Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Творчество "ефремовцев"
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение





Пост N:2050
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:16.01.10 23:47.Заголовок:Для Сат-Ока. Проблемы изучения истории в школе


Сат-Ок! У меня возникла проблема, которая раньше не интересовала, а сейчас вдруг стала важна, а именно: как состоит дело с обучением истории в школе (особенно меня интересуют 5-7 классы). Дело в том, что от школы с 95 г. я полностью оторван, узнать что-либо (квалифицированно) кроме вас не у кого. Интересует же меня буквально все: какой материал как усваивается (абстрактные конструкты, конкретный материал, хронология, живая "картинка" эпохи, и т.д.), проблемы усвоения, чем больше интересуются и что вызывает отторжение, что помогает в работе и что мешает, и т.д. Я даже не могу перечислить - меня интересует буквально все, даже незначительная мелочь может оказаться важной. Кроме того, появилось несколько учебников, который, на ваш взгляд, лучше, как они завязаны с учебным процессом? В общем, много такого, чего в наше время не было, да и взгляд 12-летнего школьника и взгляд взрослого педагога несколько отличается. Буду благодарен за любую информацию.
ЗЫ Уважаемые желающие тоже принять участие в обсуждении! Я понимаю, тема сильно располагает к офф-топу, но возьмите себя в руки.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов -147 ,стр: 1 2 3 4 All [только новые]


постоянный участник




Пост N:222
Зарегистрирован:22.04.08
Откуда:Москва
ссылка на сообщение  Отправлено:19.01.10 13:37.Заголовок:helenrokken пишет: ..


helenrokken пишет:

 цитата:
я чувствую за некоторыми репликами иронию



Елена, для меня в этой истории важен не мифологический, а политический урок: та партия, которая побеждает, присваивает себе военные и (в нашем случае) духовные достижения противников. Духовные ценности тоже могут быть присвоены...

То, что Дмитрия долго не могли найти после битвы и что он спал - факт общеизвестный.

helenrokken пишет:

 цитата:
меня беспокоит невозможность преподавания истории в школах с учетом широкого спектра духовных, метафизических и визионерских граней картины мира.



Эта картина мира ещё не вполне сложилась в сознании самих историков, а учебники и программы пишут именно они.
Но это будет - лет через много...

А вот если будут преподавать закон божий, то ученики никогда не узнают, к примеру, о борьбе иосифлян с нестяжателями или о сущности так называемой ереси стригольников.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N:468
Зарегистрирован:22.07.09
Откуда:РФ,Киров
ссылка на сообщение  Отправлено:19.01.10 13:51.Заголовок:Ольга, думаю ты прав..


Ольга, думаю ты правильно меня поняла. Расставленные акценты меня устраивают. Все верно. А вопрос про сон Дмитрия я просто для себя оставлю открытым.
Только здесь, на уважаемом мною форуме, я позволяю себе предлагать в качестве доказательств "глюки", как их назвал Алекс (у защиты протест!). В других случаях я хорошо отдаю себе отчет о несовершенстве и преждевременности этого метода для массового пользования. Но здесь мне хотелось почувствовать уважение к нетрадиционным, требующим духовного (для Алекса - в смысле, который дает наш уважаемый авторитет, а не РПЦ) прочтения, источникам.
Спасибо.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2066
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:19.01.10 14:09.Заголовок:Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
Оффтоп? В общем да, но я это к тому что с прочими предметами, и историей в том числе, нечто подобное же происходило и происходит. Максимум рутины, бездумного заучивания и ни малейшего понятия о целях и смысле того, зачем это всё надо.


Оффтоп возникает тогда, когда люди заигрываются в метафоры и начинают воспринимать их буквально. Понятия, говорите, не имеют? Как бы не так. Идет целенаправленное изведение истории под корень. Причем чем древнее история, тем основательнее она изводится, вот в чем загадка, и это общемировая тенденция. Новую и новейшую историю силятся превратить в идеологию (начхать какую, лишь бы историей не пахло), более старую - в конфессиональные, раскольные и светские сказки. Почему так и почему во всем мире - неясно. А главная загадка - в словечке "силятся". Такие силы на это брошены, и вроде никто особо не сопротивляется - ан "не выходит каменный цветок". Парадокс.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2069
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:19.01.10 15:40.Заголовок:Сат-Ок, еще один воп..


Сат-Ок, еще один вопрос. Какие у вас претензии к наличным учебникам (5-7 кл.), и какие пожелания для "идеальных", с вашей точки зрения, учебников?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N:3157
Зарегистрирован:19.05.05
Откуда:Моя Родина - СССР,Москва
ссылка на сообщение  Отправлено:19.01.10 23:04.Заголовок:Опять-таки - это не ..


Опять-таки - это не конкретно к 5-7 классам, а к любому обучающему истории пособию в принципе:

1. Мировоззренческая рахитичность, методическая и фактологическая эклектика.
2. Наличие чёткой срединной линии между осевым эволюционным вектором (инвариантами эволюции) и циклами самодостаточных конкретно-исторических мифов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:6590
Зарегистрирован:17.05.05
Откуда:Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено:19.01.10 23:12.Заголовок:Сат-Ок пишет: Налич..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Наличие чёткой срединной линии между осевым эволюционным вектором …



В смысле? Учебники написаны с позиции «ни нашим, ни вашим, но угодить всем»?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N:3158
Зарегистрирован:19.05.05
Откуда:Моя Родина - СССР,Москва
ссылка на сообщение  Отправлено:19.01.10 23:25.Заголовок:helenrokken пишет: ..


helenrokken пишет:

 цитата:
у защиты протест!

Протест принимается :)

Alex Dragon пишет:
 цитата:
Глюки к делу не пришьёшь

Совершенно верно :)

По Дмитрию Ивановичу и Владимиру Андреевичу Донскому. Характерный сюжет, дающий объём. Спустя два года после Куликовской битвы, как известно, Москву захватил ХАН Тохтамыш. ДИ уехал собирать рать в Кострому (! - ещё в 19 веке именно о городках Костромской области Даль записал: "Буй да Кадый чорт три года искал" - медвежий угол, одним словом, где удобно прятаться, а не рать собирать), и прособирал её там всю дорогу.

Причём крупные бояре превосходно знали, что назад он спешить не будет, потому и ломанулись следом - кто куда. В итоге в городе вспыхнуло восстание, народ устроил погром нескольких усадеб беглецов и массово перепился, в результате чего мощная белокаменная крепость, выдержавшая три осады воинственного Ольгерда, была взята за считанные дни.

А ВА быстро сориентировался, и когда ордынцы рассыпались мелкими отрядами по области, со своими малыми силами стал бить их поодиночке. Отбил много полона, нанёс врагу чувствительный урон.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N:3159
Зарегистрирован:19.05.05
Откуда:Моя Родина - СССР,Москва
ссылка на сообщение  Отправлено:19.01.10 23:27.Заголовок:Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
Учебники написаны с позиции «ни нашим, ни вашим, но угодить всем»?

Они написаны без позиции, я же написал чётко: "мировоззренческая рахитичность".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:6592
Зарегистрирован:17.05.05
Откуда:Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено:19.01.10 23:32.Заголовок:А, дошло. Читать вни..


А, дошло. Читать внимательнее надо. Не сообразил, что второй пункт — это про пожелания.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2073
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:20.01.10 00:03.Заголовок:Сат-Ок пишет: ДИ уе..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
ДИ уехал собирать рать в Кострому (! - ещё и 19 веке именно о городках Костромской области Даль записал: "Буй да Кадый чорт три года искал" - медвежий угол, одним словом, где удобно прятаться, а не рать собирать), и прособирал её там всю дорогу.


Аннекдот почти, конечно, но когда я проезжал в 87-м Кострому, да застрял с автобусом, мне на остановке мужик за бутылку обещал в соседней деревне показать бочку из-под моченых яблок, в которой "сам ДД" от татар прятался. Причем на полном серьезе (видно, очень выпить хотел).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2074
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:20.01.10 00:14.Заголовок:Сат-Ок пишет: 2. На..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
2. Наличие чёткой срединной линии между осевым эволюционным вектором (инвариантами эволюции) и циклами самодостаточных конкретно-исторических мифов.


Что вы имеете в виду (именно вы) под "циклами самодостаточных конкретно-исторических мифов" и мифами вообще (в данном контексте, конечно)?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N:3160
Зарегистрирован:19.05.05
Откуда:Моя Родина - СССР,Москва
ссылка на сообщение  Отправлено:20.01.10 00:37.Заголовок:Лосевский миф, культ..


Лосевский миф, культурные категории. Понимание того, что образы мира кардинально разнятся, что если человек смотрит на мир через оранжевое в крапинку, то мир принципиально иной, нежели когда на него смотреть через зелёное в полосочку.

Эти вещи необходимо уметь рефлексировать в любой ситуации, потому что это фракталь, действующий на всех уровнях общения: человека и человека, человека и субкультуры, человека и культуры, человека и мира; субкультуры и субкультуры, субкультуры и культуры, субкультуры и мира, культуры и культуры, культуры и мира.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2075
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:20.01.10 00:38.Заголовок:И еще один вопрос в ..


И еще один вопрос в связи с ничтожным количеством часов на историю в школе. Может, эту проблему решила бы специализация (в какой-то форме) в 8-11 кл. на гумов и естественников, или от этой идеи больше вреда, чем пользы?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N:3161
Зарегистрирован:19.05.05
Откуда:Моя Родина - СССР,Москва
ссылка на сообщение  Отправлено:20.01.10 00:42.Заголовок:Уверен, что это было..


Уверен, что это было бы хорошо. А технарям весьма помогла бы не остаться без исторического образования адаптированная синергетика.

Я уже писал, как сам мучился от математики и физики с органической химией, хотя мышление у меня очень систематическое и с логикой всё в порядке (даже порой стоило бы немного хаоса подпустить для гармонии).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2076
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:20.01.10 00:55.Заголовок:Сат-Ок пишет: Лосев..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Лосевский миф, культурные категории.


Может, в связи с этим рационально было бы задавать синхросрезы эпохи (они дают возможность рассмотреть образы мира подробнее, не отвлекаясь на историческую текучесть), а между ними давать события-процессы, послужившие "локомотивом истории"? У меня был положительный опыт в этом направлении, материал усваивался неплохо даже "деревянными". Правда читал я первокурсникам, а не школьникам, и историю культуры, а не общую историю, тут мне было гораздо легче. Но часов также катастрофически не хватало.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2077
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:20.01.10 00:59.Заголовок:Сат-Ок пишет: Я уже..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Я уже писал, как сам мучился от математики и физики с органической химией, хотя мышление у меня очень систематическое и с логикой всё в порядке (даже порой стоило бы немного хаоса подпустить для гармонии).


Математику гумам придется оставить. Иначе они на "структурной и прикладной лингвистике" учиться не смогут.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:6594
Зарегистрирован:17.05.05
Откуда:Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено:20.01.10 02:45.Заголовок:А математика наука н..


А математика наука не естественная. Если подумать — голая логика, применяемая в специфическом направлении. Её просто преподавать мало кто умеет толком.
Я вот сильно подозреваю, что ежели действительно всех до упора разделить на технарей и гуманитариев, то быстро образуется каста людей, которые кнопку в лифте сами нажать не смогут. К чему уже и идёт.
Методики преподавания надо пересматривать, тут уже был большой спор о математике. Я вот хоть особых успехов в ней не достиг, но тогда, когда у меня хватало здоровья и желания поглядеть как бы с высоты, остранённо от конкретики текучки — данной конкретной проходимой темы, запарки с контрольными и экзаменами, то оказывалось, что всё просто логично и красиво — особенно если память хорошую иметь. Общественные закономерности, по-моему, сложнее.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:83
Зарегистрирован:07.06.09
ссылка на сообщение  Отправлено:20.01.10 03:00.Заголовок:Интересно бы услышат..


Интересно бы услышать мнение практикующих педагогов - а КОМУ предмет история в тягость и ОТЧЕГО?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N:228
Зарегистрирован:22.04.08
Откуда:Москва
ссылка на сообщение  Отправлено:20.01.10 10:37.Заголовок:Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
быстро образуется каста людей, которые кнопку в лифте сами нажать не смогут. К чему уже и идёт.



Это не в мой ли огород камешек? :)))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2078
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:20.01.10 13:41.Заголовок:Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
Если подумать — голая логика, применяемая в специфическом направлении.


Интуитивисты бы с вами не согласились. Ньютон, например.
Кстати, технические дисциплины тоже не естественные, а именно технические. А то вы естественников с технарями смешали в одну кучу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N:3162
Зарегистрирован:19.05.05
Откуда:Моя Родина - СССР,Москва
ссылка на сообщение  Отправлено:21.01.10 01:25.Заголовок:Цитатник Мао пишет: ..


Цитатник Мао пишет:

 цитата:
Может, в связи с этим рационально было бы задавать синхросрезы эпохи (они дают возможность рассмотреть образы мира подробнее, не отвлекаясь на историческую текучесть), а между ними давать события-процессы, послужившие "локомотивом истории"

По большому счёту у меня так и получается. В школе даже пару лет назад были большие ролевые игры по конкретным векам - классы делились на страны, изучали их, а после играли в настольную историческую "монополию". Было забавно смотреть за союзами и результатами (все их можно было опротестовывать, откопав соответствующие факты из реальной истории). Я сам прогоняю историко-психологическое и структурное вступление, после - цикл анекдотов, сопоставление с современностью и сюжеты из личной жизни каждого (фракталь).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2081
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:21.01.10 19:37.Заголовок:Сат-Ок пишет: А тех..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
А технарям весьма помогла бы не остаться без исторического образования адаптированная синергетика.


Если исходить из грубой нынешней реальности, то есть из цейтнота, в который загнали гуманитарные дисциплины в школе, то это выход. Но строго говоря, синергетический заход в историю для технарей по большей части вреден, потому, что, в сути, это тот ход мысли, которым они и так привыкли пользоваться в своих дисциплинах. Монокультура психической деятельности, прививаемая со школы, может быть опасна. А вот гуманитариям это может пойти на пользу, потому, что развивать "точные" направления в гуманитарных науках предстоит им, болезным.
А насчет цейтнота - может, лучше сократить до предела количество гуманитарных (а частью и негуманитарных) предметов в пользу качетва (то есть литературы и истории)?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N:3164
Зарегистрирован:19.05.05
Откуда:Моя Родина - СССР,Москва
ссылка на сообщение  Отправлено:21.01.10 19:54.Заголовок:Да не вреден, просто..


Да не вреден, просто они в истории увидят что-то близкое. Междисциплинарный диалог, к которому призывает синергетика - мостик, на котором физики и лирики могут встретиться - это снятие дуалистической напряжённости, мировоззренческий ввод диалектики в общение наук о мире и наук о человеке.

Я в упор не понимаю, зачем с 5 класса граждановедение, а после ещё обществознание. Притянуто за уши явно. Зачем несколько лет экономики в средней школе? При этом нет психологии и астрономии (географической, а не физической!)...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2082
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:22.01.10 00:17.Заголовок:Ну, граждановедение ..


Ну, граждановедение и обществознание - тут в учебники достаточно заглянуть - это вовсе не предметы. Их хоть с 11 кл. учи - они антинаучны, антигуманны и антипедагогичны в каждой своей букве. Они приносят конкретный вред, и не только тем, что сжирают учебное время и казенные деньги.
Экономика - это бесполезные, но еще игрушки. Вот у подруги жены сын в 6 классе изучает теорию вероятности и статистику - вот это цирк. Они (ученики) не понимают вообще ничего. Их запутали так, что они забыли, что такое проценты и как их считать. На математике помнят, на статистике - нет, такая вот шизофрения.
Мне кажется, при отборе предметов должна соблюдаться установка: из теоретических дисциплин изучаются только наиболее фундаментальные (кстати, в советской школе они присутствовали, и в хорошем объеме), а из практических - только те, которым школа в состоянии научить квалифицированно, для жизни, а не для галочки. (И, конечно, физкультура должна быть чаще, и как-то по-другому (как, правда, не знаю))).)
А литература и история - самые фундаментальные из теоретических гуманитарных. На них и должна быть брошена львиная доля часов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2083
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:22.01.10 01:12.Заголовок:Сат-Ок, кстати, тако..


Сат-Ок, кстати, такой вопрос:

Сат-Ок пишет:

 цитата:
В школе даже пару лет назад были большие ролевые игры по конкретным векам - классы делились на страны, изучали их, а после играли в настольную историческую "монополию". Было забавно смотреть за союзами и результатами (все их можно было опротестовывать, откопав соответствующие факты из реальной истории).


И как после такой монопольки, застревало ли что-то в голове (учащихся, естественно). Я не в смысле начинали ли лучше учиться (это вряд ли), а действительно, застревали ли у них в голове реальные знания?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:6609
Зарегистрирован:17.05.05
Откуда:Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено:22.01.10 01:36.Заголовок:В такие игры не игра..


В такие игры не играл, но случалось в ролевухах типа толкиенутых участвовать. Так вот, что касаемо знаний по теме игры — их, по-поему, больше не становилось — я как Толкиена когда-то не дочитал до конца, так до сих и не хочу. Игре это особо не мешало — в ней главное правила соблюдать. А вот они усваиваются, внимание на них больше концентрируется. Короче, толку в смысле знания источников от игры никакой.
Но! Что она давала — так прочуствовать какие-то конретные моменты, типа того что как ощущает себя человек посреди леса ночью, что такое спать под деревом, что такое командовать людьми и подчиняться, что такое, когда на тебя орава людей с топорами-саблями скачет, а ты улепётываешь, и т.п. вещи. На одной игре на тему славянской мифлологии довольно-таки неплохо получилось местом проникнуться — река, лес, гранитные берега и всё такое. Хождение в подобии крестьянской рубахи, сшитой из простыни, оказалось весьма пользительно для души и тела.
Но мифологию ту лучше знать от этого не стал. :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N:3165
Зарегистрирован:19.05.05
Откуда:Моя Родина - СССР,Москва
ссылка на сообщение  Отправлено:22.01.10 11:55.Заголовок:Цитатник Мао пишет: ..


Цитатник Мао пишет:

 цитата:
застревали ли у них в голове реальные знания?

В весьма ограниченном объёме. Больше тренировался навык нахождения необходимой исторической информации. Они думали об этом несколько недель, ругались персонажами. Какие-то "кусочки драгоценной смальты" (Лихачёв) остались, но целостной картины, боюсь, не сохранилось ни у кого.

Из последнего. Милая бойкая девочка 8-го класса по моему задания тщательно нарисовала карту Средиземноморья. В смысле, дома перерисовала. Раскрасила, буковки с завитками сделала... В итоге - Пелопоннес оказался островом, Афины - на месте Спарты, Рим - на Сардинии, а Сицилия подписана как Мальта. Её это нисколько не смутило, её собственная оценка своей работы касается только завитков и профессионально ровного цветного фона суши и моря.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2084
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:22.01.10 13:13.Заголовок:Сат-Ок пишет: Её эт..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Её это нисколько не смутило, её собственная оценка своей работы касается только завитков и профессионально ровного цветного фона суши и моря.


Будет дизайнером в издательстве. Пополнит оффисную прослойку. В сущности, школа ей уже не нужна.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:6612
Зарегистрирован:17.05.05
Откуда:Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено:22.01.10 15:40.Заголовок:Сат-Ок пишет: Её эт..


Сат-Ок пишет:

 цитата:
Её это нисколько не смутило, её собственная оценка своей работы касается только завитков и профессионально ровного цветного фона суши и моря.



Ты сформулировал подход к жизни всей эпохи.
Ну, а кстати, вот ты, Николай, и вы, Цитатник, могли бы обосновать — зачем ей эти Сардинии? Она ведь по жизни, скорее всего, никогда не столкнётся с ситуацией, когда бы это было важно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N:3166
Зарегистрирован:19.05.05
Откуда:Моя Родина - СССР,Москва
ссылка на сообщение  Отправлено:22.01.10 15:55.Заголовок:Первый урок, который..


Первый урок, который я провожу с новыми классами - это всегда объяснение мотивации и ответ на этот самый вопрос.

Естественно, существование ответа не означает его восприятия, что мы можем лицезреть и по положению дел в ефремоведении, когда зрелые вроде бы люди игнорируют ответы, чтобы поиграться в имхо-фанф.

Я предлагаю обосновать обе точки зрения, найти отличие человека от животного, провести буквальные аналогии с пословицей "ученье свет, а неученье - тьма", представить последствия однодневной памяти или способности ориентироваться только в своей комнате, дорисовать орнамент по известной - большой или крошечной - детали...

И подвожу их к фрактальности и системности мира, связи настоящего и будущего с прошлым, к пониманию физической близости и психологической далёкости прошлого. И так далее.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2086
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:22.01.10 19:32.Заголовок:Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
Ну, а кстати, вот ты, Николай, и вы, Цитатник, могли бы обосновать — зачем ей эти Сардинии? Она ведь по жизни, скорее всего, никогда не столкнётся с ситуацией, когда бы это было важно.


1. Школьные предметы вырабатывают навык понятийного мышления (Выготский "Мышление и речь"). Без этой перестройки психики ученик не сможет в будущем самообучаться и самостоятельно совершенствоваться, про банальную учебу в институте молчу.
2. Школьные предметы вырабатывают специальные навыки психической деятельности, которые могут пригодиться в совсем других областях.
3. Учебный процесс социализует ученика в самом высшем смысле - он его время-ориентирует (от урока к уроку по 45 мин.). То есть ученик встраивается в цивилизацию (с культурой, увы, реальная школа часто реально отдыхает))).
Заметьте, эти условия выполняются при любых обстоятельствах, независимо, хорошо или плохо учится ученик, хорошие у него учителя или это банда духовных растлителей. Если же ученик учится охотно и учителя у него хорошие - еще много чего бывает хорошего.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:6615
Зарегистрирован:17.05.05
Откуда:Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено:22.01.10 20:24.Заголовок:Я, видимо, не совсем..


Я, видимо, не совсем правильно выразился. Надо было бы спросить, наверное, так: «Как бы вы объяснили, что в чём неправа ученица, для которой важны «завитки» и «профессионально ровный цветной фон суши и моря»?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2087
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:23.01.10 01:57.Заголовок:А что тут объяснять?..


А что тут объяснять? Подумайте сами: вы вот беспокоитесь, как бы у нас товарищи женщины не разучились, ставши гумами, пользоваться лифтом и отверткой. А представьте более реальную ситуацию. Станет эта девочка дизайнером в хорошем издательстве, начнет получать хорошую зарплату, начнет ездить по миру. Но в каком качестве? Живой посылки, которую загрузили-выгрузили в-из самолета, и которая совершенно не представляет, на каком свете она находится. Много ли проку от таких путешествий? Этак куда не прилети - все одно и то же будет. Даже если смотреть на мир совершенно гедонистически - человек круто ломает себе кайф. А если посмотреть чуть пошире? Жалкое зрелище.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:6616
Зарегистрирован:17.05.05
Откуда:Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено:23.01.10 02:36.Заголовок:Не только женщины. А..


Не только женщины.
А насчёт живой посылки — так её, видимо, это вполне устроит. Кругом «всех» же устраивает?
Тут, мне кажется, более меркантильные аргументы нужны — у таких девочек с «креативностью» проблемы должны возникать рано или поздно — сложно что-то делать, не понимая, откуда ноги растут, а для этого кругозор нужен. Ровно краской доску и автомат загрунтует. А это значит, что быть ей вечно на посылках, «реальным криэйтерам» краски и кисточки подавать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:287
Зарегистрирован:09.06.09
Откуда:Россия,СПб
ссылка на сообщение  Отправлено:23.01.10 04:14.Заголовок:Так всё-таки - зачем..


Так всё-таки - зачем ей запоминать, где Рим находится? Ведь всегда можно на карту глянуть.
Достаточно знать, что он там где-то есть.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N:239
Зарегистрирован:22.04.08
Откуда:Москва
ссылка на сообщение  Отправлено:23.01.10 12:00.Заголовок:Цитатник Мао пишет: ..


Цитатник Мао пишет:

 цитата:
застревали ли у них в голове реальные знания?



Повторяю вопрос - чтобы ответить, как я понимаю.
Эмоциональное ядро, которое образуется в душе человека после исторической поездки, игры или посещения интерактивного музея, может потом служить основой, веретеном, на которое будут накручиваться нити знания.
Вспомните: почти у всех тех, кто сейчас занимается историей, есть такое веретёнышко в душе, возникшее, когда что-то сильно поразило сердце человека.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2088
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:23.01.10 15:14.Заголовок:Alex Dragon пишет: ..


Alex Dragon пишет:

 цитата:
А насчёт живой посылки — так её, видимо, это вполне устроит. Кругом «всех» же устраивает?


Устраивает очень недолго. Имел возможность наблюдать за знакомыми и вот вывод: бессмысленые путешествия надоедают быстро. Такой пример: сестра жены с подругой взяли в прокате машину и проехались по Италии с севера до Рима. На вопрос о впечатлениях от Италии ответ: "Видала я вашу Италию - сапог сапогом". А посмотрел на маршрут - они умудрились обогнуть большинство культурных центров. Спрашиваю: "А чего ж в Ассизи не заехали? Ведь рядом проезжали." Ответ: "А тут дорога была лучше, а там ремонтировалась. А что, надо было?" Единственный плюс - итальянскую провинцию посмотрели, которую туристам не показывают. И ведь тут человек и географию знает, и о культуре понятие имееет. А теперь вообразите на ее месте ту девочку. (Кстати, сестра жены за границу больше ни ногой, ездит только по средней полосе - тут ей все понятно. Это к вопросу о понятности.)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:6617
Зарегистрирован:17.05.05
Откуда:Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено:23.01.10 15:23.Заголовок:Verr пишет: Так всё..


Verr пишет:

 цитата:
Так всё-таки - зачем ей запоминать, где Рим находится? Ведь всегда можно на карту глянуть.



Вопрос не в этом заключался. А в том, что человек, рисуя карту, думает сугубо о ремесленной технике, о мелочах, но ни разу не задаётся вопросом, что и для чего он делает. Мы в теме про искусство подобные вопросы обсуждали — люди заняты сотнями оттенков формы, но неспособны критично посмотреть — а что, собственно, эти формы выражают? Это примерно то же самое, как если бы обсуждающие снимки, сделанные эсэсовцами на казнях, оценивали ракурсы, постановку света, грамотность построения кадра, игру теней, достоинства и недостатки аппаратуры «фотографов».
Если вы спросите рабочего на автозаводе, что он делает, то скорее всего ответит про непосредственно свою операцию — колёса прикручиваю, свечи вставляю и т.п. Самоделкин в гараже скорее всего скажет, что он машину собирает. Или как в известной байке про Шартрский собор — один рабчий раствор месил, другой семью кормил, а третий строил собор. Разницу чувствуете? Вы же не скажете, когда едите, что черпаете ложкой из тарелки и совершаете возвратно-поступательные движения рукой. Нет, вы скажете «я ем». Так вот эта девочка «совершала возратно поступательные движения», а не ела.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2089
Зарегистрирован:03.01.08
ссылка на сообщение  Отправлено:23.01.10 15:49.Заголовок:Ольга пишет: Эмоцио..


Ольга пишет:

 цитата:
Эмоциональное ядро, которое образуется в душе человека после исторической поездки, игры или посещения интерактивного музея, может потом служить основой, веретеном, на которое будут накручиваться нити знания.


Да, так и должно быть (по Выготскому ). Но меня интересовало как это происходит в школьной практике (свой опыт такого рода у меня отсутствует). Из ответа Сат-Ока я понял, что закрепление этого ядра все же происходит на вербальном, а не эмоционально-мыслительном плане (тут происходит какое-то нетривиальное взаимодействие). То есть, грубо говоря, чтобы ядро закрепилось, ученик под влиянием этого воздействия (такой эмоционально-мыслительный голод) должен начать читать книги (хотя бы учебник).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:6618
Зарегистрирован:17.05.05
Откуда:Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено:23.01.10 16:32.Заголовок:Помнится лет в восем..


Помнится лет в восемь я чуть ли не под лестницей нашёл потрёпанный учебник по истории Древнего Мира для 5 класса. Он весь такой цветастый был внутри, с множеством картинок. Обложка была, кажется, чёрная с Парфеноном или ещё какими-то соответствующими развалинами. По-моему, из всех учебников по истории по той советской программе начала 80-х, самый интересный. Вот вроде сколько всяких книг через руки прошло, а этот случай почему-то запомнился. Причём даже не содержание, а обстоятельства и какой-то цветовой образ в мозгах — сочетание чего-то жёлтого, чёрного, синего, красного, как если бы все карты, фотографии и ту обложку в кучу перемешать, и сам факт того что случай — не купил, не подарили, а вот как-то вдруг возник. Вроде клада.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов -147 ,стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
-участник сейчас на форуме
-участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 212
Права: смайлыда,картинкида,шрифтыда,голосованиянет
аватарыда,автозамена ссылоквкл,премодерациявкл,правканет