательного предмета эо был введён в ряде школ и педтехникумах в Кременчуге, Твери, Кривом Роге.
С 1927 по 1930 г. СЭСР издал и распространил 125 000 учебников (в 1925—26 гг. — 48000). Независимо от СЭСР учебная литература на эо выпускалась также Государственным издательством (ГИЗ) и УКРГИЗ-ом. Были изданы книги, брошюры, плакаты тиражом в 12 500 экз. Тираж «Бюллетеня ЦК СЭСР» достиг 18000 экз., «Известий ЦК СЭСР» — 7000. «Бюллетень» рассылался бесплатно всем членам Союза, «Известия» были подписным изданием, предназначенным для целей обучения членов СЭСР.
За 1927 г. только 24 организации СЭСР отправили за границу 16 500 писем. За это время в 80 советских газетах помещено свыше 2 000 статей и заметок, полученных от зарубежных корреспондентов. Материал, полученный из СССР, печатался примерно в ста зарубежных газетах и журналах, издававшихся в 16 странах.
В 1929 г. велись курсы эо в комсомольских газетах Ростова-на-Дону, Луганска, Днепропетровска и Барнаула. Организации СЭСР организовали регулярные передачи радиокурсов эо в Москве, Одессе, Киеве, Кривом Роге, Ростове-на-Дону, Минске, Днепропетровске, Луганске, Краснодаре, Барнауле. Через радиостанции в Харькове, Ленинграде, Минске, Киеве, Москве велась передача информации на эо для зарубежных радиослушателей. К концу 1931 г эо передаётся по радио с 120 станций (в Германии с 21, Америке и Англии по 16, Франции – 9, СССР и Японии по 8, Канада – 4, Дания и Австралия по 3 и т.д.).
В 1928 г. была произведена перепись местных эо-организаций и отдельных эсп-ов во всём мире. Эта перепись учла во всём мире около 120 000 объединённых в различные организации эсп-ов. По статистической сводке Ассоциации Интернационального вспомогательного языка в Америке, в 1928 г. во всём мире эо преподавалось в качестве обязательного или факультативного предмета в 800 средних и высших школах 34 государств; преподавателей эо в том же 1928 г. насчитывалось в 51 стране 4478 человек.
28—31 июля 1928 г. в Москве состоялся IV Съезд СЭСР. В работе съезда приняли участие 115 делегатов из 42 городов страны, представлявших 3196 членов Союза, из них 75 с правом решающего голоса, 40 — совещательного.
«СЭСР имеет целью развитие, распространение и практическое применение международного языка эо для облегчения международной культурной связи широких пролетарских масс СССР и заграницы, в интересах осуществления мировой солидарности пролетариата и торжества его классовых идеалов».
Через несколько лет писали: "международный язык необходим пролетариату не только для международной связи, но и как более совершенное орудие овладения всеми элементами культуры, в том числе и теми, которые лишь потенциально заложены в буржуазной культуре." "Язык развивается от множественности к единству так же, как и экономика. Минуя недостаточно ещё разработанную историю доисторического развития языка, можно схематически построить такую пирамиду истории языка:
1) доменовая эпоха — эпоха устных языков (говоров и наречий);
2) меновая эпоха (капитализм — завершённая стадия) — национально-литературные языки;
3) эпоха переходная к коммунизму — национально-литературные языки + вспомогательный международный язык;
4) эпоха коммунизма — всеобщий язык.
Разумеется, схема очень груба и абстрактна, но основную тенденцию развития языка она намечает правильно."
"Основной причиной, вызывающей революции в языке, является противоречие между ростом общественного единства и отставанием стихийного развития языка в эту сторону. С ускорением темпов общественного развития к мировому единству соответствующее развитию языка ещё более отстаёт вследствие роста в национально-литературных языках нормативности. Единственным выходом из всё растущих ножниц является революция в языке. Революции в языке больше всего приближаются к типу технических революций, хотя вследствие специфических черт языка, эти революции имеют целый ряд особых черт, свойственных лишь им."
"Возможность сознательного языкотворчества научно предвидели еще К.Маркс и Ф.Энгельс,
которые писали: "Само собой разумеется, что в свое время индивиды целиком
возьмут под свой контроль и этот продукт человеческого рода" (Маркс.К. и
Энгельс.Ф. Сочинения. Том 3, с.427)."
Сегодня многие общества/страны находятся на рубеже революционных преобразований... Эо будет в большей степени востребован пролетариями этих стран, а эсп-ам можно предлагать провести аналогичную Конференцию с принятием аналогичного Манифеста. Предварительно нужно делать доклады на обычных конференциях преподавателей, ILEI и Курьер ЮНЕСКО могут в этом помочь.