Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 3349
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 01:58. Заголовок: НФ-пособие. Программа и предисловие


Программа элективного курса
«Отечественная фантастика XX века»

10 – 11 классы

Автор-составитель: Н. Н. Смирнов

Пояснительная записка

Элективный курс «Отечественная фантастика ХХ века» предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. Объём курса – 68 учебных часов (из расчёта 1 час в неделю в 10-11 классах либо 2 часа в неделю в 10-м или 11-м классах по выбору учителя).

Цели курса


1. Знакомство с выдающимися произведениями отечественной фантастики, расширение представления о путях развития литературы ХХ века и о богатстве литературных направлений.
2. Воспитание гуманистических идеалов и чувства ответственности за будущее.
3. Развитие творческого воображения и креативного мышления.

Новизна курса

В существующих программах фантастические произведения практически отсутствуют. Несмотря на это, фантастика входит в круг активного чтения старших школьников. В настоящее время наряду с выдающимися произведениями научной фантастики на книжном рынке присутствует куда больше третьесортной литературы. Одна из задач курса – научить школьников отличать качественные произведения и сознательно отбирать их в круг своего чтения.
С помощью предлагаемого курса ученики получат возможность более активно осознавать проблемы развития научно-технического прогресса, нравственного развития человека в новых условиях и сознательного выбора человечеством своего пути.
Одна из важнейших характеристик курса – его универсальность. Учеников, склонных к предметам физико-математического цикла, может заинтересовать научно-техническая составляющая предлагаемых произведений. Это поможет мотивировать интерес к литературе в целом. В то же время «гуманитариев» увлечёт широта мировоззренческой проблематики. Обе стороны объединены в фантастике футурологическими изысканиями.

Курс делится на три раздела по хронологическому принципу: «Отечественная фантастика первой половины ХХ века», «Отечественная фантастика 50-70 гг. ХХ века», «Отечественная фантастика 80-90 гг. ХХ века». В перечень рассматриваемых включены произведения следующих авторов: А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И. А. Ефремов, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. П. Крапивин, С. В. Лукьяненко, В. В. Головачёв, В. Д. Звягинцев, Г. Л. Олди.
К темам программы даются аннотации, назначение которых – общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать изучение и намечать объём возможной работы. Аннотации не предопределяют единственной возможной литературоведческой трактовки произведения; учитель может, исходя из данных науки, опираясь на критический материал, самостоятельно формулировать проблематику предлагаемых произведений.

Основные методы работы: коллективное обсуждение (в том числе творческих работ самих учащихся), семинары, «мозговые штурмы». Количество лекций преподавателя желательно в небольшом объёме.
В зависимости от читательской активности и индивидуальных особенностей учащихся возможны различные формы промежуточного и итогового контроля.
1. Сочинения по изученным произведениям (монографические и сквозные).
2. Аналитические работы по самостоятельно выбранным произведениям (сообщения, доклады, выступления на семинарах и читательских конференциях).
3. Самостоятельные и творческие работы (обсуждения проводятся на творческих мастерских).

В учебно-методический комплект входят: программа, учебник-хрестоматия, методическое пособие для учителей с тематическим и поурочным планированием.

Список отечественных фильмов к коллективному просмотру: «Человек-амфибия», «Москва-Кассиопея», «Отроки во вселенной», «Через тернии – к звёздам», «Откровение Ивана Ефремова», «Трудно быть богом».

Программа

(68 часов)

Введение. Отличие фантастики как литературного приёма от фантастика как направления литературы. Особенности отечественной фантастики. Закономерность её появления и развития в ХХ веке. Научная фантастика как важнейшее направление отечественной фантастики. Взаимосвязь научной фантастики и развития науки.

I
Отечественная фантастика первой половины ХХ века


А. Н. Толстой. «Аэлита». Зарождение мечты о встрече людей с инопланетянами. Романтические представления о возможном развитии личных взаимоотношений. Революционная романтика. Философия истории.

А. Р. Беляев. Жизненный путь писателя. Последствия детских травм, приведшие к размышлению над научными проблемами. Дружба с Циолковским. Космические романы как отражение романтики научного и социального творчества. Внимание к изображению человека будущего при понимании этого как задачи будущего. Давление со стороны официальной идеологии.
«Человек-амфибия».
Повышение роли науки в обществе. Мечта о совершенствовании человеческого организма с помощью науки. Протест против использования достижений науки в корыстных целях. Трагедия учёного-одиночки.

II
Отечественная фантастика 50-70 гг. ХХ века


И. А. Ефремов. Учёный-энциклопедист, космист. Богатство тематики произведений писателя, их идейная цельность. Фантастика «ближнего прицела». Научные открытия, совершённые под впечатлением этих рассказов.
«Туманность Андромеды». Мир будущего. Формирование научно обоснованных представлений о человеке будущего. Этика и эстетика будущего, красота как высшая целесообразность. Соотношение между разумом и чувствами. Понимание меры как основной принцип построения жизни. Идея широкого распространения разума во вселенной. Развитие идеи контакта между цивилизациями. Научная основа возможности такого контакта. Идея гуманности высшего разума. Образы героев: Дар Ветер и Веда Конг.
«Сердце змеи». Обоснование схожести высших форм жизни во вселенной. Полемика с западными фантастами. Развитие науки будущего.
«Час быка». Развитие основных идей «Туманности Андромеды». Развитие традиций утопического романа (Н. Г. Чернышевский) и антиутопии (Е. А. Замятин), столкновение мира утопии и антиутопии. Обязательность воплощения высшей морали в процессе эволюции. Гармоничность физического, интеллектуального и духовного облика человека будущего. Психическое могущество и великодушие землян. Теория инферно и Стрела Аримана. Экология планеты и экология души. Трагедия планеты Торманс и судьба звездолётчиков. Образы героев романа: Чойо Чагас, Фай Родис и Таэль. Социальная острота романа и его судьба.

А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Многообразие идейно-тематической направленности, жанровое разнообразие.
«Трудно быть богом». Проблема вмешательства в процессы внутреннего развития другой цивилизации. Развитие идеи Ефремова о Стреле Аримана: торжество серости всегда ведёт к победе тьмы. Сложность и драматизм нравственного выбора в деятельности прогрессоров.
«Понедельник начинается в субботу». Синтез фантастической сказки и социальной сатиры. Традиции сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина. Типичность образов чиновников от науки. Юмор повести.

III
Отечественная фантастика 80-90 гг. ХХ века

В. П. Крапивин. Цикл «В глубине Великого Кристалла». Идея многомерности пространства. Дети как проводники по различным граням Кристалла и между гранями.
«Лоцман». Болезнь как следствие потери чистоты детского восприятия. Возвращение смертельно больного взрослого в мир детства и излечение. Детство как время наибольшей чуткости к миру.
«Гуси-гуси, га-га-га…». Проблема детства в условиях антиутопии. Перерождение взрослого человека в условиях угрозы жизни. «Безында» как феномен пассивного сопротивления природы попыткам полной унификации людей.

С. В. Лукьяненко. «Рыцари сорока островов». Мир подростков в условиях навязанного выживания. Необходимость психологического выхода из ситуации для попытки её разрешения. Быстрое психологическое взросление героев через разрушение их подросткового максимализма. Гуманизм и взаимовыручка как непременное условие выживания. Необходимость умения сражаться, чтобы отказаться от войны. Убить дракона – ненависть и любовь.
«Дозорная» трилогия. Этический релятивизм. Аморфность авторской позиции. Культурологическая опасность изображения Иных как вампиров.

В. Д. Звягинцев. «Одиссей покидает Итаку». Особенности композиции романа, его психологичность и многоплановость. Глубокая саморефлексия при изображении внутреннего мира персонажей. Образы главных героев: Берестин, Ирина, Новиков, Воронцов. Идея об инопланетных существах, организующих жизнь человечества. Попадание в прошлое как шанс исправить совершённые ошибки. Точность воспроизведения Москвы конца 60-х и 40-х годов ХХ века. Великая Отечественная война: новый сценарий. Роль свободной творческой личности в судьбе цивилизации. Многоуровневая игра как способ разрешения конфликтных ситуаций.

В. В. Головачёв. Многообразие фантастических идей, разработанность терминологии, широта изображаемой панорамы. Сочетание научно-фантастических и эзотерических идей.
Роман-эпопея «Реликт». Два века мира будущего: высокая технологичность, творческий потенциал и неоднородность общества. Детальное изображение всех сторон жизни. Преемственность идей Ефремова о социальной структуре общества будущего. Этика взаимоотношений человека и тайны. Место человека во вселенной. Взаимозависимость человека и вселенной. Проблема контакта с негуманоидными сверхцивилизациями. Развитие экстрасенсорных способностей человека как необходимое условие расширения естественного ареала человеческого существования. Идея об интегральной расе галактики. Концепция Игры как наиболее адекватной характеристики состояния Мироздания. Образы главных героев: Грехов, Железовский, Боянова, Берестов, Ставр Панкратов. Богатство описаний космических катаклизмов и необычных состояний сознания.

Г. Л. Олди. «Мессия очищает диск». Притчевый характер романа. Применение компьютерных аналогий к изображаемому сюжету. Парадоксальность китайской культуры, особенности юмора в романе. Умышленная недоговорённость мотивации персонажей. Идея о боевых искусствах как выравнивании изначальной слабости и, вследствие этого, закомплексованности человека. Своеволие – не свобода: сильный не своеволен.

Заключение. Развитие гуманистических традиций русской литературы в лучших произведениях отечественной фантастики. Различные направления фантастической литературы на рубеже веков. Научная фантастика и фэнтези. Роль фантастической литературы в развитии науки и общества.

Предположительное распределение часов

Вступление – 1 час.
А. Н. Толстой. «Аэлита» – 3 часа.
А. Р. Беляев. Рассказ о писателе. «Человек-амфибия» – 3 часа.
И. А. Ефремов. Рассказ о писателе, «рассказы о необыкновенном» – 1 час, «Туманность Андромеды» – 6 часов, «Сердце змеи» – 2 часа, «Час Быка» – 7 часов.
А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Творческий путь – 1 час, «Трудно быть богом» - 4 часа.
В. П. Крапивин. Рассказ о писателе – 1 час. «Лоцман» – 5 часов, «Гуси-гуси, га-га-га...» – 5 часов.
С. В. Лукьяненко. «Рыцари сорока островов» – 5 часов, «Дозорная» трилогия (обзор) – 1 час.
В. Д. Звягинцев. «Одиссей покидает Итаку» – 8 часов.
В. В. Головачёв. «Реликт» – 10 часов.
Г. Л. Олди. «Мессия очищает диск» – 3 часа.
Заключение (читательская конференция) – 2 часа.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 44 , стр: 1 2 All [только новые]


администратор




Пост N: 6911
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 02:05. Заголовок: Чего у тебя ТББ поль..


Чего у тебя ТББ польским стал? СССР — ФРГ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3350
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 02:10. Заголовок: Ошибка. Спасибо, исп..


Ошибка. Спасибо, исправил.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 75
Зарегистрирован: 20.05.09
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 12:14. Заголовок: Предвижу администрат..


Предвижу административные трудности: вариации на тему "в ЧБ секс, и преподавать это детям в школе непедагогично". То, что современные детишки весьма осведомлены (и притом из грязных источников), в расчёт при этом приниматься не будет. Причём заниматься этими спекуляциями будут как антикоммунистически настроенные "деморатки", так и антиефремовски настроенные вредные ископаемые, причисляющие себя к коммунистам.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 76
Зарегистрирован: 20.05.09
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 12:15. Заголовок: Всего не объять, но ..


Всего не объять, но в списке литературы зияет своим отсутствиес "Гианэя" Георгия Мартынова.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3354
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 12:54. Заголовок: О, да... А также неи..


О, да... А также неимоверно любимый мной Гансовский. А также Савченко, Булычёв, Ларионова, Павлов...

Про секс, чтобы знать, надо сначала прочитать :) Если бы УМК был завершён, это уже не имело бы никакого значения, он жил бы своей жизнью. А сейчас... тоже не имеет значения, только по иным причинам. Хотя ситуацию вы совершенно справедливо описываете :(

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2692
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Советский Союз, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 13:27. Заголовок: Красивый курс, с сил..


Красивый курс, с сильным зарядом. Но почему нет Павлова?

Заметил неточности:
 цитата:
«Откровения Ивана Ефремова»

Откровение

 цитата:
Теория инфернальности

Теория инферно

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3355
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 13:40. Заголовок: Да, а почему нет Пав..


Да, а почему нет Павлова? :)
Я исходил из того, что он близок Головачёву, но последний намного сложнее и мощнее.

Спасибо за замечания!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6916
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 13:46. Заголовок: Эээ… Если брать наиб..


Эээ… Если брать наиболее представительные и классические произведения, то Павлов — это ЛР, ЛР и ещё раз ЛР. Ничего общего с Головачёвым.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 77
Зарегистрирован: 20.05.09
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 14:13. Заголовок: Сат-Ок, простите, я ..


Сат-Ок, простите, я по сиволапости своёй не знаю, что такое УМК. И ЛР тожа... - Дракон, пардОн. Сат-Ок, Вы знаете, Гансовский был следующим, о ком я подумал после Мартынова. Но только о "Гианэе" могу зказать, что она именно БЛЕЩЕТ своим отсутствием ("...Brutus et Cassius brillaient par leur absence...") На Головачёва - аж 10 часов. Это, на мой взгляд, создаёт некоторый резерв (опять же на мой взгляд) - для "Гианэи".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6917
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 14:34. Заголовок: ЛР — «Лунная Радуга»..


ЛР — «Лунная Радуга».
А я в свою очередь что-то не могу Мартынова припомнить.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3356
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 14:38. Заголовок: УМК - учебно-методич..


УМК - учебно-методический комплект :)
ЛР - "Лунная радуга". Мы её немало обсуждали, и выработался этакий армейский телеграфный стиль, состоящий из аббревиатур - как ФИО ИАЕ :)

В "Реликте" слишком много сложнейших проблем поставлено, и это само по себе очень крупное произведение. Это вообще энциклопедия будущего на протяжении трёх веков. Вы это увидите, когда я буду выкладывать сами главы.
Мартынова, к стыду своему, просто не читал, хоть и слышал немало. Сделаю это ближайшее время, раз такое дело.
Алекс, тут вопрос в проблематике. Что даёт ЛР в этом смысле? - сформулируй.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6918
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 14:40. Заголовок: Проблематике чего?..


Проблематике чего?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3357
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 14:41. Заголовок: Проблематика произве..


Проблематика произведения в чём? - сформулируй.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6919
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 14:53. Заголовок: Если иметь ввиду «Це..


Если иметь ввиду «Цели курса», то мне кажется, ЛР проходит по всем трём пунктам.
Я бы её подал под соусом «Романтика освоения космоса», «Солнечная система — наш дом», и что-нибудь типа «Освоение Солнечной системы — взгляд современника». С литературной точки зрения, наверное, стоило бы отметить — как бы это сказать? — реалистическую стилистику и взгляд изнутри, а не стороннего наблюдателя. С этической — нравственные коллизии отношений экзотов и общества. Можно и экологическую составляющую выделить — «мы осваиваем космос, а космос осваивает нас», ответственность человека за деятельность космический масштабов и возможные последствия.
Что касается креативности — там, мне кажется, весьма широкий простор.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3359
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 15:52. Заголовок: Совершенно согласен...


Совершенно согласен. По всем этим пунктам проходит "Реликт", только он выписан детальнее и монументальнее при этом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2187
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 16:02. Заголовок: Угу-м. Ну, хоть так ..


Угу-м. Ну, хоть так пособие увидит свет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3360
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 16:11. Заголовок: Пользуясь случаем - ..


Пользуясь случаем - ещё раз большое спасибо за ваш тогдашний развёрнутый и оформленный для внешнего мира отзыв, Александр!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6921
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 16:23. Заголовок: Стилистика разная. Я..


Разное. Я тебе вот отмечу, пожалуй самый важный воспитательный момент, который есть в ЛР на мой взгляд.
Я его прочитал ещё в малолетстве, часть классе в третьем, другую — уже где-то в седьмом, наверное. И я тебе скажу, что для мальчишки философская подоплёка далековата — это действует скорее косвенно, действуя не на сознание, а самим пафосом произведения настраивая на определённый возвышенный лад. А вот явственная близость космоса, поданного как часть быта — это очень увлекает и это очень важно. Он там вещный и привычный, как… Ну не знаю, ты в детстве на свалке ковырялся? Не мусорнике, а где всякие остатки техники: манометры с грузовиков, крылья автомобильные какие-то, приборы, шестерёнки. Мне вот случалось. А рядом был аэродром, над головой взлетали настоящие боевые самолёты, а яма эта была чуть ли не в тени локатора. И, понимаешь, оно всё было такое… настоящее, обыденное и привычное, и в то же время увлекательное. Мне кажется важным, когда сын играет с вещами — полевой сумкой, там не знаю, противогазом, портупеей, пистолетом, дрелью, молотком или чем-то ещё таким — отца. Так вот космос у Павлова был таким же близким, доступным и привычным, как эти вещи. Не где-то там — ах, это уму непостижимо и в жизни неприменимо, а вот она, отцовская шинель, на вешалке висит. Небо становится ближе.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2188
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 16:32. Заголовок: Сат-Ок пишет: Польз..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Пользуясь случаем - ещё раз большое спасибо за ваш тогдашний развёрнутый и оформленный для внешнего мира отзыв, Александр!


Да ладно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3361
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 17:06. Заголовок: Алекс, и снова согла..


Алекс, и снова соглашусь. И снова напомню, что у ВВГ это присутствует в избытке. Вообще - ты про ЛР что-нибудь написал бы!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6923
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 17:20. Заголовок: Я что-то не заметил...


Я что-то не заметил. Именно того — не припомню. Сколько я помню Головачёва, он всё же о другом и в таком зримо-материальном виде всё же не даёт. Более абстрактен. А у Павлова дистанция от полуторки до «Казаранга» меньше.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6924
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 17:39. Заголовок: Мне вот непонятно — ..


Мне вот непонятно — как найти зазор между другими предметами. Оно и в наше время было непросто — всё кругом-бегом, галопом по европам. Всякое внеклассное чтение всегда оставалось по сути формальностью, чем-то второстепенным — программу бы успеть. Хотя список рекомендованных к прочтению произведений аккуратно диктовали. А тут 6 часов одна только «Туманность…»
Коль, поясни концепцию — какое место в учебном процессе должен занимать этот курс? Мне слово «элективный» не очень понятно. В словаре сказано «Элективные курсы — в образовании — избираемые в обязательном порядке курсы, предлагаемые соответствующим факультетом и кафедрой». Что это применительно к современной российской школе означает? У вас, на американский манер, появилась возможность выбора предметов?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2302
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 19:15. Заголовок: У меня только одно с..


У меня только одно сомнение - курс элективный. Реально ли это в условиях, когда не хватает часов на классическую литературу? Не лучше ли сделать его факультативным, но с железным условием - ученик, как в универе, обязан выбрать себе хотя бы 1 факультатив (ну и зачет обязателен). Этот курс - специфический, для интересующихся, он не терпит балласта, а при обязательном изучении такого балласта у вас будет больше половины класса, который будет морально разлагать оставшихся и отравлять атмосферу на занятиях.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3363
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 20:58. Заголовок: Можно и так, и это п..


Можно и так, и это правильнее на самом деле. Но сейчас безумное поветрие именно на элективы, ими всё завалено, это типа круче. А использовать материал можно как угодно ведь, в том числе и отдельными главами.

Алекс, это мода на дополнительные программы, часто действительно связанные со специализацией школы. Директора могут попросить отчитаться о том, какие элективные курсы у него в школе процветают.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3364
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.10 21:02. Заголовок: От автора Дорогие д..


От автора

Дорогие друзья! Вы держите в руках очень необычную книгу.

Когда я сам учился в школе, то многократно задавался вопросом: почему на уроках литературы ничего не говорится про всеми любимую фантастику? Почему мы должны изучать произведения, которые не вызывают большого интереса? Мы с друзьями превосходно понимали, что стоит за той или иной книгой из школьной программы, а что не понимали, нам объясняли учителя. И нам было совершенно непонятно, почему те же самые проблемы нельзя рассматривать на примерах из фантастических произведений. Причём там эти самые проблемы поставлены чётче и прописаны ярче. И мы упрямо писали сочинения «на свободные темы», высказывая отношения к любимым героям и порой приводя преподавателей в замешательство.

Прошли годы, и смутные юношеские представления о том, что «это всё надо менять» оформились в чёткую концепцию и понимание того, как это можно сделать в современных условиях. Результатом чего и стала «первая ласточка» – предлагаемое вам учебное пособие.

Эта книга поможет вам лучше понять разнообразие окружающего мира и строгую закономерность происходящих в нём процессов. Научная фантастика – это огромная лаборатория, в которой все, кто искренне стремится к познанию, могут ставить интереснейшие эксперименты по любым вопросам. Попадая в НФ-мир, вы получаете прямой доступ к неистощимой кладовой человеческого воображения, тому бесценному богатству, которое когда-то вывело предка человека за пределы, установленные законами животной жизни.

Наш сегодняшний мир при всём своём несовершенстве безмерно далёк от тех древних времён, так же далеки и проблемы современности от первых осмысленных действий нового существа – человека – в далёком прошлом.
Но неистовая потребность мечтать и пытаться воплотить мечты в жизнь осталась. Эта потребность в нас, по-своему воплощаясь в миллиардах людей, бросает вызов несовершенству окружающего мира, жжёт сердце стремлением улучшить жизнь и совершить то, чего до нас никогда ещё не было.

Многое из предсказанного и осуществлённого в фантастических произведениях уже сбылось. Никого не удивляют телевизоры и подводные лодки, придуманные Жюлем Верном. Человек побывал на Луне и собирается на Марс. Скорость передвижения по планете уже сейчас превосходит все прогнозы столетней давности. Расщеплён атом, и учёные уже подбираются к экзотическим кваркам. Радиотелескопы принимают сигналы с расстояний в миллиарды световых лет. Придуманы сильнейшие лекарства, пересадка сердца стала обычным делом. Возможности связи уже сейчас значительно превосходят самые смелые ожидания. Разрабатывающиеся нанотехнологии обещают феноменальные результаты в мире электроники, хотя ещё в первой половине века сама идея компьютера казалась утопической.

Естественно, большое число НФ-изобретений ещё долго будут ждать своего часа. Полёт к звёздам, машина времени, неограниченное продление жизни…

Вместе с тем надежда на благую роль науки, свойственная энтузиазму писателей прошлых десятилетий, в последней четверти ХХ века стала угасать, когда выяснилась двойственность её роли.

Наука оказалась ни доброй, ни злой – это уникальный инструмент в руках человека; от нравственности, гуманности конкретных людей зависит всецело и её применение.

Как и всё в мире, НФ-направление развивается и сейчас уже не может претендовать на серьёзную научность, если не увязано тесно с проблемой нравственного самоопределения героев. Тем более, что научно-технические проблемы в наше время интересны не столько сами по себе, сколько по возможным последствиям своей реализации. Само собой получилось, что в центре НФ-произведений вместо научно-технической проблемы появилась проблема тоже научная, но гуманитарная – проблема существования отдельного человека и раскрытия его психофизического потенциала, проблема общества в его историческом развитии, проблема смысла жизни и смысла разума.

Вместе с героями рассмотренных в этой книге произведений вы совершите удивительные путешествия в параллельные мира, в ближний и дальний космос, встретитесь с представителями инопланетного разума, попытаетесь изменить роковые моменты прошлого и побываете в будущем, совершите необыкновенные открытия и задумаетесь над многими серьёзными вопросами, примеряя на себя десятки ролей – от гениальных учёных-одиночек до могущественных существ, наделённых выдающимися способностями. Надеемся, в такой компании вам не будет одиноко.

Но пусть всегда центром притяжения для вас останется человек настоящего. Человек ищущий и мечтающий. Потому что только такие люди могут строить новый мир, наше общее гармоничное будущее. Можно только радоваться тому факту, что теперь образ этого будущего есть возможность искать в школе на уроке литературы.

«Науки художествам путь показывают;
художества происхождение науки ускоряют».
М. В. Ломоносов




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2305
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.10 01:30. Заголовок: Сат-Ок пишет: Само ..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Само собой получилось, что в центре НФ-произведений вместо научно-технической проблемы появилась проблема тоже научная, но гуманитарная – проблема существования отдельного человека и раскрытия его психофизического потенциала, проблема общества в его историческом развитии, проблема смысла жизни и смысла разума.


В сути, это самые интересные произведения, даже у Жюль Верна.

Особняком, но не менее интересно стоят наши НФ-фильмы. Они ставят и решают эти проблемы часто острее и интереснее, чем книги. Тем более, что НФ - "особая литература", которую нельзя ставить на одну доску с классической литературой (так считал ИЕ, и я тоже так думаю), а фильмы можно ставить смело на одну доску с прочими фильмами и сравнивать их проблематику и ее решение.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6925
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.10 07:09. Заголовок: Про НФ-фильмы давайт..


Про НФ-фильмы давайте в отдельной теме.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 102
Зарегистрирован: 07.06.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.10 01:49. Заголовок: Вероятно, доминантой..


Вероятно, доминантой такого школьного НФ-курса должна стать этика науки. Слишком много тут вопросов с невеселыми прецедентами. Можно в итоге попробовать сочинить с учениками некий "Моральный Кодекс Знающего" - особенно по части базовых категорических императивов. И проанализировать истоки этих императивов.

Кстати, а подобные курсы в мире есть (во Франции или еще где)? Если да, то небезынтересно бы сопоставить...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2189
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.10 03:10. Заголовок: Zyx пишет: попробов..


Zyx пишет:

 цитата:
попробовать сочинить с учениками некий "Моральный Кодекс Знающего" - особенно по части базовых категорических императивов. И проанализировать истоки этих императивов.

Кстати, а подобные курсы в мире есть (во Франции или еще где)?


Пожалуйста не обижайтесь, но это совет из разряда - как делать не надо.
Появится, поначалу - какая-нибудь бесноватая мамаша, которая решит, что сие - бесспорное сектантство. Потом, вовлечёт она в этот психоз какого-нибудь не очень умного батюшку, а когда выяснится, что такие курсы есть и во Франции - как бы до ФСБ дело не дошло.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2315
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 00:04. Заголовок: Ну это теоретически...


Ну это теоретически. А в реальности причиной закрытия курса скорее послужит как раз отсутствие такого опыта во Франции или еще какой-нибудь "передовой стране".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2193
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 00:14. Заголовок: Ну, на этапе «тётень..


Ну, на этапе «тётенька - батюшка» в нашем городе было практически... А так... не берусь судить.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6952
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 00:19. Заголовок: Для того, чтобы что-..


Для того, чтобы что-то закрыть, его сперва открыть надо. :)
У меня дикая идея появилась: а если это попробовать подсунуть издателям DVD? Дескать, мультимедийный курс. В духе модернизации, дескать продвигаем передовые методы обучения. В соответствии с линией партии. А фактически довеском к сборнику советской кинофантастики. Посулить кому надо откаты, что б это под госзаказ провести. А нет — просто на коммерческой основе, как такой мультимедийный комплект.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3376
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 00:57. Заголовок: Думано неоднократно...


Думано неоднократно. Необходимы рекомендации, загрифовка типа "рекомендовано" или "допущено".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6953
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 01:01. Заголовок: В смысле думано имен..


В смысле думано имено о киносборнике?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2194
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 01:02. Заголовок: Сат-Ок пишет: загри..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
загрифовка типа "рекомендовано" или "допущено".



Даже для издания книги на DVD?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 2317
Зарегистрирован: 03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 01:04. Заголовок: Может проканать, есл..


Может проканать, если ходы иметь. В Миннауки и образования сейчас заправляют глухо некомпетентные люди, млеющие от слов "высокие технологии", "компьютеризация", "мультимедийный", и т.д. Ушлые люди водят их за нос дешевыми фокусами в духе Трофим Денисыча, и имеют нехилый гешефт. А здесь средств нужно - всего ничего, а КПД - это так расписать можно... "Остапа несло" (с)))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6954
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 01:12. Заголовок: Меж прочим. Официаль..


Меж прочим. Официальной силы это может иметь никакой не будет, но как рекомендательные письма: в Королёве, что ли, у них там вроде школа есть, которая с нашими общими знакомыми дружит. Если к ним сунуться, дескать, обкатать эксперементальную методику? Кстати, «Звёзды Внеземелья» скоро. Это раз. Два — в Китеже аналогично провести. У них же школа есть. Глядишь, парочка отзывов будет. А это уже что-то.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3378
Зарегистрирован: 19.05.05
Откуда: Моя Родина - СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 01:16. Заголовок: И про школы думано. ..


И про школы думано. В Китеже детдомовцы, не забывай. Со всеми вытекающими.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 6955
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.10 01:19. Заголовок: При чём тут детдомов..


При чём тут «детдомовцы»? Максим, сколько я помню, кандидат? Учёный значит. Педагог-новатор. На практике провёл исследования. Чуешь?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 658
Зарегистрирован: 22.07.09
Откуда: РФ, Киров
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.10 15:20. Заголовок: Я хочу использовать ..


Я хочу использовать это пособие в качестве программы (при соответствующей адаптации) для работы дискуссионного НФ-клуба. Мы, конечно, возьмем ее в более свободном варианте, но основные принципы, которые даны в этом пособии я считаю вполне приемлемыми для дискуссий. Нужно же базироваться на какой-то основе, чтоб нас не унесло в сторону.
Человек будущего и общество будущего в произведениях отечественной фантастики - вот основная проблематика клуба. Для динамики я хочу разбить аудиторию на три группы: условно говоря "по Ефремову", "по Стругацким" и "по Головачеву". Данное разделение на тезис-антитезис-синтез взято также у автора пособия. Мне представляется достаточно демократичным дать участнику возможность выбрать близкую для него модель из предложенных трех.

В связи с этим есть необходимость периодического обращения к уважаемой аудитории с некоторыми вопросами. Для начала, прошу подсказать, какие явные проблемы сразу просматриваются вами в описанном проекте.
Заранее благодарю за помощь. Поскольку проект рассчитан на определенный период жизнеспособности, помощь мне не помешает.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 44 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет