Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение
администратор




Пост N: 984
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Мой адрес - Советский Союз
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.07 17:33. Заголовок: Эмоциональность и интеллект


Социалист в ветке «Проблемы воспитания в ЭРМ» затронул тему, которую мне хотелось бы продолжить. Произошедший обмен репликами лично мне не доставил не доставляет никакой радости (разумеется, за исключением выступления Алекса о «здоровом пофигизме» ), и всё это очень похоже на недоразумение, которое просто не нужно усугублять и культивировать. И Сат-Ок, и Социалист одобрили сказанное Алексом, что говорит о том, что позиции близки, а разобраться в этом мешает какая-то нехорошая иррациональщина. Попробуем разобраться.

Социалист уточняет:
 цитата:
Но часть спектра эмоций, которую принято считать среди гармонистов разрушительной, все же сложнее, чем ее черно-белые оценки... Некоторые эмоции, способные одних разрушить и обессилить, другим обогащают (в самом позитивном и гармоническом смысле этого термина) жизнь.

Сразу же нужно уточнить для тех, кто не в теме: «гармонистами» здесь называются не мастера и любители игры на гармошке , а сторонники гармонии, причём, как следует из последующей фразы (в скобках) - не всякой гармонии.
И - Костя, можно сразу вопрос на уточнение? – кто именно, на твой взгляд, относится к «гаромнистам», и какие именно эмоции, неразрушительные для других людей (не-«гармонистов»), считается ими разрушительными?


 цитата:
Человек спокойно и быстро справляющийся с потерей (уходом) любимого человека (к примеру) благодаря наработанным психологическим механизмам или тем более философскому подходу типа "никто никому ничего не должен, все свободные люди и значит так надо", симпатии не вызывает... Уважение, возможно. Симпатию, вряд ли... Разве что у таких же "философов"...

Костя, мы с тобой, сидя у тебя на кухне, говорили о Таис. Я напомнил фрагмент из романа:
«Однажды, когда Таис показалась Гесионе более печальной и задумчивой, чем всегда, фиванка решилась спросить:
- Ты все еще продолжаешь любить его?
- Кого? - не поворачивая головы, спросила Таис.
- Александра, разве не он самая большая твоя любовь?
(…)
- Если человек хочет следовать богам, то его любовь должна быть такой же свободной, как у них, - продолжала Таис, - а вовсе не как неодолимая сила, давящая и раздирающая нас. Но странно, чем сильнее она завладевает своими жертвами, чем слабее они перед ней, в полном рабстве своих чувств, тем выше превозносятся поэтами эти жалкие люди, готовые на любые унижения и низкие поступки (…) Почему так? Разве этого хочет светоносная и среброногая Афродита?
- Я поняла. У тебя нет никакой надежды?
- Знаю давно. Теперь узнала и ты. Так зачем же рыдать под звездой, которую все равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой.»

Относится ли сказанное тобой от отсутствии симпатии и о «философах» к Таис? Думаю, что нет, и ты хотел сказать что-то совсем другое.


 цитата:
Еще раз подчеркну, я не за неконтролируемый раздрай эмоций, надо уметь (или учиться) собой владеть в критических (да и остальных) ситуациях... Чтобы сохранять человеческое достоинство и здоровую целостность личности, а тем более - не навредить своим раздраем другим... Всё так... Но, когда сохраняется психическая целостность и никому эти эмоции не вредят, они сказочно обогащают человека, делают его более полифоничным и Живым.

Не думаю, что кто-то из нас – из «Ноосферы» и «Ноогена» - с этим будет спорить.

 цитата:
И стараться их контролировать до такой степени, чтобы любой нюанс был лишь по допуску и отрефлексирован - значит превращать себя в некий механизм... Я не говорю, что это плохо...Это, как минимум, полезно... Это Путь. Достаточно интересный и заманчивый в некоторых случаях (даже для меня ).

По-моему, «стараться их контролировать до такой степени, чтобы любой нюанс был лишь по допуску» - как раз очень плохо, и путь совершенно неинтересный и незаманчивый. И вообще, трудно представить такого человека. Ты, наверное, что-то другое имел в виду.
Вот если говорить об отрефлексированности – здесь да. Не «не пущать», а понимать, что происходит или произошло, как это делал Иван Гирин.
Например, когда в начале лета меня всё достало и я на работе тупо сидел перед экраном, набирая в поисковой строке заглавными буквами «ЗАДОЛБАЛО» - и собирал «улов», принесённый «Гуглом» , я понимал, что со мной происходит, и отчего это так. Когда, поехав по всяким делам, не имеющим отношения к науке, но нужным для работы в нашем несовершенном мире, временно послал всё к чёрту, сел за столик в открытом кафе на Арбате и, от всего отрешившись, с удовольствием попил прохладного красного чилийского вина, пофигистически созерцая арбатскую жизнь, я понимал, почему это. Когда ком к горлу подступает и слёзы на глаза наворачиваются от слов хорошей песни или от того, как нежно прохожая мама к своему малышу в колясочке обращается, или от общения со своим малышом, я отнюдь не сдерживаю свои эмоции, я просто живу, но при этом осознаю происходящее и его правильность. Когда я начинаю заводиться с пол-оборота, нервничать из-за того, что «меня, любимого» грузят дополнительными проблемами, я тоже осознаю происходящее и его НЕправильность, и что это нужно в себе преодолевать. И т.п.


 цитата:
Но это не единственно правильный путь и метод. Можно идти к гармонии и совершенствовать себя и мир через богатство не всегда контролируемых эмоций. (при условии, конечно, что минимально необходимый контроль присутствует). Это тоже Путь. Путь Поэтов, Творцов или просто людей, для которых эмоции и их проживание важнее интеллектуального познания...
Не хуже. Не лучше. Вариант продвижения к гармонии... Как в старой притче известной в разных вариантах: Бог один, а тропинок, путей к нему много... Главное, чтобы все они были гармоничны и мотивированы светлыми побуждениями, а не темными... (про нужность при этом минимально необходимого контроля,который я тоже считаю необходимым,уже упоминал выше...напоминаю на всякий случай )

Насчёт Пути Поэтов поговори, лучше, с Эдэлью. Ведь она идёт этим Путём.
А в остальном – наверное, правильнее говорить об эмоциональном либо ментальном типах людей и – соответственно – «путей к Богу», а не о большем или меньшем «допуске эмоций». И к эмоциональным, и к ментальным личностям требование одно – и ты его сам сформулировал – неразрушительность как для окружающих, так и для своей личности. «Критерий – общественное поведение» (Ефремов); «Зло лишает человека сил; порок - это безответственность по отношению к самому себе» (Фромм).

Другое дело, что эмоциональным личностям это, действительно, будет даваться сложнее, но не всегда. Разберём на примере героев ТА. Эмоциональный Мвен Мас не может устоять перед стремлением произвести опыт и увидеть прекрасную жительницу планеты системы Эпсилон Тукана, в то время как более уравновешенный (по шкале эмоциональность-ментальность) Дар Ветер отказывается одобрить проведение опыта, при этом сильно переживая (что замечает психолог Эвда Наль: «- От какой мечты вы отказались сегодня? - От очень большой...»). Но – с другой стороны - опыт проводит ментальный Рен Боз, страстно (парадокс?) желающий проверить экспериментом свою теорию. Тем более, Бет Лон, похоже, с редуцированой эмоциональной составляющей, но при этом сильными интеллектом и физикой (как следствие такого дисбаланса – эгоистичный), не задумываясь, ставил опасные опыты на людях.

Обобщая: в людях должны быть достаточно развиты и эмоции, и интеллект, при этом преобладание одного или другого определит их тип и их «путь к Богу» – более художника или более мыслителя. Из разговора Чары и Эвды:
«- Я понимаю - при большей бедности интеллектуальной жизни мне остается богатство эмоциональной.
- Существо мысли правильно, но я бы пояснила, что вы так одарены эмоционально, что другая сторона не будет бедной, хотя, конечно, более слабой, по естественному закону противоречий.»

 цитата:
P.S. Для правильного понимания: я не защищаю лично свой подход, не пытаюсь красивыми словами облагородить свое неумение контролировать эмоции,как порою бывает..."Не могу,значит так и надо..."
Я-то как раз в необходимых случаях, могу жестко (при том,без надрыва и насилия над психикой) контролировать свои эмоции и особенно, их внешнее проявление, когда вижу и понимаю, что они могут привести негатив и деструкцию в окружающее пространство наполненное значимыми или просто уважаемыми для меня людьми... С неуважаемыми, бывает, по разному

Про неуважаемых помню – ты в разговоре пояснил, что в отношении либералов в ЖЖ не стесняешь себя. Никто здесь в тебя за это камень не бросит.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 95 , стр: 1 2 3 All [только новые]


администратор




Пост N: 1005
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Мой адрес - Советский Союз
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.07 16:15. Заголовок: Сат-Ок пишет: когда ..


Сат-Ок пишет:
 цитата:
когда я орал что-то неразборчивое во время настигшего нас с ним жуткого ливня, когда колёса велосипедов наполовину скрывались водой, и как дико и возбуждённо радовался, прославляя стихию.

Надо вас опять посадить на велосипеды - и в разбушевавшуюся стихию. А меня к вам третьим, для кворума. :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 602
Зарегистрирован: 09.12.05
Откуда: Россия, Чебоксары
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.07 16:22. Заголовок: A.K. пишет: на вело..


A.K. пишет:

 цитата:
на велосипеды - и в разбушевавшуюся стихию.


Господи! Счастливые люди... Может устроить велосипедный кросс среди «ноогенщиков»?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1266
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.07 17:00. Заголовок: А я вот на велосипед..


А я вот на велосипеде ездить не умею. Придётся чисто ментальной мощью пространство прозревать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 137
Зарегистрирован: 12.10.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.07 17:35. Заголовок: Я из ветки не выхожу..


Я из ветки не выхожу :), отвечаю на заданные вопросы

Социалист пишет:

 цитата:
Скорее это реакция на фразу
"Там есть слитость чувств и осмыслений, есть чувствознание."

Хорошее состояние.... Но я лично не считаю его единственно правомерным для плодотворного развития.... Как мне видится из данных слов о слитости следует,что к этому надо стремиться и в будущем так должно и быть... Эволюция приведет... Я ошибся? Ты считаешь иначе?


Слитость осознания и чувства – да, к ней стремиться надо и эволюционно мы к ней идём. Но это не значит, что разум будет управлять чувствами. Слитость – это не контроль, не управление одного другим, не поглощение, не рационализирование. Это дуэт, обогащающий соло. Как дуэт инь и янь. Ни одно из соло не исчезает, но обогащается и углубляется другим. Дуэт умножит и обогатит, а не отсечёт и обеднит. Живость и глубина чувств – останется. И останутся моменты, когда человек будет проживать чувство, не сдерживая его «контролем» :) Чувство радости и чувство печали, тоски по несбывшемуся или тоски по прекрасному, восторга или единения с другими людьми, с природой, вселенной, боли от несовершенства мира, горечи за происходящее, сострадания к горестям других, негодования при виде несправедливости и пр. И всегда мать будет с чувством нежности замирать над кроваткой ребёнка.

Чувствознание (дуэт вдохновлённого дуэнде чувства и «разума, обращённого к тайне») – это как раз то состояние, в котором творил любимый нами Лорка – его вело не только отпущенное на волю чувство:

(из воспоминаний другого поэта и близкого друга Лорки Хорхе Гильена; выделенные слова выделены мной):
«Гений ночи, дуэнде, не лишал его самообладания: поэт не терял власти над стихом. Вот что писал Лорка о Гонгоре:
"У поэта, призванного замыслом в дорогу воображения, бывает странное чувство, будто он охотник и отправляется ночью в далёкие леса... Пора... И это самый опасный миг. Надо держать в уме карту пути и остаться спокойным перед любой красотой, гипсом и мороком, которые встретишь по дороге. Словно Улиссу, нужно закрыть слух для пения сирен и, не обманываясь личиной и фальшивкой, целить лишь в подлинные метафоры. Поэт должен отправляться на охоту спокойным и ясным, преодолев себя... Временами нужно воплем расколоть одиночество, чтобы отогнать демонов лёгкого пути, сулящего успех у толп, которым неведомы эстетическое чувство, мера и красота."
Понимаете, о чём здесь речь? Эта аллегория не просто отметает воображение, но и напоминает о ценности давно уже неприметного достоинства - о разуме, обращённом к тайне. Они несовместимы? Да, несовместимы - для невежд и верхоглядов. На этой же странице Федерико клеймит "безотчётного поэта с разнузданным воображением", в опьянении вернувшегося с охоты, "набрав доставшихся ему по случайности драгоценностей вперемежку со всякой ерундой, нахватанной в пылу самоупоения."
Ясность - тот "просветлённый миг, когда, обретая спокойствие и сверхъестественную - назовём её так - власть", творит, по убеждению Беккера, поэт.
Сосредоточенный и спокойный, поэт не позволит себе увлечься мельканием причудливых мимолётных узоров.»

То, что сами по себе чувства/эмоции могут быть разными – это Андрей описал на очень контрастных, находящихся на двух полюсах (а между ними – столько всего ещё) примерах. Но я вижу в этих примерах не столько два разных, идущих параллельно пути, сколько просто разные участки одного и того же пути. Я, например, не испытываю потребности в том, чтобы напиться и восторженно орать под звёздами, а потом брататься с прохожими (если они, конечно, не удерут, сверкая пятками, от такого братания :)) не потому, что «контролирую» разумом в себе чувства, считая нерациональными такие их проявления, а потому, что таких эмоций мне попросту – мало :) Мне неинтересно это, мне большего хочется. Побрататься, например, на поэтическом вечере (где тоже собрались люди, друг другу ещё во многом чужие) – но не через водку, а через чтение стихов (которое вызывает не меньше бурных, глубоких эмоций и по-хорошему "опьяняет" (музыка, поэзия, танец вводят в подобное состояние не менее, чем физически – водка)), подарив им часть своей души, приняв часть их.
В какой-то момент пути вот то, первое, оно просто перестаёт быть нужным, уходит со сцены за ненадобностью. Не потому что «нерационально, из него не извлечь пользы», а потому что – не вызывает уже у человека искренних эмоций, внутреннего отклика – они попросту не рождаются от такого :))))
Как и потребность сказать оппоненту в дискуссионном запале, что он дурак :)


 цитата:
Самому-то мне ближе как раз синтез... Так в основном и живу... Синтезировано Другое дело, что считаю возможным для обогащения синтезированной жизни порою бездумно и тотально отпускать эмоции... И это синтезу не противоречит,если не делать это постоянно... Всё хорошо в меру.


Чувство меры, лезвийность – это как раз диалектика и есть :)

Теперь о героях Ефремова. В его произведениях прорисованы разные пути (вернее, разные оттенки единого по сути пути), в том числе и тот, который ты условно называешь "путём Лорки". Помнишь разговор Витаркананды с художником Даярамом в «Лезвии» в главе «Тропа тьмы»? Его бы хорошо привести целиком, но я процитирую лишь одну из его «акупунктурных точек»:
«У тебя, Даярам, крепка ещё повязка Майи на очах души, но ты видишь, что Карма позволила тебе жить чисто и добро, несмотря на все путы Майи. Разве можно вынуть что-нибудь из твоей груди насильно? Разве то, что останется, будет – ты, а изменение – твоим восхождением? Зачем же это, сын мой?
/…/
Ты Даярам, сильный, с горячим огнём в чаше лотоса, но крепко связан с древними основами жизни. Плотно закутан ты в покрывале Майи и оттого так остро и ярко чувствуешь все изгибы, все краски этого покрывала.
/…/
Нет, для тебя, художника, отказ от Майи – отказ от самой жизни, это убийство. Остаётся только возвысить древние стремления до подвига служения, до радости созидания.»

Путь Даярамa (путь неотказа от Майи, от мира чувств, страданий) – это и есть путь Лорки, Цветаевой. А служение здесь, в контексте этого пути – это творчество, созидание, которое не сбудется, если человек не будет проживать своего пути полно, в том числе и проживать страдание (путь страдания (через которое происходит познание и очищение) - это тоже путь снятия отчуждения между собой и миром, единения с другими людьми - люди творчества принимают в себя страдания не только свои личные, но и человеческие вообще - чтобы стать голосом "всех людей":
"Поздно ночью, покидая таверну или просто бродя по городу среди людских теней, Федерико возвращался из радости, словно из дальних стран на суровую землю, где боль непрeложна и зрима, будто сама земля. Поэт, думается мне, устроен так, что границ между его плотью и миром не существует. Внезапное и долгое молчание Федерико походило на молчание реки; тогда, ночью, я слышал, как сквозь него, сквозь его тело и душу, тёмной рекой текут чужая кровь, боль и память, биясь его сердцем; он и все люди на свете сливались тогда в одно существо – так воды сливаются в реку и становятся ею. Тот верховный час немоты был часом поэта, часом одиночества, щедрого одиночества, когда поэт ощущает себя голосом всех людей, сколько ни есть их на земле."
И если он откажется от этого страдания и вбирания - он не сможет быть голосом, помогающим людям.
Ефремов понимает это и устами В. говорит Д.

Говоря о героях Ефремова, надо в момент разговора перечитывать (обязательно) его книги, тексты – тогда многие вопросы и сомнения (в том числе в живости его героев) отпадают. Особенно, когда перечитываешь его рассказы, «Таис Афинскую», «Лезвие бритвы».

Про людей будущего. В «Часе Быка» и «Туманности Андромеды» (не перечитывала, пишу по памяти) целью Ефремова было прописать возможное социальное «строение» плодотворного общества будущего, сумевшего выйти из инферно, людей «в работе, подвиге, труде». Охватить педагогику и психологию общества будущего как такового. Целью (на мой взгляд) не являлось подробно, с рефлексиями, описать путь становления и исканий каждого из героев книги – многое внутриличностное, многое из жизни их души осталось за кадром.
Душевно мне ближе герои Антаровой, чем ЧБ или ТА, в героях Ефремовского будущего мне не хватает прописанной словом той «жилки жизни», биение которой для меня очень важно в человеке. Хотя «за кадром» я вижу в жизни этих людей многое.
Думаю, если бы Ефремов задался иной целью и написал бы в продолжение к ЧБ и ТА историю, например, Веды и Эрга до его отлёта в космос (а ведь это трагическая по сути своей история, когда люди, полюбившие друг друга, не могут быть вместе, потому что сущность каждого из них ведёт их разными путями сбывания), это была бы иная книга. Более «богатовская».

_______

Получается, что все мы, несмотря на разногласия в словах-теориях, на практике идём по сути одним путём (просто осмысляем его по-разному). Путь синтеза, путь диалектики, путь любви к людям, путь йоги, путь живой жизни (при условии определённого уровня развития гуманистического сознания, осознании чувства меры) – это всё он же в разных словесных формулировках и с разными вариациями кармических на него завязок. И ты тоже пишешь, что этот путь ближе тебе и ты идёшь им (причём порой – могу это утверждать – более успешно, чем, например, я, в области работы с эмоциональной сферой :), выбрав его из остальных жизненных путей. Просто каждый из нас проходит этот путь со своими нюансами (и со своей скоростью), которые определяются личностными особенностями каждого из нас.
И что важно в контексте этого разговора: практика показывает, что на этом пути все мы не теряем живой жизни.
Итак, путь синтеза – живой, не тупиковый, не превращающий сам по себе человека в робота, что доказываем своей жизнью все мы. Правда, как и любой путь, он может завести человека в эволюционный тупик, если сам человек неверно понимает этот путь (начинает контролировать эмоции интеллектом как компьютер, поставив их на разные полочки) – но это не про нас и не про тех, кто плодотворно идёт этим путём, так ведь? Кастанеда – это вообще отдельная тема.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 185
Зарегистрирован: 19.11.05
Откуда: Ленинград
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.07 17:53. Заголовок: :sm87: Можно издава..


Можно издавать отдельной статьей и выступать с лекцией

А почему бы и нет? Отдельное мероприятие в клубе (и не только) посвященное теме Путей... У тебя уже практически готовый доклад


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1007
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Мой адрес - Советский Союз
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.07 13:00. Заголовок: Спасибо тебе за рабо..


Спасибо тебе за работу души, Эдэль!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 138
Зарегистрирован: 12.10.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.07 14:40. Заголовок: Второй вопрос, котор..


Второй вопрос, который был задан мне в этой ветке.
Сат-Ок пишет:

 цитата:
Про твои передряги тебе виднее, а я вот пока сталкивался с такими рассуждениями только в сочетании (совершенно иррациональном) с трепещущими обидами, когда тайные помыслы человека зацеплены на проигрывание ситуации великодушного прощения, когда его будут у него просить. Естественно, при компенсаторном самоубеждении, что речь идёт исключительно о воспитующем воздействии на икса, а не о своей иррациональной зацепке. У тебя, конечно, не так?


О том, с чем ты сталкивался в реальности, мы можем объективно судить только выслушав и противоположную сторону. В приведённой же на форуме оценке вижу глубокую отчуждённость от того, о ком ты пишешь. Пока есть отчуждённость – нет объективного понимания, есть лишь интеллектуальная попытка вписать человека в ту или иную знакомую тебе ранее схему. Это удобно – потому что позволяет найти в другом человеке проблему (что почти автоматически отметает необходимость искать проблемы в иных местах).

Если убрать те перекрученные мотивы и игры подсознания, которые предполагаются в поведении другого человека и посмотреть на ситуацию без разговора о мнимых зацепках, то сразу проявляется другая её сторона. Суть её в том, что есть ошибки, не осознав которые (и упорствуя в которых) невозможно двигаться дальше – по пути ли творческой реализации, в отношениях ли с близкими.
«Прости» - это очень трудное для многих слово, слово-действие, слово-порог, очищающее затемнённую поступками карму и открывающее путь вперёд. И слово это говорят не столько для кого-то, сколько – для себя. Иногда – беззвучно, действием.

О моём опыте. Для меня критерием того, что я не сижу на зацепках, не держу обиды, которая разрушает изнутри и энергетику, и силы, является, помимо внутреннего ощущения стройности бытия (при всех его трудностях и испытаниях на самообладание), тот факт, что дочка, с которой мы очень тесно связаны энергетически и которая всегда чутко реагирует на мои внутренние состояния, закончила четверть, ни разу не кашлянув, не затемпературив (хотя осенний период всегда был для неё проблемным в плане здоровья).


 цитата:
Чаще как я сказал

а я вот пока сталкивался с такими рассуждениями только в сочетании (совершенно иррациональном) с трепещущими обидами


Неплодотворные ситуации, с которыми мы сталкиваемся часто и на которые смотрим определённым образом, даются нам для того, чтобы изменить своё восприятие их, научиться проходить их плодотворно.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 875
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.18 21:15. Заголовок: Немного счетоводно, ..


Немного счетоводно, но цельно и глубоко:

Определение сознания с точки зрения физики

Я собрал существующие в области неврологии и биологии описания сознания и попытался сформулировать собственное определение. Получилось вот что:
«Сознание есть процесс создания модели мира с использованием множества обратных связей по различным параметрам (к примеру, по температуре, положению в пространстве, времени и отношению к окружающим) с целью достижения определенных целей (к примеру, поиска пары, пищи, убежища)».
Я называю это «пространственно-временно́й теорией сознания», поскольку в данном определении подчеркивается мысль о том, что животные создают модель мира в основном по отношению к пространству и сородичам, тогда как человек идет дальше и разворачивает свою модель мира во времени, причем как вперед, так и назад.
Так, минимальный, самый низкий уровень сознания — уровень 0 — возникает в том случае, когда организм неподвижен или обладает ограниченной подвижностью и создает модель места своего обитания с использованием обратных связей всего по нескольким параметрам (к примеру, по температуре). В качестве примера простейшего уровня сознания можно привести термостат, который автоматически, без посторонней помощи, включает кондиционер или обогреватель, помогающий поддерживать в комнате заданную температуру. Основная его черта — петля обратной связи, которая включает нужный прибор, если в комнате становится слишком жарко или слишком холодно. (Известно, что металлы при нагревании расширяются, так что термостат может что-то включать, если длина некой металлической полоски станет больше определенной величины.)
Каждая петля обратной связи регистрирует «одну единицу сознания». Упомянутый выше термостат имел бы одну единицу сознания нулевого уровня, или уровень 0:1.
Таким способом мы можем описать любое сознание, отталкиваясь от количества и сложности контуров обратной связи, используемых при построении модели мира. В этом случае сознание — уже не туманный набор неопределенных концепций, образующих замкнутый круг, а иерархическая система, которую можно оценить численно. К примеру, у бактерии или цветка намного больше обратных связей, поэтому они обладают более развитым сознанием уровня 0. Так, цветок с десятью обратными связями (реагирующий на температуру, влажность, солнечный свет, тяготение и т.д.) имел бы уровень сознания 0:10.
Подвижные организмы с центральной нервной системой обладают сознанием уровня I. Их сознание включает дополнительный набор параметров, позволяющий отслеживать текущее положение в пространстве. Пример сознания уровня I — пресмыкающиеся. У рептилий так много контуров обратной связи, что для управления им пришлось сформировать центральную нервную систему. Мозг пресмыкающегося содержит ориентировочно сотню или немного больше петель обратной связи (отвечающих за обоняние, равновесие, осязание, слух, зрение, кровяное давление и т.д., причем каждая из них тоже содержит внутренние обратные связи). К примеру, в зрительном восприятии задействовано достаточно много обратных связей — ведь глаз способен распознавать цвет, движение, форму, интенсивность света и тени. Точно так же и другие чувства рептилии, например слух или вкус, нуждаются в дополнительных обратных связях. В совокупности все эти обратные связи формируют ментальную картину мира и положение в нем самой рептилии, а также других животных (к примеру, добычи). Кстати, и у человека сознание уровня I управляется по большей части рептильным мозгом, расположенным в центральной и задней части головы.
Далее мы имеем сознание уровня II, где организм создает модель своего положения не только в пространстве, но и по отношению к сородичам (речь идет о социальных животных, обладающих эмоциями). Число обратных связей в сознании уровня II увеличивается экспоненциально, так что полезно ввести для этого типа сознания новую количественную (численную) классификацию. Поиск союзников, распознавание врагов, служение альфа-самцу и пр. — все это очень сложные поведенческие схемы, для реализации которых необходим весьма развитый мозг. Появление сознания уровня II совпадает с формированием новых структур мозга в форме лимбической системы. Как уже отмечалось, в лимбическую систему входят гипоталамус (отвечающий за память), мозжечковая миндалина (отвечает за эмоции) и таламус (руководит сенсорной информацией), и везде обрабатываются новые параметры для моделирования отношений с сородичами. Таким образом, число и тип обратных связей изменяются.
Мы определяем развитость сознания уровня II как полное число отдельных обратных связей, необходимых животному для социального взаимодействия с членами своей группы. К несчастью, исследований сознания животных крайне мало, и далеко не все способы социальных коммуникаций в группе известны и учтены. Но для грубой оценки мы можем судить о развитости сознания уровня II, сосчитав число сородичей в группе или племени и добавив к этому полный список способов эмоционального взаимодействия между животными. В этом списке должно присутствовать и распознавание друзей и соперников, и формирование дружеских связей, и оказание взаимных услуг, взаимоподдержка, понимание собственного статуса и социального положения других особей, уважение к статусу особей высокого ранга, демонстрация силы нижестоящим, интриги с целью подняться по социальной лестнице и т.п. (Мы исключаем насекомых из перечня существ с сознанием уровня II, потому что, несмотря на сложную социальную организацию роя или семьи, эмоции у них, насколько мы можем судить, отсутствуют.)
Несмотря на недостаток эмпирических исследований поведения животных, мы можем очень грубо оценить численно сознание уровня II, перечислив эмоции и варианты социального поведения конкретных животных. К примеру, если стая волков состоит из десяти особей и каждый волк взаимодействует с каждым из остальных пятнадцатью различными способами, т.е. с пятнадцатью разными эмоциями и вариантами поведения, то уровень его сознания в первом приближении задается произведением того и другого и равен 150. Иными словами, уровень сознания волка II: 150. Это число учитывает и количество других животных, с которыми волку приходится иметь дело, и количество способов коммуникации, принятых у волков. Итоговое число — всего лишь приближенная оценка полного числа социальных взаимодействий, которые может продемонстрировать данное животное; оно, несомненно, будет меняться по мере того, как мы будем больше узнавать о поведении волков.
(Разумеется, эволюция не бывает четкой, ясной и однозначной, поэтому существуют отклонения, которые нам придется как-то объяснять; к таким загадкам можно отнести, к примеру, уровень сознания у социальных животных, которые охотятся в одиночку[6].)
Сознание уровня III: моделирование будущего
Обозначив таким образом рамки сознания, мы видим, что человечество не уникально. Сознаний множество. Как заметил однажды Чарльз Дарвин, «разница между человеком и высшими животными, хотя и велика, заключается скорее в степени, нежели в характере». Но что отличает человеческое сознание от сознания животных? Человек единственный в царстве животных понимает концепцию «завтра». В отличие от животных, мы постоянно задаемся вопросом «А что, если…?», рассматривая при этом будущее на недели, месяцы и даже годы вперед. Я считаю, что сознание уровня III создает модель своего места в мире, а затем запускает моделирование в будущее, опираясь на более или менее грубые предположения. Коротко об этом можно сказать так:
«Человеческое сознание есть специфическая форма сознания, создающая модель мира и затем моделирующая его поведение во времени, оценивая прошлое и моделируя на его базе будущее. Это требует усреднения и оценки множества обратных связей с целью принятия решения и достижения цели».

— Митио Каку, «Будущее разума»

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1206
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.19 16:38. Заголовок: Встречаем по одежке...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 396
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.19 00:34. Заголовок: Ex-Zyx пишет: Встре..


Ex-Zyx пишет:

 цитата:
Встречаем по одежке. И - считываем!


Лучше всех там один из комментаторов ответил: "названия какие-то пугающие. Кругом одни параноики, истерички, эпилептики, шизофреники и маньяки."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1210
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.19 12:23. Заголовок: Это научные наименов..


Это научные наименования психологических типов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 397
Зарегистрирован: 02.07.13
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.19 02:21. Заголовок: Ex-Zyx пишет: Это н..


Ex-Zyx пишет:

 цитата:
Это научные наименования психологических типов


Научные?! Да бог с вами! Не более научные, чем "холерик, флегматик" и т.д. (происходящие от четырёх первоэлементов и, соответственно, определяющие преобладание того или иного элемента) - а то даже и куда менее (т.к. первые ещё были попыткой осмыслить и упорядочить психологические особенности, данные же "психотипы" - банальная жалкая попытка срубить бабла с доверчивых любителей астрологии, бизнес-тренингов и прочей шняги).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 95
Зарегистрирован: 04.11.18
Откуда: Россия, Сланцы, Шлиссельбург, Кировск
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.19 16:19. Заголовок: мыслителя - это как ..


мыслителя - это как повезёт...
Все мы художники.
_Можно_ тренироваться "на мыслителя", например, решая олимпиадные задачки и изучая методики их решения. ТРИЗ тоже. Но - как повезёт. Кто не читал, того не натолкнёт. И кто читал, прочитанное может не натолкнуть...
Мне видится хороший путь, если ориентироваться на фразу Иешуа: "Твоя жизнь скудна, гегемон":) Нужны новые движения и впечатления.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1934
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.23 22:49. Заголовок: Что такое сознание? ..


Что такое сознание?

https://dzen.ru/a/ZDfZYE8P-CInjftP

...если, подобно мозжечку, механизму не хватает сложности и сопряженности, он не будет осознавать ничего. Как гласит эта теория, сознание — неотъемлемая случайная способность, связанная с такими сложными механизмами, как человеческий мозг... Сознание нельзя просчитать и вычислить: оно должно быть встроено в структуру системы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1996
Зарегистрирован: 11.02.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.24 08:50. Заголовок: Про здравочувствие. ..


Про здравочувствие.

https://dzen.ru/a/ZEeXUECZeWh1hJTo

Человек устает не от деятельности тела, человек устает от деятельности ума, затрачивая психическую энергию. Именно чрезмерная, не восполняемая растрата психической энергии - причина усталости, затем хронической усталости, затем "выгорания".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 95 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 41
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет