Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Творчество "ефремовцев"
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение
moderator




Пост N: 1945
Зарегистрирован: 07.04.07
Откуда: Детство , Брянск
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.10 18:28. Заголовок: Л.Н. Толстой - к 100-летию со дня смерти


Считаю необходимым включить Л.Толстого в список этого раздела, ибо - если мы не можем спросить у Ефремова об отношении к нему, то его герои жили и умирали по именно толстовским (они же Христовы) заповедям, и особенно Фай Родис...

Cто лет назад, 7 ноября 1910 года, на никому дотоле не известной станции Астапово, закончилась, как написал Бунин, "не только жизнь одного из самых необыкновенных людей, когда-либо живших на свете, - кончился еще и некий необыкновенный человеческий подвиг, необыкновенная по своей силе, долготе и трудности борьба за то, что есть "освобождение".


 цитата:
Сколько же может быть идеала и нормы в одном человеке? Представьте себе такого преувеличенного не в возможностях гения, а в возможностях нормы человека — получите Толстого. А каково было ему самому?! Великое недоумение человека перед Богом, верующего — перед церковью, гражданина — перед обществом, писателя — перед литературой сопровождало его всю жизнь. Так что это не Толстой противоречив, а наши суждения о нем, никак его нормы не достигающие.
Андрей Битов

Писать о Толстом действительно трудно, ибо с одной стороны - за прошедший век мир совершил полный «виток» своего «спирального» развития и вновь встал перед похожим выбором: знание или вера, наука или мистика, материальное или духовное?

С другой - мы практически не знаем учение Толстого в неискаженном виде, ибо его главные философские работы (в т.ч. о религии) официально не издавались в СССР отдельными сборниками или брошюрами, а входили лишь в «спец.тома» ПСС – что не разрешались к печати(!) до 1956 года:

 цитата:
1. Л.Н.Толстой. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбилейное издание (1928—1964)
Под общ. ред. В. Г. Черткова. При участии ред. ком. в составе А. А. Толстой, А. Е. Грузинского, Н. Н. Гусева и др. Изд. осуществляется под наблюдением Гос. ред. комис. в составе А. В. Луначарского, В. Д. Бонч-Бруевича, М. Н. Покровского и И. И. Степанова-Скворцова. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1928—1964. — Т. 1—90.

2. Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений в 91 томе. (1928-1958)
В 1928 году, когда отмечался столетний юбилей Л.Н.Толстого, было начато сразу три издания: Полное собрание художественных произведений в 12-ти томах; Полное собрание художественных произведений в 15-ти томах; Полное собрание сочинений в 91 томе, давшее исчерпывающий свод сочинений, дневников, писем Толстого (завершено в 1958 году; тираж до 10 тыс. экз.).

О последнем Академическом Полном собрании сочинений в 100 томах<\/u><\/a>


Содержание некоторых томов изд. 56-58 г. с философско-религиозными работами:

Скрытый текст

Эти, изданные небольшими тиражами, тома оказались вновь малодоступны – находясь лишь в немногих библиотеках и не имевших копировальной техники (вообще запрещенной до начала 90-ых).
И даже в наше, относительно свободное время, в Рунете до буквально последних лет практически не было многих из упомянутых текстов (у Мошкова некоторые из них<\/u><\/a> появились лишь в этом году. Что можно объяснить и слабым интересом виртуальных читателей к наследию ЛНС, но опять заметен и «высокий» саботаж в популяризации толстовской философии.


О религии будущего

Интерес к философии Востока возник у Толстого в молодости, когда, будучи девятнадцатилетним юношей, он находился в казанском госпитале рядом с бурятским ламой, раненым не известными разбойниками. Как оказалось, этот лама, будучи буддистом, не защищался, а только молча молился. Этот эпизод произвел на Толстого большое впечатление и послужил толчком к глубокому изучению духовного наследия Востока, пониманию сути философии "освобождения".

Знаменитый писатель пришел к выводу о том, что "учения буддизма и стоицизма, как и еврейских пророков, в особенности Исайи, а также китайские учения Конфуция, Лао Дзы и мало известного Ми-Ти, все возникшие почти одновременно, около 6-го века до рождества Христова, все одинаково признают сущностью человека его духовную природу, и в этом их величайшая заслуга"

"Учение Христа является для меня только одним из прекрасных религиозных учений, "- писал Толстой, - "которые мы унаследовали от древних египтян, евреев, индусов, китайцев, греков. Два великих принципа Иисуса: любовь к Богу и любовь к ближнему проповедовались всеми мудрецами мира: Кришной, Буддой, Лао Дзы, Конфуцием, Сократом. Истина нравственная и религиозная всегда и везде одна и та же. Я не чувствую никакого предпочтения к христианству". По воспоминаниям Леонида Андреева, Толстой "много раз подчеркивал свою связь с китайцами и индусами. Постоянная переписка и свидания с лучшими представителями этих народов укрепляют в нем давнее убеждение, что ex oriente-lux." (свет - с Востока [лат.])

В последний год своей жизни Толстой начал работать над предисловием к книге П.А.Буланже "Жизнь и учение Сиддарты Готамы, прозванного Буддой".

Лев Николаевич писал: "Жизнь китайского народа всегда в высшей степени интересовала меня, и я старался знакомиться с тем, что из китайской жизни было доступно мне, преимущественно с китайской религиозной мудростью - книгами Конфуция, Ментце, Лао Дзы..."

По воспоминаниям Максима Горького, в разговоре о Достоевском, Толстой сказал: "Ему бы познакомиться с учением Конфуция или буддистов, это успокоило бы его. Это – главное, что нужно знать всем и всякому."

Продолжение следует



"Истина едина, а на различия западает лишь омраченность" В.С.Бойко
Мой новый блог на Яндексе<\/u><\/a>
Евгений А. в Контакте<\/u><\/a>
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 12 [только новые]


moderator




Пост N: 1221
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.10 22:57. Заголовок: Это хорошо. У меня Т..


Это хорошо. У меня Толстой стоит в списке открытых и важных вопросов. Признаюсь, мне очень стыдно за то, что я не могу себя назвать хоть сколько-то компетентной в этом вопросе. В юности я висела на Достоевском (как впрочем и всю зрелость), а Толстого честно не любила. «Войну и мир» мучала на каникулах, силясь прочесть, но одолела только выборочно для школы. «Анну Каренину» искренне не понимала в ее поступке. В общем — больше протестовала, чем читала.

И только однажды я дрогнула, когда заглянула в его дневники. Там на меня обрушилась такая знакомая саморефлексия, что я сразу сделала их своей настольной книгой, которую больше ни разу не открыла, но очень уважала. И еще очень ценю подаренные мне две антикварные книги 1913 года, где я прочитала одну статью «О самоубийстве». Она настолько меня впечатлила, что я до сих пор мечтаю продолжить чтение. Но не продолжаю...

Поэтому, я очень за предложение Жени.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3034
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.10 02:29. Заголовок: helenrokken пишет: ..


helenrokken пишет:

 цитата:
И только однажды я дрогнула, когда заглянула в его дневники.


У него есть мощное эссе "Верьте себе". Ничего даже сказать не могу - просто прочитайте. Кстати, я тоже из "достиков". Только понял его очень поздно, по молодости предпочитал Толстого.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1222
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.10 07:40. Заголовок: Ох, какое нужное сло..


Ох, какое нужное слово в нужный момент Вы сказали мне, Цитатник, этим эссе Толстого! Спасибо Вам.
Я находилась в отчаянии после очередной попытки сказать себе и людям о возможности социализма и коммунизма, об истинной природе явления труда и многом другом. Встретив очередное сопротивление (к счастью, от неготовности пока еще понять, но не от нежелания), я снова и снова пересматривала свое понимание этих вопросов, видя, что я права, но не имея возможности донести эту правоту до людей. И вдруг эссе «Верьте себе»<\/u><\/a>...

Помимо очень нужного любому, пытающемуся действовать человеку, доверия к себе, я получаю неожиданную поддержку своим размышлениями о возможности коммунизма от... Толстого! Послушайте, как актуально в этом контексте звучат его слова:

 цитата:
Не верьте и тому особенно усилившемуся в наше время опасному соблазну, состоящему в том, что высшее назначение человека – это содействие переустройству существующего в известном месте, в известное время общества, употребляя для этого всевозможные средства, даже и прямо противоположные нравственному совершенствованию.


Вот именно эта защита того, что существует сейчас вовне и внутри человека, и доказательства, что по другому невозможно, аннигилируют все попытки промыслить если не сам коммунизм, то хотя бы направление к нему.

Вера в себя — это условие и источник сил для преодоления сопротивления среды. Это слово Толстого очень вовремя! Спасибо!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1959
Зарегистрирован: 07.04.07
Откуда: Детство , Брянск
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.10 00:16. Заголовок: Это обзор лишь двух ..


Это обзор лишь двух - из многих статей о Л.Н.Толстом, обсуждаемых в последние недели на Радио Свобода и других свободомыслящих ресурсах рунета.
Рекомендую прочесть их полностью в оригиналах, и особенно - прения.


 цитата:
Феликс Шведовский - НЕТ ТОЛСТОГО В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ (Письмо Л.Толстому из XXI века)

Уже год, как по всему миру идут грандиозные памятные мероприятия, связанные со 100-летием смерти великого русского писателя. На его родине ничего похожего не замечено. Причина, скорее всего, в его неудобном для современной России религиозно-философском учении. Предлагаемый Вашему вниманию текст является моим письмом Толстому - посмертным, разумеется.

Лев Николаевич!

В этом году 20 ноября исполняется 100 лет Вашей смерти. Не пишу ни "уважаемый", ни "дорогой" - это не передаст всю меру почтения. Да и Вы не любили титулов и восхвалений – могилу свою завещали не украшать ни памятниками, ни надписями. Только холмик, заросший травой, подобный курганам древних кочевников, которые они насыпали над ушедшими из мира героями.

Так уж получилось, Лев Николаевич, что Россия нынешняя мало изменилась с Ваших времен, по крайней мере, отношением к Вам. Неуемные восхваления после революции, "зеркалом" которой Вас объявил Ленин и насилие которой, будь Вы живы, наверняка бы не приняли, сменились глухим замалчиванием Вас в сталинские годы и годы "застоя". Я имею в виду того Толстого, о ком Вы сами говорили, что это Толстой истинный, обратившийся к Богу, по сравнению с кем Толстой "Войны и мира", Толстой "Анны Карениной" - все равно что Савл перед Павлом. Именно этого Толстого коммунисты запрятали в спецхран. Но у них еще хватало духу отмечать Ваши памятные даты с государственным размахом. И пускай они восславляли Вас только как писателя, обходя стороной, а то и высмеивая могучую нравственную проповедь второй половины Вашей жизни (а это то же самое, что о Христе со смешком говорить как о плотнике), но всё же они проводили эти мероприятия. Сегодняшняя же Россия не отмечает 100 лет Вашего ухода из жизни. Никак. Хотели вот снять телесериал "Анна Каренина" - но кто-то шепнул: не стоит. Вот о комической книге "Андроид Каренина" упомянуть пару раз – это можно. И всё. Это даже хуже, чем никак.

За что же так осуждает Вас Церковь? Да хотя бы за эти слова из книги "В чем моя вера": "Мир с своим устройством, освященным церковью, отбросил церковь во имя тех самых основ христианства, которые нехотя пронесла церковь, и живет без нее". Почему же "нехотя"?! - возмущаются оппоненты. А Вы их тычете: да ведь Церковь освящает насилие и войну. О каком Христе, о какой любви и "другой щеке" может идти речь? Церковь, благословляющая призыв на срочную службу, Церковь, благословляющая войну в Чечне…
Так было при Вас, и так есть при мне. Ничего не изменилось, Лев Николаевич. Ничего!

Скрытый текст



 цитата:
Феликс Шведовский - Лев Толстой и красноречивое молчание государства

Эмоциональный и с надрывом текст «Нет Толстого в своем отечестве» я уже написал. Краткая суть его в том, что на высшем уровне было принято решение не делать из этой даты события всероссийского масштаба и не слишком упоминать о нем в СМИ.
Ну да Бог с ней, с Церковью. Пар у меня вышел, и хочется спокойного обсуждения.


Мне задают и такой вопрос. Лев Толстой неоднозначен, он разносторонний, многоплановый, зачем делать упор только на его религиозно-философском учении, на отрицании патриотизма, на непротивлении злу насилием? Ведь есть же и «Севастопольские рассказы», и «Война и мир», где всё в порядке и с патриотизмом, и с добром, которое с кулаками. Отвечаю.

Во-первых, выбор сделала наша власть. Именно она дала директиву молчать о Толстом, посчитав наиболее опасной для государства российского именно эту сторону Льва Николаевича, связанную с его нравственной проповедью во второй половине жизни. В конце концов, могли бы вспоминать о Толстом – гениальном писателе, умолчав о прочем. Не захотели. Значит, понимают: от этого никуда не деться.

Во-вторых, сам Толстой в конце жизни говорил, что самым важным считает именно свою проповедь, а не литературные произведения. И хотя бы из уважения к последней воле умершего следует говорить в первую очередь об этом.

И наконец, чем так важна его проповедь сегодня и за что мы должны сказать Толстому спасибо? Непротивление злу насилием придумал не он – это учение древнее Будды и Христа. Заслуга Толстого в том, что он заговорил о нем со всей страстью и талантом, подкрепил его всей мощью своего писательского авторитета. Можно сказать, он пожертвовал своей мировой литературной славой ради того, чтобы мир вспомнил о коренной сущности всех религий – ахимсе, непричинении вреда, о том, что там, где есть насилие, нет Правды.
По большому счету, благодаря Толстому и Ганди со второй половины ХХ века мы живем в совершенно новом мире, где есть гражданское общество, которое знает о правах человека и умеет их отстаивать, опираясь только на силу правды, без всякого насилия.

И еще. Читайте «Толстовский листок. Запрещенный Толстой» - 13-томное издание, выпущенное В.А. Морозом в конце 90-х – начале 2000-х. Там собраны все те произведения, которые сам Лев Николаевич считает золотым итогом всей своей жизни и которые были запрещены церковью, а потом – советской цензурой. Это очень интересное чтение.

http://www.svobodanews.ru/content/blog/2224954.html<\/u><\/a>








Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1960
Зарегистрирован: 07.04.07
Откуда: Детство , Брянск
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.10 00:50. Заголовок: А теперь перейдем к ..


А теперь перейдем к самим работам Льва Николаевича, что уже более 100 лет столь неприемлемы уже трем(!) властям - царской, советской и ново-российской,
итак, религиозно-философские статьи ЛНТ с 1879 по 1910:

Исповедь (планы и варианты) [1879]
Исследование догматического богословия [1880]
Исповедь [1882]
В чем моя вера? [1884]
Воззвание [1889]
Церковь и государство [1891]
Царство Божие внутри вас... [1893]
Религия и нравственность [1893]
Христианское учение [1895]
Как читать евангелие и в чем его сущность? [1896]
Греческий учитель Сократ [1900]
О веротерпимости [1901]
Определение Святейшего Синода [1901]
Ответ Синоду [1901]
Соединение и перевод четырех Евангелий [1902]
Что такое религия и в чем сущность ее [1902]
Китайскому народу от христианина [1906]
Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении [1907]
Не могу молчать (1-я редакция) [1908]
Не могу молчать [1908]  
Закон насилия и закон любви [1908]
Учение Христа, изложенное для детей [1908]
Славянскому съезду [1910]
Путь жизни [1910]

(список уточняется и дополняется)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3074
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.10 02:10. Заголовок: А по-моему, его свар..


А по-моему, его свара с Синодом - самое неинтересное, а местами и отвратительное в его творчестве. С Синодом (особенно того, победоносцевского закала) все ясно, но и ЛТ местами вполне стоил своего оппонента. Особенно если почитать о ненасилии. Ненасилие такого сорта - это предательство слабых, оправдание самой отвратительной трусости. И зачем тебе нужна твоя сила тогда? Перед девочками фикстулить? Так ведь и их предашь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3139
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.10 12:25. Заголовок: А для меня существуе..


А для меня существует двое Л.Н. Толстых. Один написал "Войну и мир", другой - "Крейцерову сонату". Первый полон жизни - "Да здравствует весь мир!" (юный Николай Ростов), второй тяжёл до удушья.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1275
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.10 20:51. Заголовок: Думаю, что для самог..


Думаю, что для самого Льва Николаевича тоже существовало два Толстых, иначе с кем он тогда так долго и малорезультативно (во всяком случае, внешне) боролся, что выйти в никуда с сумой и посохом смог только в 82 года?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 3075
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.10 01:06. Заголовок: A.K. пишет: А для м..


A.K. пишет:

 цитата:
А для меня существует двое Л.Н. Толстых. Один написал "Войну и мир", другой - "Крейцерову сонату". Первый полон жизни - "Да здравствует весь мир!" (юный Николай Ростов), второй тяжёл до удушья.



helenrokken пишет:

 цитата:
Думаю, что для самого Льва Николаевича тоже существовало два Толстых, иначе с кем он тогда так долго и малорезультативно (во всяком случае, внешне) боролся, что выйти в никуда с сумой и посохом смог только в 82 года?


Согласен, у него и в творчестве, и в жизни (если поинтересоваться, конечно) чувствуется раздвоенность. Тут он вполне современный человек, противоречивый во всем. Как глыба, расколотая пополам. Это Достоевский, несмотря на внешние противоречия, цельный, как "Слово о полку".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 1964
Зарегистрирован: 07.04.07
Откуда: Детство , Брянск
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.10 09:30. Заголовок: Непосредственно по Л..


Непосредственно по ЛНТ отвечу позже, а пока экспромт на толстовскую тему - "НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ"<\/u><\/a>


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 210
Зарегистрирован: 30.07.10
Откуда: Россия, Красноярск
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 06:21. Заголовок: Вообще-то Лев Толсто..


Вообще-то Лев Толстой имел несколько иные взгляды, чем Ефремов, и его "непротивление злу насилием" не предполагало никаких революций на Тормансе...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 2008
Зарегистрирован: 07.04.07
Откуда: Детство , Брянск
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.11 02:32. Заголовок: http://www.youtube.c..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 27
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет