Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение



Пост N: 3
Зарегистрирован: 19.03.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.15 10:56. Заголовок: Если красота спасет мир, то как ей это сделать?


Более развернуто:
Как красоте спасти мир, который не стремится быть спасенным, и не перестать при этом быть красотой?

Как молодой педагог, я горю желанием принести максимум пользы и не навредить. Не упустить свой шанс хоть чуть приблизить мир к Ефремовскому будущему (да, я в курсе, что желания не рекомендуется формулировать с частицей "не", но надеюсь, что мне это простят). И этот вопрос я задаю в контексте воспитания. Вообще глобального воспитания всех.

Теперь о сути моих размышлений.
Что я под чем имею в виду - кодовые слова:
Спасение мира: выход из инферно, достижение свободы для подавляющего большинства людей.
От чего спасать: невежество, замкнутость, причинение страданий себе и окружающим.
Путь к спасению=познание: обучение, воспитание, развитие, получение знаний.
Красота = стимул к познанию: любовь, доброта, искренность, мудрость, естественность, прекрасное души, тела и всего вокруг.
Препятствия: нежелание находящихся в инферно приобретать знания и их неподготовленность к восприятию, отсутствие их в списке ценностей, отсутствие или недостаток веры в себя и в других, страх
Риски: самому провалиться в то же инферно в случае использования ошибочных методов и тем самым провалить всю миссию - это как захлопнуть дверь, оставив ключи снаружи.
Итак, если те, кого мы хотим чему-то научить, не хотят учиться, то нам могут прийти на помощь прекрасные произведения искусства, а также творения природы, достижения настоящей науки - они укажут, в каком направлении может привести путь познания.
Однако, нам известно, что люди могут просто не заметить этой красоты, не увидеть ее, и даже если специально показать им, то не сразу поймут и поверят ей. Тогда что же, надо быть настойчивее? Но нельзя же "насаждать" прекрасное силой? Тогда мы его низведем в насилие и красота самоуничтожится. И эффект уйдет в минус. Например, когда ребенка в школе заставляют в принудительном порядке слушать гениальные произведения классической музыки и говорят что он обязан этим восхищаться (и вообще "падать ниц" при имени авторов), то на долгие годы он эту музыку возненавидит, и хорошо, если через много лет поймет, что музыка и правда прекрасна, а вот педагог ошибся в своей стратегии.
Как быть? Как донести прекрасное до людей эффективно, ненавязчиво? А так же, как не сделать это похожим на противную рекламу?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 10 [только новые]


администратор




Пост N: 12427
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.15 14:47. Заголовок: Видимо, не надо дава..


Видимо, не надо давать «в лоб». А познавать через узнавание устройства и через творческую работу с этим устройством. Ну вот пример, с которым я сейчас столкнулся: нужно нарисовать рамочку для текста в античном стиле в виде арки под древний Рим. Для этого нужно иметь хотя бы минимальное представление об архитектурных ордерах, архитектурных элементах (всякие фризы, тимпаны, архитравы, капители и всё такое) о том, какие вообще эти арки бывают, какие элементы оформления использовались, какие узоры были характерны для Греции, а какие именно для Рима, в искусстве которого преломились греческие каноны. Не надо педалировать восторги по поводу величия античного искусства, нужно показать закономерности, правила, соотношения элементов, причём желательно показать происхождение этих элементов, скажем лепнина на коринфских колоннах — это стилизованные листья акантуса, а частый мотив орнаментов — пальмовые листы, колонны — изначально просто подпорки, столбы. А сами орнаменты как таковые пошли из седой древности от отпечатка верёвочки, которой оборачивали по сырой глине приготовляемый сосуд. В чём прелесть этой темы — имея несколько типов заготовок разных стилей можно как из конструктора попробовать самому собрать храм, дворец или ту же арку. Само собой, по ходу нужно просмотреть не только обобщённые сведения из словарей и учебников, но и посмотреть фотографии реальных исторических объектов.

Правда, тут есть тонкость: Рим во многом уже извод, иной раз чрезмерно пышный и пошлый, перегруженный по сравнению со строгостью и лаконичностью чисто греческого стиля. Хорошо, если учитель сможет это показать.

Т.е. такая своего рода игра в архитектора.

Пусть получившийся домик будет неказистым, с ошибками, эклектичен. Но самое тут главное, что когда ты сам пытаешься решить такую задачу, ты уже будешь смотреть на то же, воплощённое другими людьми не отстранённо, а зная как это делается, какие трудности пришлось преодолевать мастеру и тем уже взглянуть на произведение совсем с другой стороны, зная кухню изнутри, и тем оценивать удачное решение, появляется какая-то мера оценки подлинного таланта.

Для глубокого понимания музыки не надо становиться музыкантом, но знание нот и знание, каково это дёргать струны на гитаре и умение сбацать популярную песенку даёт возможность для гораздо более глубокого понимания музыки, нежели пассивные декларации о величии того или иного композитора. То же самое можно отнести к любому другому виду искусства. Да и к техническому творчеству это в полной мере применимо. Т.е. для понимания красоты надо не только пассивно внимать, но понимать как оно делается руками, пощупать, попробовать самому что-то сделать, личным опытом поверить, чтобы увидеть как красивое возникает из самой жизни, в общем-то обусловленно законами природы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4
Зарегистрирован: 19.03.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.15 16:29. Заголовок: Спасибо за мнение! ..


Спасибо за мнение!
В общем, стремление к интерактиву. А как тогда быть с общей тенденцией к лени?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 5649
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.15 23:41. Заголовок: Лень - исторически и..


Лень - исторически и психофизиологически необходимая компенсация нашего невежества. Уберегает от многих бед.
А формула "красота спасёт мир" неполна, Рерихи предложили намного более действенную формулу: "Осознание красоты спасёт мир". Например, совершенно в этом ключе воспринимается работа ИАЕ. Без осознания - а в плане педагогическом это и есть образование и воспитание, которые ИАЕ неслучайно полагал производительной силой общества - не может быть устойчивой морали. СССР развалился, отказавшись принимать эту психологическую истину и вообще психологию личности.

Силой ничего насаждать не получится. Надо просто мягко обволакивать. Т.е. создавать среду, в которой конкретный педагог\родитель есть опорный столб. Или даже столп.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 5650
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.15 00:55. Заголовок: Говоря в ином ключе,..


Говоря в ином ключе, мы должны отчётливо понимать, что красота - категория отнюдь и не столько эстетическая. Просто по накатанной как-то идёт раздробленное представление о едином кристалле жизни и мироздания в целом. Эстетический облик красоты, запечатлённый в искусстве - лишь наиболее наглядное и вне концепции целостного мира лишённое фундамента здание.

Поэтому когда мы говорим о технологии воспитания в красоте, то прежде речь стоит вести об этике - и эстетические категории тут вторичны и есть лишь наглядная иллюстрация. Красота мысли и науки детям малопонятны, но тоже могут быть показаны через аналогии - как синергетика показывается для гуманитариев.

Но главное - красота поступка, т.е. практической этики. ИАЕ писал, что подлинное воспитание не может быть облечено абстрактные формулировки - прежде всего это действенный подвига на всех уровнях жизни.

Разумеется, если мы изначально понимаем и принимаем, что красота - наивысшая мера целесообразности, а не полное солипсизма имхо.

Тут и активные межпредметные связи необходимы, и сознательное отношение к речи - со всем пониманием, что одну и ту же истину можно выразить совершенно различно, что за словами всегда стоит та или иная реальность, а коли её нет и спор идёт о словах - то это просто бессмысленно. Т.е. это культура мышления и культура чувствования. Любители смести все различия и объявить тождество (т.е. равенство в математическом, а не антропологическом смысле, но применённое к человеку) уже против красоты, ибо её оттенки бесконечно разнообразны в пределах целесообразности. Это проблема патриотизма\национализма, границ веротерпимости. Фактически, это любая проблема с историей - там везде есть красивое, а есть некрасивое, значит, ведущее к усугублению решение.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 247
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.15 18:17. Заголовок: Chrysosphira, я уже ..


Chrysosphira, я уже ранее излагал развернутый ответ на Ваш вопрос:

...Если по прогнозам нас ВСЕХ к 2040 году ждет ГЛОБАЛЬНЫЙ "кризис кризисов" - то , может быть, духовную и социально-психологическую подготовку общества к этому кризису и следует поставить основной задачей образовательной доктрины?

По моему убеждению, существуют три базовые духовные общественные ценности (Свобода, Справедливость, Солидарность) и одна высшая духовная общественная ценность (Развитие), опирающаяся на оптимальный в конкретных условиях баланс базовых ценностей.

Свобода есть равенство людей в правах. Право есть беспрепятственность личного волеизъявления.
Справедливость есть равенство в обязанностях. Обязанность есть приоритет надличностных мотиваций.
Солидарность есть равенство в статусе. Статус есть общественно заявленная ценность индивида.
Развитие есть повышение живучести (т.е жизнеспособности и жизнестойкости) сообщества.

Можно выделить три системных уровня живучести социума:
а) Низовой - сил недостаточно, все силы уходят на элементарное выживание, любая критическая ситуация гибельна. Ведущей базовой ценностью является Справедливость.
б) Средний – сил достаточно для адаптации к текущим условиям, но критическая ситуация требует мобилизации. Ведущей базовой ценностью является Солидарность.
в) Высший – силы в избытке, критические ситуации преодолеваются без мобилизации. Ведущей базовой ценностью является Свобода.

В аллегорической форме три базовые духовные общественные ценности можно изобразить в виде трех девушек. Нагая Свобода выпускает из поднятой левой руки птицу (творческое начало), Солидарность в короткой тунике держит в правой руке сноп колосьев (известный девиз «Купно за едино!»), а Справедливость в центре, в длинной тоге и с завязанными глазами крепко держит за руки Свободу и Солидарность.

Какая ценность будет ведущей в условиях ТАКОГО кризиса - пояснять не надо.


По моему мнению, главная беда нашего образования и воспитания в том, что оно учит и воспитывает не тех, кого НУЖНО и не тому, чему НУЖНО – а тех кого ЛЕГЧЕ и тому, чему ЛЕГЧЕ. С младых ногтей!

И это не просто негармоничность «развития личности» - это общественный и личный обман и самообман, это потворство иждивенчеству и чванству, которое, по большому счету, и породило крах наших последних двух Национальных Проектов (Петербургского и Советского). И никакими репрессиями, и никакими деньгами и привилегиями недоученных и недовоспитанных НЕ ПОДНЯТЬ на новую мобилизацию. А преодоление недоученности и недовоспитанности – это всегда взятие психологического барьера, это личностный Подвиг (кто читал в детстве повесть «Четвертая Высота» о Гуле Королевой тот меня поймет). Поэтому ведущей функцией любого образования и, тем паче воспитания, должна стать КОМПЕНСАТОРНАЯ функция – человек не должен общественно отчуждаться от своего несовершенства. И гордиться учителям и наставникам надо бы не столько талантливыми «звездами», сколько реально (с семью потами и шишками!) поднявшимися из аутсайдеров (в математике ли, в физкультуре, в честности, в доброте или в ответственности) «крепкими середняками». А «звездам» надо просто не мешать – и не наживаться на их талантах или везении. Подтяните последнего, снизойдя к нему - или, как написал тут один наш начинающий современный фантаст – «СМОТРИТЕ НА ПЫЛЬ ПОД НОГАМИ!»

Реальные педагоги и воспитатели, вероятно только усмехнутся и вспомнят, что «осла силой не напоишь». Так овладевайте реально новыми технологиями, изучайте приемы практической психотерапии, снимайте или уменьшайте психологические барьеры греха и непонимания, учите УМЕТЬ, а не только знать (для познания действительно, и книги, и интернет есть)! А для этого группируйте, организуйте классы НЕ ПО ПЕРВЫМ, А ПО ПОСЛЕДНИМ – и вкладывайте в Последних все свое терпение и убедительность по их самым неуспешным предметам. Сумейте их замотивировать ПОДТЯНУТЬСЯ. Сейчас демографический спад – уменьшайте классы, НО ДОЙДИТЕ ДО КАЖДОГО! Только лишь Успех Таланта не вывезет, он преходящ – вспомните судьбы спивающихся бывших чемпионов, страшащихся армии мозговитых «ботаников», удачливых, но «чисто конкретных» новорусских бизнесменов... От их недоученности и недовоспитанности икается всем нам. А конкурентные навыки и состязательность нужно развивать всевозможными командными многоборьями! (Я прочитал тут как-то про «шахбокс» - улыбнуло, но подход правильный)))…

Равнопроблемным нужно учиться объединяться во имя самосовершенствования – от «Анонимных Алкоголиков» до «синдромных» ветеранов горячих точек, от одиноких матерей до «безруких неумех». Не просто «развивать способности», а подтягиваться, не просто «знать», а УМЕТЬ, не просто хотеть, а ДОБИВАТЬСЯ… Только без формализма, карьеризма и процентомании! Источники и аналоги? Коммунарство 60-х, авторская школа, кадетские корпуса, школы для слепых, глухих или немых, иняз по интенсивной методике, психотерапевтические группы, личностные тренинги… Слишком часто мы бесплодно завидуем имеющим фору, вместо поиска в себе новых сил, целей и умений. Слишком часто нас наказывают за место и репутацию, вместо поощрения за усердие и бесстрашие.

Я все больше укрепляюсь в мысли, что нас ждет НОВАЯ САКРАЛИЗАЦИЯ ТРУДА, А вот в чем его сакральность - вопрос открытый и пока непаханый. Может быть именно в снятии барьера НЕУМЕНИЯ?
Я сейчас перечитываю ТА - очень интересная там разработка МОТИВАЦИИ деятельности. И пока трудноуловимая. Тут уже писали, что мир ТА - мир победившего Дао. Собственно, что мешало и мешает сегодня ТАКОМУ отношению к труду? Прежде всего - личностная зажатость, отсутствие той самой "свободы-внутри-нас". Зажатость Темными Страстями (см. список семи Смертных Грехов).
Жадность - основа экономической деятельности человечества, и советская модель свернула шею именно на путях материальной мотивации труда.

Интересный вопрос - а существуют ли Светлые Страсти? (в противовес Темным). Системной концепции я покамест не нашел НИГДЕ. Стал думать сам. Пока выявил четыре базовых Светлых Страсти (именно - Страсти!). По порядку проявления:

-Восхищение
-Познание
-Созидание
-Служение.

Если человек одержим хотя бы одной такой Светлой Страстью - устойчивость его против Темных Страстей существенно возрастает. Возможно, это путь нового понимания и нового возрождения Коммунизма. Причем Путь - в Дао-смысле!

Исходя из этого образовательная среда должна зажигать ученика Светлой Страстью. Это социальный заказ.


Ну, а чтобы зажигать - надо гореть самому. Реальное учительство - ОЧЕНЬ энергоемкий процесс.
Спускайтесь в инферно (как Орфей за Эвридикой) - и вытягивайте (психологически!) в первую очередь самых пропащих. А умничкам - просто не мешайте.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 5
Зарегистрирован: 19.03.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.04.15 10:53. Заголовок: Спасибо огромное за ..


Спасибо огромное за ответы, сижу осмысляю сказанное всеми вами. это отличное пополнение в мою теоретическую педагогическую копилку. Особенно в впечатлило итоговое заключение что "нужно гореть самому". Такие высказывания - отличное напоминание о том, что работы над собой никогда не бывает много, т к чтобы другие могли научиться у тебя счастью, нужно быть в состоянии показать его своим примером. Кстати, очень созвучные вещи сейчас читаю в текстах по йоге.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 4736
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.04.15 11:56. Заголовок: Chrysosphira, знаком..


Chrysosphira,
знакомы ли вы с этими людьми?
http://www.kitezh.org/
http://www.orionfuture.org/

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 73
Зарегистрирован: 01.08.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.09.15 20:21. Заголовок: ЦИТАТА: Если кра..


ЦИТАТА: Если красота спасет мир, то как ей это сделать?


Ей нужно стать научным понятием и выразиться в ЕДИНИЦАХ ЭСТЕТИКИ (ЕЭ) ))


Очевидно, что ЭСТЕТИКА - это прерогатива ВИЗУАЛЬНЫХ ФОРМ. И даже если это музыка, то мы просто ассоциируем звуки с неким визуальным образом не лишенным УТОНЧЕННОЙ ПРЕЛЕСТИ. ))


Однако НАУКА оперирует точными метрами, поэтому она рано или поздно овладеет количеством ЭНЕРГИИ на осознание 1 ЕЭ.

"гениальное просто"- это о восхитительном МИНИМУМЕ затрат ЭНЕРГИИ ВОСПРИЯТИЯ


"АБСУРД УЖАСОВ СЮРРЕАЛИЗМА" - о невозмозможности собрать окончательный ОБРАЗ, сопровождающейся РЕКУРСИВНЫМ ИСТОЩЕНИЕМ














Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 7
Зарегистрирован: 19.03.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.15 18:52. Заголовок: A.K. Нет, не знакома..


A.K. Нет, не знакома, спасибо большое за ссылки, кажется, есть смысл с этими людьми познакомиться!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 645
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.16 13:19. Заголовок: Практика спасения ми..


Практика спасения мира Красотой:

http://www.kirov.kp.ru/online/news/2578498/

И программа фестиваля социальных спектаклей:

➖➖➖23 ноября, среда➖➖➖
08:00 Регистрация участников
09:00 Открытие фестиваля

09:15 Постановка: «КНУТ»
Творческий коллектив "Департамент Активной Жизни"
МОАУ "Лицей информационных технологий №28" г. Кирова

10:00 Постановка: «Дети – жертвы пороков взрослых»
Народный учебный театр Вятского колледжа культуры

11:00 Постановка: «У черты...»
Cоциальный театр "Зеркало"
МБУ ЦКС "Костино"

12:00 Постановка: "Сказка о том, как дети потерянное время возвращали"
Группа творческого развития детей младшего школьного возраста "От сказки - к успеху"
МКОУ ООШ д. Малый Конып Кирово-Чепецкого района

13:00 Постановка: «Выбор есть?!»
КДС «Идея»

13:45 Постановка: «Неужели меня нет»
МПТС "Рифма"
КОГАУ ДО «Центр творчества на Спасской»

15:30 Мастер-класс «Движение-дыхание-звучание»
Ведущий: Михаил Андрианов,
актёр Театра на Спасской

17:00 Читка пьесы Игоря Кадилина «Синдром жертвы». Читает автор

19.00 Спектакль Драматической лаборатории «Наташина мечта» по пьесе Ярославы Пулинович
режиссер Борис Павлович

➖➖➖24 ноября, четверг ➖➖➖
08:00 Регистрация участников

➖Зрительный зал➖
09:00 Постановка «Мгновение весны»
Театральное объединение МБУ ДДТ пгт Афанасьево

09:45 Постановка: «Душа подушки»
Театральный коллектив "Хамелеон"
МКОУ ДО Детская школа искусств пгт Пижанка Кировской области

11:00 Постановка: «Нет никакого Неверленда»
Творческое объединение "Да возможно" (МОАУ ДО ЦРТДЮ Лабиринт, МКУ «Центр «Калейдоскоп», МКУ ОПМК "Перекресток" клуб "Факел", МБОУ СОШ с УИОП №47)

12:00 Постановка: «Театр розового слона»
студия "КОТ"
МБОУ ДО ДЮЦ им. А.Невского

13:00 Постановка: «14 писем к Богу»
Народный учебный театр Вятского колледжа культуры
КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры»

14:15 Постановка: «Выбор перспективы»
КОМОДОРСАДМ «Перспектива»

15:00 Постановка: «Пьеса про Васю Булкина, ангела Свету и чертенка Димона»
МКУ ДО ДДТ Омутнинского района Кировской области

➖IQ-кафе➖
09:00 Постановка: «Я сам, а суд подождет»
театральная Студия " Зазеркалье"
МКУ Шиховский Дом культуры

09:45 Постановка: «Умереть от зависти»
Молодёжное объединение "MAFIA"
МКУК "Районное клубное объединение "Досуг"

10:15 Постановка: «Белая ворона»
Театральное объединение "Маска"
МКУК "РКО " Досуг" ДК "Юность"

11:15 Постановка: «Виртуальное нереальное»
театральное объединение "Жить"
Верхнекамский район МКУ Молодёжный центр "Заря"

12:00 Постановка: «Другой мир»
театральный коллектив волонтеров "КАКТУСЫ"
МКОУ СОШ пгт. Нема

12:45 Постановка: «Автобус №14»
МКОУ СОШ пгт. Вахруши

13:30 Постановка "Пять невест"
театр-студия "Отражение"
МКУ "Бобинский Дом культуры"
➖➖➖

16:00 Мастер-класс «Драматургия в социальном театре»
Ведущий: Игорь Кузнецов, драматург, режиссер и актер "Уместного театра" (г. Самара)

16:00 Мастер-класс «Сценография как ключевой элемент спектакля»

18:00 Закрытие областного фестиваля социальных спектаклей

19:00 Спектакль Драматической лаборатории «Люблю хорошего человека»
Моноспектакль Светы Ботевой

Ждем вас! Участие бесплатное.
Дворец молодежи, ул. Красноармейская, д. 19


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 26
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет