Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение



Пост N: 176
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.08 14:26. Заголовок: Опыт Платона: как возможно царство свободы?


Опыт Платона: как возможно царство свободы?
        "...Ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока
        владыкой государства не станет племя философов или пока на деле не
        осуществится тот государственный строй, который мы словесно обрисовали."
        Платон "Государство"


    Первая коммунистическая утопия принадлежит Платону. Кроме того, что он великий философ, он замечательный писатель: каждый может прочесть его «Государство» просто как художественное произведение, не обращаясь к толкователям.

    Скрытый текст

    Почему марксизм не признает Платона как явного предшественника коммунизма, ведь основные положения — отсутствие частной (даже личной) собственности, совместные трапезы и вообще примат общественной, коллективной жизни, общность жен и детей (на что есть неявная ссылка и в «Манифесте...»), совместное воспитание детей в коммунистическом духе, выбор правителей по личным (биологическим) качествам и подготовка их к служению обществу, ... - присутствуют в его утопии?

    Потому, что "коммунизм" у Платона кастовый (как о том писал Маркс).
    Потому, что рабов, ремесленников и даже богатых купцов он не рассматривает как полноправных членов общества, только как средство для высших людей (при том, что ремесленникам и купцам не возбранялось жить богаче правителей и стражей). Эти трудности можно исключить и по форме (нехорошее рабство - просто обычай времени), и по сути.

    По сути. Была такая идея у Д.Мура* — заменить живых рабов на механических. Новые Афины, роскошная демократия, живущая трудом 10 млн электромеханических рабов.

    Эксплуатация имманентна человеческой природе. Человек всегда эксплуатировал и будет эксплуатировать ресурсы, в число которых в Марксовом царстве естественной (да и осознанной, пожалуй) необходимости входит и другой человек.

    Когда-то эксплуатация человека происходила в простейшей форме: его съедали, по мере развития общества формы эксплуатации становились более утонченными. Коллективная эксплуатация обществом его самого не может просто так исчезнуть. Необходимо, как говорят марксисты, её снятие, т.е. доведение до совершенной формы, как в случае частной собственности.

    Эта совершенная форма общественной эксплуатации — эксплуатация «второй природы» (по Умову). Представьте, что рабы и ремесленники в утопии Платона заменены на роботов, а стражников не нужно вовсе — все у всех уже есть, внешняя угроза отсутствует. Торговцы, естественно, тоже не нужны, т.к. рынок-коммутатор автоматический. Полисы трансформируются в единое общество Земли. Остаются философы-правители.

    Тогда, как в Утопиях Уэллса и Ефремова, основное занятие людей — наука, в том числе наука управления обществом. Тогда и только тогда каждый человек становится правителем «подобно богам древности». Тогда идеальное общество из прошлого опрокидывается в Будущее. Человек свободен от грубоматериальной зависимости от природы, не нужен обязательный (хотя бы и сокращенный) рабочий день, «труд только творческий...». Напомню, в ТуА обязательный рабочий день есть, что является по Марксу признаком «царства осознанной необходимости».
    Утопия Платона в ее сущностной части показывает как бы переход к подлинному «царству свободу». Разглядеть это мешает контекст исторических реалий Эллады.

    Главное в этом переходе — развитие производительных сил до предела, что означает их уничтожение в человеческом смысле. А пока до той поры эксплуатация человека человеком не может исчезнуть, остается лишь кропотливо совершенствовать общественные отношения, не надеясь осуществить революционным скачком «республику Платона», как говорил Марк Аврелий.
    *Д. Мур об электромеханических рабах в новых Афинах: Moore D.T. Will robots save democracy?.


    UPD 7.05.08. Скрытый текст


    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответов - 162 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]





    Пост N: 2896
    Зарегистрирован: 17.05.05
    ссылка на сообщение  Отправлено: 27.05.16 22:08. Заголовок: Национальному Лидеру..


    Национальному Лидеру не отвечают потом - ему подобострастно ответствуют поелику и в тот момент, когда на ответствующего направлен луч высочайшего внимания! (см. ответ Императора Павла (кажется, тобишь, имхо) любопытствуюшему иностранцу, напоминающему Iu :)

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 2937
    Зарегистрирован: 17.05.05
    ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.16 21:51. Заголовок: Трак Тор пишет: Поче..


    Трак Тор пишет:
     цитата:
    Почему марксизм не признает Платона как явного предшественника коммунизма, ведь основные положения — отсутствие частной (даже личной) собственности...

    Уничтожение частной собственности на ср. производства было оч. важно в конце 19 века не только для коммунистов. Оказывается (совершенно неожиданно для меня), и для социалистов!
    По кр.мере, фабианских, в отчёте, представленном Международному социалистическому съезду в Лондоне в 1896 году:
     цитата:
    Общество фабианцев имеет целью воздействовать на английский народ, чтобы он пересмотрел свою политическую конституцию в демократическом направлении и организовал своё производство социалистическим способом так, чтобы материальная жизнь стала совершенно независимой от частного капитала. Общество фабианцев преследует свои демократические и социалистические цели, не примешивая к ним других тенденций; сообразно с этим оно не имеет собственного мнения относительно вопросов о браке, о религии, об искусстве, об экономическом учении in abstracto, об историческом процессе, о валюте и т. д. Общество фабианцев состоит из социалистов. Оно стремится к новой организации общества посредством эмансипации земли и промышленного капитала от личной и классовой собственности и посредством передачи их в руки общества в видах всеобщего блага.

    — «Report on Fabian Policy», напеч. в «Fabian Tracts», № 70
    Александр Гор пишет:
     цитата:
    Современная Англия, несмотря на все технические чудеса, думаю - Уэллса ужаснула бы...

    Наверное, да. Современные фабианцы таких целей не преследуют, кажись.

    Напомню, Уэллс был видным деятелем фабианского общества - там вообще было много известных писателей: Бернард Шоу, Бертран Рассел...

    ЗЫ. Эта радикальность социализма была свойственна "весёлым девяностым" - см. Эдвард Беллами, 1888, утопия «Взгляд назад»: "... Социализм твёрдо значился в повестке дня как в Америке, так и в США.... », "«В начале прошлого столетия эволюция завершилась полной консолидацией всего капитала нации. Промышленность и торговля страны перестали находиться в руках группы безответственных корпораций и синдикатов частных лиц, использовавших их как им заблагорассудится и только ради своего обогащения, и были доверены единому синдикату, представляющему весь народ"


    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответов - 162 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
    Ответ:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

    показывать это сообщение только модераторам
    не делать ссылки активными
    Имя, пароль:      зарегистрироваться    
    Тему читают:
    - участник сейчас на форуме
    - участник вне форума
    Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 13
    Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
    аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет